СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочный КИМ ОГЭ по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренировочный КИМ состоит из четырех вариантов и составлена по типу 1 модели экзаменационной работы 2019 года (содержит 22 задания, предусматривающее выполнение «мыслительного эксперимента»).

Просмотр содержимого документа
«Тренировочный КИМ ОГЭ по химии»

Тренировочный КИМ ОГЭ по химии 2019г.

Инструкция по выполнению работы

Тренировочный КИМ состоит из четырех вариантов и составлена по типу 1 модели экзаменационной работы 2019 года (содержит 22 задания, предусматривающее выполнение «мыслительного эксперимента»). Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развернутым ответом.

На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут).

Ответы к заданиям 1–15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов №1.

Ответы к заданиям 16–19 записываются в виде последовательности цифр. Эту последовательность цифр запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

К заданиям 20–22 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и расчёты. Задания выполняются на бланке ответов № 2.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении работы Вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и № 2 был записан под правильным номером.


Желаем успеха!



Вариант – 1.

При выполнении заданий 1—15 выберите один из четырёх предлагаемых вариантов ответа. Ответом на задания 16—19 является последовательность цифр или число. Ответ следует записать в поле для ответов справа от выполняемого задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 


1. Какие два эле­мен­та имеют оди­на­ко­вое число элек­тро­нов на внеш­нем уровне?

1)Ве и В 2)В и Аl 3)O и F 4)Na и Cl

2. В каком ряду элементы расположены в порядке уменьшения их электроотрицательности?

1) азот — кислород — фтор 2) натрий — магний — алюминий

3) бериллий — магний — кальций 4) селен — сера — кислород

3. Соединениями с ко­ва­лент­ной не­по­ляр­ной и ион­ной свя­зью яв­ля­ют­ся соответственно

 1) оксид фос­фо­ра и оксид натрия 2) хло­рид на­трия и хлор

3) азот и суль­фид натрия 4) хло­рид каль­ция и хлороводород

4. Одинаковую сте­пень окис­ле­ния +4 сера и уг­ле­род про­яв­ля­ют в соединениях

 1) H2S и H2CO3 2)SO2 и Al4C3 3)К2SO3 и CO2 4)Fe2(SO4)3 и CH4

5. Кислотным ок­си­дом и щелочью со­от­вет­ствен­но являются

 1) SiO2 и Ba(OH)2 2)NO2 и Fe(OH)3 3)CaO и Cu(OH)2 4)CO2 и Al(OH)3

6. В реакцию замещения вступают между собой

1) SO2 и O2 2) CaO и CO2 3) Na и H2O 4)Fe2O3 и CO

7. Электрический ток проводит

 1) раствор хлороводорода 2) расплав серы

3) расплав оксида кремния 4) раствор глюкозы

8. Сокращённое ион­ное уравнение    Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3 со­от­вет­ству­ет взаимодействию

 1) ок­си­да железа(III) и гид­рок­си­да натрия 2) нит­ра­та железа(III) и гид­рок­си­да меди(II)

3) хло­ри­да железа(III) и гид­рок­си­да бария 4) хло­ри­да железа(II) и гид­рок­си­да калия

9. С каж­дым из веществ — KOH, HCl, AgNO3 — вза­и­мо­дей­ству­ет

1) Mg 2) Fe 3) Al 4) Cu

10. Оксид серы(VI) взаимодействует с каждым из двух веществ:

 1) вода и хлорид натрия 2) оксид кальция и раствор гидроксида натрия

3) кислород и оксид магния 4) вода и серебро

11. Водный раствор серной кислоты реагирует с каждым из веществ:

 1) с железом и оксидом углерода(II) 2) с цинком и оксидом натрия

3) с алюминием и хлоридом натрия 4) с медью и гидроксидом калия

12. Сульфат бария можно получить в результате реакции нитрата бария с

1) оксидом серы(IV) 2) сернистой кислотой 3) сероводородом

4) сульфатом калия

13. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о пра­ви­лах безопасной ра­бо­ты в хи­ми­че­ской лаборатории?

