Тренинговое занятие с выпускниками по психологической подготовке к сдаче экзаменов.
Автор : Аксенова Анна Васильевна
Педагог – психолог
МОУ «Сретенская СОШ №1»
Разогрев «Самое трудное»
«Самое трудное на экзамене – это…»
1.Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал?
2.Обычно ты волнуешься при ответе или выполнении контрольных заданий?
3.Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
4.Мечтаешь ли ты о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
5. Бывает ли так, что, отвечая перед классом, ты начинаешь заикаться и не можешь ясно произнести ни одного слова?
6. Обычно ты спишь неспокойно накануне контрольной или экзамена?
7. Часто ли ты получаешь низкую оценку, хорошо зная материал, только из-за того, что волнуешься и теряешься при ответе?
8. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
9. Часто ли бывает такое, что у тебя слегка дрожит рука при выполнении контрольных заданий?
10. Беспокоишься ли ты по дороге в школу о том, что учитель может дать классу проверочную работу?
Интерпретация результатов
низкий
0-1 балл
средний
2-6 баллов
повышенный
7-8 баллов
высокий
9-10 баллов
Низкий уровень . Состояние тревоги в ситуациях проверки знаний не свойственно. Демонстрация знаний (или их отсутствия), достижений, возможностей не смущает. Напротив, ученик стремится вызвать как можно более бурную реакцию со стороны окружающих в ответ на собственные высказывания или поступки, смутить учителя или шокировать одноклассников. Он любит быть на виду вне зависимости от того, какое впечатление производит на окружающих. По всей видимости, учеба и отношение к ней стоят не на первом месте в списке приоритетов. Вероятно, этот вид деятельности конкурирует с другими, ему уделяется меньше внимания. Можно предположить и некоторую облегченность восприятия и мышления, высокую самооценку и уверенность в себе, свободное проявление эмоций в поведении и независимость.
Средний уровень . Нормальный уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. Эмоциональные переживания в условиях проверки знаний, достижений, возможностей имеют адекватный характер. Ученик достаточно ответственно относится к подобным ситуациям, объективно оценивая свои возможности. Характерны адекватность самооценки, уравновешенность поведения, отсутствие повышенной чувствительности, социальной зависимости и сверхконтроля. В поведении можно наблюдать черты уверенности, решительности, самостоятельности. Ученик достаточно спокойно чувствует себя у классной доски, демонстрируя свои знания и возможности.
Повышенный уровень . Ученик может испытывать негативное отношение к демонстрации своих знаний, не любить "устные ” предметы, предпочитая отвечать письменно. Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей особенно выражено, когда аудитория слушателей незнакома либо значима для ученика. Сама по себе учеба для него нетрудна, но он, возможно, боится отвечать у доски, т. к. теряется, и поэтому ничего не может вспомнить. Страх перед публичной демонстрацией своих знаний провоцирует чувство тревоги и неуверенности в себе. В то же время вы достаточно успешно справляетесь с письменными заданиями, контрольными и внеклассными работами, поскольку здесь отсутствует так называемая "публичная оценка ” .
Высокий уровень. Очень высокий уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, проявляющийся как в ситуациях публичной оценки, так и при выполнении индивидуальных и письменных работ. Ученик испытывает резко негативное отношение к демонстрации своих знаний, боится отвечать перед классом и особенно у доски. Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей порой бывает неадекватно сильным. У него иногда может появляться слабость и дрожь в ногах и руках, иногда не можете связно произнести ни одного слова. Экзаменационная ситуация с ее помпезностью, нервозностью родителей, предварительной "накачкой”, с непременным ожиданием своей очереди за дверью становится для ученика серьезной психотравмой. У школьника могут рано формироваться чувства долга, ответственности, высокие моральные и этические требования к себе. Именно у себя он находит массу недостатков. Его отличает склонность к детальному анализу своего поведения и реакций и высокому интеллектуальному контролю над ними. Данные особенности могут обусловливать такие изменения в познавательной деятельности, как ослабление концентрации и переключаемости внимания, трудности при отделении главного от второстепенного и др.
Методы психологической саморегуляции «Псиклир»:
КУЛЬТУРА МЫСЛИ. Это умение перевести энергию с негативного эмоционального возбуждения и напряжения в позитивный настрой и решение интеллектуальных задач. Эта задача из раздела управления эмоциями решается с помощью управления мышлением, вниманием и выполнения простых физических упражнений психогимнастики. Вначале нужно понять, что мысли, которым вы уделяете свое внимание можно и нужно выбирать. Есть мысли, которые активизируют ваше мышление и мысли, которые его тормозят. Первые вызывают легкий позитивный настрой, уверенность, спокойствие и создают свободу мышлению и активизируют память. Вторая группа мыслей вызывает негативные эмоции, угнетенность или гнев, негативные ожидания, заниженную самооценку или негативную оценку окружающим, сковывает мышление и память, фиксируя их на этих же мыслях, создавая ощущение безвыходности, негативные эмоции тревоги и волнения. Задайте себе вопрос: являются ли мои мысли продуктивными? Они как-то помогут мне приблизиться к моей цели? Или то, что я места себе не нахожу, только мешает мне сосредоточиться и принять правильное решение? Если вы придете к выводу, что ваши мысли непродуктивны, то вам необходимо будет постараться переключить свое внимание на другие, более оптимистичные рассуждения. Еще одна причина негативных переживаний – это страх ошибки. Он устраняется, когда вы осознаете, что ошибки - это всего лишь этап и часть пути к вашей цели, потому что вы на этом не остановитесь, ведь цель не в том, чтобы не сделать ошибок, а в том, чтобы получить результат. Чтобы избавиться от страха непреодолимости настоящего вспомните: для чего вы сейчас сдаете экзамен; что вы хотите получить дальше; как этот экзамен помогает вам приближаться к своей цели? Затем вспомните, что вам предстоит и дальше сдавать экзамены, например, в университете или техникуме, на работе, поддерживать своих друзей, а затем и своих детей на их экзаменах, поэтому нет смысла каждый раз так их переживать. Вспомните сколько вы уже сдали экзаменов; сколько выучили; сколько решили различных проблем и задач; что этот экзамен просто один из множества и вы с ним справитесь сейчас или позже, но сейчас вы приложите все усилия, чтобы его сдать.
