СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинговые занятия для снижения уровня тревожности для младших школьников с умственной отсталостью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятий: снижение уровня школьной тревожности младших школьников.

Задачи:

  1. Снятие психического и эмоционального напряжения.
  2. Развитие лучшего понимания себя и других.
  3. Повышение самооценки и укрепление собственной идентичности.
  4. Формирование коммуникативных и социальных навыков.
  5. Создание возможности для самовыражения.

Просмотр содержимого документа
«Тренинговые занятия для снижения уровня тревожности для младших школьников с умственной отсталостью.»

Тренинговые занятия для младших школьников с повышенным уровнем тревожности.

Контингент детей: 4 классы

Цель занятий: снижение уровня школьной тревожности младших школьников.

Задачи:

  1. Снятие психического и эмоционального напряжения.

  2. Развитие лучшего понимания себя и других.

  3. Повышение самооценки и укрепление собственной идентичности.

  4. Формирование коммуникативных и социальных навыков.

  5. Создание возможности для самовыражения.

Численность группы -10-12 человек.

Место проведения - класс или группа.


Занятие 1.

Вводное занятие посвящено:

- информированию учащихся о целях работы;

- формированию мотивации для работы на протяжении всего цикла занятий;

- совместному определению правил работы в группе.

Цель занятия: знакомство с группой, демонстрация модели поведения на занятиях; информирование группы по основным вопросам, связанным с программой; формирование мотивации к работе по программе.


Начало работы.

Работа начинается с представления ведущего. Ведущий, рассказывает о себе, о своих профессиональных интересах и взглядах, о своем первом впечатлении от группы; в общих чертах говорит о целях и форме организации занятий.

Знакомство: представление участников, рассказ об интересах.


Упражнение “Выработка правил группы”.

Цель: демонстрация демократичного и безопасного стиля общения, выработка правил групповой работы.


Необходимые материалы: листы бумаги, фломастеры, ватман, маркеры.


Техника проведения: каждый из участников вырабатывает свои предложения, затем все участники обсуждают проблему и вносят свои изменения. Группой формируются правила, смысл которых должен отражать следующее:

- уважительное отношение друг к другу,

- активное участие,

- соблюдение правила “Я- высказывания”.


Правила группы позволяют каждому участнику чувствовать себя в группе комфортно и безопасно, а группе в целом – активно и эффективно работать на занятиях. Правила вывешиваются на самом видном месте в помещении.

  1. Упражнение «Царская семья».

Цель: способствовать повышению самооценки учащихся

Участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием изобразить «семейный портрет».

1-я подгруппа представляет «царскую семью»;

2-я подгруппа представляет семью всемирно известного ученого;

3-я подгруппа – семью «новых русских»;

4-я подгруппа – семью кинозвезды.

Подгруппы по очереди представляют «семейный портрет». Остальные участники отгадывают, кто на нем изображен. Упражнение дает возможность почувствовать свою значимость. Во время обсуждения участники отвечают в кругу на вопрос: «Что вы чувствовали во время упражнения?».

2. Релаксация “Тряпичная кукла”.

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Техника проведения: ребятам предлагается представить себя ватной куклой и повторять за ведущим те движения, которые он будет показывать.

“У куклы мягкая, мягкая шейка. Головка падает (легко и свободно опускаем голову на грудь, подбородок касается груди).

У неё мягкие, мягкие плечики (расслабляем мышцы плеча).

У неё мягкие, мягкие ручки (руки свободно и расслаблено висят вдоль тела).

У неё мягкая спинка (расслабляем мышцы спины).

У неё мягкий животик (расслабляем мышцы живота).

Дышите свободно и легко.

У неё мягкие ножки, которые совсем её не слушаются (расслабляем мышцы ног).

Дышите легко и свободно. Попробуйте так походить.

Замечательная куколка!

Давайте снова станем детьми!

Понравилось вам?”



