СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг "Твори добро своими руками"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка к Дню толерантности

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Твори добро своими руками"»

Социально-педагогический тренинг «Твори добро своими руками»


М.А. Матюнина, МБУ «Центр ППМСП», г. Болхов


Цель:

Способствовать воспитанию добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу

Задачи:

-Ввести и закрепить определение термина «толерантность», углубить понимание его значения.

-Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить решения обсуждаемых проблем, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

-Воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.

Оборудование: компьютер, видеоролик, иллюстрации к сказке, сердечки, конфеты, коврик, свеча, листы бумаги, весы, игрушки.


Ход тренинга.

Вводная часть.

Приветствие.

-Здравствуйте ребята, сегодня мы проведем мероприятие, которое связано с датой 16 ноября. Есть День учителя, строителя, медицинского работника. А чем знаменательна дата 16 ноября? Это день толерантности. Что означает это слово?

Но в то же время это очень важно и интересно.


Вхождение в тему.

Однажды один писатель сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова – это не только урок нам людям, живущим в 21 веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что все мы – люди этой планеты. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующее поколение не только продолжили наши традиции, но и восхищались нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу.

Основная часть.

1. Упражнение «Мозговой штурм»

-Как вы считаете, добрым быть хорошо или плохо? (ответы детей) 
- Почему очень часто с вами говорят о доброте? (ответы детей) 
Доброта. Какое старое слово! Не века, а уже тысячелетие люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу.


-Ребята, как вы думаете, что такое доброта? (ответы детей) 
- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. В словаре (показ словаря) Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, не прося ничего взамен». 
- Назовите синонимы к слову добрый : отзывчивый, хороший ,нравственный ,честный, порядочный ,вежливый, заботливый и т.д. 
- Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.
-Что никогда не сделает добрый человек? Добрый человек никогда: не обманет, обидит, убьет ,украдет ,ударит, сделает больно, бросит в беде, оставит без помощи и т.д. 
- Ребята, а вы себя считаете добрыми людьми?

2.Рассказывание сказки Оскара Уайльда «Мальчик-Звезда».
Сейчас я хочу рассказать вам одну сказку. Её написал О.Уайльд и называется она«Мальчик-Звезда» 
(Перед детьми стоят два портрета: мальчика-звезды и его мамы-нищенки с кармашками.) 
- Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка–его мать. 
- Ребята, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки в кармашки под портретами героев сказки. 
(Поместить две тарелочки под этими портретами: у нищенки в тарелке серые квадратики, а у мальчика-звезды – яркие настоящие конфеты) 
- Ребята, а герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки у героев.
Когда предложенные подарки были взяты детьми, обращает внимание на кармашек под портретом нищенки. 
- Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды? 
(Нужно видеть смятение детей).

 -Да, дети, искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда – сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь. Каждую минуту мы должны учиться доброте, бороться со злом. Нам необходимо составить правила, которые помогут нам совершать добро.

3.Эксперимент-ситуация.
- Сейчас мы проведём эксперимент. Возьмите белый лист бумаги. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить что-то обидное, мы будем загибать край бумаги. (Ученики выполняют работу) 
- Посмотрите на лист, изменился ли он? Сравните. Почему листы разные? 
Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть, сказать что-то приятное). 
- Давайте попробуем сказать что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили. 
- Ребята, а сейчас посмотрите на лист, своими словами вы разгладили его, но стал ли он таким, какая был в начале эксперимента? Нет. Почему? 
Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее разгладить.

Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». 
- Нравиться ли нам, когда нас обижают? 

-Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу? 

-Как быть добрее? 

1правило : Любите людей знакомых и незнакомых, не обижайте их. 

4 Упражнение «Свеча»

Педагог держит свечу. Скажите ребята, а свеча – это добро или зло? Если она даёт свет, дарит тепло, уют – это добро, а если поднести руку близко к огню – это зло. Вот так и слово может согреть, а может и причинить боль. 

