СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочный вариант ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренировочный вариант ЕГЭ»

  1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристики основных форм мышления

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Понятие

Фиксирует существенные общие признаки группы, класса объектов


На основе связи понятий утверждает или отрицает наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков, связей


2 В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Таможенные пошлины; налоговая система; акцизы; прогрессивная шкала; налоговая декларация.


3 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.

1) непосредственное наблюдение, 2) распространение мнения, 3) социальная стратификация, 4) мысленное моделирование, 5) проведение эксперимента, 6) эмпирическое описание.


4 Выберите верные суждения об обществе и его типах

1. Общество - это совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, в которых выражается их взаимозависимость.

2. Основной фактор производства индустриального общества - земля.

3. Все сферы общественной жизни, социальные институты подвержены изменениям.

4. Системный характер общества проявляется в наличии социальных общностей и групп, связанных общественными отношениями.

5. Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.


5 Установите соответствие между характерными чертами и типами культуры:

Характерные черты

Типы культуры

А) коммерциализация духовной деятельности

1) массовая

Б) приоритетное развитие развлекательных жанров

2) элитарная

В) необходимость специальной подготовки зрителей


Г) ориентация на запросы широкого круга потребителей


Д) сложность содержания



6 В стране проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? 1. компьютеризация образовательного процесса

2. ориентация на интересы и склонности ученика

3. применение технологий, сберегающих здоровье детей

4. увеличение количества учебных предметов

5. сокращение времени изучения естественных наук

6. особое внимание к нравственному воспитанию детей


7 Выберите верные суждения об издержках фирмы

1. Издержками называют стоимость затрат на производство и сбыт готовой продукции.

2. Выплата процента по ранее взятому кредиту относится в краткосрочном периоде к переменным издержкам.

3. Фирма несёт постоянные издержки, даже если производство остановлено.

4. К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят плату за сырьё и материалы, электроэнергию и транспортные услуги.

5. К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят оклады администрации.


8 Установите соответствие между функциями и уровнями банковской системы:

ФУНКЦИИ

УРОВНИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

А) монопольная эмиссия денег

1) центральный банк

Б) кредитование населения

2) коммерческие банки

В) хранение золотовалютных резервов государства


Г) лицензирование финансовых организаций


Д) осуществление платежей между фирмами



9 В государстве большинство предприятий находятся в частной собственности, но существуют государственные и муниципальные предприятия. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что экономика страны относится к рыночному типу?

1. В расчётах между предприятиями активно применяется безналичная форма.

2. Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения.

3. Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов.

4. Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.

5. Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.

6. Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.


10 На рисунке отражено изменение ситуации на рынке кухонной мебели. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S в положение S1? (На графике Р - цена товара; Q - количество товара.)

1. рост затрат производителей кухонной мебели

2. увеличение количества производителей кухонной мебели

3. снижение доходов потребителей

4. предоставление субсидий производителям кухонной мебели

5. повышение пошлин на импортные комплектующие


11 Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении

1. Негативное отклоняющееся поведение всегда является проявлением недостатков социализации индивида.

2. Отклоняющееся поведение может быть вызвано социальными условиями проживания индивида.

3. Отклоняющееся поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер.

4. Отклоняющееся поведение может быть только индивидуальным.

5. Отклоняющееся поведение предполагает нарушение общепринятых норм.


12 В начале 1990-х гг. в стране началась судебная реформа, в частности был введён институт присяжных заседателей. В 1995 г. и в 2015 г. в стране был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как Вы оцениваете введение суда присяжных?» Найдите выводы, которые можно сделать на основе таблицы

Я оцениваю введение суда присяжных

1995 г.

2015 г.

...положительно, так как это сделает суд более справедливым.

50%

35%

...положительно, так как это исключит возможность подкупа суда.

25%

30%

...отрицательно, так как осуществлять правосудие должны профессионалы.

15%

20%

Я не могу дать однозначную оценку этой реформы.

