СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочная работа по русскому языку. Вариант 2

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Высокий уровень сложности

Просмотр содержимого документа
«Тренировочная работа по русскому языку. Вариант 2»

Инструкция

по выполнению работы


Работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит одно задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.

Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов

не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Желаем успеха!














Вариант 2

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

1) Основной целью экспедиции британского корабля «Бигль» было изучение и нанесение на карту морей, омывающих Южную Америку.

2) прославилась она не этим, а открытиями судового натуралиста Чарльза Дарвина: во время плавания он собрал важные доказательства теории возникновения новых видов. 3) Идея о том, что все растения и животные произошли от более ранних видов, которые изменялись, приспосабливаясь к среде обитания, принадлежала не Дарвину, но именно он объяснил механизм эволюции. 4) На далеких Галапагосских островах

живут небольшие птицы – вьюрки. 5) Там, где пищей вьюркам служили семена, орехи или моллюски, были распространены птицы с мощными

короткими клювами, которыми удобно раскалывать твердую скорлупу орехов или раковины, шелушить семена. 6) Там же, где эти птицы кормились жуками, личинками, муравьями, добывая их из древесной коры, утвердились особи с крепкими, но более тонкими клювами, которыми

можно проникать в небольшие отверстия. 7) У вьюрков, питающихся сочной мякотью кактусов и их плодов, фруктами или цветочным нектаром,

клювы были самыми узкими и заостренными.

1.Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Об экспедиции британского корабля «Бигль» к Южной Америке все знают потому, что на его борту был Чарльз Дарвин, будущий великий ученый.

2) Во время экспедиции Дарвин собрал данные, помогающие понять, как происходит эволюция в растительном и животном мире.

3) Форма клюва вьюрков – птиц, живущих на Галапагосских островах, – зависит от того, чем они кормятся.

4) Доказательства теории возникновения новых видов, которые помогли объяснить механизм эволюции, Дарвин собрал во время научной экспедиции на корабле «Бигль».

5) Автором идеи о том, что растения и животные видоизменяются, приспосабливаясь к окружающей среде, был не Дарвин.

2. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Выпишите этот союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДАЛЁКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвертом (4) предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи. ДАЛЁКИЙ, -ая, -ое; -ёк, -ека, -еко и -ёко; дальше.

1. Находящийся, происходящий на большом расстоянии или имеющий большое протяжение. Далёкий берег. Далёкий выстрел. Далёкий путь.

2. Отделенный большим промежутком времени. Далекое будущее. Далекая старина.

3. Чуждый, имеющий мало общего с кем-чем-нибудь. Мы с ним люди далекие.

4. От чего. Не думающий чего-нибудь, не намеревающийся что-нибудь делать. Далек от мысли спорить.

5. Умный, сообразительный (разг.). Человек не очень-то далёкий.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

квартАл наделИт ворвалАсь донЕльзя вклЮчит слИвовый оптОвый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав

к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Я буду поступать на ЭКОНОМИЧЕСКИЙ факультет.

За месяцы подготовки к экзаменам мое лицо приобрело характерный ЗЕМЛЯНОЙ цвет.

Руки истончились и ПОХОДИЛИ на прутики.

Волосы стали тусклыми и ЛОМКИМИ.

Но я был бодр духом и ПРЕИСПОЛНЕН самых радужных надежд.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив

неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.

В качестве естественных ограничений пределов экономической свободы выступает приоритет прав пациента на получение качественной медицинской помощи в соответствии с профессиональными стандартами.

7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

быстро ВЫЗДОРОВИТ в ПОЛУТОРА часах пять КОЧЕРЁГ нет БРЕЛОКОВ несколько ПЕЧЕНИЙ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) нарушение в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Вкусно поужинать на берегу моря туристы могут только в знаменитом ресторане «Жемчужина», а также в маленьких кафе, располагающихся почти у самого пляжа.

2) Я не хочу, что мой единственный сын, повзрослев, затем всю жизнь попрекал бы меня тем, что я запретил ему ездить верхом.

3) В своих публицистических произведениях Ф.М. Достоевский ставил вопросы философских масштабов, волнующим своим актуальным содержанием многих его современников.

4) Лимпопо (так называется река в Южной Америке) детям Советского Союза было знакомо прежде всего по «Айболиту» Корнея Чуковского.

5) Жильцы, имеющие льготы по инвалидности, будут переселены из ветхого здания сразу же по завершении работы над текущим проектом.

6) Алексей, потрясённый случившимся, не мог подобрать слов, которые бы передавали всю глубину его чувства.

