СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочный вариант ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренировочный вариант ЕГЭ»

  1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Виды социальной нормы

Признаки

Нормы ...

Опираются на представления о добре и зле, поддерживаются общественным мнением

Нормы права

Чётко описывают границы дозволенного и наказания, в случае их нарушения обеспечиваются силой государств


2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных

1) способности, 2) мировоззрение, 3) характер, 4) интересы, 5) личность.


3 Приведены термины. Все, кроме 2, относятся к понятию «налоговая политика».

1) доход, 2) ставка, 3) рынок, 4) платежи, 5) льготы, 6) конкуренция


4 Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах

1. В узком смысле общество - это окружающий человека материальный мир.

2. В широком смысле под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран.

3. Динамичность социальных институтов проявляется в их изменении с течением времени.

4. Социальные институты возникли в связи с объективной потребностью регулировать разнообразные общественные отношения.

5. Образование как соц. институт объединяет с другими социальными институтами наличие организационной структуры и социальных норм.


5 Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека:

примеры

Стороны сущности человека

А) Рост Владимира 195 см

1) биологическая

Б) Ирина доброжелательна к коллегам по работе

2) социальная

В) Фёдор физически вынослив


Г) Василий любит классическую музыку


Д) У Николая много друзей



6 Группа школьников под руководством учителя проводила социологическое исследование. Какие факы свидетельствует о том, что, в исследовании были использованы теоретические методы познания?

1. Школьники сформулировали и обосновали выводы.

2. Промежуточные результаты исследования фиксировались в журнале наблюдений.

3. Школьники выдвинули гипотезу исследования.

4. Перед началом исследования сформулировали прогнозируемые результаты.

5. Школьники описывали наблюдаемые явления.

6. В ходе исследования был проведён опрос учащихся школы.


7 Выберите верные суждения о роли государства в экономике

1. Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное планирование производства и потребления.

2. Гос. вмешательство в экономику связано с несовершенствами рынка.

3. Государство в условиях рынка производит общественные блага.

4. В рыночной экономике государство защищает интересы собственников.

5. В рыночной экономике государство директивно устанавливает цены на все товары и услуги.


8 Установите соответствие между характеристиками и факторами производства:

характеристики

Факторы производства

А) условное название всех видов природных ресурсов, пригодных для производства экономических благ

1) земля

Б) созданные человеком средства производства

2) труд

В) объём денежной массы, которой располагают субъекты экономики

3) капитал

Г) непосредственное использование физических и умственных способностей людей в процессе создания экономических благ


Д) факторный доход - заработная плата работника



9 В стране активно развивается крупное машинное производство, растут города. Работники добились справедливого законодательства о труде. Какие признаки подтверждают наличие в стране рыночной экономики?

1. Промышленное производство растёт быстрыми темпами.

2. Валюта страны высоко ценится на международном валютном рынке.

3. В стране каждый собственник факторов производства свободно распоряжается ими.

4. Сельское хозяйство производит ассортимент продукции на экспорт.

5. Собственниками земли, предприятий являются частные лица, организации.

6. В стране существует конкуренция производителей.


10 На рисунке отражено изменение спроса на биологически активные добавки к пище для улучшения зрения на соответствующем рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой спроса из положения D в положение -D1? (На графике Р - цена товара; Q - количество товара.)

1. массовые положительные отзывы покупателей

2. пропаганда профилактики глазных болезней

3. повышение безопасности компьютерной техники для здоровья человека

4. уменьшение объёмов производства БАДов к пище

5. снижение доходов населения


11 Выберите верные суждения о социальной стратификации

1. В основу деления общества на страты положены доход, профессия, образование.

2. Учёные выделяют прогрессивную и регрессивную социальную стратификацию.

3. Социальная стратификация отражает строение общества.

4. Любые изменения в обществе вызваны социальной стратификацией.

5. Стратификационная структура общества отражает социальное неравенство людей.


