Пояснительная записка
Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.
Неблагоприятная экологическая ситуация, несбалансированное, а для многих детей и скудное, питание, отсутствие должных физических занятий, нервные расстройства ведут к многочисленным телесным болезням детей.
Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность, - способность к состраданию и милосердию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию.
В последующем лишённая традиционных духовно-нравственных ориентиров и ценностей жизнь ребёнка превращается в подчинённое блуждание по различным компьютерным программам, зачастую агрессивным и садистическим. Внутреннее стремление души каждого человека к нравственному, духовному развитию не находит такого в российских образовательных учреждениях и в семье – это часто приводит нашу молодёжь в разные секты, к псевдоапостолам, развращая и убивая нравственность.
По определению Т.И. Петраковой, «духовность и нравственность являются базовыми, сущностными характеристиками личности», между ними существует не только смысловая, но и глубинная функциональная связь, поскольку нормы и принципы нравственности получают обоснования в категории добра и зла, центральных категориях духовности. «Православная духовность немыслима без внимания к себе, поэтому бездуховен тот, кто не смотрит себе внутрь себя, кто не видит в себе зла: у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию», - отмечает Т.И. Петракова.
К сожалению, сегодня дети и в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами как и калмыки. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений.
Таким образом, возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.
Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.
Школьный возраст – является сенситивным периодом для духовно-нравственного развития человека: для формирования нравственных эталонов и норм, системы ориентировочной деятельности, лежащей в основе регуляции поведения. Нравственные эталоны являются необходимым ориентиром в общении с ребёнком с окружающими людьми и миром.
Именно по этому в настоящее время крайне важно как можно скорее создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в школе; систему построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребёнка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
В настоящее время только складывается система духовно-нравственного воспитания. Именно поэтому очень важна его правильная организация.
Организация духовно-нравственного воспитания предполагает наличие необходимой законодательной базы. В настоящее время имеются все необходимые правовые акты на федеральном уровне. В частности, Конституция РФ, законы Российской Федерации «Об образовании в РФ», «О свободе совести и религиозных объединениях».
Наличие этих нормативно-правовых документов создаёт законодательную основу для организации духовно-нравственного воспитания в школе.
Не менее важным условием успешной работы по духовно-нравственному воспитанию является наличие научной и методологической учебной литературы, учебных наглядных средств.
Учебная программа кружка «Три драгоценности» разработанная на основе учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель кружковой работы: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребёнка-школьника посредством его приобщения к ценностям буддийской культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа. Развития его духовного, психического и телесного здоровья.
Успех же непосредственно самой педагогической работы во многом будет зависеть от взаимодействия трёх главных субъектов духовно-нравственного воспитания: школы, семьи и Хурула. Это объясняется тем, что основой нашего духовно-нравственного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие ребёнка.
Содержание кружковой работы
Во время кружковой работы будет изучаться более глубоко основа буддийской культуры и философии.
Введение в буддийскую духовную традицию. Особенности Махаянского буддизма. Культура и религия. Во что верят буддисты. Добро и зло в Буддизме. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Буддизм в России. Буддийский храм и другие святыни.
Символический язык буддийской культуры: буддийское искусство (танки, статуи, сутры, джатаки), буддийский календарь.
Праздники. Буддийская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Обучение детей кружка «Три дракоценности» должно быть направлено на достижение следующих личностей, метапредметных и предметных результатов основания содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность осуществления различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требование к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, диалог, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Основными источника изучения курса кружка «Три драгоценности» являются:
Данилюк А. Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классов. – М.: Просвещение, 2012.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема занятия | Характеристика деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата проведения |
-
| Три драгоценности. | Знакомятся с историей возникновения и распространения буддийской культуры. | 1 | |
-
| Три драгоценности. | 1 | |
-
| Будда. | Изучают основы духовной традиции Буддизма. Дают определения основных понятий православной культуры. | 1 | |
-
| Дхарма. | 1 | |
-
| Сангха. | 1 | |
-
| Прибежище. | 1 | |
-
| Бодхичита. | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (буддийской) культурой и проведением людей. | 1 | |
-
| 5 мирских обета. | 1 | |
-
| Буддийское учение о человеке. | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | 1 | |
-
| Зарождение бодхичиты. | 1 | |
-
| Принятия прибежища. | 1 | |
-
| Милосердие и сострадание. | 1 | |
-
| Золотое правило этики. | 1 | |
-
| Храм. | Учатся описывать различные явления буддийской духовной традиции и культуры. | 1 | |
-
| Танка. | 1 | |
-
| Творческие работы обучающихся. | Излагают своё мнение по поводу значения буддийской культуры в жизни людей, общества. | 1 | |
-
| Подведение итогов. | 1 | |
-
| Как Буддизм произошел у монгольских народов. | Знакомятся с развитием буддийской культуры в истории России, и калмыцкого народа. | 1 | |
-
| Происхождение Буддизма в России. | 1 | |
-
| Колесо сансары. | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (буддийской и др.) | 1 | |
-
| Зачем творить добро? | 1 | |
-
| Чудо в жизни буддиста. | 1 | |
-
| Буддизм о сансаре. | 1 | |
-
| Перерождение. | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. | 1 | |
-
| Монастырь. | 1 | |
-
| Отношение буддиста к природе. | Учатся приводить примеры явлений буддийской традиции и светской культуры и сравнивать их. | 1 | |
-
| Буддийская семья. | 1 | |
-
| Защита Отечества. | 1 | |
-
| Буддизм в труде. | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. | 1 | |
-
| Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | |
31 – 34. | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранным темам. | 1 | |