СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинговое занятие "Лидерство"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомить учащихся с вопросами лидерства как социально- психологического феномена; закрепить полученные знания и представления о лидерстве;  способствовать осознанию и проявлению своих сильных сторон; формировать навыки планирования деятельности и организации работы в команде, способствовать актуализации личностного лидерского потенциала каждого участника через вовлечение в различные формы активности: творческую, командно-игровую, познавательную (в том числе, самопознание).

Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие "Лидерство"»

















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

«ЛИДЕРСТВО»






















Герасимова Яна Александровна

социальный педагог

МБОУ «Гимназия им. Андреева Н.Р.»

г. Бахчисарай Республики Крым



1.Социальная психология образования.


2. Структура власти в малой группе субъектов образовательного пространства. Теории и стили лидерства.


3. План:

А. Теории лидерства.

Б. Стили лидерства.

В. Лидерство и руководство.


4. Цель: ознакомить студентов с вопросами лидерства как социально- психологического феномена; закрепить полученные знания и представления о лидерстве; способствовать осознанию и проявлению своих сильных сторон; формировать навыки планирования деятельности и организации работы в команде, способствовать актуализации личностного лидерского потенциала каждого участника через вовлечение в различные формы активности: творческую, командно-игровую, познавательную (в том числе, самопознание).


5. Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, проектор, презентация «Лидерство», таблица лидерских качеств, ватман, листы А4, фломастеры, карандаши, клей, ножницы, газеты, журналы, рекламные проспекты.


6. Список рекомендованной литературы:

Акопов Г.В. Социальная психология образования. – М. : МПСИ: Флинта, 2000. – 296 с.

Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. – 3-е изд. - М. : Омега, 2006.

Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов. / отв.

ред. Т.В. Буланова-Топоркова. – 3-е изд. перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 512 с.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.















7. Конспект практического занятия. Технологическая карта.


Этапы

Содержание этапов

Время

Методическое обоснование

1. Организационный момент

Приветствие студентов, проверка готовности к занятию.

1 мин.

Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы.

2. Актуализация темы

Сообщение темы, цели, актуализации, хода занятия.

3 мин.

Заинтересовать студентов в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы.

3. Контроль исходного уровня знаний

Устный фронтальный опрос основных понятий темы (понятия «группа», «малая группа», «субъекты образовательного пространства», «лидерство»).

6 мин.

Выяснить исходный уровень знаний по теме, побудить к осознанию изучаемого материала.

4. Проверка домашнего задания

Проверка подготовки домашнего задания.

15 мин.

Определить уровень теоретической подготовки студентов, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде.

5. Работа над изучаемым материалом темы

Восприятие теоретического материала (презентация)

20 мин.

Раскрыть основные понятия, дать определение стилей и теорий лидерства.

6. Закрепление изучаемого материала, самостоятельная работа студентов

Упражнение «Настоящий лидер - это» (коллаж + качества лидера на доску)

40 мин.

Закрепить полученные знания

7. Отработка практических манипуляций

Мозговой штурм Игра "ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ" Надо определить свою позицию.

10 мин.

Развитие коммуникативных способностей

8. Отработка практических манипуляций

Упражнение "Десять шагов к цели"

10 мин.

Диагностика лидерских качеств студентов

9. Закрепление изучаемого материала

Упражнение «Герб» (представление о собственных лидерских качествах, девиз по жизни)

20 мин

Развитие навыка самооценки; рефлексия

10. Подведение итогов занятия. Комментарий оценок.

Осмысление результатов проделанной работы. Оценка работы каждого студента.

5 мин.

Активизировать самоподготовку, развить навыки самоконтроля и самооценки, пути улучшения результаты деятельности.

11. Домашнее задание

Методические рекомендации по выполнению домашнего задания (подготовить развернутую характеристику лидера – реального либо персонажа из художественной литературы).

3 мин.

Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление.

12. Заключительная часть.

Систематизация и обобщение итогов занятия, выявление достижения целей и компетенций.

2 мин.

Развить ответственность, умение договариваться, готовность к познанию и самосовершенствованию.


3. Преподаватель проводит устный фронтальный опрос основных понятий темы (понятия «группа», «малая группа», «субъекты образовательного пространства», «лидерство»).


5. Теоретический материал. (презентация)

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

Лидерство – это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Таблица 1 – Сравнение характеристик менеджеров и лидеров XXI века.

Характеристики менеджера

Характеристики лидера

Администрирует

Внедряет инновации

Поддерживает обычный порядок

Развивает организацию

Ориентирован на системы и структуры

Ориентирован на людей

Работает по целям других

Работает по своим целям

План – основа действий

Видение – основа действий

Контролирует

Доверяет

Видит краткосрочную перспективу

Видит долгосрочную перспективу

Сосредоточен на настоящем

Сосредоточен на будущем

Спрашивает «как?» и «когда?»

Спрашивает «что?» и «почему?»

Подражает

Создает

Делает дело правильно

Делает правильное дело

На сегодняшний день можно выделить четыре подхода к изучению лидерства:

  1. анализ лидерских качеств, необходимых эффективному лидеру в любом организационном контексте (теории лидерских качеств)

  2. анализ образцов лидерского поведения (поведенческий подход)

  3. ситуационный анализ эффективного поведения лидера (ситуационный подход)

  4. ситуационный анализ характера эффективного лидера (новые теории лидерства)

Первые исследователи считали, что существует какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отли-чавших лидеров от масс. Исходя из этого подхода, учетные пытались опреде-лить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявле-ния лидеров.

Обычно выделяют личные качества руководителя, предопределяемые его наследственностью, и навыки, приобретенные в процессе обучения.

