Тренинговые занятия для младших школьников с повышенным уровнем тревожности.
Контингент детей: 4 классы
Цель занятий: снижение уровня школьной тревожности младших школьников.
Задачи:
Снятие психического и эмоционального напряжения.
Развитие лучшего понимания себя и других.
Повышение самооценки и укрепление собственной идентичности.
Формирование коммуникативных и социальных навыков.
Создание возможности для самовыражения.
Численность группы -10-12 человек.
Место проведения - класс или группа.
Занятие 1.
Вводное занятие посвящено:
- информированию учащихся о целях работы;
- формированию мотивации для работы на протяжении всего цикла занятий;
- совместному определению правил работы в группе.
Цель занятия: знакомство с группой, демонстрация модели поведения на занятиях; информирование группы по основным вопросам, связанным с программой; формирование мотивации к работе по программе.
Начало работы.
Работа начинается с представления ведущего. Ведущий, рассказывает о себе, о своих профессиональных интересах и взглядах, о своем первом впечатлении от группы; в общих чертах говорит о целях и форме организации занятий.
Знакомство: представление участников, рассказ об интересах.
Упражнение “Выработка правил группы”.
Цель: демонстрация демократичного и безопасного стиля общения, выработка правил групповой работы.
Необходимые материалы: листы бумаги, фломастеры, ватман, маркеры.
Техника проведения: каждый из участников вырабатывает свои предложения, затем все участники обсуждают проблему и вносят свои изменения. Группой формируются правила, смысл которых должен отражать следующее:
- уважительное отношение друг к другу,
- активное участие,
- соблюдение правила “Я- высказывания”.
Правила группы позволяют каждому участнику чувствовать себя в группе комфортно и безопасно, а группе в целом – активно и эффективно работать на занятиях. Правила вывешиваются на самом видном месте в помещении.
Упражнение «Царская семья».
Цель: способствовать повышению самооценки учащихся
Участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием изобразить «семейный портрет».
1-я подгруппа представляет «царскую семью»;
2-я подгруппа представляет семью всемирно известного ученого;
3-я подгруппа – семью «новых русских»;
4-я подгруппа – семью кинозвезды.
Подгруппы по очереди представляют «семейный портрет». Остальные участники отгадывают, кто на нем изображен. Упражнение дает возможность почувствовать свою значимость. Во время обсуждения участники отвечают в кругу на вопрос: «Что вы чувствовали во время упражнения?».
2. Релаксация “Тряпичная кукла”.
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Техника проведения: ребятам предлагается представить себя ватной куклой и повторять за ведущим те движения, которые он будет показывать.
“У куклы мягкая, мягкая шейка. Головка падает (легко и свободно опускаем голову на грудь, подбородок касается груди).
У неё мягкие, мягкие плечики (расслабляем мышцы плеча).
У неё мягкие, мягкие ручки (руки свободно и расслаблено висят вдоль тела).
У неё мягкая спинка (расслабляем мышцы спины).
У неё мягкий животик (расслабляем мышцы живота).
Дышите свободно и легко.
У неё мягкие ножки, которые совсем её не слушаются (расслабляем мышцы ног).
Дышите легко и свободно. Попробуйте так походить.
Замечательная куколка!
Давайте снова станем детьми!
Понравилось вам?”
3.Упражнение «Я-Алла Пугачёва»
Цель: содействовать развитию навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях.
Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, президент США, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира». После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации. Данное упражнение способствует повышению самооценки и может быть использовано при отработке навыка уверенного поведения.
Завершение работы.
Цель: подведение итогов занятия.
Техника проведения: группа высказывается на темы:
- Что нового произошло за время занятия?
- Что удивило, оказалось неожиданным?
Занятие 2.
Тема: Я – путешествие внутрь себя.
Задачи занятия: развитие способности к парному взаимодействию, обучение приемам активного слушания, навыкам самопрезентации и обмена информацией.
1. Упражнение “Приветствие”.
Цель: создание благоприятного эмоционального настроя на дальнейшую работу в группе.
Необходимые материалы: мягкая игрушка.
Техника проведения: ребятам предлагается сесть в круг. Участники должны передавать друг другу мягкую игрушку разными способами.
2. Разминка “Юные журналисты”.
Цель: развитие способности к парному взаимодействию, обучение приемам активного слушания.
Необходимые материалы: листы бумаги, ручки.
Техника проведения: детям предлагается разделиться на пары по желанию. В паре распределяются роли. Один участник берет на себя роль журналиста, который будет расспрашивать собеседника о нём самом, другой роль человека у которого берут интервью, и он должен будет рассказать о себе. Затем журналист и рассказчик меняются местами. Вопросы дети придумывают сами. В случае затруднений, ведущий помогает работе детей в парах. На следующем этапе задания журналисты представляют группе итоги своих интервью. Главное, чтобы рассказ о собеседнике был интересным и показывающим его с лучшей стороны.
3. Упражнение “Я такой, каким меня еще никто не знает!”
