СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочный вариант ЕГЭ по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренировочный вариант ЕГЭ по истории»

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. 

1) Походы Святослава Игоревича

2) включение Новгорода в состав Московского княжества

3) Гибель «Непобедимой армады»


2. Установите соответствие между событиями и годами: 

СОБЫТИЯ

 

ГОДЫ

А) ввод советских войск в Афганистан

Б) циркуляр о кухаркиных детях

В) Переяславская Рада

Г) Невская битва

 

1) 1240 г.

2) 1654 г.

3) 1380 г.

4) 1979 г.

5) 1989 г.

6) 1887 г.

 

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) периода перестройки в СССР. 

1) ускорение; 2) «война законов»; 3) федеральные округа; 4) новое политическое мышление; 5) референдум;

6) дефолт

 

4. Запишите термин, о котором идёт речь. 

Курс на _________ был провозглашен М. С. Горбачёвым в самом начале периода перестройки. Этот курс должен был осуществляться за счёт интенсификации труда, активного внедрения достижений научно-технического прогресса в производство.


5. Установите соответствие между терминами и их определениями. 

ТЕРМИНЫ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

A) барщина

Б) посад

B) рада

Г) былина

 

1) народное сказание о подвигах героев

2) совет знати в Великом княжестве Литовском

3) труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца

4) община у восточных славян

5) торгово-ремесленная часть города


6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: 


ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ 

А) «В первые же годы своего правления князь добился того, что в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра. Он сумел приобрести расположение митрополита Петра, так что этот святитель жил в Москве больше, чем в других местах. Пётр умер и был погребен в ней. Гроб святого мужа был для Москвы так же драгоценен, как и пребывание живого святителя: выбор Петра казался внушением Божьим. Другие князья хорошо видели важные последствия этого явления и сердились; но поправить дело в свою пользу уже не могли. Во все продолжение своего правления князь ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличить свои владения, с другой — оказывать влияние на князей в прочих русских землях. В этом помогала ему более всего начавшаяся вражда между Тверью и Ордой. Княживший в Твери князь Александр Михайлович принял участие в народном восстании, в котором тверичи убили Чол-хана и перебили всю его свиту. Узбек очень рассердился, узнав об участи Чол-хана, и, по некоторым известиям, послал за московским князем, но, по другим известиям, московский князь поехал в Орду сам, торопясь воспользоваться тверским происшествием. Узбек дал ему ярлык на великое княжение и 50 000 войска. Присоединив к себе еще князя суздальского, московский князь пошел в Тверскую волость; татары пожгли города и села, людей повели в плен и, по выражению летописца, положили пусту всю землю Русскую. Спаслись лишь Москва да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 гривен серебра и множество даров. Александр бежал в Новгород, потом в Псков, но и оттуда его вынудили уехать в Литву. Обстоятельства продолжали благоприятствовать Москве…..»

Б) «…Князь же великий, распределив полки, повелел им через Оку-реку переправляться и при казал каждому полку и воеводам: "Если же кто пойдет по Рязанской земле, — не коснитесь ни единого волоса!" И, взяв благословение от архиепископа коломенского, князь великий перешел реку Оку со всеми силами и отправил в поле третью заставу, лучших своих витязей, чтобы они сошлись со сторожей татарской в степи…. Князь же Олег Рязанский услышал, что князь великий соединился со многими силами и следует навстречу безбожному царю Мамаю да к тому же вооружен твердо своею верою, которую на бога-вседержителя, всевышнего творца, со всею надеждой возлагает. И начал остерегаться Олег Рязанский и с места на место переходить с единомышленниками своими, так говоря: "Вот если бы нам можно было послать весть об этой напасти к многоразумному Ольгерду Литовскому, узнать, что он об этом думает, да нельзя: перекрыли нам путь. Думал я по старинке, что не следует русским князьям на восточного царя подниматься, а теперь как все это понять? И откуда князю помощь такая пришла, что смог против нас трех подняться?" Князь же Ольгерд Литовский, в согласии с прежним замыслом, собрал литовцев много и варягов, и жмуди и пошел на помощь Мамаю. И пришел к городу Одоеву, но, прослышав, что князь великий собрал великое множество воинов, — всю русь и словен, да пошел к Дону против царя Мамая, — прослышав также, что Олег испугался, — и стал тут с тех пор недвижимо, и понял тщетность своих помыслов, о союзе своем с Олегом Рязанским теперь сожалел, метался и негодовал, говоря: "Если человеку не хватает своего ума, то напрасно чужого ума ищет: никогда ведь не бывало, чтобы Литву поучала Рязань! Ныне же свел меня с ума Олег, а сам и пуще погиб ".

