МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №43 г.ТОМСКА
634063, г.Томск, ул. Новосибирская, 38, тел.(3822) 67-53-90, 67-83-13,
e-mail:[email protected], httpHYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"://HYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"schoolHYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"43.HYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"tomskHYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/".HYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"ru
Тренинговое занятие
«Путешествие в страну чувств и эмоций»
(конспект внеклассного мероприятия для проведения в предшкольном летнем лагере)
Целевая группа: учащиеся начальных классов
Материал подготовила
Маркелова Светлана Ивановна
Педагог-психолог
г. Томск, 2020г.
Тренинг (от англ. train: тренировать, тренироваться) – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции.
Психологический тренинг – форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.
Актуальность.
Актуальность проведения данного мероприятия, проводимого в форме тренингового занятия обусловлена тем, что в предшкольном летнем лагере учащимся младших классов необходимо продолжать учиться взаимодействовать друг с другом, учиться в игровой форме развивать свои коммуникативные навыки, снимать психологическое напряжение, развивать эмоционально-волевую сферу. В условиях пришкольного летнего лагеря решение этих задач осуществляется намного гармоничнее и встраивается в воспитательную, организационную и психологическую деятельность пришкольного лагеря.
Современные дети плохо владеют и контролируют свои эмоции и чувства. В последнее время возникла необходимость стимулировать интерес детей к эмоциональной составляющей собственного состояния и межличностных отношений. Расширять у детей сведения об эмоциях, чувствах как своих, так и других.
Необходимо также развивать навыки использования эмоционально-экспрессивных средств языка и вербализации эмоциональных состояний. Развивать способности установления причинно-следственных связей возникновения эмоций. Формировать навыки саморегуляции эмоциональных процессов и культурных эмоциональных проявлений. Формировать у детей эмоциональную лексику из слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом.
Тренинговое занятие. «Путешествие в страну чувств и эмоций».
Конспект внеклассного мероприятия.
Цель: Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков, расширение представлений детей об эмоциях и чувствах.
Задачи:
установление благоприятной психологической атмосферы;
содействие самораскрытию детей;
развитие умений распознавать свои чувства и чувства других, принятие различных чувств;
развитие эмпатии;
расширение представлений детей об эмоциях и чувствах;
развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами;
способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;
способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально - приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).
Целевая аудитория: учащиеся начальных классов (10-15 человек)
Структура занятия: дети рассаживаются за столами. Столы стоят буквой «П» таким образом, чтобы было видно доску и была возможность свободно было подходить к ней. Также необходимо пространство для выполнения упражнений.
Оборудование: чистые листы бумаги формата А4, карандаши, фломастеры, краски, «Экран настроения», цветные стикеры, классная доска, мел.
План проведения занятия.
Вводная часть.
Знакомство, цели занятия, правила группы, установление контакта.
Основной этап.
Упражнения:
«Моё настроение»;
«Назойливая муха»;
«Маски»
Сказкотерапия с элементами изотерапии. Чтение и обсуждение сказки «Путешествие в страну чувств» Е.Л. Набойкиной.
Заключительная часть (рефлексия).
Ход занятия.
Вводная часть.
1. Приветствие.
Цель: Установление контакта с детьми.
Педагог-психолог представляется и говорит о целях тренинга.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить об эмоциях и чувствах, зачем они нам нужны, почему их необходимо знать и различать.
2.Правила работы в группе.
Ресурсы: доска с уже написанными правилами.
Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно.
Но прежде, чем мы с вами начнём, я расскажу вам о правилах, которые необходимо соблюдать во время нашего занятия. Эти правила очень просты и они написаны на доске. Педагог -психолог зачитывает и поясняет правила тренингового занятия.
Список правил: (Каждый пункт правил поясняться педагогом-психологом.)
1.Слушать друг друга.
2.Не перебивать говорящего.
3.Уважать мнение друг друга.
4.Я – высказывание.
5.Безоценочность суждений.
6.Активность.
7.Правило «СТОП»
8.Конфиденциональность.
3. Разминка – погружение.
Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения , выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.
В начале нашего занятия хотелось бы узнать:
Поделитесь, пожалуйста, тем, что вы знаете о чувствах и эмоциях. Что это такое? Чем отличаются чувства от эмоций?
