СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочные тесты по подготовке к ОГЭ по разделу "Экономика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренировочные тесты по подготовке к ОГЭ по разделу "Экономика"»

Экономика (ГИА)

Вариант 1

А1. Какой пример относится к понятию экономики как науке?

1)определение уровня безработицы в стране

2)предоставление услуг по ремонту видеоаппаратуры

3) производство мебели

4) разработка бизнес-плана нового коммерческого проекта

А2. В России создана и функционирует Федеральная антимонопольная служба. Этот факт иллюстрирует деятельность государства

1)по развитию государственного сектора

2)по защите конкуренции

3)по смягчению неравенства доходов

4) по расширению государственных заказов

А3. В каком из приведённых примеров использовались наличные деньги?

1)предприниматель С. при покупке электронной техники использовал кредитную карту

2) инженер Р. перевёл 40 000 рублей своей матери в другой город

3) преподаватель техникума А. расплатился за консультацию в частной клинике «Профессор» купюрой в 500 рублей

4) менеджеру К. фирма «Карат» перечислила аванс на пластиковую карту

А4. Верны ли суждения о предпринимательских способностях?

А. Предпринимательские способности – это физические и умственные усилия, которые человек затрачивает в процессе производства.

Б. Предпринимательские способности сводят вместе три ресурса, участвующие в процессе производства, - землю, капитал, труд.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А5. Экономика как наука

1)изучает особенности оказания населению образовательных услуг

2) анализирует расширение сети парикмахерских салонов

3) исследует ресурсосберегающие технологии

4) изучает законы развития хозяйства и способы его рационального ведения

А6. Характерной особенностью малого предпринимательства является

1)нацеленность на получение прибыли

2)склонность к риску

3)принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности

4) относительно невысокие затраты на управление

А7. Фермерское хозяйство, принадлежащее семье Е., успешно развивается и приносит доход. Здесь в одном лице совмещаются собственники и работники. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о частной собственности?

1)обусловливает формы распределения, обмена, потребления

2) представляет собой основу рыночной экономики

3) является фундаментом системы общественно-экономических отношений

4) определяет положение социальных групп и слоёв в обществе

А8. Верны ли следующие суждения о наилучшем варианте использования ресурсов?

А. Наилучший вариант использования ресурсов состоит в обеспечении максимального результата при минимальных затратах.

Б. Наилучший вариант использования ресурсов состоит в обеспечении минимального результата при максимальных затратах.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

1)прибыль 2) труд 3) налоги 4) зарплата

А10. Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют

1)предпринимательством 2) реформирование 3) производством 4) творчеством














01. За последние 250 лет человечеству удалось существенно увеличить производство и улучшить качество жизни. И сейчас экономический прогресс общества открывает всё более и более эффективные способы превращения имеющихся в его распоряжении ресурсов в желанные товары и услуги. Но это не отменяет фундаментального закона – человек всё равно испытывает и будет испытывать дефицит. Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать. Если для производства какого-либо одного товара мы используем труд, станки, природные ресурсы, – это вынуждает отказываться от других товаров, которые могли бы быть произведены в иной ситуации. Этот выбор в рыночной экономике осуществляют потребительский спрос и издержки производства. Спрос на товар – сигнал потребителя, указывающий предпринимателю, что следует производить. Однако чтобы произвести, исходные ресурсы должны быть «откуплены» у других направлений их использования. Издержки на закупку ресурсов напоминают предпринимателю, что существуют и другие производства, требующие тех же ресурсов. В результате производители имеют сильный стимул поставлять на рынок только те товары, которые могут быть проданы по цене, по крайней мере равной издержкам их производства, и особенно те товары, ценность которых в глазах потребителя в наибольшей степени превышает затраты на их производство. Важно понимать, что товар может быть предоставлен человеку или группе людей бесплатно, только если его кто-то оплатит, и это лишь перераспределит бремя издержек, ничуть его не уменьшая. Политики часто говорят о «бесплатном образовании», «бесплатной медицине» или «бесплатном жильё». Эти выражения способны лишь ввести в заблуждение. Ни одно из благ не предоставляется бесплатно – для производства каждого из них требуются дефицитные ресурсы. Например, здания, труд и другие ресурсы, вовлечённые в процесс обучения, могли бы использоваться для производства продовольствия, оказания услуг в сфере отдыха и развлечений и т. д. Издержки «производства образования» есть стоимость тех товаров, от которых пришлось отказаться в результате того, что требуемые для их производства ресурсы были потрачены на образование. Правительство может переложить эти издержки с одних плеч на другие, но избавиться от них невозможно. Правило «за всё надо платить» верно во всех случаях жизни. (Р. Строуп, Дж. Гвартни)


01.1. Используя текст и обществоведческие знания, сформулируйте четыре совета начинающему предпринимателю, открывающему свой бизнес.


01.2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


01.3. Какие две стороны экономического выбора отметили авторы? В чём состоит проблема экономического выбора? Приведите пример ситуации экономического выбора.


01.4. Почему, по мнению авторов, бесплатных благ не существует? Какова роль правительства в производстве и распределении «бесплатных» благ? Назовите любые две социальные группы, для которых жизненно необходимы «бесплатные» блага.


01.5. Какой фундаментальный закон отметили авторы? Как они обосновали действие этого закона?


01.6. Существует мнение, что производство «бесплатных» благ тормозит экономическое развитие страны. Согласны ли Вы с этим мнением? Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в обоснование своей позиции.











Экономика (ГИА)

Вариант 2

А1. Экономика – это наука, изучающая

1)как строятся автомагистрали

2) как производятся нужные людям блага

3) как проектируются здания промышленных предприятий

4) как оказываются населению медицинские услуги

А2. К нематериальным стимулам труда относится

1)заработная плата 3) престижность труда

2) бесплатное лечение 4) премия

А3. В стране Л. На рынке сельскохозяйственной продукции в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкивается между собой множество производителей однотипных товаров – овощей и фруктов. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка сельскохозяйственной продукции, которая позволяла бы ему навязывать остальным выгодные для него условия сбыта овощей и фруктов. Какой тип рыночной конкуренции отразился в этом примере?

1)совершенная конкуренция 3)олигополия

2)монополистическая конкуренция 4) монополия

А4. Верны ли суждения о причинах производства государством общественных благ и услуг?

А. Причиной производства государством общественных благ и услуг является их бесприбыльность и, как следствие, непривлекательность их создания для коммерческих фирм.