Цель: обучение приёму самопрезентации, способствовать повышению самооценки.
Необходимые материалы: листы для рисование формата А4, А3, краски, кисти, фломастеры, цветные карандаши, маркеры, клей, газеты и журналы, цветная бумага, ножницы.
Техника проведения: ребятам предлагается создать свой фантазийный образ, используя желаемые материалы для творчества. Затем оформляется галерея портретов. Каждый из участников рассказывает о своей работе. Организуется обсуждение работы в группе.
4.Упражнение «Скульптура»
Цель: развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т.д., снижение мышечного напряжения.
Данное упражнение парное. Один из партнеров должен стать глиной, другой – скульптором. Скульптор может придать «глине» любую форму (позу), какую он сам захочет. Глина должна быть податливой, расслабленной и принимать форму, которую ей хочет придать скульптор. Законченная скульптура должна застыть. Автор дает ей название, потом партнерам следует поменяться ролями. Все должно происходить молча, любые переговоры и подсказки запрещены.
5. Упражнение "Ситуация"
Цель: способствовать развитию навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях.
Детям предлагается проиграть ситуации, где они воображают сами себя.
Ведущий: - "Ребята из твоего класса играют в интересную игру. Тебе тоже хочется поиграть, что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя в игру.
- "Твой друг долго не возвращает твою игрушку, хотя каждый день обещает ее вернуть. Как ты поступишь?"
- "Ты разбил вазу".
Анализ упражнения:
-Как ты чувствовал себя в данной игре?
-Как обычно ты ведешь себя в подобной ситуации?
-Чем помогла тебе эта игра?
6.Завершение работы. Упражнение “Солнышко дружбы”.
Цель: создание благоприятного эмоционального настроя в группе, развитие эмпатии.
Техника проведения: Участники встают в круг. Каждый участник протягивает одну руку в середину круга, а другую руку в противоположную сторону. Участники по очереди соединяют руки в середине круга.
Занятие 3.
Задачи занятия:
- способствовать осознанию своей индивидуальности;
- отработать навык взаимодействия с партнером;
- способствовать сплочению группы;
- обучать навыкам релаксации и регуляции собственных эмоциональных состояний.
1. Приветствие: каждый ребёнок должен в определённой позе поприветствовать участников.
2. Игра «Похвалилки»
Цель: способствует повышению самооценки, повышает его значимость в коллективе.
Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами «Однажды я...» Например: «Однажды я помог товарищу в школе» или «Однажды я быстро выполнил домашнее задание» и т.д.
На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке.
После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.
В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.
3. Работа в группах по 3 человека.
Ведущий: "Представь себе у тебя плохое настроение, ты чувствуешь себя одиноко и грустно. Нужно подумать всем вместе в группе, как можно исправить свое настроение.
Далее происходит обсуждение способов, которые придумали дети.
4. Релаксация “Шарики”.
Цель: снятие телесных зажимов.
Техника проведения: ребята представляют, что в животе у них воздушный шарик, представляют, какого он цвета. При вдохе медленно надуем наши шарики как можно больше, а затем медленно их сдувают, втягивая животы.
5. Игра « Корабль среди скал» (Фопель К)
Цель: помочь отработке навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях.
Все участники образуют круг – это берег реки. В середине круга – море. Один участник – капитан, другой – «корабль», глаза у участника, выполняющего роль «корабля», закрыты. Капитан подает команды кораблю так, чтобы корабль не разбился о скалы. Когда «корабль» подойдет к конечной точке, капитан должен сказать: «Ты достиг цели».
Анализ упражнения:
-Что ты чувствовал, когда был «кораблем»?
-Чувствовал ли ты себя безопасно?
-Что в следующий раз твоему капитану нужно делать по – другому?
-Что ты чувствовал, когда был «скалой»?
Завершение: «Солнышко дружбы».
Занятие 4.
Задачи занятия:
- развивать чувство уверенности в своих силах
- развивать чувство доверия ко взрослым людям
- развивать умение анализировать свои поступки, обучать правильному отношению к своим ошибкам
Приветствие: каждый по-разному друг друга приветствует
1. Игра "Комплимент".
Цель: повысить самооценку и значимость ребёнка
Один из детей бросает мячик кому хочет. Тот, кто ловит мячик, должен вернуть его обладателю с приятными словами о нем. Ребенок может кидать мячик стольким людям, скольким захочет. После того, как он закончит, мячик передается следующему сидящему в круге. И так до тех пор, пока мячик не обойдет весь круг.
2.Игра “Передай рисунок”.
Цель: развитие группой сплоченности, слаженности действий, умения поддержать и почувствовать другого, творческой активности, воображения.
Необходимый материал: наборы карандашей и листы бумаги по количеству участников, аудиоаппаратура, аудиозаписи ритмичной, веселой музыки.