 А. Мер­ный цилиндр нель­зя использовать для на­гре­ва­ния раствора кислоты.

Б. С раз­ре­ше­ния учителя в школь­ной лаборатории можно ра­бо­тать одному.

 1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

14. Элемент углерод является восстановителем в реакции

1) C + K =K4C 2) CO + H2 = CH4 + H2O 3) C + Cl2 = CCl4 4) MgO + CO2 = MgCO3

15. В каком со­еди­не­нии мас­со­вые доли кис­ло­ро­да и серы от­ли­ча­ют­ся в 2 раза?

1) SO2 2) H2SO4 3) SO3 4)K2SO3




При выполнении задания 16-17 из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания.



16. В ряду химических элементов: Cl →Br →I

 1) увеличиваются радиусы атомов

2) уменьшается электроотрицательность атомов

3) усиливаются неметаллические свойства

4) возрастает значение высшей степени окисления элементов

5) увеличивается число электронов во внешнем электронном слое атомов.

17. При выполнении задания из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры, под которыми они указаны.

 Для метана верны следующие утверждения:

 1) молекула содержит 4 атома водорода

2) является непредельным углеводородом

3) атом углерода в молекуле соединён с атомами водорода двойной связью

4) вступает в реакции присоединения с бромоводородом

5) вступает в реакцию замещения с хлором


При выполнении заданий 18,19 к каждому элементу первого столба подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите выбранные цифры, цифры могут повторяться.

18. Установите со­от­вет­ствие между двумя ве­ще­ства­ми и реактивом, с по­мо­щью которого можно раз­ли­чить эти вещества. К каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ВЕЩЕСТВА РЕАКТИВЫ

А) Na2CO3 и Na2SiO3 1) CuCl2

Б) K2CO3 и Li2SiO3 2) HCl

В) Na2SO4 и NaOH 3) MgO

4) K3PO4

19. Установите со­от­вет­ствие между формулой ве­ще­ства­ и реагентами, с каждым из которых оно может взаимодействовать

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТЫ

А) Al 1) CaCO3 и KOH

Б) SiO2 2) H2O и Na2SO4

В) Ca(OH)2 3) Ba(OH)2 и HNO3

4) SO2 и HCl


Часть 2.

Задания 20 -22 с развернутым ответом. Сначала напишите номер задания (20, 21 или 22), а затем развернутый ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

20. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Cu2O + HNO3 → NO + Cu(NO3)2 + H2O

Определите окислитель и восстановитель.

21. Через 32 г раствора с массовой долей сульфата меди (II) 5% пропустили избыток газообразного сероводорода до полного выпадения осадка черного цвета. Вычислите объем (н.у.) затраченного на реакцию газа.

22. Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: растворы серной кислоты, азотной кислоты, гидроксида натрия, хлорида кальция, хлорида бария, фенолфталеина. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате двух последовательных реакций раствор хлорида натрия. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращенное ионное уравнение.

Вариант 2.

При выполнении заданий 1—15 выберите один из четырёх предлагаемых вариантов ответа. Ответом на задания 16—19 является последовательность цифр или число. Ответ следует записать в поле для ответов справа от выполняемого задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 


1. Какие два эле­мен­та имеют оди­на­ко­вое число за­пол­нен­ных энер­ге­ти­че­ских уровней?

