СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинговое занятие для педагогов "Мотивируем учеников на успех"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинговое занятие для педагогов " Мотивируем учеников на успех"

Подготовила педагог-психолог МБОУ " Марьяновская школа" Щербакова Татьяна Владимровна

Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие для педагогов "Мотивируем учеников на успех"»

Мотивируем учеников на успех Психологический тренинг для учителей Педагог-психолог Щербакова Т.В.

Мотивируем учеников на успех

Психологический тренинг для учителей

Педагог-психолог

Щербакова Т.В.

успешного формирования учебной мотивации ощущение самостоятельного поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности) = успешная учебная деятельность ученика.

успешного формирования учебной мотивации

  • ощущение самостоятельного поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности) = успешная учебная деятельность ученика.
успешная учебная деятельность ученика  Ощущение самостоятельного поиска знаний   Лозунг: «Мы сделали это сами!»

успешная учебная деятельность ученика Ощущение самостоятельного поиска знаний

  • Лозунг:
  • «Мы сделали это сами!»
ОЩУЩЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЦЕССА ПОИСКА ЗНАНИЙ

ОЩУЩЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЦЕССА ПОИСКА ЗНАНИЙ

Важно!   Главным источником учебной мотивации (да и мотивации в общем) является ощущение себя активным участником процесса. Это уместно применять в процессе самого урока. Здесь можно использовать   технику “Проблемные вопросы”. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем. Не забываем повторять, что  у каждого есть право на ошибку . Пусть лучше ученик ошибется, делая предположения на подаче нового материала, нежели промолчит и сделает неверное предположение в самостоятельной работе. Не забываем хвалить . “Молодец, ты задал хороший вопрос” - тут мы делаем акцент именно на его действие – ученик самостоятельно искал и нашел, что ему нужно!

Важно!

  • Главным источником учебной мотивации (да и мотивации в общем) является ощущение себя активным участником процесса. Это уместно применять в процессе самого урока.
  • Здесь можно использовать   технику “Проблемные вопросы”.
  • Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.
  • Не забываем повторять, что  у каждого есть право на ошибку . Пусть лучше ученик ошибется, делая предположения на подаче нового материала, нежели промолчит и сделает неверное предположение в самостоятельной работе.
  • Не забываем хвалить . “Молодец, ты задал хороший вопрос” - тут мы делаем акцент именно на его действие – ученик самостоятельно искал и нашел, что ему нужно!
Упражнение: “Мозговой штурм”   “ Кошка, которая любила поспать” Кошка аптекаря из Женевы Жана Пиното любила спать в витрине. Как ни пытался Жан отучить ее от этой привычки, ничто не помогало – вновь и вновь кошка пробиралась в витрину и сладко там засыпала. Ну, раз кошку не отучить, пришлось придумать, как извлечь из этого пользу.  Что придумал хозяин кошки? “ Сапоги для гусей” Было время, когда россияне поставляли в Европу гусей. Особенно ценились серые гуси тульской породы. А перемещались птицы на “западный” рынок самым экономичным способом – своим ходом. Ни тебе транспортных затрат, ни холодильников... И корма вдоль дорог тогда было достаточно. Одно затрудняло движение: нежные лапы гусей сбивались в кровь от долгой дороги. Русских поставщиков выручила смекалка.  Что они придумали? “ Деньги для Бога” Епископ Орлеана Арнуль незадолго до 1000 года задумал перестроить “великолепным образом” церковь Сент-Круа. И деньги на это были. Но богатство церкви не хотелось показывать.  Как же построить богатый храм, не кичась богатством?