Б. Причиной производства государством общественных благ и услуг является невозможность взимать плату с каждого, кто пользуется ими.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А5. Если на рынке предложение превысит спрос, то

1)рыночная цена упадёт 3) производители увеличат выпуск товаров

2) потребительский спрос возрастёт 4) рыночная цена поднимется

А6. Какая форма (система) оплаты труда преимущественно используется применительно к инженерно-техническим работникам?

1)повременная 3) сдельно-прогрессивная

2) сдельная 4) смешанная

А7. В СССР плановые органы сформировали отрасль по производству легковых автомобилей таким образом, что в ней было всего четыре основных производителя: «ВАЗ» (изготовитель «Жигулей»), «АЗЛК» (изготовитель «Москвича»), «ГАЗ» (изготовитель «ВОЛГИ») и «ЗАЗ» (изготовитель «Запорожца»). Поскольку автомобили зарубежных фирм государство для продажи на внутреннем рынке не закупало, частных фирм по торговле автомобилями не существовало, рынок был полностью поделён между перечисленными производителями. Какой тип рыночной конкуренции отразился в этом примере?

1)монополия 3) монополистическая конкуренция

2) олигополия 4) совершенная конкуренция

А8. Верны ли суждения о централизованной экономике?

А. В централизованной экономике товары и услуги производятся с помощью государственного плана.

Б. В централизованной экономике товары и услуги производятся традиционными методами.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9. В стране М. существует товарное производство и денежное обращении. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны М. имеет рыночный характер?

1)Государство устанавливает размер заработной платы работникам.

2)Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.

3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.

4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.

А10. Верны ли суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.

Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


















02. Потребителя не интересуют затраты производителя. Отдавая предпочтение тому или иному товару, потребитель исходит из того, насколько важна для него потребность, удовлетворяемая данным товаром, и насколько полно этот товар её удовлетворяет. При этом следует помнить, что у человека есть как физиологические потребности (пища, одежда, кров и т. д.), так и социальные и духовные потребности (потребности в общении, уважении окружающих, познании мира, самовыражении). Не удовлетворив, хотя бы частично, физиологические потребности, человек не может думать об удовлетворении других потребностей. Поэтому для предпринимателя важно знать, какого рода потребности удовлетворяет его товар, и в какой последовательности он будет выбран потребителем. Пекарь знает, что даже если возможности покупателя ограничены, его товару всегда будет отдано предпочтение, поскольку без хлеба человек не может жить. А производитель бытовой электроники должен понимать, что деньги на кофеварку или соковыжималку покупатель будет готов потратить лишь тогда, когда хлеба куплено вдоволь. В то же время потребности можно формировать. Многие фирмы успешно создают и стимулируют новые потребности. Замечательный пример создания новых потребностей демонстрируют производители жвачки. С помощью рекламы у покупателей была создана «потребность в поддержании нормального кислотно-щелочного баланса во рту», хотя совсем недавно никто из нас об этом не задумывался. А после того как потребность была создана, нам предложили товар, который способен эту потребность удовлетворить. Умелое воздействие на покупателей обеспечило производителям жвачки устойчивую заинтересованность в их продукте. Важно сделать потребность в товаре как можно более насущной для покупателей. Чем важнее для потребителя удовлетворить именно эту потребность, тем выше полезность товара, тем больше шансов, что он будет продан. Чтобы бизнес был успешным, необходимо своевременно предвидеть, предугадывать изменения в предпочтениях потребителей. Предприниматель, сумевший раньше других распознать изменения во вкусах потребителей и предложить соответствующий товар, всегда остаётся в выигрыше. (По материалам энциклопедии для школьников)

02.1. С какой целью фирмы формируют новые потребности людей? Какое отношение потребителей к новой потребности стремятся сформировать производители? Приведите любой положительный пример формирования новой потребности.

02.2. Почему для предпринимателя важно знать, какие потребности удовлетворяет его товар? Как автор объясняет соотношение различных потребностей человека?

02.3. Какой фактор успешности бизнеса привёл автор? Используя обществоведческие знания, укажите другие три фактора, влияющие на успешность бизнеса.

02.4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

02.5. Многие потребители не могут противостоять агрессивной рекламе новых товаров и услуг. Сформулируйте три совета потребителям, стремящимся защитить свои доходы и не совершать ненужных трат под воздействием рекламы.

02.6. На уроке школьник высказал мысль, что формирование производителями новых потребностей нечестно по отношению к потребителям. Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, сформулируйте один аргумент (обоснование) в поддержку и один аргумент (обоснование) в опровержение данного мнения.






Экономика (ГИА)

Вариант 3

А1. Число работоспособных жителей каждой страны строго фиксировано в любой момент. Этот пример доказывает ограниченность экономических ресурсов.

1)природных 3) материальных

2) финансовых 4) трудовых

А2. Характерной особенностью предпринимательства является:

1)постановка цели 3)эмоциональная активность

2)наличие воли 4) получение прибыли

А3. В СССР огромная доля продукции, особенно сложнотехнической, выпускалась всего одним предприятием. Возможности покупателя торговаться становились крайне ограниченными, поскольку другого изготовителя просто не существовало. Какой тип рыночной конкуренции отразился в этом примере?

1)олигополия 2) монополистическая конкуренция

2) совершенная конкуренция 4) монополия

А4. Верны ли суждения о производительности труда?

А. Повысить производительность труда можно путём издания специальных законов.

Б. Увеличение производительности труда приводит к росту производства при тех же ресурсах.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А5. В стране Д. отсутствуют месторождения полезных ископаемых. Этот пример доказывает ограниченность экономических ресурсов.

1)Трудовых 2) Природных 3) Материальных 4)Финансовых

А6. К прямым налогам не относится налог

1) подоходный 3) на имущество

2) с продаж 4) на дарение

А7. В стране К. на рынке одежды имеется много конкурирующих фирм. Каждая фирма, изготавливающая пальто, предлагает покупателю изделия, отличающиеся друг от друга материалом, покроем, отделкой, цветовой гаммой. При этом определённый тип пальто предлагается на рынке только одной фирмой, обладающей авторскими правами на совокупность свойств своей продукции. Власть каждой фирмы состоит лишь в праве на изготовление особой разновидности пальто и в предложении её на рынок по самостоятельно назначенной цене, но не в контроле над всем рынком одежды. Какой тип рыночной конкуренции отразился в этом примере?

  1. совершенная конкуренция 3) монополистическая конкуренция

  2. олигополия 4) монополия

А8. Верны ли суждения об экономических функциях современного государства?

А. Экономической функцией современного государства является защита экономических свобод и правил хозяйственной жизни.

Б. Экономической функцией современного государства является возмещение слабостей рыночных механизмов.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9. В стране М. существует товарное производство и денежное обращении. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны М. имеет рыночный характер?

