СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинговое занятие с 9-11 по психологической подготовке к сдаче экзаменов. Презентация

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: психологическая подготовка выпускников к экзамену.

Задачи:

1. Повышение сопротивляемости стрессу.

2. Отработка навыков поведения на экзамене.

3. Развитие уверенности в себе.

4. Развитие коммуникативной компетентности.

5. Развитие навыков самоконтроля.

Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие с 9-11 по психологической подготовке к сдаче экзаменов. Презентация»

Тренинговое занятие с выпускниками по психологической подготовке к сдаче экзаменов. Автор : Аксенова Анна Васильевна Педагог – психолог МОУ «Сретенская СОШ №1»

Тренинговое занятие с выпускниками по психологической подготовке к сдаче экзаменов.

Автор : Аксенова Анна Васильевна

Педагог – психолог

МОУ «Сретенская СОШ №1»

Разогрев «Самое трудное» «Самое трудное на экзамене – это…»

Разогрев «Самое трудное»

«Самое трудное на экзамене – это…»

1.Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал? 2.Обычно ты волнуешься при ответе или выполнении контрольных заданий? 3.Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? 4.Мечтаешь ли ты о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? 5. Бывает ли так, что, отвечая перед классом, ты начинаешь заикаться и не можешь ясно произнести ни одного слова? 6. Обычно ты спишь неспокойно накануне контрольной или экзамена? 7. Часто ли ты получаешь низкую оценку, хорошо зная материал, только из-за того, что волнуешься и теряешься при ответе? 8. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? 9. Часто ли бывает такое, что у тебя слегка дрожит рука при выполнении контрольных заданий? 10. Беспокоишься ли ты по дороге в школу о том, что учитель может дать классу проверочную работу?

1.Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал?

2.Обычно ты волнуешься при ответе или выполнении контрольных заданий?

3.Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

4.Мечтаешь ли ты о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

5. Бывает ли так, что, отвечая перед классом, ты начинаешь заикаться и не можешь ясно произнести ни одного слова?

6. Обычно ты спишь неспокойно накануне контрольной или экзамена?

7. Часто ли ты получаешь низкую оценку, хорошо зная материал, только из-за того, что волнуешься и теряешься при ответе?

8. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

9. Часто ли бывает такое, что у тебя слегка дрожит рука при выполнении контрольных заданий?

10. Беспокоишься ли ты по дороге в школу о том, что учитель может дать классу проверочную работу?

Интерпретация результатов низкий 0-1 балл средний 2-6 баллов повышенный 7-8 баллов высокий 9-10 баллов Низкий уровень . Состояние тревоги в ситуациях проверки знаний  не свойственно. Демонстрация знаний (или их отсутствия), достижений, возможностей не смущает. Напротив, ученик стремится  вызвать как можно более бурную реакцию со стороны окружающих в ответ на собственные высказывания или поступки, смутить учителя или шокировать одноклассников. Он любит быть на виду вне зависимости от того, какое впечатление производит на окружающих. По всей видимости, учеба и отношение к ней стоят не на первом месте в списке приоритетов. Вероятно, этот  вид деятельности конкурирует с другими, ему уделяется меньше внимания. Можно предположить и некоторую облегченность восприятия и мышления, высокую самооценку и уверенность в себе, свободное проявление эмоций в поведении и независимость.

Интерпретация результатов

низкий

0-1 балл

средний

2-6 баллов

повышенный

7-8 баллов

высокий

9-10 баллов

Низкий уровень . Состояние тревоги в ситуациях проверки знаний  не свойственно. Демонстрация знаний (или их отсутствия), достижений, возможностей не смущает. Напротив, ученик стремится  вызвать как можно более бурную реакцию со стороны окружающих в ответ на собственные высказывания или поступки, смутить учителя или шокировать одноклассников. Он любит быть на виду вне зависимости от того, какое впечатление производит на окружающих. По всей видимости, учеба и отношение к ней стоят не на первом месте в списке приоритетов. Вероятно, этот  вид деятельности конкурирует с другими, ему уделяется меньше внимания. Можно предположить и некоторую облегченность восприятия и мышления, высокую самооценку и уверенность в себе, свободное проявление эмоций в поведении и независимость.