Упражнение: “Мозговой штурм”

  • Кошка, которая любила поспать”
  • Кошка аптекаря из Женевы Жана Пиното любила спать в витрине. Как ни пытался Жан отучить ее от этой привычки, ничто не помогало – вновь и вновь кошка пробиралась в витрину и сладко там засыпала. Ну, раз кошку не отучить, пришлось придумать, как извлечь из этого пользу.  Что придумал хозяин кошки?
  • Сапоги для гусей”
  • Было время, когда россияне поставляли в Европу гусей. Особенно ценились серые гуси тульской породы. А перемещались птицы на “западный” рынок самым экономичным способом – своим ходом. Ни тебе транспортных затрат, ни холодильников... И корма вдоль дорог тогда было достаточно. Одно затрудняло движение: нежные лапы гусей сбивались в кровь от долгой дороги. Русских поставщиков выручила смекалка.  Что они придумали?
  • Деньги для Бога”
  • Епископ Орлеана Арнуль незадолго до 1000 года задумал перестроить “великолепным образом” церковь Сент-Круа. И деньги на это были. Но богатство церкви не хотелось показывать.  Как же построить богатый храм, не кичась богатством?
успешная учебная деятельность ученика  Ощущение свободы выбора   Лозунг: «Мы можем выбирать!»

успешная учебная деятельность ученика Ощущение свободы выбора

  • Лозунг:
  • «Мы можем выбирать!»
Ощущение свободы выбора

Ощущение свободы выбора

Важно!

  • «Почему ты ходишь в школу?»
  •   Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. Это ощущение, что выбора нет, само по себе способно убить желание не только учиться, но и вообще воспринимать школу позитивно. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям — особенно.)
  • Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует “заданность”, а не “выбранность”!
  • Что же можно сделать с этим? Меньше употребляем фразы: “Вы должны, вам следует, вы обязаны”, а больше фраз, наталкивающих на осмысленность школьных правил: “У вас есть такие-то варианты, вы можете это и это...” и т.п.
  • Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора — темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему урока и подготовить ее вместе с учеником, способ сдачи пройденных тем. Сюда мы можем отнести  технику “Выбор домашнего задания ” и схему, повышающую эффективность детей. 
Упражнение  «Собери пословицы!»     Никогда не говори: не умею     Не лезь в воду   Без отличия испытываешь Под лежащий камень   Чем журавль в небе Хорошим словом стену пробьешь Плохим – и в воду не войдешь Кто умеет говорить Кто много говорит Лепят Лучше синица в руке Вода не течет Малая капля большой Получишь каравай Не святые горшки А слово – душу Молчи, язычок, Ни к чему не прикасается С ним говорить, что Пренебрежение Тот не ошибается, кто Пусть людей спросит Не спросив броду Тот мало творит Кто не знает – Решетом воду носить Сабля ранит тело Всегда говори: научусь Хорошо тому жить Камень точит

Упражнение «Собери пословицы!»

 

 

Никогда не говори: не умею

 

 

Не лезь в воду

 

Без отличия испытываешь

Под лежащий камень

 

Чем журавль в небе

Хорошим словом стену пробьешь

Плохим – и в воду не войдешь

Кто умеет говорить

Кто много говорит

Лепят

Лучше синица в руке

Вода не течет

Малая капля большой

Получишь каравай

Не святые горшки

А слово – душу

Молчи, язычок,

Ни к чему не прикасается

С ним говорить, что

Пренебрежение

Тот не ошибается, кто

Пусть людей спросит

Не спросив броду

Тот мало творит

Кто не знает –

Решетом воду носить

Сабля ранит тело

Всегда говори: научусь

Хорошо тому жить

Камень точит

успешная учебная деятельность ученика  Ощущение компетентности   Лозунг: «У меня это получается! Я научился!»

успешная учебная деятельность ученика Ощущение компетентности

  • Лозунг:
  • «У меня это получается!
  • Я научился!»
Ощущение компетентности (успешности)

Ощущение компетентности (успешности)

Важно! Учебная мотивация (желание учиться) запускается не столько объективным успехом, сколько ощущением своей успешности. Такого рода информация регулярно поступает от учителя, комментирующего процесс и результат деятельности ребенка, а также его способности. Важно, что именно слышит ребенок в таких ситуациях. И здесь необходимо учитывать следующие правила (позитивной обратной связи = ПОС).

Важно!