1)Государство устанавливает размер заработной платы работникам.

2)Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.

3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.

4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.

А10. Верны ли суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.

Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны





















05. Одной из наиболее примечательных перемен, произошедших за последние полвека, был рост доли работающих женщин в числе высокооплачиваемых категорий работников. Такая перемена произошла по многим причинам. Женщины получили лучшее образование и квалификацию, что способствовало росту производительности на рабочих местах. В результате этого их заработная плата стала постоянно возрастать. Более высокие ставки заработной платы повысили альтернативные издержки – утраченную заработную плату, т. е. «стоимость» сидения дома. В ответ на это женщины решили пойти на работу и заместить ею ставшие более дорогостоящими простые домашние обязанности.

Более высокая заработная плата женщин способствовала и другим переменам в использовании времени и покупательских привычках. Появились детские сады, которые позволяют женщинам переложить на них заботу о детях. Расширение сети ресторанов и привычка обедать вне дома, рестораны быстрого обслуживания, готовая еда в магазинах и доставка обедов на дом сегодня заместили сложные процессы приготовления домашней еды. Была создана сеть специализированных и универсальных магазинов, система торговли по каталогам, бытовые услуги на дому и пр. Микроволновые печи, посудомоечные машины, автоматические стиральные машины и сушки, а также масса других «средств домашнего производства» сделали выход на работу для женщин ещё более привлекательным.

Большая доступность рабочих мест, как и рост оплаты труда, является фактором повышения уровня занятости женщин. Вырос спрос на учителей, медицинских сестёр, секретарей, продавцов и других работников сферы услуг. Кроме того, значительная часть населения за последнее время переехала из сельских районов в города, где женщинам легче получить работу. И, наконец, сокращение продолжительности рабочей недели, появление института частичной занятости также способствовали тому, что женщины получили возможность совмещать работу с заботой о детях и домашними обязанностями.

Женщины как особая группа также способствовали изменению предпочтений – они выбрали работу, а не домашнее хозяйство. Растущее число женщин «нашло себя» именно на рабочем месте, где они могли проявить свои способности, получить продвижение в карьере и высокую заработную плату. В более широком плане необходимо отметить, что общество в целом стало принимать и поощрять женщин к выходу на работу, в т. ч. замужних и с маленькими детьми.

Нестабильность семей, резкое повышение числа разводов привели к тому, что всё больше женщин стали выбирать работу, чтобы обезопасить себя от материальных трудностей на случай развода. (По Р. Макконнелу, С. Брю)


05.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


05.2. Какие обстоятельства Вы посоветовали бы учитывать при выборе работы замужней женщине с несовершеннолетними детьми? Используя обществоведческие знания и материалы СМИ, укажите два обстоятельства и поясните каждое из них.


05.3. Как выход женщин на работу может быть связан с кризисом семьи? (Используя содержание текста и обществоведческие знания, выскажите три предположения.)


05.4. Существует мнение, что есть сферы деятельности, в которых женский труд в принципе не должен использоваться. Согласны ли Вы с этим мнением? Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в обоснование своей позиции.


05.5. Какие новшества потребительского рынка и сферы услуг способствовали, по мнению авторов, большей привлекательности выхода на работу для женщин? (Используя содержание текста, назовите любые пять новшеств.)


05.6. Какие изменения рынка труда способствовали росту уровня занятости женщин? (Используя содержание текста, укажите три изменения.)





Экономика (ГИА)

Вариант 4

А1. Экономическая ограниченность – это проблема, которая

1) никогда не возникает у богатых людей

2) существует только в экономически неразвитых странах

3) имеется только у малоимущих слоёв населения

4) характерна для всех людей и обществ

А2. Какая экономическая функция государства не типична для рыночной экономики?

1)централизованное установление цен

2) перераспределение доходов и сокращение социального неравенства

3) производство общественных благ

4) обеспечении занятости населения

А3. На предприятии «А» расширение производства основано на применении более эффективных средств, воплощающих новейшие достижения научно-технического прогресса. Этот пример иллюстрирует производство

1) экстенсивное 3) интенсивное

2) плановое 4) частное

А4. Верны ли суждения о собственности?

А. Собственность является результатом исторического развития.

Б. Собственность во многом определяет материальное благосостояние каждого человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А5. Деньги, выделяемые на организацию производства, относятся к ресурсам

1)финансовым 2) трудовым 3) материальным 4) информационным

А6. К мерам социальной поддержки, осуществляемой государством, принадлежит

1)принятие антимонопольного законодательства

2)установление предельных цен на товары первой необходимости

4) определение размеров государственного долга

А7. На предприятии «Б» масштабы производства увеличиваются за счёт привлечения дополнительных трудовых и материальных ресурсов на прежней технической основе и при том же уровне квалификации работников. Этот пример иллюстрирует производство

1)интенсивное 2) национальное 3) смешанное 4) экстенсивное

А8. Верны ли суждения о государственной собственности в РФ?

А. Государственная собственность в РФ включает федеральную собственность.

Б. Государственная собственность в РФ включает золотой запас, алмазный и валютный фонды.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9. Леса, вода, воздух относятся к такому ресурсу, участвующему в процессе производства, как

1) предпринимательские свободности 3) капитал

2) труд 4) земля

А10. Косвенным налогом является

1) поимущественный налог 3) таможенная пошлина

2) налог на прибыль 4) налог на наследство

А11. Новый руководитель фирмы «П» стремится выяснить, какое количество товаров может быть изготовлено работниками его фирмы за определённый период времени (час, месяц, год). Это позволит оценить, насколько результативно соединились в процессе производства рабочая сила с техникой, технологией и организацией. Производства. О каком показателе результативности труда идёт речь?

1) интенсивности труда 3) стимулировании труда

2) специализации труда 4) производительности труда

А12. Верны ли суждения о недостатках рыночной экономической системы?

А. К недостатками рыночной экономической системы можно отнести то. Что она вызывает нестабильность в экономике.

Б. К недостаткам рыночной экономической системы можно отнести то, что она усиливает социальное неравенство в обществе.

  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
















06. Современному человеку сложно представить жизнь в отсутствии денег. Приходя в магазин, мы открываем кошелёк и достаем ту сумму денег, которая написана на ценнике интересующего нас товара. При этом мы не задумываемся, что именно благодаря тому, кто когда-то много веков назад первым придумал использовать деньги при товарообмене, мы можем так легко сравнивать стоимость различных товаров, осуществлять покупку необходимого продукта, делать накопления на будущее.

Экономическая система любого современного государства не может обходиться без денег, поскольку они выполняют целый ряд экономических функций.