7) Став оператором нового многофункционального станка по обработке металла, Виталию показалось, что коллеги по цеху смотрят на него с уважением.

8) Два последних тома «Современника», вышедшие в печать с небольшим опозданием, Пушкин более чем наполовину наполняет своими произведениями, по большей части анонимными.

9) Когда настала ночь и мы вернулись в гостиницу, долгое время мы

обсуждали и делились впечатлениями обо всём, что видели и слышали

в этот день.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) неприкасаемый; поднимать; зачинатель;

2) ростовщик; миролюбивый; (костюм) на вырост;

3) роскошный; растеряться; раздражать;

4) творог; творчество; створки;

5) пожинать (плоды); выжигать; водоросли;

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр_бывать (в городе); пр_клоняться (перед гением); пр_поднести (подарок);

2) под_ём; обез_яний; с_организовать;

3) из_мать; под_тожить; двух_гольчатый;

4) пр_родина,; вз_правду; р_зыскной;

5) ра_чувствоваться; чере_чур; бе_церемонный

11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) заботл_вый; квартиросъёмщ_ца; лестн_чка;

2) вкрадч_вый; застенч_вый; черепитч_тый;

3) свёрточ_к; горош_к; неж_нка;

4) туш_нка; сгущ_нка; мелоч_вка;

5) клубоч_к; письм_цо; купал_нка

12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (они) высме_т (пороки); бре_щий (полёт); блужда_щий (взгляд);

2) мысл_щий (человек), верт_щиеся (крылья мельницы); (пассажиры) дремл_т;

3) колебл_мый (ветром); се_мый (под зиму); выкач_нная (из ворот);

4) брезж_щий (свет); хлопоч_щая (хозяйка); шепч_щий (на ухо);

5) отпляс_вать; откап_вать; рассказ_вать

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Оля, будучи очень маленького роста, (НЕ) ДОТЯГИВАЛАСЬ до ручки окна, поэтому ей каждый раз приходилось подниматься по небольшой лестнице, которую ей когда-то сделал дедушка.

Кассир, (НЕ) УДОСУЖИВШИЙСЯ взглянуть на меня, когда я обратилась к нему с вопросом, пробормотал что-то невнятное.

Условия контракта были отнюдь (НЕ) ВЫГОДНЫМИ, однако Николай всё же подписал его.

Представленный для обсуждения план был (НЕ) РАЗРАБОТАН в полной мере, чтобы представлять его на суд вкладчиков.

Настасья (НЕ) ДОБРО посмотрела на барина - хотела было что-то возразить, но лишь тяжело вздохнула и вышла.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Родители хотели во ЧТО (БЫ) то ни стало поехать на дачу именно сегодня, чтобы (ПО) СКОРЕЕ посадить все купленные саженцы.

Покрывало было аккуратно свёрнуто (В) ДВОЕ и упаковано в узкую, но довольно высокую-примерно в (ПОЛ) МЕТРА-коробку.

Скудные запасы провизии решено было разделить (ПО) РОВНУ, ТАК (ЖЕ) поступили с водой.

Она (ПО) НАЧАЛУ и не догадывалась, что имел (В) ВИДУ Аркадий, когда говорил о великой цели.

(В) ТЕЧЕНИЕ последующего времени братья часто вспоминали о том, что нелегко им пришлось тогда, зато оба единодушно соглашались с тем, что (ПО) ОДИНОЧКЕ им было бы труднее.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В образовавшийся провал упала статуя-грубое, стари(1)ое изделие из неокраше(2)ого дерева; на свежескоше(3)ой траве валялись груды каких-то сожжё(4)ых и затопта(5)ых бумаг, книжные переплёты, вытаще(6)ые наружу и разбитый о камни деревя(7)ый шкаф.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите ДВА предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений

1) Слуги в прежние времена носили блюда на званых обедах по чинам и поэтому сидевшие на «нижнем» конце стола гости часто созерцали

лишь пустые тарелки.

2) Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат.

3) Теперь уже деревья не заслоняли простора и позволяли видеть небо и даль.

4) И старшие и мы сами страшно испугались и пришли в смятение.

5) И в этот самый момент к эшафоту подъехал царский адъютант и прибыли конные.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)

в предложении должна (-ы) стоять запятая(-ые).