  • Учебная мотивация (желание учиться) запускается не столько объективным успехом, сколько ощущением своей успешности. Такого рода информация регулярно поступает от учителя, комментирующего процесс и результат деятельности ребенка, а также его способности. Важно, что именно слышит ребенок в таких ситуациях. И здесь необходимо учитывать следующие правила (позитивной обратной связи = ПОС).
Правила позитивной обратной связи! /ПОС/ • ПОС должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен. Сравните: «Молодец, умница» и «Вера, ты просто великолепно проанализировала это стихотворение Тютчева!». (Второе предпочтительнее, так как ребенок знает, что именно ему удалось, он понимает, что стараться стоит.) • ПОС дается за проявленные усилия, настойчивость, а также за достижение конкретных целей. Поддерживайте продвижение в понимании, а не простое запоминание материала. • ПОС должна быть индивидуально ориентированной, без оценок и сравнений с другими учениками, то есть оценивается динамика развития: сравниваются умения сегодняшние со вчерашними. Дух конкуренции в долговременной перспективе — неэффективный (плохой) МОТИВАТОР.

Правила позитивной обратной связи! /ПОС/

  • • ПОС должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен. Сравните: «Молодец, умница» и «Вера, ты просто великолепно проанализировала это стихотворение Тютчева!». (Второе предпочтительнее, так как ребенок знает, что именно ему удалось, он понимает, что стараться стоит.)
  • • ПОС дается за проявленные усилия, настойчивость, а также за достижение конкретных целей. Поддерживайте продвижение в понимании, а не простое запоминание материала.
  • • ПОС должна быть индивидуально ориентированной, без оценок и сравнений с другими учениками, то есть оценивается динамика развития: сравниваются умения сегодняшние со вчерашними. Дух конкуренции в долговременной перспективе — неэффективный (плохой) МОТИВАТОР.

Правила позитивной обратной связи! /ПОС/

  • • Похвала должна быть искренней, честной и спонтанной, чтобы в похвалу верилось. Интонации, энтузиазм в голосе, мимике и жестах тут очень важны.
  • • Нужно стараться находить слова поддержки, жесты одобрения для всех детей. Если есть те, кто удостаиваются похвалы и внимания гораздо чаще остальных (а к тому же и не по заслугам), то создается ощущение несправедливости учителя, что однозначно демотивирует.
  • Хвалить предпочтительнее, чем критиковать, потому что похвала, признающая компетентность ребенка, вдохновляет его на новые свершения.
  • Мощным, реально действующим источником мотивации является характер объяснений учителем успехов и неудач ребенка. Если объяснять успехи ученика его способностями и усилиями, то у него сложится уверенность, что он сможет снова добиться успеха («Прекрасный ответ, замечательная работа, видишь, как ты можешь!»). Важно стараться не давать ученикам повода думать, что успех может быть обусловлен везением, дополнительной помощью или легкостью материала.
  • С другой стороны, объяснение неудач недостатком старательности или другими временными факторами, например плохим настроением или неважным самочувствием, также способно поддержать самооценку ребенка и его будущую настойчивость. Например, «Ты просто недостаточно подготовилась для того, чтобы хорошо написать эту контрольную», «Мне кажется, что ты очень быстро сдался», «К сожалению, ты работала над заданием слишком небрежно».
Тест О. Елисеева  «Определение типа мотивации»   Из приведенных 28 пословиц и поговорок выберите те, какие вы реализовываете на практике. Их может быть 5 или 15, но это должны быть лозунги, которых вы действительно придерживаетесь, а не просто считаете правильными. 1.Первый блин всегда комом. 2.Чья земля – того и хлеб. 3.Мягко стелет – жестко спать. 4.Ум хорошо, а два лучше. 5.Руби дерево по себе. 6.Худую траву с поля вон.