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 1) Речь в отрывке идет о князе московском Юрии Даниловиче.

2) рязанскому князю Олегу и литовскому князю Ягайло не удалось принять участие в битве на стороне ордынцев

3) победа князя Дмитрия Ивановича над Мамаем окончательно избавила русские земли от необходимости выплачивать Орде дань

4) Речь идет о князе, которого прозвали «собирателем земли русской»

5) Перемещение кафедры митрополита из Владимира в Москву при Иване Калите сделало её духовной столицей Руси

6) События, описываемые в отрывке, произошли во второй половине XIV в.

 

7. Какие три промышленных объекта были построены в годы первых пятилеток?

1) Днепрогэс

2) Харьковский тракторный завод

3) Волжский автомобильный завод

4) Путиловский завод

5) Магнитогорский металлургический комбинат

6) Транссибирская железная магистраль


8. Заполните пропуски в данных предложениях

А) К. К. Рокоссовский, А. И. Еременко, Н. Ф. Ватутин командовали фронтами во время операции __________.

Б) Операция, согласно которой немецкие войска должны были захватить Москву, называлась _________.

В) Операция советских войск по освобождению Белоруссии имела кодовое название ________.

 

1) «Багратион»

2) полководец П. А. Румянцев

3) «Уран»

4) «Цитадель»

5) «Тайфун»

6) Берлинская

 

9. Установите соответствие между фамилиями политических деятелей и их деятельностью.

ФАМИЛИИ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) А. В. Луначарский

Б) А. В. Колчак

В) В. И. Ленин

Г) А. М. Каледин

 

1) лидер антибольшевистского движения на Дону

2) председатель СНК

3) нарком просвещения

4) лидер «левых коммунистов»

5) «верховный правитель России»

 10. Прочтите отрывок из телеграммы командующего фронтом В. И. Ленину и напишите фамилию командующего. 

«Сегодня наши части вступили в Севастополь. Мощными ударами красных полков раздавлена окончательно южнорусская контрреволюция. Измученной стране открывается возможность приступить к залечиванию ран, нанесённых империалистической и гражданской войной. Революционный энтузиазм, проявленный Красной армией в минувших боях, является порукой тому, что и на поприще мирного строительства трудовая Россия одержит не менее блестящие победы. Красные армии Южного фронта шлют свой привет и поздравляют с победой рабочих и крестьян России и всего мира, своего Главнокомандующего и всех вождей международной революции. Команд[ующий Южным фронтом]».


11. Заполните пустые ячейки таблицы 

Век

Событие истории

России

Событие истории

зарубежных стран

Х в.

___________(А)

Образование Священной

Римской империи

XV в.

Издание Судебника

Ивана III

___________(Б)

___________(В)

___________(Г)

Франко-прусская война

___________(Д)

Издание манифеста

о вольности дворянской

___________(Е)

 

1) начало правления Фёдора Алексеевича

2) XVII в.

3) открытие Америки Христофором Колумбом

4) XIX в.

5) казнь английского короля Карла I

6) «Бостонское чаепитие»

7) XVIII в.

8) отмена подушной подати

9) убийство киевского князя Игоря Старого

 

12. Прочтите отрывок из Декрета ВЦИК. 

«Открытое 5 января Учредительное собрание дало, в силу известных всем обстоятельств, большинство партии правых эсеров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждению совершенно точное, ясное, не допускавшее никаких кривотолков предложение верховного органа Советской власти, Центрального Исполнительного Комитета Советов, признать программу Советской власти, признать Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракций большевиков и левых эсеров, которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен.

А вне стен Учредительного собрания партии большинства Учредительного собрания, правые эсеры и меньшевики, ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению её, объективно этим поддерживая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящихся.

Ясно, что оставшаяся часть Учредительного собрания может в силу этого играть роль только прикрытия борьбы буржуазной контрреволюции за свержение власти Советов».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) В Декрете большинство собрания обвиняется в призыве к свержению существующей в стране власти.

2) Данный документ заканчивается постановлением о 10-дневном перерыве в деятельности Учредительного собрания.

3) Данный Декрет был издан в 1917 г.

4) Декрет выражает позицию партии большевиков.

5) Данный Декрет способствовал развязыванию в России Гражданской войны.

6) В данном отрывке большинство Учредительного собрания обвиняется в стремлении вернуть политическую систему, существовавшую в стране при императоре Николае II.


13. Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание. Назовите месяц 1945 г., когда начались боевые действия, обозначенные на карте стрелками.

14. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

15. Укажите название реки, обозначенной на схеме цифрами «2».