День средневекового человека был наполнен трудами (1) начинавшимися задолго до рассвета (2) и прекращавшимися с наступлением темноты; вечерами мужская половина семьи могла слушать странников (3) развлекавших хозяев удивительными былями и небылицами (4) или

играть в шашки или кости.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы),

на месте которой (-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Идя по нитке событий с конца к началу, наконец (1) удалось добраться до того истока, от которого пошли все события. Конечно (2) ни Иванушка, ни этот клетчатый не толкали под трамвай несчастного председателя Массолита, физически (3) так сказать (4) его падению под колеса не способствовал никто.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ко всеобщему говору и крику шедших и ехавших присоединялось ржание диких лошадей (1) табуны (2) которых (3) гнались по обочинам дорог (4) а всему этому вторил отдалённый колокольный звон (5) который продолжался обыкновенно до самого полудня.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых)

в предложении должна (-ы) стоять запятая (-ые).

В ужасные времена (1) когда среди безумий, творимых во имя славы государств и наций и всемирного добра (2) в пору (3) когда люди уже не кажутся людьми, а лишь мечутся, как ветви деревьев, и, подобно камням, увлекающим за собой камни, заполняют овраги и рвы (4) в эту пору ужаса (5) и безумия бессмысленная жалкая доброта, радиевой крупицей раздробленная среди жизни, не исчезла.

21. Найдите предложения, в которых ЗАПЯТАЯ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)О том, что книжная закладка — вещь нужная и удобная, знали ещё в стародавние времена. (2)Книги тогда были на вес золота, обращаться с ними надо было бережно, и трепать страницы не полагалось. (3)В Древнем Египте, например, писцы приклеивали кусочки папируса к тем или иным частям свитка, а средневековые монахи отмечали закладками-регистрами избранные места богословских сочинений. (4)В Европе позднего Средневековья страницы книг перекладывали плетёными шнурами, шёлковыми лентами, узкими полосками гладких или узорчатых тканей. (5)В XVII веке появились закладки, состоящие из нескольких лент, прикреплённых к держателям и выделявших несколько страниц сразу. (6)В веке восемнадцатом переплётчики стали крепить закладки-ленточки к корешкам книг. (7)Массовое производство книжных закладок началось в середине XIX века. (8)Их делали сначала из шёлка, затем из бумаги, украшали картинками и надписями со всевозможными пожеланиями, и объявлениями, и анонсами издаваемых книг.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1) Чехов приходит к нам в детстве и сопровождает нас всю жизнь: так же, как Свифт, Сервантес, Пушкин, Толстой. (2) Это – качество гениев.

(3) Детьми нас поражает история рыжей собачки, похожей на лисицу, помеси таксы с дворняжкой (помните смерть гуся, бедного гуся Ивана Ивановича? Помните, помните! То, что потрясло в детстве, не забывается), и путешествие Белолобого в волчью нору, и ужасный, непоправимый поступок мальчика Ваньки Жукова, который писал письмо на деревню дедушке, и,

конечно, это письмо не дойдет. (4) Это – на заре жизни. (5) Каждая книга открывается, как неизведанный мир, и мир открывается, как книга.

(6) В Чехове необыкновенно не только то простое, о чем он рассказывает, но и сам тон его рассказов. (7) Он разговаривает с нами, как со взрослыми, то печально, то с улыбкой, и никогда ничему не поучает. (8) Вот это особенно приятно. (9) Потом наступает увлечение Антошей Чехонте, Чеховым «Осколков» и «Будильника». (10) Нет ничего смешнее маленьких рассказиков, где одни разговоры – но какие! (11) Ах, что за удовольствие читать вслух про глупых чиновников, смешных помещиков, жалких актеришек, крестьян с куриными мозгами! (12) А бесчисленные дачники, гувернантки, гимназисты, женихи, кухарки, тетки, городовые, с которыми случаются такие уморительные истории с неожиданными концами! (13) Ведь это смешно, когда ловят налима. (14) Кучер Василий лезет в воду: «Я сичас... Который тут налим?» (15) Чехов – любимый писатель юности. (16) Он и сам юн, когда создаются эти шедевры юмора, любит шутку, веселье, выдумка его неистощима, он работает упоенно, с блистательной быстротой... (17) Мы становимся старше, и меняется наша любовь к Чехову. (18) Она меняется всю жизнь. (19) Она вырастает тихо и незаметно, как куст сирени в саду. (20) Уже не «Заблудшие», не «Пересолил» восхищают нас, а поэтичный «Дом с мезонином», грустный и трогательный «Поцелуй», рассказ о даме с собачкой, о доброй Ольге Семеновне, которую все называли душечкой, об