Средний уровень . Нормальный уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. Эмоциональные переживания в условиях проверки знаний, достижений, возможностей имеют адекватный характер. Ученик достаточно ответственно относится к подобным ситуациям, объективно оценивая свои возможности. Характерны адекватность самооценки, уравновешенность поведения, отсутствие повышенной чувствительности, социальной зависимости и сверхконтроля. В поведении можно наблюдать черты уверенности, решительности, самостоятельности. Ученик достаточно спокойно чувствует себя у классной доски, демонстрируя свои знания и возможности.

Повышенный уровень . Ученик может испытывать негативное отношение к демонстрации своих знаний, не любить "устные ” предметы, предпочитая отвечать письменно. Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей особенно выражено, когда аудитория слушателей незнакома либо значима для ученика. Сама по себе учеба для него нетрудна, но он, возможно, боится отвечать у доски, т. к. теряется, и поэтому ничего не может вспомнить. Страх перед публичной демонстрацией своих знаний провоцирует чувство тревоги и неуверенности в себе. В то же время вы достаточно успешно справляетесь с письменными заданиями, контрольными и внеклассными работами, поскольку здесь отсутствует так называемая "публичная оценка ” .

Высокий уровень. Очень высокий уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, проявляющийся как в ситуациях публичной оценки, так и при выполнении индивидуальных и письменных работ. Ученик испытывает резко негативное отношение к демонстрации своих знаний, боится отвечать перед классом и особенно у доски. Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей порой бывает неадекватно сильным. У него иногда может появляться слабость и дрожь в ногах и руках, иногда не можете связно произнести ни одного слова. Экзаменационная ситуация с ее помпезностью, нервозностью родителей, предварительной "накачкой”, с непременным ожиданием своей очереди за дверью становится для ученика серьезной психотравмой. У школьника могут рано формироваться чувства долга, ответственности, высокие моральные и этические требования к себе. Именно у себя он находит массу недостатков. Его отличает склонность к детальному анализу своего поведения и реакций и высокому интеллектуальному контролю над ними. Данные особенности могут обусловливать такие изменения в познавательной деятельности, как ослабление концентрации и переключаемости внимания, трудности при отделении главного от второстепенного и др.

Методы психологической саморегуляции «Псиклир»:

КУЛЬТУРА МЫСЛИ. Это умение перевести энергию с негативного эмоционального возбуждения и напряжения в позитивный настрой и решение интеллектуальных задач. Эта задача из раздела управления эмоциями решается с помощью управления мышлением, вниманием и выполнения простых физических упражнений психогимнастики. Вначале нужно понять, что мысли, которым вы уделяете свое внимание можно и нужно выбирать. Есть мысли, которые активизируют ваше   мышление   и мысли, которые его тормозят. Первые вызывают легкий позитивный настрой, уверенность, спокойствие и создают свободу мышлению и активизируют память. Вторая группа мыслей вызывает негативные эмоции, угнетенность или гнев, негативные ожидания, заниженную самооценку или негативную оценку окружающим, сковывает   мышление   и память, фиксируя их на этих же мыслях, создавая ощущение безвыходности, негативные эмоции тревоги и волнения. Задайте себе вопрос: являются ли мои мысли продуктивными? Они как-то помогут мне приблизиться к моей цели? Или то, что я места себе не нахожу, только мешает мне сосредоточиться и принять правильное решение? Если вы придете к выводу, что ваши мысли непродуктивны, то вам необходимо будет постараться переключить свое внимание на другие, более оптимистичные рассуждения. Еще одна причина негативных переживаний – это страх ошибки. Он устраняется, когда вы осознаете, что ошибки - это всего лишь этап и часть пути к вашей цели, потому что вы на этом не остановитесь, ведь цель не в том, чтобы не сделать ошибок, а в том, чтобы получить результат. Чтобы избавиться от страха непреодолимости настоящего вспомните: для чего вы сейчас сдаете экзамен; что вы хотите получить дальше; как этот экзамен помогает вам приближаться к своей цели? Затем вспомните, что вам предстоит и дальше сдавать экзамены, например, в университете или техникуме, на работе, поддерживать своих друзей, а затем и своих детей на их экзаменах, поэтому нет смысла каждый раз так их переживать. Вспомните сколько вы уже сдали экзаменов; сколько выучили; сколько решили различных проблем и задач; что этот экзамен просто один из множества и вы с ним справитесь сейчас или позже, но сейчас вы приложите все усилия, чтобы его сдать.