10%

15%

1. В 1995 г. четверть опрошенных оценили судебную реформу отрицательно.

2. В 2015 г. около двух третей опрошенных отрицательно оценили судебную реформу.

3. За 20 лет суммарный процент положительных оценок судебной реформы уменьшился.

4. К 2015 г. возросла доля граждан, затрудняющихся однозначно оценить введение суда присяжных.

5. Как в 1995 г., так и в 2015 г. большинство опрошенных в целом положительно оценивают судебную реформу.


13 Выберите верные суждения о демократии

1. Различают прямую (непосредственную) и представительную (опосредованную) демократию.

2. К институтам непосредственной демократии относятся референдумы, всенародные обсуждения политических вопросов и т.п.

3. Демократия - политический режим, при котором народ является источником и носителем политической, государственной власти.

4. Главным признаком демократии является всеобъемлющий контроль государства над всеми сферами жизни общества.

5. Политический плюрализм, как один из принципов демократии, отражает многообразие форм собственности в государстве.


14 Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют:

ФУНКЦИИ

Субъекты гос.власти

А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

1) Президент РФ

Б) управление федеральной собственностью

2) Совет Федерации

В) назначение на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации

3. Государственная Дума

Г) разработка федерального бюджета

4. Правительство РФ

Д) осуществление помилования



15 В стране правительство формируется блоком партий, победившим на парламентских выборах. Выберите черты, свидетельствующие, что в стране выборы происходит по пропорциональной системе

1. возможно выдвижение независимых беспартийных кандидатов

2. количество депутатов парламента зависит от процента голосов, полученных партией

3. граждане голосуют прежде всего за программу партии, а не за людей

4. предусмотрено голосование по одномандатным округам

5. победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов

6. голосование проводится по спискам политических партий


16 РФ - светское государство. Какие из положений раскрывают смысл этого конституционного принципа?

1. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной 3. Религиозные объединения отделены от государства и равны

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны между собой.

5. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.


17 Выберите верные суждения о военной службе и альтернативной гражданской службе

1. Воинская обязанность - установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооружённых Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны.

2. На военную службу призываются все граждане РФ от 18 до 30 лет.

3. Граждане могут быть освобождены от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным законом.

4. Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

5. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза меньше установленного срока военной службы по призыву.


18 Установите соответствие между примерами и основаниями прекращения трудового договора в РФ:

примеры

Основания прекращения трудового договора

А) Аттестационная комиссия подтвердила отсутствие у Марка Г. достаточного уровня квалификации для занимаемой должности.

1) инициатива работодателя

Б) Владимир П. неоднократно не исполнял без уважительных причин трудовые обязанности, имел несколько дисциплинарных взысканий.

2) инициатива работника

В) 24-летний Роман В. был направлен на военную службу по призыву.

3) обстоятельства, не зависящие от воли сторон

Г) Ирина А. вышла замуж и переезжает в другой город.


Д) По истечению срока трудового договора Пётр М. не был избран на ранее занимаемую им должность заведующего кафедрой философии.



19 Арина и Никифор решили заключить брачный договор. Какие правоотношения супругов согласно семейному законодательству РФ могут быть объектом регулирования брачного договора?

1. способы участия в доходах друг друга

2. порядок несения каждым супругом семейных расходов

3. определение места жительства супругов

4. выбор фамилии супругов, имён будущих детей

5. права и обязанности по взаимному содержанию

6. права и обязанности супругов в отношении детей


20 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является_____(А). Это человек со своими социально сформированными и с индивидуально выраженными____(Б): интеллектуальными, эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что____(В) в совместной деятельности с другими людьми познаёт и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом ____(Г). Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется ____(Д), т.е. стремлением выходить за свои собственные пределы, развиваться, расширять сферу своей деятельности, открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя _____(Е) в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт ответственность за свой выбор».