учителе Беликове. (21) А потом нам открывается бескрайний, ошеломляющий простор «Степи», мы угадываем затаенные глубины в «Крыжовнике», в «Мужиках», в «Ионыче», понимаем «Скучную историю», понимаем «Студента». (22) Нас пленяет театр Чехова. (23) И еще остаются его письма, которые можно читать долго, до конца жизни, и до конца жизни будет длиться наше узнавание Чехова. (24) И будет расти, расцветать наша любовь к нему. (25) Чехов совершил переворот в области формы. (26) Он открыл великую силу недосказанного. (27) Силу, заключающуюся в простых словах, в краткости. (28) Чехов писал не о человечестве, но о людях. (29) Его интересовало не бытие человека, а жизнь его. (30) Жизнь одного конкретного человека. (31) Он делал эту работу с гениальным изяществом, с непоколебимой смелостью и с великим желанием сделать человека счастливым. (32) Холодным осенним вечером, у костра, студент Иван Великопольский рассказывает двум крестьянским женщинам историю про то,

как Петр предал Христа во дворе первосвященника. (33) Для студента Петр не евангельская фигура, а живой человек, который плачет над своей слабостью. (34) «И исшед вон, плакася горько». (35) Женщины взволнованы рассказом,

одна из них, старуха Василиса, тоже заплакала – а ведь какое ей дело до событий, произошедших девятнадцать веков назад? (36) И студент подумал, что «прошлое связано с настоящим неопределенной цепью событий, вытекающих одно из другого. (37) И ему показалось, что он только что

видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».

(38) Так же как студент у костра, Чехов сумел в своем творчестве дотронуться до незримой цепи, связующей поколения, и она задрожала от него, от его сильных и нежных рук, и все еще дрожит, и будет дрожать долго… (39) В самом деле, разве не удивительно: нам понятны и близки мысли и чувства чеховских героев! (40) Ведь наша страна изменилась неузнаваемо, изменились нравы, быт людей, строй жизни, весь мир, нас окружающий.

(41) И однако – как близки, как понятны! (42) Но не щемящая сердце грусть, не безнадежная мечтательность чеховских героев делают их такими близкими. (43) Нас волнует другое. (44) Мы чувствуем исходящий из чеховских рассказов и пьес страстный призыв: «Люди, сделайтесь лучше! Будьте добрее, красивее, чище! Станьте счастливыми!». (45) Этот призыв к совершенству и счастью, окрыляющий все творчество Чехова, будет волновать людей всегда. (46) Ибо всегда человек будет стремиться стать лучше. (По Ю.Трифонову)

Ю́рий Валенти́нович Три́фонов (1925 - 1981) — русский советский писатель, поэт, редактор, мастер «городской» прозы, одна из главных фигур литературного процесса 1960—1970-х годов в СССР.

22.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Произведения Чехова оказались понятны и близки людям многих поколений.

2) Особенно приятно, что Чехов разговаривает с нами, как со взрослыми, и никогда не поучает.

3) Увлечение театром Чехова наступает в самом раннем возрасте.

4) Чехова всегда интересовало бытие человека и человечества в целом.

5) Чехов – новатор в области формы.

23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 3 есть элемент описания.

2) В предложениях 6–8 представлено рассуждение.

3) В предложениях 17–20 представлено повествование.

4) Предложения 34–37 содержат повествование.

5) В предложениях 45–46 содержится описание.

24. Из предложений 45–46 выпишите слово в переносном значении.

25. Среди предложений 39–46 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим с помощью союза и лексического повтора. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).

26.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

В отрывке речь прежде всего идет о чувствах, которые испытывают читатели произведений А.П. Чехова, поэтому в тексте так много слов, называющих эмоции (потрясло, печально, смешно), и среди них особенно заметны такие тропы, как (А)___ (ужасный, непоправимый поступок -в предложении 3, уморительные истории -в предложении 12, ошеломляющий простор- в предложении 21, страстный призыв в предложении 44). Но не менее сильно выражено чувство восторга, которое вызывает у Трифонова творчество великого писателя; эмоциональность поддерживается с помощью такого лексического средства, как (Б)___ (книга, открывается, мир - предложении 5, необыкновенно - в предложении 6, до конца жизни- в предложении 23) и такими синтаксическими средствами, как (В)___ (предложения 26 - 27, 29 - 30, 45 - 46) и (Г)___ (предложения 10, 11, 12, 39, 41)

Список терминов:

1) восклицательные предложения; 2) метафора; 3) гипербола;

4) профессиональная лексика; 5) парцелляция; 6) лексический повтор;

7) противопоставление; 8) эпитеты; 9) контекстные синонимы.

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!