Техника проведения: Дети садятся по кругу. Каждый берет карандаш понравившегося цвета и лист бумаги. Как только заиграет музыка, дети начинают рисовать то, что захотят. По хлопку ведущего они передают свой незаконченный рисунок и карандаш соседу слева и т.д. После того как листы обошли круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить получившиеся рисунки. Затем оформляется выставка рисунков. Проводится тайное голосование и выбирается лучшая работа.
3.Упражнение «Вверх по радуге (Фопель К)
Цель: снятие мышечного напряжения
Дети встают в круг, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вдыхая, они взбираются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с нее как с горки. Упражнение повторяется 3 раза.
4.Упражнение «Храбрый герой»
Цель: отработать навык уверенного поведения в конкретных ситуациях
Очень помогает в преодолении страха, тревожности игра в Храброго героя (лучше взять любимый персонаж ученика из фильма, мультфильма, компьютерной игры) и Испуганного малыша. Ученик говорит о своих страхах – как Испуганный малыш. Затем пересаживается на другой стул, отвечает как Храбрый герой. Следует обратное «перевоплощение» – возражения или новые жалобы Испуганного малыша. Как правило, ученик приводит весьма убедительную аргументацию и способен убедить самого себя в бессмысленности и вреде тревоги. Упражнение заканчивается непременно словами Храброго героя. Я обязательно спрашиваю – какой он, Герой? Допустим, ответ – «смелый, решительный, сильный». Повтори – «я смелый, решительный, сильный». Несколько раз повторяются позитивные утверждения. Выражаю полную убежденность в том, что ученик именно такой, т.е.: «В тебе живет Храбрый герой. Только пока он редко появляется». Само проигрывание роли бесстрашного человека помогает ребенку найти внутренние силы для реализации этой части личности.
5.Игра «Водопад» (Фопель К.)
Цель: содействовать развитию умения снимать мышечное напряжение
Ведущий: представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нем падает мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове, плечам, затылку и помогает им стать мягким и расслабленным.
Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело… Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься энергией.
Теперь поблагодари свой водопад за то, что он тебя так чудесно расслабил… Немного потянись, выпрямись и открой глаза.
Занятие 5.
Приветствие: рукопожатие +приятное слово (комплимент).
Упражнение «Ласковый мелок»
Цель: способствовать снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.
Существует хорошее развлечение - рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры. Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце „ласковым" мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим „ласковым" хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.
2. Упражнение «Ситуация».
Цель: отработать навыки уверенного поведения в конкретных ситуациях
Ведущий предлагает конверт, где на карточках напечатаны ситуации. Нужно закончить предложения, описав подробно, какие вы испытываете чувства в подобных ситуациях.
В класс входит учитель…
Меня вызвали к доске…
Я потерял деньги на продукты…
Меня обманул лучший друг…
Я пишу контрольную работу…
Анализ упражнения:
- в каких ситуациях ты чувствуешь сильное напряжение?
-приведи пример других ситуаций, где ты также чувствуешь напряжение?
3. Рисование на тему: “ Чего я боялся, когда был маленьким…”
Цель: способствовать отработке навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях
Дети рисуют карандашами свои страхи, не показывая никому, далее ведущий собирает рисунки у детей
4. Упражнение “ Чужие рисунки” Детям по очереди показывают рисунки “страхов”, только что нарисованных, все вместе придумывают, чего боялись эти дети и как им можно помочь.
Обсуждение упражнения:
Что почувствовал ты во время выполнения этого упражнения?
Легко ли тебе было его выполнять? Почему?
5. Упражнение "Теплый, как солнце, легкий, как дуновение."
Ведущий: "Представьте себе, что сейчас чудесный день, и над тобой проплывает серое облачко, на которое ты можешь уложить все свои горести и заботы. Дай им просто улететь с ним.
Представь себе, что небо над тобой ярко-голубое, легкие лучи солнца тебя согревают. Ты чувствуешь себя защищенным. Легкое дуновение ветерка коснулось твоей головы, ты чувствуешь себя легко и счастливо, как маленькое перышко. Ты думаешь, что ты сегодня такой же замечательный как солнце, и такой же нежный как дуновение ветерка.
6. Дискуссия «Самое-самое»
Цель: способствовать повышению самооценки и значимости учащихся в окружаемом мире
Психолог предлагает ученикам записать в тетради, что для них самое важное и самое ценное в жизни. Затем дети это зачитывают, а психолог записывает на доске. Обсуждается каждый пункт. Нужно подвести ребят к выводу, что каждый человек неповторим и представляет ценность. Любить себя – это значит признавать право на любовь других людей к себе.
Обычно ученики перечисляют такие ценности, как здоровье, родители, друзья, работа, семья, мир, деньги и др. Психолог, комментируя каждый ответ, просит учащихся ответить на вопросы: « Почему для тебя главным является здоровье?» (Я смогу жить долго), «Чем тебе дороги родители?»(Они мне дали жизнь и любят меня).
Затем каждый учащийся приходит к таким выводам:
Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.
Любить себя – значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно
Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других.
Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.
Завершение: объятия + пожелания.