ПОЗА СИЛЫ. Голова поднята; взгляд прямой, параллельно полу; подбородок слегка поджат, чтобы сохранять позвоночник ровным с естественными физиологическими изгибами; плечи раскрыты; макушка слегка тянется вверх, приятно вытягивая позвоночник. Плечи и таз должны находиться в одной или параллельных плоскостях. Стопы стоят ровно на полу, полностью соприкасаясь с полом. Такая поза нормализует давление и дыхание,   придает уверенности в себе и энергии. МЕДИТАЦИЯ УСПОКОЕНИЯ УМА. Сядьте в удобную позу и сосредоточьте внимание между бровями. Позвольте мыслям течь, не мешайте им и не увлекайтесь ими, просто наблюдайте за их потоком и ничего не делайте. Когда вы концентрируете свой взгляд на точке за межбровьем останавливается поток мыслей и увеличивается спокойствие, уверенность и благополучие. Суть медитации: сохранять равновесие — не цепляться, расслабление — не удерживать, естественность — не совершать напряженных усилий.

ПОЗА СИЛЫ. Голова поднята; взгляд прямой, параллельно полу; подбородок слегка поджат, чтобы сохранять позвоночник ровным с естественными физиологическими изгибами; плечи раскрыты; макушка слегка тянется вверх, приятно вытягивая позвоночник. Плечи и таз должны находиться в одной или параллельных плоскостях. Стопы стоят ровно на полу, полностью соприкасаясь с полом. Такая поза нормализует давление и дыхание,   придает уверенности в себе и энергии.

МЕДИТАЦИЯ УСПОКОЕНИЯ УМА. Сядьте в удобную позу и сосредоточьте внимание между бровями. Позвольте мыслям течь, не мешайте им и не увлекайтесь ими, просто наблюдайте за их потоком и ничего не делайте. Когда вы концентрируете свой взгляд на точке за межбровьем останавливается поток мыслей и увеличивается спокойствие, уверенность и благополучие. Суть медитации: сохранять равновесие — не цепляться, расслабление — не удерживать, естественность — не совершать напряженных усилий.

ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ. Сделайте спокойный плавный вдох носом. Пусть воздух заполняет тело в три этапа: живот, область солнечного сплетения и ребер, грудную клетку. После небольшой, естественной задержки дыхания сделайте плавный выдох в том же порядке – от живота к ключицам. Вдох по длине равен выдоху. Дышите носом, заполняя легкие на 80-85 %, не до предела, а до чувства полного дыхательного удовлетворения. ЙОНИ МУДРА. Примите позу для медитации и дышите медленно, ритмично и глубоко. Задержите дыхание и закройте большими пальцами уши, указательными — глаза, а средними пальцами — ноздри. Положите безымянные пальцы над, а мизинцы под губами, чтобы таким образом закрыть рот. Задержка дыхания делается естественной, на комфортное время, без голодания кислородом, так чтобы выход из задержки был плавным и не слышным, без резкого вдоха). Данное упражнение помогает быстро отключиться от раздражающих факторов, сосредоточить внимание и успокоиться, вернув энергию с внешнего восприятия внутрь тела и психики.

ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ. Сделайте спокойный плавный вдох носом. Пусть воздух заполняет тело в три этапа: живот, область солнечного сплетения и ребер, грудную клетку. После небольшой, естественной задержки дыхания сделайте плавный выдох в том же порядке – от живота к ключицам. Вдох по длине равен выдоху. Дышите носом, заполняя легкие на 80-85 %, не до предела, а до чувства полного дыхательного удовлетворения.

ЙОНИ МУДРА. Примите позу для медитации и дышите медленно, ритмично и глубоко. Задержите дыхание и закройте большими пальцами уши, указательными — глаза, а средними пальцами — ноздри. Положите безымянные пальцы над, а мизинцы под губами, чтобы таким образом закрыть рот. Задержка дыхания делается естественной, на комфортное время, без голодания кислородом, так чтобы выход из задержки был плавным и не слышным, без резкого вдоха). Данное упражнение помогает быстро отключиться от раздражающих факторов, сосредоточить внимание и успокоиться, вернув энергию с внешнего восприятия внутрь тела и психики.