1)Hе и Ne 2) Na и Cl 3) O и S 4)Be и Al

2. Амфотерным яв­ля­ет­ся выс­ший оксид каж­до­го из хи­ми­че­ских элементов, име­ю­щих в Пе­ри­о­ди­че­ской си­сте­ме Д. И. Мен­де­ле­е­ва по­ряд­ко­вые номера

1) 4, 13, 30 2) 6, 11, 16 3) 19, 12, 3 4) 6, 14, 17

3. Одинаковый вид хи­ми­че­ской связи имеют

1) суль­фид калия и оксид азота (I) 2) хло­ро­во­до­род и оксид бария

3) каль­ций и хло­рид лития 4) во­до­род и кремний

4. Одинаковую сте­пень окис­ле­ния атомы хлора имеют в соединениях:

1) Сl2O7 и HClO4 2) CaCl2 и Mg(ClO2)2 3) КClO3 и HCl 4) Cl2O и NaClO2

5. Вещества, формулы которых —ZnO и Na2SO3, являются соответственно

1) амфотерным оксидом и солью 2) основным оксидом и кислотой

3) основным оксидом и основанием 4) амфотерным гидроксидом и солью

6. Признаком про­те­ка­ния химической ре­ак­ции между рас­тво­ра­ми нитрата се­реб­ра и хло­ри­да кальция является

 1) выделение газа 2) образование осадка 3) растворение осадка 4) появление запаха

7. Одинаковое число положительных и отрицательных ионов образуется при электролитической диссоциации

1) хлорида калия 2) хлорида бария 3) карбоната натрия 4) сульфата алюминия

8. Необратимое протекание реакции ионного обмена между растворами хлорида кальция и карбоната натрия обусловлено взаимодействием ионов

1) Ca2+ и Na+ 2) Ca2+ и NO3- 3) Cl- и Na+ 4) Ca2+ и CO3-

9. С каж­дым из веществ: H2O, Fe2O3, KOH— будет взаимодействовать

1) алюминий 2) магний 3) медь 4) серебро

10. Оксид алюминия взаимодействует с каждым из веществ:

1) медью и азотной кислотой 2) азотом и хлороводородом

3) оксидом калия и оксидом серы(VI) 4) гидроксидом кальция и сульфатом цинка

11. Гидроксид натрия реагирует с каждым из двух веществ:

 1) гидроксидом алюминия и оксидом углерода(IV) 2) оксидом кальция и сульфатом бария 3) магнием и аммиаком 4) оксидом меди(II) и кремниевой кислотой

12. Осуществить превращение CuCl2 → CuS можно с помощью

 1) серы 2) оксида серы(IV) 3) серной кислоты 4) сульфида натрия

13. Верны ли суждения о безопасном обращении с химическими веществами?

 А. Разбитый ртутный термометр и вытекшую из него ртуть следует выбросить в мусорное ведро.

Б. Красками, содержащими ионы свинца, не рекомендуется покрывать детские игрушки и посуду.

 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения

24) оба суждения неверны

14. Фосфор является окислителем в реакции

1) 2P+ 5Cl2 =2PCl5 2)P2O5 + 3H2O = 2H3PO4 3) 2P + 3Mg = Mg3P2

4) 2PH3 + 3O2 = 2H3PO4

15. Массовая доля серы в сульфате алюминия равна

 1) 28,1% 2) 9,4% 3) 64,0% 4) 32,0%

При выполнении задания 16-17 из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания.


16. В ряду химических элементов Al → Mg → Na происходит уменьшение (ослабление)

1) числа электронов на внешнем энергетическом уровне

2) числа электронных слоев в атомах

3) металлических свойств

4) степени окисления в высших оксидах

5) основного характера свойств высших гидроксидов

17. Какие утверждения относительно метана справедливы?

1) хорошо растворим в воде

2) при сгорании выделяется большое количество теплоты

3) вступает в реакции замещения

4) реагирует с водородом

5) проявляет кислотные свойства



При выполнении заданий 18,19 к каждому элементу первого столба подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите выбранные цифры, цифры могут повторяться.



18. Установите со­от­вет­ствие между реагирующими ве­ще­ства­ми и признаком протекающей между ними реакции. К каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующий эле­мент из вто­ро­го столбца.



РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРИЗНАК РЕАКЦИИ

А) Zn(ОН)2 и NaOH 1) растворение осадка

Б) H2SO4 и Na2SO3 2) выделение газа с резким запаха

В) BaI2 и AgNO3 3) выпадение белого осадка

4) выпадение желтого осадка

19. Установите со­от­вет­ствие между формулой ве­ще­ства и­ реагентами, с каждым из которых оно может взаимодействовать

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТЫ

А) СаСl2 1) Na и Fe2O3

Б) SO 2 2) CaO и Ba(OH)2

В) H2 3) H2O и NaNO3

4) Na2CO3 и AgNO3


Часть 2.

Задания 20 -22 с развернутым ответом. Сначала напишите номер задания (20, 21 или 22), а затем развернутый ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.


20. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

P2O3 + HBrO3 + H2O →H3PO4+ HBr

Определите окислитель и восстановитель.

21.К избытку карбоната кальция добавили 73 г раствора соляной кислоты с массовой долей 10%. Вычислите объем (н.у.) выделившегося газа.

22. Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: растворы гидроксида натрия, сульфата цинка, хлорида бария, хлорида цинка, нитрата натрия. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате двух последовательных реакций раствор гидроксид цинка. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращенное ионное уравнение.

Вариант 3.

При выполнении заданий 1—15 выберите один из четырёх предлагаемых вариантов ответа. Ответом на задания 16—19 является последовательность цифр или число. Ответ следует записать в поле для ответов справа от выполняемого задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 



1. Сколько элек­тро­нов находится во внеш­нем электронном слое атома, в ядре ко­то­ро­го 14 протонов?

 1) 2 2) 4 3) 8 4) 14

2. В атоме элемента два энергетических уровня заполнены электронами, а на третьем находятся 4 электрона. Какой это элемент?

 1) кремний 2) углерод 3) кислород 4) сера

3. Ковалентная полярная связь образуется между атомами

 1) натрия и брома 2) серы и кислорода 3) водорода 4) калия и хлора

4. Высшую степень окисления азот и фосфор имеют в соединениях

1) N2O5 и PH3 2) Ca3N2 и P2O5 3) HNO2 и P2O3 4)KNO3 и H3PO4

5. К кислотным оксидам относится каждое из двух веществ:

1) CO2 и CaO 2) CO и SiO2 3) SO2 и P2O5 4) P2O5 и Al2O3

6. Горение сероводорода 2H2S + 3O2 = 2SO2 + 2H2O является реакцией

1) окислительно-восстановительной, некаталитической, экзотермической

2) окислительно-восстановительной, каталитической, эндотермической

3) замещения, некаталитической, эндотермической

4) обмена, некаталитической, экзотермической

7. Наименьшее ко­ли­че­ство положительных ионов об­ра­зу­ет­ся при дис­со­ци­а­ции 1 моль

 1) азот­ной кислоты 2) кар­бо­на­та натрия

3) суль­фа­та алюминия 4) фос­фа­та калия

8. Практически полностью в водном растворе взаимодействуют вещества:

 1) нитрат серебра и хлороводород 2) нитрат кальция и хлорид калия

3) хлороводород и нитрат натрия 4) хлороводород и нитрат калия

9. И магний, и сера ре­а­ги­ру­ют с

 1) щелочами 2) разбавленной сер­ной кислотой

3) азотом 4) кислородом

10. Оксид меди(II) взаимодействует с водным раствором

1) хлорида калия 2) хлороводорода 3) карбоната натрия 4) сульфата магния

11. Верны ли следующие суждения о свойствах кислот?

А. Все кислоты реагируют с металлами с выделением водорода.

Б. Концентрированная серная кислота реагирует с медью.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

12. Превратить Ca(NO3)2 в CaSO3 можно с помощью

1) сероводорода 2) сульфита бария 3) сульфита натрия 4) сернистого газа

13. Верны ли суждения об экологической безопасности?

 А. Не рекомендуется употреблять в пищу плодоовощные культуры, выращенные вблизи железных дорог и автомобильных магистралей.