-Ответы детей.
Какие вы знаете чувства и эмоции?
-Ответы детей.
Хорошо. А для того, чтобы мы с вами ещё больше узнали об эмоциях и чувствах, я предлагаю вам заполнить «Экран настроения».
На этом экране написаны ваши имена. На столе лежат стикеры различных цветов. Сейчас я предлагаю каждому из вас найти своё имя в «Экране настроения» и напротив него приклеить стикер, который соответствует вашему настроению. На доске написаны значения (психолог проговаривает вслух):
Красный цвет - восторженное настроение, активное;
оранжевый цвет - радостное;
желтый цвет – хорошее, весёлое;
зеленый цвет - спокойное;
синий цвет – грустное;
чёрный цвет - плохое, уныние;
фиолетовый цвет – тревожное;
белый цвет- усталость.
Когда вы выполните это задание, можно сесть на свои места.
(Появление сине-фиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует о наличии проблем у ребёнка. Это необходимо взять на заметку психологу и педагогам).
Дети выполняют задание, затем садятся на свои места.
Основной этап.
Вы отлично справились с заданием, и отметили цветным стикером своё настроение. А теперь я предлагаю вам описать своё настроение.
1.Упражнение «Моё настроение» .
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии, снятие коммуникативных барьеров.
Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.
Дети делятся своим настроением предложенными методами.
Рефлексия. Мы с вами сейчас делились друг с другом своим настроением.
Как вы себя чувствовали? Легко или тяжело вам было делиться с другими своим настроением? Что вы узнали о настроении других детей?
-Ответы детей.
Мы с вами делились настроением. И мы увидели и услышали, что оно отличается. Когда мы делились своим настроением, то мы передавали и описывали свои чувства. Это очень здорово, когда люди могут делиться друг с другом своим настроением!
Подскажите мне, а каким ещё образом, можно рассказать о своём настроении , эмоциях и чувствах? (Применение смайликов. Обсуждение и название смайликов.)
-Ответы детей.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Назойливая муха».
2.Упражнение «Назойливая муха»
Цель: развитие эмоционально-волевой регуляции, снятие мышечных зажимов.
Инструкция: представьте, что возле вас летает назойливая муха. Покажите, что вы будете делать? Представьте, что муха села вам на нос и щекочет его, попробуйте не махая руками, пошевелить носом и сбросить её, попробуйте подуть на нос и сдуть муху. А теперь муха села вам на лоб… пошевелите лбом, и сгоните муху, а теперь сдуйте её! А теперь муха села на правую щёку - пошевелите правой щекой, на левую- …, на губы…- пошевелите губами, подуйте на свои губы, и т.д: на плечо, на кисть…
Замечательно! Мы с вами поиграли. Как вы себя сейчас чувствуете?
-Ответы детей.
А теперь мы с вами поиграем в другую игру. Она называется «Маски». Я каждому из вас раздам карточки, на которых написаны различные эмоции и чувства. Вы должны будете изобразить, то, что написано у вас на карточке, а другие ребята будут отгадывать.
3.Упражнение «Маски»
Цель: Развитие умения различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.
Описание: Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление... Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.
Рефлексия. Поделитесь, пожалуйста, понравилось ли вам эта игра? Смогли ли вы изобразить эмоции и чувства, которые вам попались? Легко или трудно было вам отгадывать, то, что изображали другие ребята?
4. Сказкотерапия с элементами изотерапии. Чтение сказки «Путешествие в страну чувств» Е.Л. Набойкиной.
Цель: Расширение представлений детей об эмоциях; развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами, различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния.
«Путешествие в страну чувств»
Далеко-далеко за морями-океанами есть сказочная страна чувств. Ее хозяйка— Королева. У Королевы есть слуги-чувства: Мера, Радость, Удовольствие, Злость, Страх, Грусть, Удивление, Вина и Обида. Все слуги-чувства живут в своих дворцовых покоях и посещают Королеву.
Однажды Королева отправилась в далекую страну, чтобы навестить свою подругу. А слуги-чувства расселились по разным дворцам, и каждый хотел быть главным. Поэтому в каждом дворце проходила своя жизнь.