3.Упражнение «Я-Алла Пугачёва»

Цель: содействовать развитию навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях.

Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, президент США, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира». После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации. Данное упражнение способствует повышению самооценки и может быть использовано при отработке навыка уверенного поведения.

Завершение работы.

Цель: подведение итогов занятия.

Техника проведения: группа высказывается на темы:

- Что нового произошло за время занятия?

- Что удивило, оказалось неожиданным?

Занятие 2.

Тема: Я – путешествие внутрь себя.

Задачи занятия: развитие способности к парному взаимодействию, обучение приемам активного слушания, навыкам самопрезентации и обмена информацией.

1. Упражнение “Приветствие”.

Цель: создание благоприятного эмоционального настроя на дальнейшую работу в группе.

Необходимые материалы: мягкая игрушка.

Техника проведения: ребятам предлагается сесть в круг. Участники должны передавать друг другу мягкую игрушку разными способами.

2. Разминка “Юные журналисты”.

Цель: развитие способности к парному взаимодействию, обучение приемам активного слушания.

Необходимые материалы: листы бумаги, ручки.

Техника проведения: детям предлагается разделиться на пары по желанию. В паре распределяются роли. Один участник берет на себя роль журналиста, который будет расспрашивать собеседника о нём самом, другой роль человека у которого берут интервью, и он должен будет рассказать о себе. Затем журналист и рассказчик меняются местами. Вопросы дети придумывают сами. В случае затруднений, ведущий помогает работе детей в парах. На следующем этапе задания журналисты представляют группе итоги своих интервью. Главное, чтобы рассказ о собеседнике был интересным и показывающим его с лучшей стороны.

3. Упражнение “Я такой, каким меня еще никто не знает!”

Цель: обучение приёму самопрезентации, способствовать повышению самооценки.

Необходимые материалы: листы для рисование формата А4, А3, краски, кисти, фломастеры, цветные карандаши, маркеры, клей, газеты и журналы, цветная бумага, ножницы.

Техника проведения: ребятам предлагается создать свой фантазийный образ, используя желаемые материалы для творчества. Затем оформляется галерея портретов. Каждый из участников рассказывает о своей работе. Организуется обсуждение работы в группе.

4.Упражнение «Скульптура»

Цель: развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т.д., снижение мышечного напряжения.

Данное упражнение парное. Один из партнеров должен стать глиной, другой – скульптором. Скульптор может придать «глине» любую форму (позу), какую он сам захочет. Глина должна быть податливой, расслабленной и принимать форму, которую ей хочет придать скульптор. Законченная скульптура должна застыть. Автор дает ей название, потом партнерам следует поменяться ролями. Все должно происходить молча, любые переговоры и подсказки запрещены.

5. Упражнение "Ситуация"

Цель: способствовать развитию навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях.

Детям предлагается проиграть ситуации, где они воображают сами себя.

Ведущий: - "Ребята из твоего класса играют в интересную игру. Тебе тоже хочется поиграть, что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя в игру.

- "Твой друг долго не возвращает твою игрушку, хотя каждый день обещает ее вернуть. Как ты поступишь?"

- "Ты разбил вазу".

Анализ упражнения:

-Как ты чувствовал себя в данной игре?

-Как обычно ты ведешь себя в подобной ситуации?

-Чем помогла тебе эта игра?



6.Завершение работы. Упражнение “Солнышко дружбы”.

Цель: создание благоприятного эмоционального настроя в группе, развитие эмпатии.

Техника проведения: Участники встают в круг. Каждый участник протягивает одну руку в середину круга, а другую руку в противоположную сторону. Участники по очереди соединяют руки в середине круга.

Занятие 3.

Задачи занятия:

- способствовать осознанию своей индивидуальности;

- отработать навык взаимодействия с партнером;

- способствовать сплочению группы;

- обучать навыкам релаксации и регуляции собственных эмоциональных состояний.