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными?

1) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Багратион».

2) События, обозначенные на схеме, происходили позже встречи руководителей держав «Большой тройки» в Крыму.

3) События, обозначенные на схеме, являются частью коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

4) События, обозначенные на данной схеме стрелками, длились около полугода.

5) С окончанием военных действий, обозначенных на схеме, Вторая мировая война ещё не была закончена.

6) Одним из фронтов Красной армии, участвовавших в событиях, обозначенных на схеме, командовал Г. К. Жуков. 

 

17. Установите соответствие между деятелями культуры и краткими характеристиками их деятельности:

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

A) Б. Ф. Растрелли

Б) Ф. С. Конь

B) Ф. О. Шехтель

Г) Феофан Грек

 

1) Средневековый зодчий времени правления Бориса Годунова.

2) Архитектор, основоположник русского ампира, создатель Казанского собора в Санкт-Петербурге.

3) Архитектор XVIII в., наиболее яркий представитель так называемого «елизаветинского барокко».

4) Архитектор, занимался реконструкцией Москвы после пожара 1812 г.

5) Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском зодчестве рубежа XIX−XX вв.

6) Иконописец, мастер монументальных фресковых росписей, работал над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

 

18. Какие суждения о событиях, изображённых на картине, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

1) Событие, изображённое на картине, происходило в Москве.

2) Главными зачинщиками изображённого события выступили полки иноземного строя.

3) Изображённые на картине события связаны со стрелецким бунтом.

4) Изображённый на картине священнослужитель — патриарх Никон.

5) Изображённое событие завершилось дворцовым переворотом.


 

19. Какие из событий, изображённых на представленных ниже репродукциях, произошли в тот же век, что и представленное? 


 

 

20. Назовите событие, в связи с которым был написан «Манифест», указав дату (число, месяц, год) и место этого события. Кто вместе с С. П. Трубецким принимал участие в этом событии? (Указать не менее 2-х фамилий соратников С. П. Трубецкого).

Из «Манифеста», написанного С. П. Трубецким.  

«В Манифесте Сената объявляется:

Уничтожение бывшего Правления. Учреждение временного (правления) до установления постоянного, (выбранного представителями сословий) ... Равенство всех сословий перед Законом ...

Объявление права всякому гражданину заниматься, чем он хочет, и поэтому дворянин, купец, мещанин, крестьянин - все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу и в духовное звание, торговать оптом и в розницу ... Приобретать всякого рода собственность, как-то земля, дома в деревнях и городах... Сложение (отмена) подушных податей и недоимок по оным... Уничтожение рекрутства и военных поселений.

Убавление срока службы военной для нижних чинов и определение оного последует по уравнении воинской повинности между всеми сословиями».

21. Из «Манифеста», написанного С. П. Трубецким.

 

«В Манифесте Сената объявляется:

Уничтожение бывшего Правления. Учреждение временного (правления) до установления постоянного, (выбранного представителями сословий) ... Равенство всех сословий перед Законом ...

Объявление права всякому гражданину заниматься, чем он хочет, и поэтому дворянин, купец, мещанин, крестьянин - все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу и в духовное звание, торговать оптом и в розницу ... Приобретать всякого рода собственность, как-то земля, дома в деревнях и городах... Сложение (отмена) подушных податей и недоимок по оным... Уничтожение рекрутства и военных поселений.

Убавление срока службы военной для нижних чинов и определение оного последует по уравнении воинской повинности между всеми сословиями».

 

Назовите событие, в связи с которым был написан «Манифест», указав дату (число, месяц, год) и место этого события. Кто вместе с С. П. Трубецким принимал участие в этом событии? (Указать не менее 2-х фамилий соратников С. П. Трубецкого). Используя текст источника, укажите, какие проблемы и каким образом пытались решить соратники С. П. Трубецкого.

22. Назовите событие, в связи с которым был написан «Манифест», указав дату (число, месяц, год) и место этого события. Кто вместе с С. П. Трубецким принимал участие в этом событии? (Указать не менее 2-х фамилий соратников С. П. Трубецкого). Чем закончилось событие, в связи с которым С. П. Трубецкой написал «Манифест»?

23. Укажите любые три обстоятельства, которые способствовали свержению с престола Василия Шуйского.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 «Распространение в России панславянских настроений, усиление влияния России на Балканах, более тесное взаимодействие с Болгарией, Сербией и другими славянскими странами и народами после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. были выгодны для России». 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде. 

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей:

1) Олег Вещий;

2) М. Б. Барклай де Толли;

3) П. А. Столыпин;

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;

– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!