12 В ходе опроса совершеннолетних граждан страны, проживающих в населённых пунктах разного типа, им задавали вопрос: «Для чего Вам, Вашей семье прежде всего нужен садовый/ дачный/ приусадебный участок?». Найдите выводы, которые можно сделать на основе диаграммы

1. Большинству сельских жителей садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы обеспечить свою семью продуктами питания.

2. Среди горожан доля тех, кому садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы отдыхать, больше доли тех, кто таким образом вкладывает деньги.

3. Равные доли опрошенных каждой группы отметили, что садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен им для того, чтобы общаться, приглашать друзей.

4. Равным долям опрошенных сельских жителей садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы общаться, приглашать друзей и чтобы вложить деньги.

5. Среди тех, кому садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы вложить деньги, доля горожан больше, чем доля сельских жителей.


13 Выберите верные суждения о политических партиях и движениях

1. По способу организации различают партии правящие и оппозиционные.

2. Политические партии принимают участие в разработке программ развития общества и государства.

3. Кадровые партии, как правило, отстаивают священность и неотчуждаемость естественных прав личности, их приоритет над интересами общества и государства.

4. Общественно-политические организации - негосударственные и непартийные объединения, воздействующие на государственную власть.

5. Политические партии участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.


14 Установите соответствие между вопросами и субъектами гос власти РФ, к ведению которых они относятся:

вопросы

Субъекты гос.власти

А) судоустройство; прокуратура

1) только федеральный центр

Б) федеральная государственная служба

2) совместно федеральный центр и субъекты РФ

В) координация вопросов здравоохранения


Г) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей


Д) амнистия и помилование



15 В государстве регулярно на альтернативной основе проходят выборы в законодательное собрание. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что государство - парламентская республика?

1. Парламент принимает законы.

2. Полномочия президента ограничены законом.

3. Правительство ответственно перед парламентом.

4. Главой государства является президент.

5. Президент избирается законодательным собранием.

6. Правительство формируется партией, победившей на выборах.

16 Что относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ?

1. право на социальное обеспечение

2. право на жизнь

3. право на жилище

4. право на защиту чести и доброго имени

5. право на свободу и личную неприкосновенность


17 Выберите верные суждения о семейном праве.

1. В основе законодательства принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины.

2. Нормы права устанавливают условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным.

3. Пример нормы права: супруг обязан уведомлять своего кредитора о заключении, об изменении или о расторжении брачного договора.

4. За совершение проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор.

5. Пример нормы права: защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.


18 Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса работодателя в РФ

действия

Элементы правового статуса работодателя

А) давать представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением

1) обязанности

Б) требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей

2) права

В) обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда


Г) возмещать вред, причинённый работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей


Д) вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры



19 Коммерческое предприятие производит кондитерские изделия. Какие признаки свидетельствуют о том, что организационно-правовая форма этого предприятия - акционерное общество?

1. уставный капитал делится на определённое количество ценных бумаг

2. своей главной целью предприятие имеет извлечение прибыли

3. заключение трудового договора с работниками

4. деятельность предприятия регулируется Гражданским Кодексом РФ

5. ценные бумаги выдаются в обмен на вклад

6. владельцы ценных бумаг могут участвовать в управлении предприятием


20 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Социальная _____ (А) отражает социальное различие, неравенство и в соответствии с этим положение людей в обществе. В первобытном обществе _____ (Б) было незначительным. В сложных обществах социальный статус общественной группы зависит от величины _____ (В), уровня образования, доступа к власти, ____ (Г) занимаемой позиции. Так возникли касты, затем - сословия, а позже - классы.В некоторых обществах переход из одной социальной _____ (Д) в другую запрещён. Есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешён. Свобода социальной ____ (Е) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым».

1. мобильность

2. привилегии

3. обязанности

4. престиж

5. авторитет

6. доход

7. расслоение

8. страта

9. стратификация

 

Капитализм, т.е. рыночная экономика, - это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на средства производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры, т.е. индивиды или ассоциации индивидов, которые либо сами являются собственниками капитала, либо взяли его в долг или аренду у собственников. Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли...