Б. Овощные растения, выращенные с использованием избытка минеральных удобрений, не представляют опасности для организма человека.

 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. SO2 яв­ля­ет­ся окис­ли­те­лем в реакции

1) SO2 + 2H2S =3S + 2H2O 2) SO2 + KOH = K2SO3 + H2O

3) SO2 + Br2 + 2H2O = H2SO4 + 2HBr 4)CaO + SO2 = CaSO3

15. На какой диаграмме распределение массовых долей элементов соответствует количественному составу сульфита натрия?




При выполнении задания 16-17 из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания.



16.  Среди химических элементов Mg, Si, S

1) наибольший радиус имеют атомы серы

2) наибольшую электроотрицательность имеет магний

3) степень окисления −4 и +4 характерны только для кремния

4) только сера образует высший оксид с кислотными свойствами

5) простое вещество-металл образует только магний


17.  Какие утверждения относительно жиров справедливы?

1) при обыч­ных условиях — твер­дые вещества

2) входят в со­став растительных и жи­вот­ных организмов

3) растворяются в воде

4) обладают мо­ю­щи­ми свойствами

5) являются одним из ис­точ­ни­ков энергии для живых организмов


При выполнении заданий 18,19 к каждому элементу первого столба подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите выбранные цифры, цифры могут повторяться.

18. Установите соответствие между двумя веществами и признаком протекающей между ними реакции

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРИЗНАК РЕАКЦИИ

А) AlCl3 и AgNO3 1) образование осадка

Б) Al(OH)3 и NaOH 2) растворение осадка

В) K2CO3 и HCl (р-р) 3) выделение газа

4) видимых признаков реакции не наблюдается


19. Установите со­от­вет­ствие между формулой ве­ще­ства и­ реагентами, с каждым из которых оно может взаимодействовать

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТЫ

А) CaO 1) CO2 и KNO3

Б) H2SO4 2) Cl2 и NaOH

В) Zn 3) HCl и C O2

4) KOH и Na2CO3



Часть 2.

Задания 20 -22 с развернутым ответом. Сначала напишите номер задания (20, 21 или 22), а затем развернутый ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.


20. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

MnO2 + HCl →Cl2+ MnCl2 + H2O

Определите окислитель и восстановитель.

21.Вычислите массу алюминия, который может прореагировать с 480 г 10%-ного раствора сульфата меди (II).

22. Для проведения эксперимента предложены следующие растворы: NaHCO3, Ba(NO3)2, HCl, LiCl, Na2SO4, H2SO4 (конц). Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в результате двух последовательных реакций раствор сульфат бария. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращенное ионное уравнение

Вариант 4.

При выполнении заданий 1—15 выберите один из четырёх предлагаемых вариантов ответа. Ответом на задания 16—19 является последовательность цифр. Ответ следует записать в поле для ответов справа от выполняемого задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 


1. Число электронов во внешнем электронном слое атома, ядро которого содержит 10 протонов, равно

 1) 8 2) 2 3) 6 4) 4

2. Химический элемент, в атомах которого распределение электронов по слоям: 2, 8, 4, образует водородное соединение:

1) CH4 2) NH3 3) SiH4 4) H2S

3. Ионная связь характерна для каждого из двух веществ:

 1) хлорид калия и хлороводород 2) хлорид бария и оксид натрия

3) хлорид натрия и оксид углерода(IV) 4) оксид лития и хлор

4. Атомы азота и углерода имеют одинаковую степень окисления в соединениях

1) NH3 и CO 2) NO2 и CCl4 3) N2O3 и CO 2 4)Na3N и CH4

5. Только основные оксиды представлены в ряду

1) CO и Na2O 2) CaO и Al2O3 3) BaO и P2O5 4) Na2O и FeO

6. Признаком про­те­ка­ния химической ре­ак­ции между ок­си­дом меди и во­до­ро­дом является