Личные качества – это множество атрибутов индивида, включая раз-личные аспекты его личности, темперамент, потребности, мотивы и ценности.

Навыки – способность эффективно выполнять различные виды когни-тивной или поведенческой деятельности.

Таблица 2 – Личные качества и навыки эффективного руководителя

Личные качества

Навыки

Способность адаптироваться к ситуации, доминирование

Ум (интеллект)

Внимание к социальной среде

Концептуальные навыки

Амбициозность, ориентация на достижение цели

Понимание стоящей

перед группой задачи

Энергичность, упорство

Организованность

Настойчивость, решительность

Изобретательность

Сотрудничество, надежность

Дипломатичность

Уверенность в себе, устойчивость к стрессу

Быстрая речь

Готовность брать ответственность

Убедительность

Доминирование (желание влиять на других)

Социальные навыки


Таблица 3 – Содержание трех стилей руководства К.Левина


Авторитарный стиль

Демократический стиль

Либеральный стиль

Природа стиля


Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера.

Прерогатива в установлении целей и выборе средств.

Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху.

Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера.

Принятие решений разделено по уровням на основе участия.

Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях.

Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы.

Предоставление возможности самоуправления в желаемом для группы режим.

Коммуникация в основном строится на «горизонтальной» основе.

Сильные стороны\

Внимание срочности, порядку, возможность предсказания результата.

Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении.

Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера

Слабые стороны

Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы.


Демократический стиль требует много времени.


Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства

Концепция харизматического лидерства. Парадоксально, но имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая – ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях и божественные качества.

Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.

Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту усиливает эту потребность. Желание у такого человека быть деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей (фокус на простые и драматического характера цели), упор на большие ожидания, проявление доверительности и инспирирование у последователей импульса к действиям.

Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная - связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин, и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

Модели харизматического лидерства различаются количеством стадий развития самой харизмы и отношений с последователями. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее никем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.


Таблица 6 – Этика и харизма

Неэтический харизматичекий лидер

Этический харизматический лидер

Использует власть только в личных интерах

Использует власть в интерах других

Продвигает только свое личное видение

Строит свое видение в соответствии с нуждами и стремлениями последователей

Пресекает критику в свой адрес

Считается с критикой и извлекает из нее уроки

Требует беспрекословного выполнения своих решений

Стимулирует у последователей творческий подход к делу и своим взглядам

Коммунмцирует только в одном направлении: от себя вниз

Поощряет открытую и двустороннюю коммуникацию

Нечувствителен к потребностям и нуждам последователей

Научает, развивает и поддерживает последователей, делит свою славу с другими

Полагается на удобные внешние моральные стандарты для удовлетворения своих интересов

Полагается на внутренние моральные стандатры для удовлетворения организационных и общественных интересов



6. Упражнение «Настоящий лидер - это». Студентам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они готовят в небольших группах некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах. В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера. Обсуждение. В заключение на листе ватмана записываем набор лидерских качеств. Итак, “Лидер-это…”.


7. Игра "ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ" Надо определить свою позицию.

- Как ты сам думаешь, считают ли однокурсники тебя своим лидером? - Может ли лидер давить на других , заставлять что-то сделать?

-Есть ли у тебя такой преподаватель, кого бы ты мог назвать настоящим лидером?

-Может ли лидер быть слабым у всех на виду?

Студенты высказывают свою точку зрения.


8. Упражнение «Десять шагов к цели». Какие качества личности присущи лидеру? Сейчас мы попытаемся образно и зримо выразить их. Приглашаются из группы 3 человека. Один будет изображать зовущую цель. А два человека будут приближаться к "цели" по мере того, как развиты у них эти качества лидера. Если вы считаете, что ЭТО качество у вас развито хорошо, то делайте большой уверенный шаг! Если ЭТО качество развито не очень сильно, то делайте шаг короче … (Студенты, оставшиеся за партами, определяют рейтинг развития своих лидерских качеств в таблице). Напротив каждого качества шкала от 0 до 10 баллов. Чем лучше развито качество, тем выше балл вы себе ставите! Эти качества и есть ХАРИЗМА, дары лидера! То, что привлекает к нему и увлекает за ним!

1. Уверенный в себе

2. Интеллигентный

3. Рациональный

4. Трудолюбивый

5. Заслуживающий доверие

6. Самоотверженный

7. Активный, инициативный

8. Надёжный

9. Общительный

10. Весёлый, с чувством юмора

Вопросы к участникам, дошедшим до "цели": - Как себя чувствуешь, дойдя до цели? - Хотелось бы и в жизни достичь своих целей? На самом деле ЛИДЕР наделён и многими другими качествами, которые помогают ему преодолевать трудности, идти вперёд, невзирая на проблемы, вести за собой людей, влиять, вдохновлять, менять мир! Обращайте внимание на то, что помогает человеку стать успешным, эффективным лидером!


9. Упражнение «Герб». Каждому участнику предлагается нарисовать свой герб, который бы отразил его представление о собственных лидерских качествах, возможно, уже увиденных и проявленных на занятии или желаемых. Герб может быть любой геометрической формы, а внизу девиз, который сопутствует вашей жизни, так называемый краткий слоган. Время на выполнение задания - 15 минут. После выполнения задания рисунки презентуются.


12. Заключительная часть. Рефлексия.

— Вспоминаем, что делали. 
— Что лично для вас было сложно, но вы справились? 
— Что больше всего понравилось, было интересно?

ПОДНИМИТЕ РУКУ ТЕ, кто считает, что приобрёл что-то полезное сегодня, кому было интересно и познавательно сегодня на занятии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!