1. индивид

2. качество

3. потребность

4. воспитание

5. позиция

6. социализация

7. личность

8. активность

9. индивидуальность

 


Соотношение права и морали имеет особое значение на современном этапе развития цивилизации, так как многие нравственные ценности - свобода, равенство, справедливость, честь, достоинство и другие - находят юридическое закрепление в нормативноправовых актах. Достоинство личности, основные права и свободы каждого человека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных демократических государств.

Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры. Моральные нормы, так же как и правовые, являются социальными регуляторами поведения человека. Мораль - это совокупность взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье и соответствующих им норм и принципов поведения, которые близки к человеческим идеалам и соблюдение которых обеспечивается убеждением, совестью человека, его привычкой, а также общественным мнением. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый предполагает ценностное отношение индивида к самому себе, чувство собственного достоинства, осознание себя как личности, имеющей социальную ценность. Второй аспект - отношение человека к другим, осознание ценности своего социально значимого поведения.

По отношению к праву моральные ценности выступают как бы критерием оценки людьми эффективности механизмов правового регулирования общественных отношений. Закрепляя нравственные ценности, право тем самым способствует созданию надлежащих условий для их реализации. Идеи свободы, равенства, справедливости, по природе присущие человеку, становятся и правовыми ценностями. Соответственно возрастает и нравственная ценность самих юридических норм.

Право и мораль имеют как общие характерные черты, так и особенности. Одна из главных общих черт состоит в том, что и право, и мораль являются разновидностями социальных норм. И право, и мораль есть мера свободы. Чтобы реализовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. И право, и мораль роднит категория справедливости. Справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности юридических норм. Вместе с тем, в обществе реализация идеала справедливости невозможна без правового регулирования.

Нормы морали более универсальны, чем нормы права. Нормы морали регулируют более широкую область отношений, чем сфера отношений, регулируемых правом. Нормы права систематизированы и находят официальное закрепление в нормативно-правовых актах, а нормы морали содержатся в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им. Кроме того, нормы морали не институционализированы, то есть не обладают формальной определённостью, а правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в законодательстве, в судебных решениях.

Однако, как общие черты, так и различия правовых и моральных норм не следует абсолютизировать. Нормы морали и нормы права органически взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.

(М.И. Абдулаев)

21 Назовите любые три отличительные черты права, рассмотренные автором.

22 Как автор определяет соотношение областей регулирования морали и права? Используя обществоведческие знания, подтвердите мнение автора.

23 Используя знания, назовите любые три нормативных правовых акта РФ, в которых закреплены ценности свободы, равенства, чести и достоинства. Дайте краткое пояснение, как именно в приведённом Вами нормативном правовом акте закреплены эти ценности.

24 Автор пишет, что нормы морали и права взаимообеспечивают друг друга. Используя текст и знания, дайте три объяснения этой мысли.

25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «банк»? Привлекая знания курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о функциях центрального банка, и одно предложение, раскрывающее влияние банков на деятельность фирм.

26 Назовите и проиллюстрируйте примерами три положительных последствия процесса глобализации.

27 Руководитель предприятия заключил срочный трудовой договор с 15-летним Егором, учащимся профессионального лицея, без проведения предварительного медицинского осмотра. Испытательный срок установлен не был. В соответствии с условиями договора он должен выполнять работы по упаковке покупок клиентов магазина в течение учебного года 4 раза в неделю, с 12:00 до 23:00 с часовым перерывом на обед. Какие нарушения были допущены при заключении договора? (Укажите четыре нарушения.)

28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Как организована власть в демократическом государстве?». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Философия «Революция - варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)

Экономика «Экономика меняется вместе с жизнью». (С. Вайн)

Социология, социальная психология «В ходе социализации личность выступает как субъект и объект этого процесса». (Н. Мельникова)

Политология «’’Разделяй и властвуй” - мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)

Правоведение «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий возле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад». (В.С. Соловьёв)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!