МУДРА ЗНАНИЯ. Указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены). Руки при этом можно расслабленными положить на колени и сосредоточить внимание на области за межбровьем. Эта мудра снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию. Улучшает  мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности. МАССАЖ ЛИЦА И ГОЛОВЫ. Поскольку зоны, ответственные за память, располагаются в задней части нашего мозга, не стесняйтесь по чаще потирать затылок, в том числе и во время экзамена. Потрите ладони рук друг о дружку, чтобы кожа ладоней нагрелась. Закройте глаза и положите ладони рук на глаза, ощутите тепло, исходящее от кожи ладоней и расслабляющее ваши глаза.   Далее помассируйте скулы маленькими круговыми движениями от центра лица к ушам. Также полезно массировать виски начиная от верхнего века и до виска, по прямой линии в направлении роста волос и маленькими круговыми движениями.

МУДРА ЗНАНИЯ. Указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены). Руки при этом можно расслабленными положить на колени и сосредоточить внимание на области за межбровьем. Эта мудра снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию. Улучшает  мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности.

МАССАЖ ЛИЦА И ГОЛОВЫ. Поскольку зоны, ответственные за память, располагаются в задней части нашего мозга, не стесняйтесь по чаще потирать затылок, в том числе и во время экзамена. Потрите ладони рук друг о дружку, чтобы кожа ладоней нагрелась. Закройте глаза и положите ладони рук на глаза, ощутите тепло, исходящее от кожи ладоней и расслабляющее ваши глаза.   Далее помассируйте скулы маленькими круговыми движениями от центра лица к ушам. Также полезно массировать виски начиная от верхнего века и до виска, по прямой линии в направлении роста волос и маленькими круговыми движениями.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. Избавится от лишнего адреналина помогут приседания, наклоны, ходьба, упор в стену и парту с небольшим, но эффективным напряжением. Сохраняя сидячее положение, « побегайте » ногами вперед-назад и по сторонам. Поднимая и опуская пятки, постучите ими об пол в течение пары минут. Покатайте ногами по полу цилиндрический предмет — ручка или карандаш тоже подойдут. Не вставая со стула, имитируйте ходьбу на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стоп по очереди. Поглаживайте одну ногу другой — такой массаж отлично разгонит кровь. РЕЛАКСАЦИЯ. Попеременное напряжение/расслабление мышц тела. Необходимо попеременно напрягать в течение 5 сек. мышцы тела по очереди сверху вниз (мышц лица и головы, шеи и плеч, рук, грудной клетки, живота, ягодичных, промежности и паховой области, ног), а затем максимально расслаблять их.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. Избавится от лишнего адреналина помогут приседания, наклоны, ходьба, упор в стену и парту с небольшим, но эффективным напряжением. Сохраняя сидячее положение, « побегайте » ногами вперед-назад и по сторонам. Поднимая и опуская пятки, постучите ими об пол в течение пары минут. Покатайте ногами по полу цилиндрический предмет — ручка или карандаш тоже подойдут. Не вставая со стула, имитируйте ходьбу на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стоп по очереди. Поглаживайте одну ногу другой — такой массаж отлично разгонит кровь.

РЕЛАКСАЦИЯ. Попеременное напряжение/расслабление мышц тела. Необходимо попеременно напрягать в течение 5 сек. мышцы тела по очереди сверху вниз (мышц лица и головы, шеи и плеч, рук, грудной клетки, живота, ягодичных, промежности и паховой области, ног), а затем максимально расслаблять их.

Информационные источники : источник шаблона:  Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Источники: http://www.pandia.ru/text/77/483/88648.php https://www.b17.ru/article/snimaem_stress/ http://sch773uv.mskobr.ru/info_edu/methodical_documents/psihologicheskaya_podgotovka_starsheklassnikov_k_eg_gia/  https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/09/27/psikhologicheskaya-podgotovka-k-provedeniyu-edinogo

Информационные источники :

источник шаблона: Фокина Лидия Петровна

учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района Новосибирской области

Источники:

  • http://www.pandia.ru/text/77/483/88648.php
  • https://www.b17.ru/article/snimaem_stress/
  • http://sch773uv.mskobr.ru/info_edu/methodical_documents/psihologicheskaya_podgotovka_starsheklassnikov_k_eg_gia/
  • https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/09/27/psikhologicheskaya-podgotovka-k-provedeniyu-edinogo


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!