1. Приветствие: каждый ребёнок должен в определённой позе поприветствовать участников.

2. Игра «Похвалилки»

Цель: способствует повышению самооценки, повышает его значимость в коллективе.

Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами «Однажды я...» Например: «Однажды я помог товарищу в школе» или «Однажды я быстро выполнил домашнее задание» и т.д.

На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке.

После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.

В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.

3. Работа в группах по 3 человека.

Ведущий: "Представь себе у тебя плохое настроение, ты чувствуешь себя одиноко и грустно. Нужно подумать всем вместе в группе, как можно исправить свое настроение.

Далее происходит обсуждение способов, которые придумали дети.


4. Релаксация “Шарики”.

Цель: снятие телесных зажимов.

Техника проведения: ребята представляют, что в животе у них воздушный шарик, представляют, какого он цвета. При вдохе медленно надуем наши шарики как можно больше, а затем медленно их сдувают, втягивая животы.

5. Игра « Корабль среди скал» (Фопель К)

Цель: помочь отработке навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях.

Все участники образуют круг – это берег реки. В середине круга – море. Один участник – капитан, другой – «корабль», глаза у участника, выполняющего роль «корабля»,  закрыты. Капитан подает команды кораблю так, чтобы корабль не разбился о скалы. Когда  «корабль» подойдет к конечной точке, капитан должен сказать: «Ты достиг цели».

Анализ упражнения:

-Что ты чувствовал, когда был «кораблем»?

-Чувствовал ли ты себя безопасно?

-Что в следующий раз твоему капитану нужно делать  по – другому?

-Что ты чувствовал, когда был «скалой»? 

Завершение: «Солнышко дружбы».



Занятие 4.

Задачи занятия:

- развивать чувство уверенности в своих силах

- развивать чувство доверия ко взрослым людям

- развивать умение анализировать свои поступки, обучать правильному отношению к своим ошибкам

Приветствие: каждый по-разному друг друга приветствует

1. Игра "Комплимент".

Цель: повысить самооценку и значимость ребёнка

Один из детей бросает мячик кому хочет. Тот, кто ловит мячик, должен вернуть его обладателю с приятными словами о нем. Ребенок может кидать мячик стольким людям, скольким захочет. После того, как он закончит, мячик передается следующему сидящему в круге. И так до тех пор, пока мячик не обойдет весь круг.

2.Игра “Передай рисунок”.

Цель: развитие группой сплоченности, слаженности действий, умения поддержать и почувствовать другого, творческой активности, воображения.

Необходимый материал: наборы карандашей и листы бумаги по количеству участников, аудиоаппаратура, аудиозаписи ритмичной, веселой музыки.

Техника проведения: Дети садятся по кругу. Каждый берет карандаш понравившегося цвета и лист бумаги. Как только заиграет музыка, дети начинают рисовать то, что захотят. По хлопку ведущего они передают свой незаконченный рисунок и карандаш соседу слева и т.д. После того как листы обошли круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить получившиеся рисунки. Затем оформляется выставка рисунков. Проводится тайное голосование и выбирается лучшая работа.



3.Упражнение «Вверх по радуге (Фопель К)

Цель: снятие мышечного напряжения

Дети встают в круг, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вдыхая, они взбираются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с нее как с горки. Упражнение повторяется 3 раза.

4.Упражнение «Храбрый герой»

Цель: отработать навык уверенного поведения в конкретных ситуациях

Очень помогает в преодолении страха, тревожности игра в Храброго героя (лучше взять любимый персонаж ученика из фильма, мультфильма, компьютерной игры) и Испуганного малыша. Ученик говорит о своих страхах – как Испуганный малыш. Затем пересаживается на другой стул, отвечает как Храбрый герой. Следует обратное «перевоплощение» – возражения или новые жалобы Испуганного малыша. Как правило, ученик приводит весьма убедительную аргументацию и способен убедить самого себя в бессмысленности и вреде тревоги. Упражнение заканчивается непременно словами Храброго героя. Я обязательно спрашиваю – какой он, Герой? Допустим, ответ – «смелый, решительный, сильный». Повтори – «я смелый, решительный, сильный». Несколько раз повторяются позитивные утверждения. Выражаю полную убежденность в том, что ученик именно такой, т.е.: «В тебе живет Храбрый герой. Только пока он редко появляется». Само проигрывание роли бесстрашного человека помогает ребенку найти внутренние силы для реализации этой части личности.

