Тренинг- семинар по теме: «Сюжетно-ролевая игра»
Цель: объединить усилия коллектива для повышения уровня организации сюжетно- ролевой игры, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки. Раскрыть общую стратегию поведения воспитателя при организации сюжетно-ролевой игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре.
Задачи:
Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
Повышать методический уровень педагогов по организации сюжетно- ролевой игры
Способствовать творческому поиску
Скорректировать работу по организации сюжетно-ролевой игры
Предварительная работа:
Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства сюжетно-ролевой игрой.
Разработка сценария
Подготовка проекта решения педсовета
Выставка атрибутов к сюжетно- ролевым играм
Оформление копилки с конспектами сюжетно- ролевых игр по всем возрастам
Оборудование: столы и стулья для команд- участников, стол для жюри, оценочные листы, карточки с вопросами для разминки, игровое поле, черный ящик с заданиями.
Анализ педагогами организации с/р игры в каждой возрастной группе (восп)
Ход игры:
Все участники педсовета разбиваются на две подгруппы ( по жребию)
Визитная карточка команд (приветствие название, девиз)
Вопросы:
Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием …. (замысла)
Что является структурным компонентом игры? …. (сюжет, содержание, роль)
Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)
Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры ….. (мышление, воображение, память) |
| | | | | | | |
Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)
Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры – это ….. (наличие атрибутов) | |
Педагогические ситуации
Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие».
«Чур, я капитан корабля», - говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», - запротестовали Маша и Кирилл
Вопросы:
Как воспитателю разрешить данную ситуацию?
Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?
Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и
«солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», - сказали ребята.
Вопросы:
Как поступить воспитателю в данной ситуации?
Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.
Вопросы:
Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет.
Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в «войну».
Дети повторяют в игре «некрасивое» поведение взрослых.
Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается.
сюжетно- ролевые игры младшего и среднего возраста
Назовите приемы руководства играми малышей (участие воспитателя в играх)
Сформулируйте задачи руководства играми малышей
- развитие и обогащение игровых действий
- развитие и обогащение сюжета
- формирование умений играть рядом
спланируйте предварительную работу к сюжетно- ролевой игре «Шоферы»
спланируйте предварительную работу к сюжетно- ролевой игре «Семья»
Составьте перечень оборудования для сюжетно- ролевой игры «Морской порт»
(корабли, шлюзы, портовый кран для погрузки грузов)
"Переправа" (шлюзы, корабль, машина, кран для погрузки и разгрузки, въезд на переправу, водяная мельница, фигурки людей)
Составьте перечень оборудования для сюжетно- ролевой игры «МЧС»
"Пожарная станция" (диспетчерский пункт, гараж, вертолетную площадку, пожарные машины, место для заправки пожарных машин водой, бензоколонку, фигурки диспетчера и пожарных)
"Горящий дом" (жилой дом с фигурками людей и собачки может быть трансформирован в горящее здание, где пожарные спасают человека, стоящего на балконе и т.д.)
"Железнодорожная станция" (рельсы, вагончики, перрон, оборудованный зал ожидания в здании железнодорожного вокзала, пассажиры, работники железной дороги, подъездные пути, машина, автобус, шофер и т.д.)
Полоса препятствий, состоящая из конусов, гимнастических палок, клипс (для соединения деталей), обручей
Назовите гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры.
(наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)
Назовите отечественных педагогов и психологов, занимающихся исследованиями проблемы детской игры
(Р. И. Жуковская, А. П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, В. П. Залогина, Р. А. Иванкова, Е. И. Щербакова, Д.Б. Эльконин)
Сколько игрушек должно быть у ребенка?
Правильный ответ: (лучше, если у ребенка будет немного игрушек, но относиться он будет к ним с любовью)
Против знатоков играет заместитель заведующей по ВМР Андреенко Т.А.
Внимание вопрос!
Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру
Правильный ответ:
(оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли,)
Домашнее задание: Презентация сюжетно- ролевых игр.
По окончании игры подводит итог (рефлексия)
Критерии оценки работы команд:
Время. Активность группы
Творчество и компетентность участников
Полнота ответов
Решение педагогического совета:
В целях совершенствования условий для организации сюжетно- ролевых игр в группах пополнить развивающую среду атрибуты для игр в соответствии с возрастом (отв.: все воспитатели)
Систематически планировать и проводить сюжетно- ролевые игры в соответствии с программными требованиями. (отв. все воспитатели)
Информировать родителей о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей (отв.: все воспитатели).
5