СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинговое занятие «Путешествие в страну чувств и эмоций» (конспект внеклассного мероприятия для проведения в предшкольном летнем лагере)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные дети  плохо владеют и контролируют свои эмоции и чувства. В последнее время возникла необходимость стимулировать интерес детей к эмоциональной составляющей собственного состояния и межличностных отношений. Расширять у детей сведения об эмоциях, чувствах как своих, так и других.

Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие «Путешествие в страну чувств и эмоций» (конспект внеклассного мероприятия для проведения в предшкольном летнем лагере)»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №43 г.ТОМСКА

634063, г.Томск, ул. Новосибирская, 38, тел.(3822) 67-53-90, 67-83-13,

e-mail:[email protected], httpHYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"://HYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"schoolHYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"43.HYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"tomskHYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/".HYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"ru











Тренинговое занятие

«Путешествие в страну чувств и эмоций»

(конспект внеклассного мероприятия для проведения в предшкольном летнем лагере)

Целевая группа: учащиеся начальных классов









Материал подготовила

Маркелова Светлана Ивановна

Педагог-психолог











г. Томск, 2020г.

Тренинг (от англ. train: тренировать, тренироваться) – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции.

        Психологический тренинг – форма активного обучения навыкам поведения и развития личности.  В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.

Актуальность.

Актуальность проведения данного мероприятия, проводимого в форме тренингового занятия обусловлена тем, что в предшкольном летнем лагере учащимся младших классов необходимо продолжать учиться взаимодействовать друг с другом, учиться в игровой форме развивать свои коммуникативные навыки, снимать психологическое напряжение, развивать эмоционально-волевую сферу. В условиях пришкольного летнего лагеря решение этих задач осуществляется намного гармоничнее и встраивается в воспитательную, организационную и психологическую деятельность пришкольного лагеря.

Современные дети плохо владеют и контролируют свои эмоции и чувства. В последнее время возникла необходимость стимулировать интерес детей к эмоциональной составляющей собственного состояния и межличностных отношений. Расширять у детей сведения об эмоциях, чувствах как своих, так и других.

Необходимо также развивать навыки использования эмоционально-экспрессивных средств языка и вербализации эмоциональных состояний. Развивать способности установления причинно-следственных связей возникновения эмоций. Формировать навыки саморегуляции эмоциональных процессов и культурных эмоциональных проявлений. Формировать у детей эмоциональную лексику из слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом.









Тренинговое занятие. «Путешествие в страну чувств и эмоций».

Конспект внеклассного мероприятия.

Цель: Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков, расширение представлений детей об эмоциях и чувствах.

Задачи:

  • установление благоприятной психологической атмосферы;

  • содействие самораскрытию детей;

  • развитие умений распознавать свои чувства и чувства других, принятие различных чувств;

  • развитие эмпатии;

  • расширение представлений детей об эмоциях и чувствах;

  • развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами;

  • способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;

  • способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально - приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Целевая аудитория: учащиеся начальных классов (10-15 человек)

Структура занятия: дети рассаживаются за столами. Столы стоят буквой «П» таким образом, чтобы было видно доску и была возможность свободно было подходить к ней. Также необходимо пространство для выполнения упражнений.

Оборудование: чистые листы бумаги формата А4, карандаши, фломастеры, краски, «Экран настроения», цветные стикеры, классная доска, мел.

План проведения занятия.

  1. Вводная часть.

Знакомство, цели занятия, правила группы, установление контакта.

  1. Основной этап.

Упражнения:

  1. «Моё настроение»;

  2. «Назойливая муха»;

  3. «Маски»

  4. Сказкотерапия с элементами изотерапии. Чтение и обсуждение сказки «Путешествие в страну чувств» Е.Л. Набойкиной.

  1. Заключительная часть (рефлексия).

Ход занятия.



Вводная часть.

1. Приветствие.

Цель: Установление контакта с детьми. 

Педагог-психолог представляется и говорит о целях тренинга. 

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить об эмоциях и чувствах, зачем они нам нужны, почему их необходимо знать и различать.

2.Правила работы в группе.

Ресурсы: доска с уже написанными правилами.
Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно.
Но прежде, чем мы с вами начнём, я расскажу вам о правилах, которые необходимо соблюдать во время нашего занятия. Эти правила очень просты и они написаны на доске. Педагог -психолог зачитывает и поясняет правила тренингового занятия.