Деньги позволяют сопоставить между собой различные товары. Мы часто говорим: «Эта вещь стоит дорого, а эта – дёшево». Буханка хлеба стоит дешевле, чем килограмм мяса, а автомобиль дороже велосипеда. Как легко мы это определяем! Что позволяет нам провести это сравнение с такой лёгкостью? Мы сравниваем денежные выражения стоимостей этих вещей. И это сравнение мы можем произвести только потому, что знаем их стоимость в одинаковых денежных единицах. Таким образом, деньги на рынке выступают в качестве общего знаменателя, к которому приводится стоимость различных товаров.

Деньги играют роль посредника при обмене товаров. Производитель, для того, чтобы произвести товар, на имеющиеся у него деньги приобретает оборудование, материалы, нанимает работников, то есть превращает деньги в необходимые ему производственные ресурсы. С помощью этих ресурсов он производит товар и реализует его, превращая опять в деньги. Такое движение денег называется денежным обращением. В экономике каждого государства осуществляется внутреннее обращение денег в процессе купли-продажи, работы налоговой системы, социальной системы и т. д.

Кто из нас не пытался копить деньги? В качестве средства накопления выступают деньги, изъятые из обращения, полученные, но не потраченные. Накоплением занимаются не только частные лица, но и государство.

Деньги позволяют осуществлять экономическую взаимосвязь между различными государствами. В роли мировых денег может выступать золото или конвертируемая валюта – денежные единицы стран с относительно стабильной экономикой, которые могут быть обменены на валюты других стран. К обратимым валютам относятся, например, доллар США, британский фунт, евро, иена. (По материалам энциклопедии для школьников)


06.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


06.2. С какой целью могут накапливать деньги а) семья, б) государство? В каждом случае назовите одну любую форму накопления денег.


06.3. Проиллюстрируйте тремя примерами, как деньги позволяют осуществить экономическую взаимосвязь между государствами.


06.4. Что такое денежное обращение? Какие примеры процессов, в ходе которых обращаются деньги, приведены в тексте?


06.5. Потребители используют в расчётах за товары, услуги как наличные, так и безналичные деньги. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите одно любое преимущество и один любой недостаток безналичных денег.


06.6. Какие четыре функции денег рассмотрены в тексте?










Экономика (ГИА)

Вариант 5

А1. Бригада монтажников относится к экономическим ресурсам

1)материальным 3) природным

2)трудовым 4) финансовым

А2. Для защиты конкуренции государство

1) реализует систему социальных пособий беднейшим гражданам

2) создает механизм налогообложения имущества, находящегося в личной собственности

3) разрабатывает законы , направленные против фирм, уличенных в монополизации

4) принимает законы об охране окружающей среды

А3. Десятилетиями потребности автомобильного рынка США практически полностью обеспечивались «большой тройкой» фирм : «Форд», «Дженерал Моторс», «Крайслер». Какой тип рыночной конкуренции отразился в этом примере?

1) олигополия

2) монополистическая конкуренция

3) монополия

4) совершенная конкуренция

А4. Верны ли следующие суждения о централизованной экономике?

А. Централизованная экономика оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйственной инициативы, включает свободное предпринимательство.

Б. Централизованная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории ( война, ликвидация разрухи и т.д.).

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А5. На рост производительности труда не оказывает(-ют) влияние

1) технологические изменения

2) уровень организации производства

3) увеличение количества работников

4) уровень образования и квалификации работников

А6. Налогообложению не подлежит

1) вознаграждение за выполненную работу

2) доход от сдачи в аренду имущества

3) государственная пенсия

4) доход от реализации ценных бумаг

А7. В стране В. основой экономической системы является частная собственность на экономические ресурсы. Главные экономические вопросы в основном решаются рынком. Он же и распределяет преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть этих ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях сглаживания некоторых слабостей рынка. Какой тип экономической системы существует в стране В.?

1) традиционная 3) рыночная

2) централизованная 4) смешанная

А8. Верны ли следующие суждения о спросе?

А. Спрос – это заявка покупателя на приобретение соответствующего количества товара по определенной цене.

Б. Спрос – это количество товара, которое покупатель желает и может приобрести по определенной цене.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А9. Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?

1)мера стоимости 2) средство платежа 3) средство обмена 4) мировые деньги

А10. Верны ли суждения о роли государства в условиях рыночной экономики?

А. Государство в условиях рынка является основным собственником факторов производства.

Б. Государство в условиях рынка осуществляет централизованное распределение товаров и услуг.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


















07. Прибыль – это конечный результат, ради которого предприятие и осуществляет свою деятельность. Для того чтобы рассчитать прибыль от реализации произведённой продукции, нужно из полученного дохода вычесть себестоимость. Предприятие может получать и дополнительную прибыль, например от продажи или сдачи в аренду неиспользуемого оборудования или от участия своими капиталами в других предприятиях. Если себестоимость выше, чем доход, получаемый от реализации продукции, то предприятие терпит убыток. Безусловно, убыток – это плохой результат. Однако сам факт отрицательной прибыли ещё не говорит о том, что необходимо прекращать производить продукцию. Ведь если предприятие не будет производить и продавать продукцию, его затраты не будут равны нулю. Даже при нулевом объёме производства предприятие тратит деньги на содержание здания (его отопление, водоснабжение, энергообеспечение), зарплату персонала и др. – несёт постоянные издержки. Значит, если прекратить производство, часть издержек останется, а доход будет равен нулю, и предприятие опять-таки окажется в убытке. Поэтому при отрицательной прибыли от реализации продукции руководству предприятия необходимо не принимать решение о прекращении производства, а предпринимать шаги по снижению себестоимости продукции и увеличению спроса на неё. Любое предприятие стремится получить как можно бóльшую прибыль, потому что именно на эти средства после уплаты налогов предприятие сможет развиваться, приобретать новое оборудование, осваивать новые направления деятельности, обеспечивать благосостояние своих сотрудников. Прибыль, которая остаётся в распоряжении предприятия, как правило, делится на две части: фонд потребления и фонд накопления. Фонд потребления предприятие тратит на материальное поощрение своих сотрудников, социальную сферу, из фонда потребления выплачиваются дивиденды акционерам. Фонд накопления предприятие оставляет «про запас». Именно на эти деньги, накапливаемые из года в год, расширяется бизнес, покупается новое оборудование, ведутся разработки новой технологии, то есть обеспечивается развитие предприятия. (По материалам энциклопедии для школьников)

07.1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

07.2 Что такое себестоимость товара (услуги)? Как рассчитывается прибыль от реализации продукции? Какие источники дополнительной прибыли могут быть у предприятия?