 1) появление запаха 2) изменение цвета

3) выпадение осадка 4) выделение газа

7. Наибольшее количество положительных ионов образуется при диссоциации 1 моль

 1) фосфата натрия 2) серной кислоты

3) нитрата железа(III) 4) сульфида калия

8. Сокращённое ионное уравнение Ca2+ + CO32- = CaCO3  соответствует взаимодействию

 1) нитрата кальция и карбоната натрия 2) фосфата кальция и карбоната калия

3) нитрата кальция и карбоната бария 4) оксида кальция и оксида углерода(IV)

9. В ре­ак­цию с же­ле­зом может всту­пать каж­дое из двух веществ:

1) MgCl2р-р и H2O 2) CuSO4р-р и O2 3) Na2SO4 р-р и Hg(NO3)2 р-р 4) S и NaOHр-р

10. С каж­дым из веществ, фор­му­лы которых NaOH, Mg, CaO будет взаимодействовать:

 1) аммиак 2) оксид калия 3) оксид кремния (IV) 4) оксид меди(II)

11. Верны ли следующие суждения о свойствах щелочей?

А. Растворы щелочей не вступают в реакции с алюминием.

Б. Гидроксид калия реагирует с гидроксидом алюминия

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

12. Превратить BaCl2 в BaCO3 можно с помощью

 1) углекислого газа 2) угарного газа 3) карбоната натрия 4) карбоната кальция

13. Верны ли суждения о правилах применения и опасности для здоровья препаратов бытовой химии?

 А. Стиральные порошки нельзя использовать для мытья посуды.

Б. Работать с хлорсодержащими дезинфицирующими средствами следует при плотно закрытой двери в помещении.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Сера яв­ля­ет­ся окис­ли­те­лем в реакции

1) H2S + I2 = S + 2HI 2) 3S + 2Al = Al2S3 3) 2SO2 + O2 =2SO3

4) S + 3NO2 = SO3 + 3NO

15. На какой диаграмме распределение массовых долей элементов соответствует количественному составу сульфата железа(II)?

При выполнении задания 16-17 из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания.

16. Среди хи­ми­че­ских элементов Cl, S, P

1) наименьший ра­ди­ус имеют атомы хлора

2) наибольшее зна­че­ние электроотрицательности имеет сера

3) простые вещества-неметаллы об­ра­зу­ют только хлор и сера

4) низшую сте­пень окисления рав­ную −3 имеет толь­ко фосфор

5) высший оксид с кис­лот­ны­ми свойствами об­ра­зу­ет только сера



17. Какие утверждения относительно уксусной кислоты справедливы?

1) хорошо растворима в воде

2) практически не пахнет

3) проявляет свойства сильной кислоты

4) реагирует со щелочами

5) при обычных условиях находится в газообразном состоянии


При выполнении заданий 18 - 19 к каждому элементу первого столба подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите выбранные цифры, цифры могут повторяться.



18. Установите со­от­вет­ствие между двумя ве­ще­ства­ми и реактивом, с по­мо­щью которого можно раз­ли­чить эти вещества.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРИЗНАК РЕАКЦИИ

А) Ca(OH)2 и KOH 1) лакмус

Б) Ba(NO3)2 и BaCl2 2) нит­рат серебра

В) KCl и HCl (р-р) 3) цинк

4) суль­фат натрия

19. Установите со­от­вет­ствие между формулой ве­ще­ства и­ реагентами, с каждым из которых оно может взаимодействовать

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА РЕАГЕНТЫ

А) Br2 1) CO2 и HCl

Б) SiO 2 2) HI и NaOH

В) Ca(OH)2 3) NaNO3 и H2SO4

4) HF и C


Часть 2.

Задания 20 -22 с развернутым ответом. Сначала напишите номер задания (20, 21 или 22), а затем развернутый ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.


20. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

H2SO4 +HI →I2 + H2O + H2S

Определите окислитель и восстановитель.

21. К раствору сульфата алюминия массой 68,4 г и массовой долей 8% прилили избыток раствора хлорида бария. Вычислите массу образовавшегося осадка.

