Тренинговое занятие с 9-11
по психологической подготовке к сдаче экзаменов.
Цель: психологическая подготовка выпускников к экзамену.
Задачи:
1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Отработка навыков поведения на экзамене.
3. Развитие уверенности в себе.
4. Развитие коммуникативной компетентности.
5. Развитие навыков самоконтроля.
Методы и техники, используемые в занятиях:
- мини-лекция
- ролевые игры
- тестирование
- релаксационный метод
Время занятия: 40 минут
Результат тренингового занятия: снижение уровня личностной и школьной тревожности, снижение беспокойства по поводу предстоящих экзаменов.
Материал: бумага, мяч, тестовое задание из приложение №1.
Ход занятия
Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам занятие для преодоления своих страхов по поводу сдачи экзаменов. Для начала немного разогреемся. (Слайд 1)
Разогрев «Самое трудное» (Слайд 2)
Психолог: Тот, у кого в руках оказывается мяч, должен продолжить фразу «Самое трудное на экзамене – это…» и бросать мяч любому другому человеку. Тяжело ли было ответить на вопрос? (ответы детей)
Психолог: Перед тем как мы начнем занятие, пройдем небольшой тест. (Слайд 3)
"Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний” (на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) Ромицына)
Инструкция: Ребята, следующее задание позволит вам узнать свой уровень тревожности в ситуациях проверки знаний. Для этого возьмите листочки и поставьте номер вопроса, и ответ "+” (если, вы согласны с утверждением) или "–” (если не согласны). Затем посчитайте количество "+”, учитывая, что один плюс равен одному баллу. Сейчас на экране появятся утверждения, отвечайте честно, старайтесь долго не думать.
Результаты подсчета (Слайд 4-6) – А теперь можно по каждому уровню прочитать результат.
Психолог: Ситуация экзамена сама по себе, непростая, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой.
Для снятия стресса перед экзаменом я предлагаю использовать методы психологической саморегуляции «Псиклир». (Слайд 7 - 11) - Повторите 3 раза упражнение для каждой группы мышц. Завершая упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела; при выдохе абсолютно расслабьтесь. Сфокусируйтесь на рождающемся чувстве абсолютного спокойствия. Думайте о себе с любовью, культивируйте в себе доверие, любовь и принятие себя и жизни. Также можно в течение 10 минут на фазах «вдох-выдох» произносить про себя фразу: «Я расслабляюсь и успокаиваюсь»: «я» - вдох; «расслабляюсь» - выдох; «и» - вдох; «успокаиваюсь» - выдох. Желательно при этом представлять себе, как на вдохе тело наполняет прохладный свежий воздух, наполненный ярким солнечным свечение, а на выдохе – теплый воздух распространяется по всему организму. Направляйте воображаемое тепло в область рук, ног, лица попеременно, помогая им все больше расслабиться. Представляйте, как тяжелеет ваше тело.
И главное – помните, какими бы сложными не были задачи на вашем пути, они неизбежно разрешатся и приведут вас к заветной цели. Удачи и спокойствия вам!
- Сейчас я проведу у вас мини-лекцию «рекомендации по поведению до и в момент сдачи экзаменов.»
Даже если Вы будете сдавать Единый государственный экзамен не в своей школе:
• Вас встретят доброжелательные педагоги;
• каждый из Вас будет обеспечен рабочим местом и всеми необходимыми материалами;
• на все организационные вопросы Вы сможете получить ответы у педагогов.
1. При подготовке к экзамену:
• Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши, выделители и т.п.
• Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
• Составь план занятий. Для начала определи, кто ты - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще («немного позанимаюсь»), а какие именно разделы и темы.
• Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
• Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку и т.д.
• Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
• Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
• Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на задания в части «А» в среднем уходит по 2 минуты на задание).
• Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
• Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
2. Накануне экзамена
• Многие считают что, для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
• В пункт сдачи экзамена ты должен явиться не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
3. Во время тестирования
• В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, насколько внимательно ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
• В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.
• При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.
4.Универсальные рецепты для успешного выполнения тестирования
• Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
• Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
• Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
• Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
• Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
• Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
• Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на этих заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).
• Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
Практическое упражнение
Психолог: Сейчас я вам предлагаю пройти тест. Вы должны ответить на данный тест в течение трёх минут. По моей команде вы приступаете к выполнению. (выдать на листочках тест – Приложение №1)
Рефлексия.
Психолог: И к завершению нашего занятие выполним еще один способ снятия тревоги – аутотрениг.
Освободите свои мыли от всего. Сядьте поудобнее. И повторяйте за мной, гипнотизируя свой мозг.
Я могу наслаждаться каждым днем своей жизни, даже если впереди меня ждет экзамен. Экзамен – лишь только часть моей жизни.
Сейчас я чувствую себя намного лучше, чем могло бы быть, если бы я не занимался саморегуляцией.
Я умею полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
Чтобы не случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.
Я твердо уверен, что у меня все будет хорошо, и я успешно сдам экзамены.
Психолог: Огромное спасибо за вашу работу! До новых встреч!
Приложение №1
УПРАЖНЕНИЕ ТРЕХМИНУТНЫЙ ТЕСТ.
Прочитайте все пункты теста до конца.
Напишите карандашом в левом верхнем углу свое имя и фамилию.
Сосчитайте до 30.
Нарисуйте 4 маленьких квадратика внизу.
Поставьте точки в центре квадратиков.
Запишите на обратной стороне бланка имена 5 ваших друзей.
Проделайте с левой стороны листа три дырочки ручкой.
Если вы все уже правильно сделали, громко назовите свое имя.
Запишите время на левом поле листа.
В пункте 8 зачеркните все буквы «е», «а», «и».
В пункте 7 подчеркните все нечетные слова.
Обведите кружком все согласные буквы в пункте 6.
Проверьте, какой пункт делает сейчас ваш сосед справа, запишите на своем бланке № этого пункта вверху.
Обведите нарисованные квадратики.
Напишите на обратной стороне 8 мужских имен.
Напишите на обратной стороне 3 любых словарных слова.
Снова запишите время в этой строке.
А теперь, когда вы все прочли, выполните только пункты № 1 и № 2 и сдайте бланк.
УПРАЖНЕНИЕ ТРЕХМИНУТНЫЙ ТЕСТ.
Прочитайте все пункты теста до конца.
Напишите карандашом в левом верхнем углу свое имя и фамилию.
Сосчитайте до 30.
Нарисуйте 4 маленьких квадратика внизу.
Поставьте точки в центре квадратиков.
Запишите на обратной стороне бланка имена 5 ваших друзей.
Проделайте с левой стороны листа три дырочки ручкой.
Если вы все уже правильно сделали, громко назовите свое имя.
Запишите время на левом поле листа.
В пункте 8 зачеркните все буквы «е», «а», «и».
В пункте 7 подчеркните все нечетные слова.
Обведите кружком все согласные буквы в пункте 6.
Проверьте, какой пункт делает сейчас ваш сосед справа, запишите на своем бланке № этого пункта вверху.
Обведите нарисованные квадратики.
Напишите на обратной стороне 8 мужских имен.
Напишите на обратной стороне 3 любых словарных слова.
Снова запишите время в этой строке.
А теперь, когда вы все прочли, выполните только пункты № 1 и № 2 и сдайте бланк.