5.Игра «Водопад» (Фопель К.)

Цель: содействовать развитию умения снимать мышечное напряжение

Ведущий: представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нем падает мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове, плечам, затылку и помогает им стать мягким и расслабленным.

 Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело… Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься энергией.

Теперь поблагодари свой водопад за то, что он тебя так чудесно расслабил… Немного потянись, выпрямись и открой глаза.

Занятие 5.

Приветствие: рукопожатие +приятное слово (комплимент).

  1. Упражнение «Ласковый мелок»

Цель: способствовать снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.

Существует хорошее развлечение - рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры. Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце „ласковым" мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим „ласковым" хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

2. Упражнение «Ситуация».

Цель: отработать навыки уверенного поведения в конкретных ситуациях

Ведущий предлагает конверт, где на карточках напечатаны ситуации. Нужно закончить предложения, описав подробно, какие вы испытываете чувства  в подобных ситуациях.

В класс входит учитель…

Меня вызвали к доске…

Я потерял деньги на продукты…

Меня обманул лучший друг…

Я пишу контрольную работу…

Анализ упражнения:

- в каких ситуациях ты чувствуешь сильное напряжение?

-приведи пример других ситуаций, где ты также чувствуешь напряжение?

3. Рисование на тему: “ Чего я боялся, когда был маленьким…” 

Цель: способствовать отработке навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях

Дети рисуют карандашами свои страхи, не показывая никому, далее ведущий собирает рисунки у детей

4. Упражнение “ Чужие рисунки”     Детям по очереди показывают рисунки “страхов”, только что нарисованных, все вместе придумывают, чего боялись эти дети и как им можно помочь.

Обсуждение упражнения:

Что почувствовал ты во время выполнения этого упражнения?

Легко ли тебе было его выполнять? Почему?

5. Упражнение "Теплый, как солнце, легкий, как дуновение."

Ведущий: "Представьте себе, что сейчас чудесный день, и над тобой проплывает серое облачко, на которое ты можешь уложить все свои горести и заботы. Дай им просто улететь с ним.

Представь себе, что небо над тобой ярко-голубое, легкие лучи солнца тебя согревают. Ты чувствуешь себя защищенным. Легкое дуновение ветерка коснулось твоей головы, ты чувствуешь себя легко и счастливо, как маленькое перышко. Ты думаешь, что ты сегодня такой же замечательный как солнце, и такой же нежный как дуновение ветерка.

6. Дискуссия «Самое-самое»

Цель: способствовать повышению самооценки и значимости учащихся в окружаемом мире

Психолог предлагает ученикам записать в тетради, что для них самое важное и самое ценное в жизни. Затем дети это зачитывают, а психолог записывает на доске. Обсуждается каждый пункт. Нужно подвести ребят к выводу, что каждый человек неповторим и представляет ценность. Любить себя – это значит признавать право на любовь других людей к себе.

Обычно ученики перечисляют такие ценности, как здоровье, родители, друзья, работа, семья, мир, деньги и др. Психолог, комментируя каждый ответ, просит учащихся ответить на вопросы: « Почему для тебя главным является здоровье?» (Я смогу жить долго), «Чем тебе дороги родители?»(Они мне дали жизнь и любят меня).

Затем каждый учащийся приходит к таким выводам:

Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.

Любить себя – значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно

Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других.

Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.

Завершение: объятия + пожелания.












































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!