22. Даны вещества: Fe, BaBr2, Na2CO3, MnO2, KOH, H2SO4

Используя воду и не­об­хо­ди­мые вещества толь­ко из этого списка, по­лу­чи­те в две ста­дии бром, не при­ме­няя электрический ток. Опи­ши­те признаки про­во­ди­мых реакций. Для ре­ак­ции ионного об­ме­на напишите сокращённое ион­ное уравнение реакции.



Критерии ответов

Часть 1.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Вариант 119

2

3

3

3

1

3

1

3

3

2

2

4

1

3

2

12

15

241

314

Вариант 219

2

1

4

1

1

2

1

4

1

3

1

4

2

3

1

14

23

124

421

Вариант 319

2

1

2

5

3

1

1

1

4

2

2

3

1

1

1

35

25

123

342

Вариант 419

1

3

2

2

4

2

1

1

2

3

2

3

1

2

4

14

14

423

241



Часть 2.

20-1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Cu2O + HNO3 → NO + Cu(NO3)2 + H2O. Определите окислитель и восстановитель.

Cu2O + HNO3 → NO + Cu(NO3)2 + H2O


2Cu+1 -2e →2Cu+2 2 3

1

N+5 - 3e → N+2 3 2

N+5 – о-ль Cu+1 -в-ль

1

3Cu2O +14HNO3 → 2NO + 6Cu(NO3)2 + 7H2O

1

итого

3



20-2. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

P2O3 + HBrO3 + H2O →H3PO4+ HBr. Определите окислитель и восстановитель

P2O3 + HBrO3 + H2O →H3PO4+ HBr


Br+5 - 6e → Br-1 6 4 2

1

2P +3 - 4e → 2P+5 4 6 3

Br+5 – о-ль P+3 -в-ль

1

3P2O3 + 2HBrO3 + 9H2O →6H3PO4+ 2HBr

1

Итого

3



20-3. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

MnO2 + HCl →Cl2+ MnCl2 + H2O. Определите окислитель и восстановитель.

MnO2 + HCl →Cl2+ MnCl2 + H2O



Mn+4 +2e →Mn+2 2 1

1

2Cl- - 2e → Cl20 2 1

Mn+4 – о-ль Cl- -в-ль

1

MnO2 + 4HCl →Cl2+ MnCl2 + 2H2O

1

Итого

3

20-4. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

H2SO4 +HI →I2 + H2O + H2S. Определите окислитель и восстановитель.

H2SO4 +HI →I2 + H2O + H2S



S+6 +8e →S-2 8 4 1

1

2I- - 2e → I20 2 1 4

S+6 – о-ль I- -в-ль

1

H2SO4 +8HI →4I2 + 4H2O + H2S

1

Итого

3



21-1. Через 32 г раствора с массовой долей сульфата меди (II) 5% пропустили избыток газообразного сероводорода до полного выпадения осадка черного цвета. Вычислите объем (н.у.) затраченного на реакцию газа.

Уравнения реакции

баллы

CuSO4 + H2S = CuS↓+ H2SO4

1

m(CuSO4)= m(р-ра) ∙ω = 32г ∙0,05 = 1,6 г

n (CuSO4)= m/M= 1,6 :160=0,01 моль

1

По уравнению реакции: n (H2S) = n(CuSO4) = 0,01моль

V(H2S)=n ∙Vm= 0,01 ∙ 22,4= 0,224л

1

Итого:

3



21-2. К избытку карбоната кальция добавили 73 г раствора соляной кислоты с массовой долей 10%. Вычислите объем (н.у.) выделившегося газа.

Уравнения реакции

баллы

CaCO3 + 2HCl = CaCl2+ H2O + CO2

1

m(HCl)= m(р-ра) ∙ω = 73г ∙0,1 = 7,3 г

n (HCl)= m/M= 7,3 : 36,5=0,2 моль

1

По уравнению реакции: n (СО2) = 1/2n(HCl) = 0,1моль

V(СО2)=n ∙Vm= 0,1 ∙ 22,4= 2,24л

1

Итого:

3


21-3. Вычислите массу алюминия, который может прореагировать с 480 г 10%-ного раствора сульфата меди (II).