07.3 Что автор текста называет развитием предприятия? Объясните, почему эта деятельность важна

07.4 Что называют постоянными издержками? Почему решение об остановке предприятия с отрицательной прибылью, как правило, неверное? В каком случае, по Вашему мнению, необходимо всё-таки остановить предприятие?

07.5 Почему всё общество заинтересовано в прибыльности и развитии предприятий? (Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения.)

07.6 Почему шаги по снижению себестоимости продукции – неоднозначное решение владельцев предприятия (укажите два преимущества и два недостатка подобного решения)?










Экономика (ГИА)

Вариант 6

А1. При повышении цен на мясо-молочную продукцию

1) спрос сократится 3) спрос увеличится

2) предложение уменьшится 4) спрос возрастет, а предложение снизится

А2. Укажите, какую функцию выполняют деньги при уплате долга

1) средство накопления 3) средство обращения

2) средство платежа 4) мера стоимости

А3. В стране С. доля государственного сектора в экономике составляет 99,2%. Вся хозяйственная деятельность строится на основе единого общеобязательного плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Какой тип экономической системы существует в стране С.?

1) традиционная 2) смешанная 3) централизованная 4) рыночная

А4. Верны ли следующие суждения о соотношении понятий «производство» и «производительность труда»?

А. Рост производства обязательно должен привести к увеличению производительности труда.

Б. Увеличение производительности труда приводит к увеличению производства при тех же ресурсах.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А5. К функциям рынка не относится

1) гарантирует право на труд и доход

2) соединяет производителей товаров с их потребителями

3) устанавливает равновесную цену на тот или иной товар

4) учитывает затраты на производство продукции

А6. Что из приведённого ниже иллюстрирует такую функцию денег, как средство копрления

1) покупка товаров в кредит 3) оплата коммунальных услуг

2) получение заработной платы 4) помещение денег в банк

А7. В стране А. организация производства и распределение благ базируется на обычаях, освящённых временем. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в стране А. существует традиционная экономическая система?.

1) обеспечивает людей материальными условиями их существования

2) характеризуется способами регулирования экономики

3) отличается крайне примитивной технологией, связанной с первичной обработкой природных ресурсов

4) удовлетворяет постоянно меняющиеся потребности людей в экономических благах

А8. Верны ли суждения о вмешательстве государства в рыночные отношения.

А. Чем эффективнее функционирует рынок, тем меньше вмешательство государства.

Б. Чем эффективнее функционирует рынок, тем больше вмешательство государства.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9. В стране М. признаются и защищаются равным образом различные формы собственности. В своей деятельности фирмы ориентируются на потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны М.

1)плановому 2)рыночному 3)командному 4) традиционному

А10. Вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать работникам за их труд, называют

1)прибылью 2) налогом 3) заработной платой 4) прожиточным минимумом




























08. В повседневной жизни мы пользуемся бумажными купюрами и монетами. Это разновидности наличных денег. Наличными деньгами рассчитываются, как правило, физические лица (население) при приобретении товаров или услуг: в магазинах, на рынках, в ресторанах и кафе, в прачечных и парикмахерских, приобретая билеты на самолёт или в кино. Расчёты между юридическими лицами (организациями) происходят, как правило, в безналичной форме. Каждая организация имеет расчётный счёт в банке.

Но на расчётных счетах банков могут хранить свои сбережения и отдельные граждане. При этом они также могут пользоваться в повседневной жизни безналичными деньгами: чеками, пластиковыми картами.

Чек – это письменный приказ владельца текущего счёта банку выплатить наличными или перевести на счёт другого лица определённую сумму денег. Банк выписывает владельцу вклада чековую книжку на сумму, не превышающую размера вклада. Совершая покупки, владелец чековой книжки проставляет сумму цен на чеке, а продавец предъявляет банку чек к оплате.

Пластиковая карта – другой вариант расчёта владельца банковского счёта за покупки, также не требующий передачи наличных денег. Она представляет собой пластиковый жетон, на специальной магнитной полоске которого закодирована информация о её владельце: фамилия, образец подписи, номер счёта в банке, срок действия карты.

Совершая покупку, обладатель пластиковой карты передаёт её продавцу, который с помощью специального устройства считывает информацию с пластиковой карточки и переносит её на чек. В копию чека вносится сумма покупки. Одна копия передаётся покупателю, вторая – в банк, где со счёта владельца карты снимается сумма покупки и передаётся продавцу, третья остаётся у продавца. В случае потери пластиковой карточки её владелец должен сообщить в банк о пропаже, и счёт будет заблокирован. С помощью современной техники – банкоматов – безналичные деньги легко превращаются в наличные.

Однако в России безналичные деньги пока не получили такого широкого распространения среди граждан, как в странах Западной Европы и США.

(По материалам энциклопедии для школьников)


08.1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


08.2 Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите и проиллюстрируйте примерами любые два преимущества использования потребителями безналичных денег.


08.3 Как чековая книжка и пластиковая карта связаны с договором банковского счёта? На основе текста объясните разницу в использовании чековой книжки и пластиковой карты.


08.4 Многие потребители жалуются, что не могут контролировать свои расходы, когда пользуются пластиковой картой. Используя текст и факты общественной жизни, дайте две рекомендации, как организовать такой контроль.


08.5 Какие две формы расчётов указаны в тексте? Кто преимущественно пользуется каждой из форм?


08.6 Предположите, почему в России использование безналичных денег до сих пор не получило такого широкого распространения среди населения, как в странах Западной Европы и США. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два объяснения










Экономика (ГИА)

Вариант 7

А1. К главным вопросам экономики не относится вопрос

1)что производить? 3)где производить?

2) как производить? 4) для кого производить?

А2. Сдельная форма заработной платы используется при вознаграждении за труд

1)инженера 2) профессора 3) водителя автобуса 4) кровельщика

А3. Строительство железных дорог – дело крайне дорогостоящее. Даже у группы самых богатых граждан в стране Н. не хватает денег, чтобы начать реализацию этого проекта. Тогда предприниматели создали хозяйственную организацию, совладельцами которой могло быть неограниченное число обладателей денежных средств. Каждый из них имел право на часть имущества и доходов этой организации в пределах сумм, которые когда-то потратили на покупку акций. Участники этой хозяйственной организации не отвечали по её обязательствам и несли риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Такое сочетание прав и ответственности оказалось достаточно привлекательным для владельцев денежных средств. Какая форма предпринимательства возникла в стране Н.?