Действительными хозяевами рыночной экономики являются потребители. Покупая или воздерживаясь от покупок, они решают, кто должен владеть капиталом и управлять предприятиями. Они определяют, что следует производить, а также сколько и какого качества. Их выбор выливается в прибыли либо убытки для предпринимателя. Они делают бедных богатыми, а богатых - бедными. С такими хозяевами нелегко поладить. У них полно капризов и причуд, они непостоянны и непредсказуемы. Они ни в грош не ставят прежние заслуги. Как только им предлагают что-либо, что им больше по вкусу или же дешевле, они бросают старых поставщиков. Главное для них - собственное благо и удовлетворение. Их не волнуют ни денежные затраты капиталистов, ни судьбы рабочих, теряющих работу; в качестве потребителей они перестают покупать то, что покупали прежде.

Когда мы говорим, что производство определённого товара А не окупается, что имеется в виду? Это свидетельствует о том, что потребители не хотят более платить производителям, сколько тем нужно для покрытия необходимых производственных затрат, в то же самое время доходы других производителей оказываются выше издержек производства. Запросы потребителей играют важную роль в распределении производственных ресурсов между различными отраслями производства товаров потребления. Потребители, таким образом, решают, сколько сырья и труда уйдёт на изготовление А и сколько потребует другой товар. Бессмысленно поэтому противопоставлять производство ради прибыли и производство ради потребления. Стремление к прибыли заставляет предпринимателя поставлять потребителям те блага, на которые есть спрос в первую очередь. Если бы предприниматель не руководствовался мотивом прибыли, он мог бы производить больше товаров А, несмотря на предпочтения потребителей иметь что-то другое. Стремление к прибыли - тот фактор, который заставляет бизнесмена наиболее эффективным образом обеспечивать производство наиболее предпочитаемых самими потребителями товаров.

Таким образом, капиталистическая система производства - это экономическая демократия, где каждый цент имеет право голоса. Народом-сувереном является потребитель. Капиталисты, предприниматели и фермеры - уполномоченные народа. При несоответствии порученному делу, если они не в состоянии производить с минимальными издержками товары, требуемые потребителями, они теряют свои должности. Их обязанность заключается в обслуживании потребителей. Прибыли и убытки - вот инструменты, посредством которых потребители контролируют все виды экономической активности.

(Л. Мизес)

21 Используя текст, укажите любые две характерные черты рыночной экономики, рассмотренные автором.

22 Используя текст, приведите три объяснения идеи автора о том, что хозяин рынка - потребитель. Опираясь на обществоведческие знания раскройте смысл понятия «потребитель».

23 Какой неценовой фактор формирования спроса приведён в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите любые другие два неценовых фактора и один из них проиллюстрируйте конкретным примером.

24 Иногда государство поддерживает убыточные предприятия. Предположите, в каких ситуациях это может быть целесообразно. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите две ситуации и кратко поясните своё мнение.

25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в экономической сфере, и одно предложение, раскрывающее любое негативное проявление глобализации.

26 Назовите и проиллюстрируйте примером любые три мотива правомерного поведения человека (в каждом случае сначала укажите мотив, а затем приведите соответствующий пример).

27 В Конституции Российской Федерации утверждается: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7). Опираясь на обществоведческие знания и социальный опыт, укажите любые три таких условия.

28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Познаваем ли мир?». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Философия «Знание - сокровищница, но ключ к ней - практика». (Т. Фуллер)

Экономика «Предпринимательская деятельность служит интересам не только индивидуума, но и общества в целом». (С. Канарейкин)

Социология, социальная психология «Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом». (И. Шевелёв)

Политология «Главным принципом любой конституции является положение о том, что верховная власть не может принимать закона без одобрения представителей народа». (А.Ф. Керенский)

Правоведение «Право - это искусство добра и справедливости». (Изречение римского права)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!