ПОЗА СИЛЫ. Голова поднята; взгляд прямой, параллельно полу; подбородок слегка поджат, чтобы сохранять позвоночник ровным с естественными физиологическими изгибами; плечи раскрыты; макушка слегка тянется вверх, приятно вытягивая позвоночник. Плечи и таз должны находиться в одной или параллельных плоскостях. Стопы стоят ровно на полу, полностью соприкасаясь с полом. Такая поза нормализует давление и дыхание, придает уверенности в себе и энергии.
МЕДИТАЦИЯ УСПОКОЕНИЯ УМА. Сядьте в удобную позу и сосредоточьте внимание между бровями. Позвольте мыслям течь, не мешайте им и не увлекайтесь ими, просто наблюдайте за их потоком и ничего не делайте. Когда вы концентрируете свой взгляд на точке за межбровьем останавливается поток мыслей и увеличивается спокойствие, уверенность и благополучие. Суть медитации: сохранять равновесие — не цепляться, расслабление — не удерживать, естественность — не совершать напряженных усилий.
ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ. Сделайте спокойный плавный вдох носом. Пусть воздух заполняет тело в три этапа: живот, область солнечного сплетения и ребер, грудную клетку. После небольшой, естественной задержки дыхания сделайте плавный выдох в том же порядке – от живота к ключицам. Вдох по длине равен выдоху. Дышите носом, заполняя легкие на 80-85 %, не до предела, а до чувства полного дыхательного удовлетворения.
ЙОНИ МУДРА. Примите позу для медитации и дышите медленно, ритмично и глубоко. Задержите дыхание и закройте большими пальцами уши, указательными — глаза, а средними пальцами — ноздри. Положите безымянные пальцы над, а мизинцы под губами, чтобы таким образом закрыть рот. Задержка дыхания делается естественной, на комфортное время, без голодания кислородом, так чтобы выход из задержки был плавным и не слышным, без резкого вдоха). Данное упражнение помогает быстро отключиться от раздражающих факторов, сосредоточить внимание и успокоиться, вернув энергию с внешнего восприятия внутрь тела и психики.
МУДРА ЗНАНИЯ. Указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены). Руки при этом можно расслабленными положить на колени и сосредоточить внимание на области за межбровьем. Эта мудра снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности.
МАССАЖ ЛИЦА И ГОЛОВЫ. Поскольку зоны, ответственные за память, располагаются в задней части нашего мозга, не стесняйтесь по чаще потирать затылок, в том числе и во время экзамена. Потрите ладони рук друг о дружку, чтобы кожа ладоней нагрелась. Закройте глаза и положите ладони рук на глаза, ощутите тепло, исходящее от кожи ладоней и расслабляющее ваши глаза. Далее помассируйте скулы маленькими круговыми движениями от центра лица к ушам. Также полезно массировать виски начиная от верхнего века и до виска, по прямой линии в направлении роста волос и маленькими круговыми движениями.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. Избавится от лишнего адреналина помогут приседания, наклоны, ходьба, упор в стену и парту с небольшим, но эффективным напряжением. Сохраняя сидячее положение, « побегайте » ногами вперед-назад и по сторонам. Поднимая и опуская пятки, постучите ими об пол в течение пары минут. Покатайте ногами по полу цилиндрический предмет — ручка или карандаш тоже подойдут. Не вставая со стула, имитируйте ходьбу на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стоп по очереди. Поглаживайте одну ногу другой — такой массаж отлично разгонит кровь.
РЕЛАКСАЦИЯ. Попеременное напряжение/расслабление мышц тела. Необходимо попеременно напрягать в течение 5 сек. мышцы тела по очереди сверху вниз (мышц лица и головы, шеи и плеч, рук, грудной клетки, живота, ягодичных, промежности и паховой области, ног), а затем максимально расслаблять их.
Информационные источники :
источник шаблона: Фокина Лидия Петровна
учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино»
Искитимского района Новосибирской области
Источники:
- http://www.pandia.ru/text/77/483/88648.php
- https://www.b17.ru/article/snimaem_stress/
- http://sch773uv.mskobr.ru/info_edu/methodical_documents/psihologicheskaya_podgotovka_starsheklassnikov_k_eg_gia/
- https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/09/27/psikhologicheskaya-podgotovka-k-provedeniyu-edinogo