Из дворца Радости все время был слышен веселый смех. Все слуги-чувства бегали по дворцовым покоям, хлопали в ладоши, играли в салочки, танцевали.
В другом дворце шли настоящие сражения. Все слуги-чувства ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить друг другу подножку, укусить, ущипнуть или закидать помидорами. А перед заходом солнца все слуги-чувства этого дворца собирались в одном большом покое и колотили друг друга подушками. Поэтому все вокруг было в перьях. И каждый день они только и думали о том, как устроить большое сражение со всеми слугами-чувствами. Это был дворец Злости.
Один дворец выглядел пустынным, казалось, все жители покинули его навсегда. Но вдруг показался один житель. Он быстро бежал и все время оглядывался вокруг. Казалось, что он от кого-то убегал. Едва этот житель заметил другого, как оба широко открыли глаза и рот, и казалось, они вот-вот закричат. Жители резко повернулись и убежали друг от друга. Да, это был дворец Страха.
А во дворце Грусти придворные слуги то и дело грустили: по белым снежинкам, по ароматной землянике, по съеденному мороженому и еще много-много о чем. Тоска зеленая, да и только!
Во дворце Удовольствия изо дня в день слуги-чувства лежали на мягких пушистых ковриках и нежились в лучах солнца. Их глаза были закрыты, подбородок расслаблен, руки и ноги казались ватными.
Во дворце Удивления слуги-чувства не переставали удивляться всему подряд: какая яркая луна на небе, почему в соседнем королевстве все жители маленького роста?! Они разводили руками, широко открывали глаза, поднимали брови и округляли рот.
Еще в одном дворце слуги-чувства хмурились и плакали от обиды. От этого у них стали опухать глаза, нос, губы. Они ни с кем не играли, не разговаривали, только и делали, что сменяли мокрые от слез платочки на сухие. Это был дворец Вины и Обиды.
И так день за днем проходила жизнь сказочной страны. Казалось, здесь никогда не будет порядка. Все слуги-чувства забыли про Меру. Жители сказочных дворцов так устали только радоваться, злиться, грустить, удивляться, бояться и обижаться, что стали терять силы. Тогда Мера послала письмо Королеве, чтобы она срочно возвращалась в свое королевство.
Когда Королева вернулась, в стране воцарился прежний порядок. Потому что Королева знала секрет, как вернуть всем слугам-чувствам их важное качество — Меру. С тех пор Королева не оставляет своих слуг-чувств без контроля.
Итог: нарисуйте дворец, который вам больше всего понравился и в каком бы вы хотели жить. Напишите название этого дворца. На доске написаны названия дворцов, про которые говорится в сказке. Подпишите свои рисунки, и расскажите, почему вы нарисовали именно такой дворец, чем он вам понравился. А после занятия мы с вами прикрепим рисунки на доску и сделаем выставку.
-Ответы детей. (Рефлексия упражнения)
Заключительный этап.
Рефлексия занятия. Обсуждение занятия. Что детям запомнилось, понравилось, что было легко выполнять, а что было сложно. Как себя чувствуют сейчас?
Итак, ребята! Наше путешествие в страну чувств и эмоций завершилось. Я предлагаю вам снова подойти к «Экрану настроения» и приклеить на него стикер настроения того цвета, которое у вас есть сейчас. Может оно у вас изменилось, а может осталось прежним. После того, как вы приклеите стикер, можно сесть на своё место. И я прошу вас поделиться тем, что вам запомнилось на занятии. О чём мы с вами сегодня разговаривали. Что для вас было интересным и что вы узнали нового?
Я напоминаю вам, что мы не перебиваем друг друга, один говорит, а другие внимательно слушают.
-Ответы детей.
Я благодарю вас за интересную работу. За то, что вы были активными, что делились с другими своими чувствами и настроением! А на память о нашем занятии я хочу подарить вам по весёлому смайлику! Берегите себя и своих близких! Помните о том, что у каждого из нас есть свои чувства и их нужно уважать. Я прощаюсь с вами до следующего занятия!
Используемая литература:
1. Истратова О.Н. «Справочник по групповой психокоррекции», 2008г, «Феникс», Ростов-на Дону.
2. Л. Д. Лебедева «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий» - СПб.: Речь, 2003. - 256 с. Серия – психологический практикум.