Задание «Растопи льдинку»

Выбрать 6 человек, один человек в середине. Дети держатся за руки. Стоящий в центре должен уговорить хотя бы одного человека выпустить его из круга, говоря при этом добрые слова. Что вы почувствовали, когда вам сказали слова благодарности? Трудно говорить друг другу хорошие слова? Сформулируйте первое правило доброты. 

2 правило: уважай людей- говори как можно больше добрых и хороших слов. 

5.Игра “Коврик мира” 

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. “Коврик мира” побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы, друг с другом. 
Ход игры. Для игры необходим кусок тонкого пледа 90 х 150 см. 
- Ребята, расскажите мне, вы спорите иногда друг с другом? (Ответы детей)

Из-за чего вы спорите?

- Как вы чувствуете себя после такого спора?(Ответы детей) 
- Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? (Ответы детей) 

- Сегодня я принесла для нас вот такую вещь. Это наш с вами “коврик мира”. Давайте договоримся, если возникнет спор, “противники” могут встать на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Педагог кладет в центре комнаты ткань, а на нее — красивую книгу.) 

1. ситуация. Кате и Свете нужно сделать доклад и им необходимо взять одну и ту же книгу, но книга — одна, а их — двое. Что может произойти? 
Сейчас девочки встанут на коврик мира и разрешат эту ситуацию. 

2 ситуация. Проходя в класс, Дима сильно задел плечом Колю. Что может произойти? 
Почему произошли данные конфликты. Как их разрешить? Как нужно себя вести, если все- таки возник конфликт?

3 правило: Нужно уметь не ссориться и прощать обиды 
6. Упражнение «Весы».

- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут в этом старинные весы? 

- На одну чашу весов мы будем «складывать зло»

игрушки (Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь) 
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. 

- Вспомните, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром. Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашку свою капельку (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре чаша весов добра перевешивает чашу зла. Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки – в море добра. Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след 

4.Правило: Твори добро во благо людей 

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к человеку, животному, птице с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. 

Заключительная часть.


1. Рефлексия.

-Ребята, а вы хотели бы жить в мире доброты? От кого зависит, какой мир нас окружает? Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу страну красивой. Наша встреча подходит к концу. Давайте ещё раз вспомним правила, выполнять которые мы учились. 

1 правило: Любите людей знакомых и незнакомых, не обижайте их. 

2правило: уважай людей: говори как можно больше добрых и хороших слов. 

3правило: Нужно уметь не ссориться и прощать обиды 

4 правило: Твори добро во благо людей 


Конечно, есть ещё много других правил, которые мы с вами должны не только знать, но и выполнять. Мне хочется, что вы всегда соблюдали эти правила.

2.Просмотр видеоролика «Твори добро».



Список используемой литературы

1.Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). – М., 2003.

2.Булгакова М.Н. Воспитание толерантности / М. Н. Булгакова // Справочник заместителя директора школы. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №8.

3.Воробьева О.Я. Влияние эмоциональной среды на успеваемость учащихся / О.Я. Воробьева// Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2007. - №1.

4.Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика, 2002. – № 7. – С. 3 – 13.

5.Гревцева И.В. Классный час "Что такое толерантность?" / И. В. Гревцева // М.: Центр "Педагогический поиск", 2006. - №4.

6.Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе / Е. Громова // Воспитание школьников. - 2006. - №1.

7.Декларация принципов толерантности. Учительская газета. № 37, 2000.

8.Зайцева М.И. Проект "Подросток и толерантность" / М. И. Зайцева // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2007. - №1.

9.Иванова Т.А. Классный час для учащихся средних классов "Все мы разные" / Иванова Т.А., Е. В. Борисоглебская // М.: Центр "Педагогический поиск", 2006. - №4.

10.Пойми меня // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2007. - №7.

11.Тулаева Е.Б. “Я тоже всему свету нужен” “Юшка” и “Неизвестный цветок” А.Платонова. Журнал “литература в школе” № 7, 2008.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!