Тест О. Елисеева «Определение типа мотивации»

  • Из приведенных 28 пословиц и поговорок выберите те, какие вы реализовываете на практике. Их может быть 5 или 15, но это должны быть лозунги, которых вы действительно придерживаетесь, а не просто считаете правильными.
  • 1.Первый блин всегда комом.
  • 2.Чья земля – того и хлеб.
  • 3.Мягко стелет – жестко спать.
  • 4.Ум хорошо, а два лучше.
  • 5.Руби дерево по себе.
  • 6.Худую траву с поля вон.
Тест О. Елисеева  «Определение типа мотивации»   7.Не подмажешь – не поедешь. 8.На вкус да на цвет товарищей нет. 9.Чужая душа – потемки. 10.Загнанных лошадей следует пристреливать. 11.Лучше поздно, чем никогда. 12.Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить. 13.На языке мед, а на сердце лед. 14.Кто смел, тот и съел. 15.Цыплят по осени считают. 16.Правда в огне не горит и в воде не тонет. 17.Выше головы не прыгнешь, выше лба уши не растут. 18.Волков боятся – в лес не ходить. 19.Лучший способ разрешать споры – вовсе избегать их. 20.Выноси заботы на свет и держи с друзьями совет. 21.Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый – ни одной. 22.Всяк сверчок знай свой шесток. В чужие сани не садись.

Тест О. Елисеева «Определение типа мотивации»

  • 7.Не подмажешь – не поедешь.
  • 8.На вкус да на цвет товарищей нет.
  • 9.Чужая душа – потемки.
  • 10.Загнанных лошадей следует пристреливать.
  • 11.Лучше поздно, чем никогда.
  • 12.Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
  • 13.На языке мед, а на сердце лед.
  • 14.Кто смел, тот и съел.
  • 15.Цыплят по осени считают.
  • 16.Правда в огне не горит и в воде не тонет.
  • 17.Выше головы не прыгнешь, выше лба уши не растут.
  • 18.Волков боятся – в лес не ходить.
  • 19.Лучший способ разрешать споры – вовсе избегать их.
  • 20.Выноси заботы на свет и держи с друзьями совет.
  • 21.Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый – ни одной.
  • 22.Всяк сверчок знай свой шесток. В чужие сани не садись.
Тест О. Елисеева  «Определение типа мотивации»   23.На свете нет ничего, что заслуживало бы спора. 24.Дружно – не грузно: согласного стада и не волк берет. 25.И мутную воду пьют в невзгоду. 26.Не зря, что Фоме огород копать, а Яреме над ним воеводой стоят. 27.Дружба дружбой, а служба службой. 28.В конечном счете, справедливость торжествует, а зло наказывается. Подсчитайте, сколько выбранных вами высказываний попали в каждую из четырех группы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25 - медведь; 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26 - тигр; 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27 - пантера; 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28 - лев. Та строка, где оказались больше всего выбранных вами утверждений, характеризует ведущий тип вашей мотивации.

Тест О. Елисеева «Определение типа мотивации»

  • 23.На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
  • 24.Дружно – не грузно: согласного стада и не волк берет.
  • 25.И мутную воду пьют в невзгоду.
  • 26.Не зря, что Фоме огород копать, а Яреме над ним воеводой стоят.
  • 27.Дружба дружбой, а служба службой.
  • 28.В конечном счете, справедливость торжествует, а зло наказывается.
  • Подсчитайте, сколько выбранных вами высказываний попали в каждую из четырех группы:
  • 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25 - медведь;
  • 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26 - тигр;
  • 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27 - пантера;
  • 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28 - лев.
  • Та строка, где оказались больше всего выбранных вами утверждений, характеризует ведущий тип вашей мотивации.
 Лев Единство мотивации достижения и мо­тивации отношения, стремления к сотрудничеству. Может быть Учителем с большой буквы, директором, основателем научной школы, пастором, мастером на все руки... Однако если от него не требуют слишком много и не интересуются его умениями, может превратиться в весельчака, мечтателя, душу компании.