Список правил: (Каждый пункт правил поясняться педагогом-психологом.)
1.Слушать друг друга. 
2.Не перебивать говорящего. 
3.Уважать мнение друг друга. 
4.Я – высказывание. 
5.Безоценочность суждений. 
6.Активность. 
7.Правило «СТОП» 
8.Конфиденциональность.

3. Разминка – погружение.
Цель:  Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.

В начале нашего занятия хотелось бы узнать:

Поделитесь, пожалуйста, тем, что вы знаете о чувствах и эмоциях. Что это такое? Чем отличаются чувства от эмоций?

-Ответы детей.

Какие вы знаете чувства и эмоции?

-Ответы детей.

Хорошо. А для того, чтобы мы с вами ещё больше узнали об эмоциях и чувствах, я предлагаю вам заполнить «Экран настроения».

На этом экране написаны ваши имена. На столе лежат стикеры различных цветов. Сейчас я предлагаю каждому из вас найти своё имя в «Экране настроения» и напротив него приклеить стикер, который соответствует вашему настроению. На доске написаны значения (психолог проговаривает вслух):

  • Красный цвет - восторженное настроение, активное;

  • оранжевый цвет - радостное;

  • желтый цвет – хорошее, весёлое;

  • зеленый цвет - спокойное;

  • синий цвет – грустное;

  • чёрный цвет - плохое, уныние;

  • фиолетовый цвет – тревожное;

  • белый цвет- усталость.

Когда вы выполните это задание, можно сесть на свои места.

(Появление сине-фиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует о наличии проблем у ребёнка. Это необходимо взять на заметку психологу и педагогам).

Дети выполняют задание, затем садятся на свои места.

Основной этап.

Вы отлично справились с заданием, и отметили цветным стикером своё настроение. А теперь я предлагаю вам описать своё настроение.

1.Упражнение «Моё настроение» .

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии, снятие коммуникативных барьеров.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.

Дети делятся своим настроением предложенными методами.

Рефлексия. Мы с вами сейчас делились друг с другом своим настроением.

Как вы себя чувствовали? Легко или тяжело вам было делиться с другими своим настроением? Что вы узнали о настроении других детей?

-Ответы детей.

Мы с вами делились настроением. И мы увидели и услышали, что оно отличается. Когда мы делились своим настроением, то мы передавали и описывали свои чувства. Это очень здорово, когда люди могут делиться друг с другом своим настроением!

Подскажите мне, а каким ещё образом, можно рассказать о своём настроении , эмоциях и чувствах? (Применение смайликов. Обсуждение и название смайликов.)

-Ответы детей.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Назойливая муха».

2.Упражнение «Назойливая муха»

Цель: развитие эмоционально-волевой регуляции, снятие мышечных зажимов.

Инструкция: представьте, что возле вас летает назойливая муха. Покажите, что вы будете делать? Представьте, что муха села вам на нос и щекочет его, попробуйте не махая руками, пошевелить носом и сбросить её, попробуйте подуть на нос и сдуть муху. А теперь муха села вам на лоб… пошевелите лбом, и сгоните муху, а теперь сдуйте её! А теперь муха села на правую щёку - пошевелите правой щекой, на левую- …, на губы…- пошевелите губами, подуйте на свои губы, и т.д: на плечо, на кисть…

Замечательно! Мы с вами поиграли. Как вы себя сейчас чувствуете?

-Ответы детей.

А теперь мы с вами поиграем в другую игру. Она называется «Маски». Я каждому из вас раздам карточки, на которых написаны различные эмоции и чувства. Вы должны будете изобразить, то, что написано у вас на карточке, а другие ребята будут отгадывать.

3.Упражнение «Маски»

Цель: Развитие умения различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Описание: Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление... Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

Рефлексия. Поделитесь, пожалуйста, понравилось ли вам эта игра? Смогли ли вы изобразить эмоции и чувства, которые вам попались? Легко или трудно было вам отгадывать, то, что изображали другие ребята?

4. Сказкотерапия с элементами изотерапии. Чтение сказки «Путешествие в страну чувств» Е.Л. Набойкиной.

Цель: Расширение представлений детей об эмоциях; развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами, различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния.

«Путешествие в страну чувств»

Далеко-далеко за морями-океанами есть сказочная страна чувств. Ее хозяйка— Королева. У Королевы есть слуги-чувства: Мера, Радость, Удовольствие, Злость, Страх, Грусть, Удивление, Вина и Обида. Все слуги-чувства живут в своих дворцовых покоях и посещают Королеву.

