СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Три дракоценности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность 5 класса. Три дракоценности направленно на изучение Буддизма.

Просмотр содержимого документа
«Три дракоценности»


Пояснительная записка


Об актуальности духовно- нравственного воспитания  в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др.  Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Неблагоприятная экологическая ситуация, несбалансированное, а для многих детей и скудное, питание, отсутствие должных физических занятий, нервные расстройства ведут к многочисленным телесным болезням детей.

Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность, - способность к состраданию и милосердию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию.

В последующем лишённая традиционных духовно-нравственных ориентиров и ценностей жизнь ребёнка превращается в подчинённое блуждание по различным компьютерным программам, зачастую агрессивным и садистическим. Внутреннее стремление души каждого человека к нравственному, духовному развитию не находит такого в российских образовательных учреждениях и в семье – это часто приводит нашу молодёжь в разные секты, к псевдоапостолам, развращая и убивая нравственность.

По определению Т.И. Петраковой, «духовность и нравственность являются базовыми, сущностными характеристиками личности», между ними существует не только смысловая, но и глубинная функциональная связь, поскольку нормы и принципы нравственности получают обоснования в категории добра и зла, центральных категориях духовности. «Православная духовность немыслима без внимания к себе, поэтому бездуховен тот, кто не смотрит себе внутрь себя, кто не видит в себе зла: у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию», - отмечает Т.И. Петракова.

  К сожалению, сегодня дети и в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами как и калмыки. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений.

Таким образом, возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.

Школьный возраст – является сенситивным периодом для духовно-нравственного развития человека: для формирования нравственных эталонов и норм, системы ориентировочной деятельности, лежащей в основе регуляции поведения. Нравственные эталоны являются необходимым ориентиром в общении с ребёнком с окружающими людьми и миром.

Именно по этому в настоящее время крайне важно как можно скорее создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в школе; систему построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребёнка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

В настоящее время только складывается система духовно-нравственного воспитания. Именно поэтому очень важна его правильная организация.

Организация духовно-нравственного воспитания предполагает наличие необходимой законодательной базы. В настоящее время имеются все необходимые правовые акты на федеральном уровне. В частности, Конституция РФ, законы Российской Федерации «Об образовании в РФ», «О свободе совести и религиозных объединениях».

Наличие этих нормативно-правовых документов создаёт законодательную основу для организации духовно-нравственного воспитания в школе.

Не менее важным условием успешной работы по духовно-нравственному воспитанию является наличие научной и методологической учебной литературы, учебных наглядных средств.

Учебная программа кружка «Три драгоценности» разработанная на основе учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Цель кружковой работы: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребёнка-школьника посредством его приобщения к ценностям буддийской культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа. Развития его духовного, психического и телесного здоровья.

Успех же непосредственно самой педагогической работы во многом будет зависеть от взаимодействия трёх главных субъектов духовно-нравственного воспитания: школы, семьи и Хурула. Это объясняется тем, что основой нашего духовно-нравственного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие ребёнка.


Содержание кружковой работы


Во время кружковой работы будет изучаться более глубоко основа буддийской культуры и философии.

Введение в буддийскую духовную традицию. Особенности Махаянского буддизма. Культура и религия. Во что верят буддисты. Добро и зло в Буддизме. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Буддизм в России. Буддийский храм и другие святыни.

Символический язык буддийской культуры: буддийское искусство (танки, статуи, сутры, джатаки), буддийский календарь.

Праздники. Буддийская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.


Обучение детей кружка «Три дракоценности» должно быть направлено на достижение следующих личностей, метапредметных и предметных результатов основания содержания.


Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность осуществления различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требование к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, диалог, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.




Основными источника изучения курса кружка «Три драгоценности» являются:


  1. Данилюк А. Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классов. – М.: Просвещение, 2012.



















































Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема занятия

Характеристика деятельности обучающихся

Кол-во часов

Дата проведения

Три драгоценности.

Знакомятся с историей возникновения и распространения буддийской культуры.

1


Три драгоценности.

1


Будда.

Изучают основы духовной традиции Буддизма.

Дают определения основных понятий православной культуры.

1


Дхарма.

1


Сангха.

1


Прибежище.

1


Бодхичита.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (буддийской) культурой и проведением людей.

1


5 мирских обета.

1


Буддийское учение о человеке.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

1


Зарождение бодхичиты.

1


Принятия прибежища.

1


Милосердие и сострадание.

1


Золотое правило этики.

1


Храм.

Учатся описывать различные явления буддийской духовной традиции и культуры.

1


Танка.

1


Творческие работы обучающихся.

Излагают своё мнение по поводу значения буддийской культуры в жизни людей, общества.

1


Подведение итогов.

1


Как Буддизм произошел у монгольских народов.

Знакомятся с развитием буддийской культуры в истории России, и калмыцкого народа.

1


Происхождение Буддизма в России.

1


Колесо сансары.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (буддийской и др.)

1


Зачем творить добро?

1


Чудо в жизни буддиста.

1


Буддизм о сансаре.

1


Перерождение.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

1


Монастырь.

1


Отношение буддиста к природе.

Учатся приводить примеры явлений буддийской традиции и светской культуры и сравнивать их.

1


Буддийская семья.

1


Защита Отечества.

1


Буддизм в труде.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

1


Любовь и уважение к Отечеству.

1


31 – 34.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Готовят сообщения по выбранным темам.

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!