Лев

  • Единство мотивации достижения и мо­тивации отношения, стремления к сотрудничеству. Может быть Учителем с большой буквы, директором, основателем научной школы, пастором, мастером на все руки... Однако если от него не требуют слишком много и не интересуются его умениями, может превратиться в весельчака, мечтателя, душу компании.
 Тигр Отдает преимущество внешним объек­тивным критериям оценивания. Для до­стижения результата не обращает на себя внимания. Так же относится и к другим. Все должны подчиняться определенной идее, цели, правилам и норме. Такие люди склонны к конкуренции, соревнованиям, соперничеству. Когда возникает реальная опасность, или наоборот, ситуация славы, «тигр» становится спокой­ным и сдержанным. Благодаря своему основному мотиву быва­ют полководцами, поэтами, воинами, им не­обходимо больше заботиться о собственном здоровье.

Тигр

  • Отдает преимущество внешним объек­тивным критериям оценивания. Для до­стижения результата не обращает на себя внимания. Так же относится и к другим. Все должны подчиняться определенной идее, цели, правилам и норме. Такие люди склонны к конкуренции, соревнованиям, соперничеству. Когда возникает реальная опасность, или наоборот, ситуация славы, «тигр» становится спокой­ным и сдержанным. Благодаря своему основному мотиву быва­ют полководцами, поэтами, воинами, им не­обходимо больше заботиться о собственном здоровье.
Пантера Над активностью преобладает рефлек­сия (самосознание, самоанализ). Пантеры склонны избегать сложной ситуации в общении, поскольку боятся навредить людям. Отношение к себе доминирует над целью – ценным является осознания себя или абстрактной истины, и только потом уже – внешнего мира. Это замечательные ученые, композиторы, писатели, мудрецы. В стрессовой ситуации или при благоприятных условиях «пантера» проявляет творческую независимость и способна к сотрудничеству. Если обстоятельства слишком напряжены, у «пантеры» резко снижается уровень самодисциплины, ответственности за себя и других.

Пантера

  • Над активностью преобладает рефлек­сия (самосознание, самоанализ). Пантеры склонны избегать сложной ситуации в общении, поскольку боятся навредить людям. Отношение к себе доминирует над целью – ценным является осознания себя или абстрактной истины, и только потом уже – внешнего мира. Это замечательные ученые, композиторы, писатели, мудрецы. В стрессовой ситуации или при благоприятных условиях «пантера» проявляет творческую независимость и способна к сотрудничеству. Если обстоятельства слишком напряжены, у «пантеры» резко снижается уровень самодисциплины, ответственности за себя и других.
Медведь У медведя выражены два типа мотива­ции, потому его поведение может варьировать от «спячки» и покорности, надежды на счастливый случай, шанс или судьбу, к твердому притеснению своей природы и природы других людей. Поэтому медведь может обнаружить себя и как художник, музыкант, ученый, писатель, и как царь, властелин, судья, менеджер, чиновник, практик. Одинаково развитая обоих ти­пов мотивация обеспечивает определенную стабильность развития личности. «Медведь» подстраивается к другим людям и к своим привычкам, старается волевыми методами решать проблему. В стрессовой ситуации медведь склонен «впадать в спячку» – идти в болезнь, отпуск.

Медведь

  • У медведя выражены два типа мотива­ции, потому его поведение может варьировать от «спячки» и покорности, надежды на счастливый случай, шанс или судьбу, к твердому притеснению своей природы и природы других людей. Поэтому медведь может обнаружить себя и как художник, музыкант, ученый, писатель, и как царь, властелин, судья, менеджер, чиновник, практик. Одинаково развитая обоих ти­пов мотивация обеспечивает определенную стабильность развития личности. «Медведь» подстраивается к другим людям и к своим привычкам, старается волевыми методами решать проблему. В стрессовой ситуации медведь склонен «впадать в спячку» – идти в болезнь, отпуск.
Рефлексия

Рефлексия

Спасибо за внимание! Педагог-психолог МБОУ«Марьяновская школа» Щербакова Татьяна Владимировна 2022

Спасибо за внимание!

  • Педагог-психолог МБОУ«Марьяновская школа»
  • Щербакова Татьяна Владимировна
  • 2022


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!