1)товарищество 3) кооператив

2) корпорация 4) индивидуальное предпринимательство

А4. Верны ли суждения о функциях налогов?

А. С помощью налогов осуществляется перераспределение доходов граждан, предприятий и организаций.

Б. С помощью налогов обеспечивается финансирование государственных расходов.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А5. В централизованной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, решают (-ет)

  1. производители 2) потребители 3) правительство 4) продавцы

А6. Налог, существующий в виде достающихся государству надбавок к цене на определённые товары, - это

1)налог на имущество 2) акциз 3) государственная пошлина 4) налог на прибыль

А7. Гражданин С. организовал за свой счёт небольшую фирму по ремонту телевизоров. Он сам осуществляет хозяйственную деятельность, несёт всю имущественную ответственность за её результаты, сам управляет своей фирмой. Гражданин С. полностью самостоятелен в ведении своего дела, сам решает вопросы распределения полученного дохода после уплаты налогов. Какая форма предпринимательства создана гражданином С.?

1)индивидуальное предпринимательство 3) акционерное общество

2) товарищество 4) кооператив

А8. Верны ли суждения о функциях государства в экономике?

А. Функцией государства в экономике выступает контроль за соблюдением хозяйственного законодательства.

Б. Функцией государства в экономике выступает регулирование рынка труда.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9. Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?

1)мера стоимости 2) средство платежа 3) средство обмена 4) мировые деньги

А10. Верны ли суждения о роли государства в условиях рыночной экономики?

А. Государство в условиях рынка является основным собственником факторов производства.

Б. Государство в условиях рынка осуществляет централизованное распределение товаров и услуг.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны





























09. Люди, которые занимаются управлением на предприятии, называются менеджерами. Для должности менеджера характерны право и обязанность принимать решения и возможность распоряжаться некоторыми ресурсами фирмы (людьми, материалами, финансами, оборудованием).

Обычно на предприятии присутствует несколько уровней управления. Менеджеры высшего управленческого звена – руководитель компании, его заместители, руководители филиалов –

 осуществляют руководство компанией в целом. Как правило, менеджеры высшего звена занимаются аналитической деятельностью: на основе имеющейся информации они принимают стратегические решения. Их взгляд направлен в будущее, они определяют, каковы перспективы развития компании, к каким целям она должна стремиться и какими путями поставленные цели могут быть достигнуты.

Менеджеры среднего управленческого звена – руководители различных отделов и подразделений предприятия: отдела кадров, отдела снабжения, отдела сбыта, производственного отдела и т.д. Их деятельность в наибольшей степени связана с руководством людьми. Основная задача среднего звена управления – организовать подчинённых таким образом, чтобы каждый из них своевременно и качественно выполнял порученную ему работу. Как известно, хороший менеджер не тот, кто сам хорошо выполняет работу, а тот, кто умеет заставить других сделать это.

Младшее звено управления в наибольшей степени осуществляет управление ресурсами. Управленцы младшего звена – офис-менеджеры, мастера производственных участков и т.д. Основная их задача – оптимальное использование вверенных им ресурсов компании.

Итак, система управления компанией представляет собой пирамиду, на вершине которой находится руководитель фирмы, ниже подчинённые ему управленческие звенья, которым даны право и обязанность управлять определёнными направлениями деятельности компании.

Менеджмент в любой организации выполняет четыре основные функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

(По материалам энциклопедии для школьников)


09.1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


09.2 В чём, по Вашему мнению, состоят основные преимущества и недостатки положения руководителя компании? (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите одно преимущество и один недостаток и в каждом случае кратко поясните своё мнение.)


09.3 Объясните фразу: «Система управления компанией представляет собой пирамиду». Кого называют менеджером?


09.4 Какие задачи решает менеджмент компании? (Используя текст, укажите любые три задачи.)


09.5 Выберите любой из уровней управления и запишите его. Укажите любые два качества, которые, по Вашему мнению, необходимы менеджерам этого уровня, и кратко поясните необходимость каждого из качеств.


09.6 Какие четыре основные функции менеджмента названы в тексте? Кратко поясните каждую из них.














Экономика (ГИА)

Вариант 8

А1. Укажите черту, которая не относится к рыночной экономике

1)свободная конкуренция 3) частная собственность на экономические ресурсы

2) централизованное планирование 4) предпринимательский интерес

А2. Мерой социальной поддержки со стороны государства не является

1)определение валютного курса 3) выплата денежных и материальных пособий

2) индексация доходов 4) установление ставок минимальной заработной платы

А3. Чтобы разрешить проблему нехватки денег для создания крупного коммерческого предприятия, а также улучшить управляемость фирмы за счёт разделения связанных с этим обязанностей, граждане И. и К. создали новую форму хозяйственной организации. Теперь предприниматели И. и К. принимают совместные решения, управляют деятельностью организации по общему согласию, несут личную имущественную ответственность за ведение дела, распределяют между собой прибыль и убытки пропорционально доле каждого в общем капитале. Какая форма предпринимательства создана гражданами И. и К.?

1)Индивидуальное предприятие 2) Корпорация 3) Партнёрство 4)Акционерное общество

А4. Верны ли суждения о торговле?

А. Торговля является обменом одного товара на другой без посредства денег.

Б. Торговля является услугой.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А5. В конце 1991 г. еженедельник «Коммерсант» публиковал следующие данные: в России 1т бензина менялась на 4,2т. цемента, или на 70 кг мяса, или на 1100 шт. красного кирпича. Это пример

1)торговли 2)потребления 3)конкуренции 4) бартера

А6. К принципам налогообложения в РФ не относится (-ятся)

1)натуральная форма уплаты 3) обязательный характер

2) индивидуальная безвозмездность 4) публичные цели налогообложения

А7. В стране М. на рынке электроэнергетики компания «Р» имеет возможность завышать цену на электроэнергию, т. е. устанавливать свой «ценовой диктат». При этом компании «Р» не нужно искать наиболее рациональные способы производства и сбыта электроэнергии, поскольку её будут покупать, даже отказавшись от других, тоже очень важных благ. Какой тип рыночной конкуренции отразился в этом примере?

1)Совершенная конкуренция 3) Олигополия

2) Монополия 4)Монополистическая конкуренция

А8. Верны ли следующие суждения о рынке?

А. Рынок не способен решать ряд задач, значимых для общества.

Б. Рынок способен решать главные экономические проблемы.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

1)прибыль 2) труд 3) налоги 4) зарплата

А10. Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют

1)предпринимательством 2) реформирование 3) производством 4) творчеством





























10. Дистанционная торговля прочно вошла в нашу повседневную жизнь и с каждым годом завоёвывает всё большую популярность. Как удобно, не покидая дома или своего рабочего места, получить искомый товар непосредственно по месту своего нахождения. Но поскольку данный метод продаж вошёл в нашу жизнь недавно, то необходимо знать о некоторых особенностях, отличающих дистанционную торговлю от продажи товаров в стационарных местах торговли.