Уравнения реакции

баллы

2Al + 3CuSO4= 3Cu↓+ Al2(SO4)3

1

m(CuSO4)= m(р-ра) ∙ω = 480г ∙0,1 = 48 г

n (CuSO4)= m/M= 48 :160=0,3 моль

1

По УР: n (Al)=2/3∙n(CuSO4 )= 2/3 ∙0,3=0,2 моль

m (Al)= 0,2 ∙ 27= 5 4 г

1

Итого:

3



21-4. К раствору сульфата алюминия массой 68,4 г и массовой долей 8% прилили избыток раствора хлорида бария. Вычислите массу образовавшегося осадка.

Уравнения реакции

баллы

3BaCl2 + Al2(SO4)3 = 3BaSO4↓+ 2AlBr3

1

m(Al2(SO4)3 )= m(р-ра) ∙ω =68,4г ∙0,08 = 5,472 г

n (Al2(SO4)3 )= m/M= 5,472 :342=0,016 моль

1

По УР: n(BaSO4) =3n∙ (Al2(SO4)3 )=3∙0,016=0,05 моль

m (BaSO4)= 0,05 ∙ 233= 11,65 г

1

Итого:

3



22-1. Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: растворы серной кислоты, азотной кислоты, гидроксида натрия, хлорида кальция, хлорида бария, фенолфталеина. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате двух последовательных реакций раствор хлорида натрия. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращенное ионное уравнение.

Уравнения реакции

Признак реакции

баллы

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4↓+ 2HCl

вы­па­де­ние белого осадка.

2

NaOH+ HCl →NaCl+ 2H2O

Обесцвечивание фенолфталеина.

2

H++ OH- = H2O


1

Итого:


5

22-2. Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: растворы гидроксида натрия, сульфата цинка, хлорида бария, хлорида цинка, нитрата натрия. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате двух последовательных реакций раствор гидроксид цинка. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращенное ионное уравнение.

Уравнения реакции

Признак реакции

баллы

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4↓+ 2HCl

вы­па­де­ние белого осадка.

2

NaOH+ HCl →NaCl+ 2H2O

Обесцвечивание фенолфталеина.

2

H++ OH- = H2O


1

Итого:


5



22-3. Для проведения эксперимента предложены следующие растворы: NaHCO3, Ba(NO3)2, HCl, LiCl, Na2SO4, H2SO4 (конц). Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в результате двух последовательных реакций раствор сульфат бария. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращенное ионное уравнение

Уравнения реакции

Признак реакции

баллы

2NaHCO3 + H2SO4= Na2SO4 + 2CO2↑+2H2O

Выделение газа без запаха и цвета

2

Na2SO4+ Ba(NO3)2 → BaSO4↓+ 2NaNO3

вы­па­де­ние белого осадка.

2

Ba2++ SO42- = BaSO4


1

Итого:


5


22-4. Даны вещества: Fe, BaBr2, Na2CO3, MnO2, KOH, H2SO4

Используя воду и не­об­хо­ди­мые вещества толь­ко из этого списка, по­лу­чи­те в две ста­дии бром, не при­ме­няя электрический ток. Опи­ши­те признаки про­во­ди­мых реакций. Для ре­ак­ции ионного об­ме­на напишите сокращённое ион­ное уравнение реакции.

Уравнения реакции

Признак реакции

баллы

BaBr2 + H2SO4 = BaSO4↓+ 2HBr

вы­па­де­ние белого осадка.

2

MnO2 + 4HBr →Br2+ MnBr2 + 2H2O

из­ме­не­ние цвета.

2

Ba2++ SO42- = BaSO4


1

Итого:


5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!