Однажды Королева отправилась в далекую страну, чтобы навестить свою подругу. А слуги-чувства расселились по разным дворцам, и каждый хотел быть главным. Поэтому в каждом дворце проходила своя жизнь.

Из дворца Радости все время был слышен веселый смех. Все слуги-чувства бегали по дворцовым покоям, хлопали в ладоши, играли в салочки, танцевали.

В другом дворце шли настоящие сражения. Все слуги-чувства ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить друг другу подножку, укусить, ущипнуть или закидать помидорами. А перед заходом солнца все слуги-чувства этого дворца собирались в одном большом покое и колотили друг друга подушками. Поэтому все вокруг было в перьях. И каждый день они только и думали о том, как устроить большое сражение со всеми слугами-чувствами. Это был дворец Злости.

Один дворец выглядел пустынным, казалось, все жители покинули его навсегда. Но вдруг показался один житель. Он быстро бежал и все время оглядывался вокруг. Казалось, что он от кого-то убегал. Едва этот житель заметил другого, как оба широко открыли глаза и рот, и казалось, они вот-вот закричат. Жители резко повернулись и убежали друг от друга. Да, это был дворец Страха.

А во дворце Грусти придворные слуги то и дело грустили: по белым снежинкам, по ароматной землянике, по съеденному мороженому и еще много-много о чем. Тоска зеленая, да и только!

Во дворце Удовольствия изо дня в день слуги-чувства лежали на мягких пушистых ковриках и нежились в лучах солнца. Их глаза были закрыты, подбородок расслаблен, руки и ноги казались ватными.

Во дворце Удивления слуги-чувства не переставали удивляться всему подряд: какая яркая луна на небе, почему в соседнем королевстве все жители маленького роста?! Они разводили руками, широко открывали глаза, поднимали брови и округляли рот.

Еще в одном дворце слуги-чувства хмурились и плакали от обиды. От этого у них стали опухать глаза, нос, губы. Они ни с кем не играли, не разговаривали, только и делали, что сменяли мокрые от слез платочки на сухие. Это был дворец Вины и Обиды.

И так день за днем проходила жизнь сказочной страны. Казалось, здесь никогда не будет порядка. Все слуги-чувства забыли про Меру. Жители сказочных дворцов так устали только радоваться, злиться, грустить, удивляться, бояться и обижаться, что стали терять силы. Тогда Мера послала письмо Королеве, чтобы она срочно возвращалась в свое королевство.

Когда Королева вернулась, в стране воцарился прежний порядок. Потому что Королева знала секрет, как вернуть всем слугам-чувствам их важное качество — Меру. С тех пор Королева не оставляет своих слуг-чувств без контроля.

Итог: нарисуйте дворец, который вам больше всего понравился и в каком бы вы хотели жить. Напишите название этого дворца. На доске написаны названия дворцов, про которые говорится в сказке. Подпишите свои рисунки, и расскажите, почему вы нарисовали именно такой дворец, чем он вам понравился. А после занятия мы с вами прикрепим рисунки на доску и сделаем выставку.

-Ответы детей. (Рефлексия упражнения)

Заключительный этап.

Рефлексия занятия. Обсуждение занятия. Что детям запомнилось, понравилось, что было легко выполнять, а что было сложно. Как себя чувствуют сейчас?

Итак, ребята! Наше путешествие в страну чувств и эмоций завершилось. Я предлагаю вам снова подойти к «Экрану настроения» и приклеить на него стикер настроения того цвета, которое у вас есть сейчас. Может оно у вас изменилось, а может осталось прежним. После того, как вы приклеите стикер, можно сесть на своё место. И я прошу вас поделиться тем, что вам запомнилось на занятии. О чём мы с вами сегодня разговаривали. Что для вас было интересным и что вы узнали нового?

Я напоминаю вам, что мы не перебиваем друг друга, один говорит, а другие внимательно слушают.

-Ответы детей.

Я благодарю вас за интересную работу. За то, что вы были активными, что делились с другими своими чувствами и настроением! А на память о нашем занятии я хочу подарить вам по весёлому смайлику! Берегите себя и своих близких! Помните о том, что у каждого из нас есть свои чувства и их нужно уважать. Я прощаюсь с вами до следующего занятия!

Используемая литература:

1. Истратова О.Н. «Справочник по групповой психокоррекции», 2008г, «Феникс», Ростов-на Дону.

2. Л. Д. Лебедева «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий» - СПб.: Речь, 2003. - 256 с. Серия – психологический практикум.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!