Продажа товаров дистанционным способом подразумевает, что у потребителя нет возможности ознакомиться ни с самим товаром, ни с образцом товара до момента его получения. А ознакомление происходит исключительно при помощи коммуникативных средств, таких как каталоги, почтовые рассылки, рекламные объявления, телефон, телевидение и т.п. Также при совершении сделки обе стороны не встречаются лицом к лицу. Любая продажа, осуществлённая без непосредственного присутствия продавца, на основании информации, взятой из каталогов, телевидения, радио, интернет-ресурсов, рекламных буклетов, будет причислена к разряду дистанционных продаж.

При принятии решения о покупке товара дистанционным методом особое внимание следует уделить информации, которую предоставляет продавец о себе, товаре и об условиях покупки. Если информация неполная или недостоверная, то следует воздержаться от покупки у этого продавца.

Если в предложении или при доставке товара не указывается фирменное наименование продавца, а также его адрес, а только указаны контактные телефоны, то стоит воздержаться от покупки. В противном случае если возникнет необходимость вернуть, обменять товар или предъявить рекламацию по недостатку, то вы не будете знать, куда обратиться и предъявить претензию к покупке (товару).

Покупатель имеет право отказаться от товара в течение семи дней или, при непредоставлении информации об условиях возврата, в течение трёх месяцев с момента передачи ему товара. Основное здесь – сохранение товарного вида и потребительских свойств.

(По материалам интернет-сайта Общества защиты прав потребителей)


10.1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


10.2 Какой информации при покупке товара дистанционным способом, по мнению авторов, следует уделить особое внимание? Как это может защитить права потребителя?


10.3 Почему право возврата приобретённого товара является одним из важных прав потребителя? Какие два условия, необходимые для возврата товара, должен выполнить потребитель?


10.4 В чём, по мнению авторов, состоит удобство дистанционной торговли? Как при дистанционной торговле потребитель знакомится с товарами, выбирает их?


10.5 В настоящее время интернет-магазины активно предлагают потребителям одежду, обувь, ювелирные украшения. Предположите, с какими проблемами может столкнуться потребитель при дистанционной покупке именно этих товаров. Выскажите три предположения.


10.6 Какие рекомендации, касающиеся дистанционной торговли, применимы и к покупкам в стационарных магазинах? Используя текст, приведите две рекомендации и в каждом случае кратко поясните свой выбор.













Экономика (ГИА)

Вариант 9


А1. Собственность – это

1) крупные дорогостоящие вещи

2) отношение лица к принадлежащей ему вещи как к «своей»

3) чувство, передающееся человеку по наследству

4) хранение вещи по просьбе друга

А2. Цена спортивного костюма французского производства составляет 1500 рублей. Какая функция денег проявилась в этом случае?

  1. Мировые деньги 3) средство обращения

  2. Средство платежа 4) мера стоимости

А3. Государство Р. в целях защиты права и интересов граждан на получение достоверной информации о товарах и услугах издало законы «О рекламе» и «Реклама медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств». Какую экономическую функцию государства иллюстрирует данная мера?

1)создание общественных благ 3) противодействие монополизации рынков

2) смягчение неравенства доходов 4) защита прав собственности

А4. Верны ли суждения о рыночной конкуренции?

А. Рыночная конкуренция создаёт рынок, на котором производители могут контролировать цены.

Б. Рыночная конкуренция стимулирует производителей работать эффективней.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А5. Предложением на рынке называют

1)желание и возможности потребителя приобрести конкретный товар

2) желание производителя продать конкретный товар

3) желание и возможности производителя продать конкретный товар

4) заявку производителя на продажу конкретного товара

А6. К материальным стимулам труда относится

1)получение путёвки в пансионат

2) возможность профессионального роста

3) уважение с стороны окружающих

4) возможность самосовершенствования

А7. Семья Л. Открыла продуктовый магазин, в котором работают 7 человек. Управление осуществляет глава семьи. Магазин владеет небольшой долей продуктового рынка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о малом предпринимательстве?

1)самостоятельная, инициативная деятельность

2) быстрое приспособление к местным условиям хозяйствования

3) рациональное использование экономических ресурсов

4) получение экономической выгоды

А8. Верны ли суждения о главной цели антимонопольной политики государства?

А. Главной целью антимонопольной политики государства является увеличение поступления средств в бюджет.

Б. Главной целью антимонопольной политики государства является ликвидация крупных предприятий.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9. Верны ли суждения о роли государства в условиях рыночной экономики?

А. Государство в условиях рынка является основным собственником факторов производства.

Б. Государство в условиях рынка осуществляет централизованное распределение товаров и услуг.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

1)прибыль 2) труд 3) налоги 4) зарплата






















12. Прежде всего, экономика – это совокупность отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления результатов деятельности, соответствующая определённой ступени развития общества.

Экономика – это хозяйственный комплекс, включающий в себя различные отрасли и виды производства и непроизводственной сферы. Каждая страна имеет свою экономику. Она складывается из различных производств (отраслей промышленности, сельского хозяйства) и непроизводственных отраслей (транспорта и связи, образования, медицины, науки и т. д.). Совокупность национальных хозяйств образует мировую экономику.

В экономике государства обычно различают макро- и микроуровень. Макроэкономика –

 это экономика большого масштаба: государства, регионов, мира в целом. Микроэкономика –

 уровень отдельных домохозяйств, фирм, рынков. Безусловно, макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, между ними сложно провести чёткую границу. Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, её составляющих. От того, как существуют эти предприятия, сколько их, насколько результативно они работают, будет зависеть уровень экономического развития государства в целом. Вместе с тем, макроэкономические факторы определяют экономическое положение отдельных предприятий. Уровень безработицы и инфляции, налоговая и таможенная политика правительства оказывают существенное влияние на экономические «правила игры», по которым живут предприятия.

Экономика – это состояние того или иного хозяйствующего субъекта, которое может быть оценено целым рядом критериев и показателей.

Наконец, экономика – это наука о том, как общество использует определённые ограниченные ресурсы для производства продуктов и распределяет их среди различных групп людей. Экономическая наука, так же как и реальная экономика, разделяется на макро- и микроэкономику – в зависимости от уровня изучаемых ею явлений. Макроэкономическая теория рассматривает мировую экономику как единое целое. Микроэкономическая теория исследует поведение домохозяйств, фирм.

(По материалам энциклопедии для школьников)


12.1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


12.2 Какие четыре значения понятия «экономика» рассмотрены в тексте?


12.3 Какие четыре вида экономической деятельности названы в тексте? Проиллюстрируйте примерами любые два из них.


12.4 Как связаны экономика государства и экономика фирм? (Используя текст, дайте два объяснения.)


12.5 В некоторых странах основными показателями экономического развития считаются темпы роста производства в различных отраслях, увеличения золотовалютных запасов государства. Объясните, почему продолжительность и качество жизни населения – более «показательный» критерий экономического развития. (Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения.)


12.6 Николай Сергеевич даёт частные уроки математики. На деньги, уплаченные родителями учеников, Николай Сергеевич приобретает в фермерском хозяйстве продукты питания, оплачивает труд помощницы по дому. Какое определение экономики иллюстрирует данный пример? Привлекая знания обществоведческого курса, назовите фактор производства (экономический ресурс), который является основным в производственной деятельности Николая Сергеевича.







Экономика (ГИА)

Вариант 10

А1. Товар в отличие от услуги

1)обладает полезностью для людей

2) удовлетворяет определённые потребности человека

3) имеет вещественную форму

4) обладает стоимостью

А2. Стоимость денег определяется

1)количеством товаров и услуг, которые можно на них приобрести

2) материалами, из которых они сделаны

3) распространяющими их резервными финансовыми организациями

4) затратами на их изготовление

А3. Бригада кондитеров фирмы «Лакомка» изготавливают торты и пирожные. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что бригада кондитеров получает сдельную заработную плату?

1)является формой дохода в любой экономике

2)Используется для повышения производительности труда

3)выражает цену товара «рабочая сила2

4) представляет собой форму материального вознаграждения за труд

А4. Верны ли следующие суждения о последствиях повышения цены на товар?

А. Если цена на товар повысится, то спрос на него возрастёт.

Б. Если цена на товар повысится, то его предложение уменьшится.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А5. В стране М. признаются и защищаются равным образом различные формы собственности. В своей деятельности фирмы ориентируются на потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны М.

1)плановому 2)рыночному 3)командному 4) традиционному

А6. Вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать работникам за их труд, называют

1)прибылью 2) налогом 3) заработной платой 4) прожиточным минимумом

А7. Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?

1)мера стоимости 2) средство платежа 3) средство обмена 4) мировые деньги

А8. Верны ли суждения о роли государства в условиях рыночной экономики?

А. Государство в условиях рынка является основным собственником факторов производства.

Б. Государство в условиях рынка осуществляет централизованное распределение товаров и услуг.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А9. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

1)прибыль 2) труд 3) налоги 4) зарплата

А10. Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют

1)предпринимательством 2) реформирование 3) производством 4) творчеством

А11. В стране М. существует товарное производство и денежное обращении. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны М. имеет рыночный характер?

1)Государство устанавливает размер заработной платы работникам.

2)Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.

3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.

4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.

А12. Верны ли суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.

Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны



















14. Приобретая товар для личного потребления, покупатель определяет его ценность, исходя из полезности. То, какую пользу принесёт товар его покупателю, определяет сумму, которую покупатель готов за неё заплатить. «Полцарства за коня!» – именно столько готов был заплатить Ричард III в одноимённой трагедии Шекспира, поскольку этот конь мог в тот момент спасти ему жизнь. Вряд ли в других условиях конь представлял бы такую же ценность. Ценность товара определяется важностью для покупателя той потребности, которую удовлетворяет данный товар. Люди готовы отдавать большие деньги за жизненно важные для них товары и предпочитают экономить на товарах, без которых можно обойтись.

Несколько по-другому определяется ценность товаров, удовлетворяющих производственные потребности. Дело в том, что эти товары приобретаются, чтобы с их помощью произвести, а затем реализовать другой товар. Поэтому ценность товаров, удовлетворяющих производственные потребности, определяется ценностью товаров, которые будут произведены с их помощью. Фирма никогда не приобретёт станок, каким бы недорогим и высокопроизводительным он ни был, если продукцию, производимую на этом станке, покупатели не желают приобретать.

Покупая любой товар, потребитель выясняет у продавца его цену.
С точки зрения потребителя цена товара зависит от его полезности. С точки зрения производителя (продавца) цена товара определяется тем, что было затрачено на изготовление данного товара.

Рыночный механизм саморегулируется. Если цена, по которой продавцы предлагают свой товар, оказывается выше цены спроса, то на рынке возникают излишки товара, и продавцы будут вынуждены снижать цену. Если цена предложения ниже цены, которую готовы заплатить покупатели, на рынке возникает дефицит, и продавцы повысят цену. Таким образом, рынок всегда стремится достичь равновесия, то есть такого состояния, когда интересы продавцов и покупателей совпадают.

(По материалам энциклопедии для школьников)


14.1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


14.2 Какие две группы товаров рассмотрены в тексте? Что определяет ценность товаров каждой группы?


14.3 Какие три элемента рыночного механизма названы в тексте?

14.4 В тексте названы три состояния рынка. Определите состояние рынка
в следующих ситуациях: а) в феврале и марте в гостиницах города Z большое количество свободных номеров; б) все билеты на музыкальный концерт были проданы, а у входа в концертный зал желающие попасть на концерт спрашивали, есть ли у кого-нибудь лишний билет; в) все молочные продукты, которые фермеры по субботам привозят на рынок Z, в течение дня распродаются.

14.5 Опираясь на обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите любые два фактора, которые влияют на выбор потребителей при покупке того или иного товара, и проиллюстрируйте примером каждый из них.


14.6 Почему прибыль производителя (продавца) не всегда возрастает при повышении цены товара? (Дайте два объяснения, опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни.)











Ключ к тесту «Экономика»



Вар.1

Вар.2

Вар.3

Вар.4

Вар.5

Вар.6

Вар.7

Вар.8

Вар.9

Вар.10

А1

1

2

4

4

2

1

3

2

2

3

А2

2

3

4

1

3

2

4

1

4

1

А3

3

1

4

3

1

3

2

3

1

2

А4

2

3

2

3

3

2

3

2

2

4

А5

4

1

2

1

3

1

3

4

3

2

А6

4

1

2

2

3

4

2

1

1

3

А7

2

2

3

4

4

3

1

2

2

1

А8

1

1

3

3

2

1

3

3

4

4

А9

2

4

4

4

1

2

1

2

4

2

А10

1

2

2

3

4

3

4

1

2

1

А11




4






4

А12




3






2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя