СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Требования к психолого-педагогическим и гигиеническим условиям проведения урока.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рациональная организация урока - важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние педагога, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Требования к психолого-педагогическим и гигиеническим условиям проведения урока.»

МБОУ «Краснослободская СОШ №1» Требования  к психолого-педагогическим и гигиеническим условиям проведения урока. Подготовила: Мещерякова Е.М. Педагог-психолог

МБОУ «Краснослободская СОШ №1»

Требования к психолого-педагогическим и гигиеническим условиям проведения урока.

Подготовила: Мещерякова Е.М.

Педагог-психолог

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.    Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.

При построении урока с позиции здоровьесберегающих  технологий учителю надо  придерживаться основных правил Правило первое 1. Правильная организация урока Рациональная организация урока - важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние педагога, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

При построении урока с позиции здоровьесберегающих технологий учителю надо придерживаться основных правил

Правило первое 1. Правильная организация урока

Рациональная организация урока - важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние педагога, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

=  60% и    недостаточно   85-90% рациональный Средняя про должительность различ ных видов   4   не рациональный   4-7 учебной дея тельности   5 Частота чере дования различных видов 2-3      90%  учебной дея тельности Число видов преподавания   10 мин  11-15 мин  1-2    Смена не позже   6 чем через Чередование видов препода вания  Смена через   Не менее 3 15 мин  2 11-15 мин  Смена через 7-10 мин   Не позже 15-20 мин  1  чем через Через 15-20 мин  10-15 мин Не чередуются  " width="640"

  Основные гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К. Смиронову)   

п/п  

 

Факторы урока 

 

     

  1

  Плотность уро ка

 

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный  

  2

  3

  Число видов учебной дея тельности

=  60% и 

  недостаточно

  85-90%

рациональный

Средняя про должительность различ ных видов

  4

  не рациональный

  4-7

учебной дея тельности

  5

Частота чере дования различных видов

2-3 

 

  90% 

учебной дея тельности

Число видов преподавания  

10 мин 

11-15 мин 

1-2 

  Смена не позже

  6

чем через

Чередование видов препода вания 

Смена через

  Не менее 3

15 мин 

2

11-15 мин 

Смена через

7-10 мин

  Не позже

15-20 мин 

чем через

Через

15-20 мин 

10-15 мин

Не

чередуются 

  Основные гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К. Смиронову)   

п/п  

 

Факторы урока 

 

     

 

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный  

  недостаточно

рациональный

  не рациональный

 

  7

Наличие эмо циональных разрядок (число)  

  8

  9

Место и длительность применения ТСО

  2-3

Чередование позы

  В соответствии

  10

Нет 

с гигиеническими

С частичным соблюдением

  11

Физкультминутки

Поза чередуется в соответствии с

Психологический климат 

Имеются случаи несоответствия

видом работы. 

гигиенических

  В произвольной

  12

требованиями

  2 за урок,

позы виду работы.

Учитель наблюдает за посадкой

Момент наступления утомления учащихся

Преобладают положительные эмоции 

состоящие из 3 легких упражнений,

1 физкультминутка

норм 

форме

Частые несоответствия

позы виду работы.

(по снижению учебной активности) 

Учитель иногда контролирует

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный 

за урок,  с недостаточной продолжительностью

учащихся

Отсутствуют

по 3-5 повторений каждого

Не ранее чем через 40 мин 

посадку учащихся

Преобладают отрицательные эмоции 

Поза не контролируется

Не ранее чем

учителем

через 35-37 мин 

Менее чем

через 30  мин

Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга: -            левополушарные люди  –  при доминировании левого полушария, для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению; -            правополушарные люди  –  доминирование правого полушария, у данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение; -            равнополушарные люди –  у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: - аудиальное восприятие; - визуальное восприятие; -   кинестетическое восприятие.

Классная доска

1-ый ряд

Левополушарные

2-ой ряд Равнополушарные

аудиалы

3-ий ряд Правополушарные

Визуалы

аудиалы

визуалы

кинестетики

кинестетики

Примерная схема расположения учащихся в классе

Правило 3. Распределение интенсивности умственной деятельности Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:  - 5-25-я минута — 80%;  - 25-35-я минута — 60-40%;  - 35-40-я минута — 10%.   Длительность активного внимания у младших школьников ограничена в большинстве случаев 15-25 минутами (15-20), что требует переключения на другой вид деятельности. Особенно утомительна для детей монотонная работа, а также работа, связанная с длительным психофизическим напряжением, зрительной нагрузкой, сохранением статической позы. Длительность непрерывного чтения в начальной школ от 8-10 мин (1-2 класс) до 15 минут (3 класс), самостоятельное чтение желательно проводить в начале урока или в середине и чередовать с пересказом, прослушиванием записей, разговором с педагогом письменной работы оптимальная продолжительность 3-5 минут.

Правило 3. Распределение интенсивности умственной деятельности

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: - 5-25-я минута — 80%; - 25-35-я минута — 60-40%; - 35-40-я минута — 10%.

Длительность активного внимания у младших школьников ограничена в большинстве случаев 15-25 минутами (15-20), что требует переключения на другой вид деятельности.

Особенно утомительна для детей монотонная работа, а также работа, связанная с длительным психофизическим напряжением, зрительной нагрузкой, сохранением статической позы.

Длительность непрерывного чтения в начальной школ от 8-10 мин (1-2 класс) до 15 минут (3 класс), самостоятельное чтение желательно проводить в начале урока или в середине и чередовать с пересказом, прослушиванием записей, разговором с педагогом письменной работы оптимальная продолжительность 3-5 минут.

Правило 4. Снятие эмоционального напряжения Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Правило 4. Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Правило 5. Создание благоприятного психологического климата на уроке Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Правило 5. Создание благоприятного психологического климата на уроке

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Правило 6. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни Научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью. Вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов, а это позволит показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Правило 6. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью. Вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов, а это позволит показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Проводить самоанализ урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обращать внимание на следующие аспекты урока:

1.  Гигиенические условия в классе (кабинете):  чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей.

Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

2.  Число видов учебной деятельности используемых учителем : опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия.

Нормой считается 4-7 видов за урок.

Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

3.  Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности.

Ориентировочная норма: 7–10 минут.

Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения Число видов преподавания используемых учителем :  словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок. Чередование видов преподавания — не позже чем через 10–15 минут. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся , которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Число видов преподавания используемых учителем :  словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок. Чередование видов преподавания — не позже чем через 10–15 минут.

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся , которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов  д ля инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач. Эффективность уроков с применением ТСО также зависит от частоты занятий подобного типа. Целесообразное количество уроков с применением ТСО  - не более 3-4 в неделю.   Рекомендуемая длительность использования  на уроках различных ТСО, мин  (по Н.Т. Лебедевой) Классы   1-2 Просмотр   3-4   Просмотр   7-15 диапозитивов    5-7   15-20 Просмотр   15-20 видеофильмов Прослушивание   8-11   20-25   15-20   15 телепередач    20-25   20   20 радиопередач    20-25   20   20-25   25-30   25   25-35   25

Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов  д ля инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

Эффективность уроков с применением ТСО также зависит от частоты занятий подобного типа.

Целесообразное количество уроков с применением ТСО  - не более 3-4 в неделю.

  Рекомендуемая длительность использования

на уроках различных ТСО, мин (по Н.Т. Лебедевой)

Классы

  1-2

Просмотр

  3-4

  Просмотр

  7-15

диапозитивов 

  5-7

  15-20

Просмотр

  15-20

видеофильмов

Прослушивание

  8-11

  20-25

  15-20

  15

телепередач 

  20-25

  20

  20

радиопередач 

  20-25

  20

  20-25

  25-30

  25

  25-35

  25

Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов       Опасен следующий факт: интерес детей к работе с компьютером настолько маскирует утомление, школьники настолько увлекаются, что не замечают признаков утомления, продолжают занятия (игры) и в результате наносят существенный вред своему здоровью. Как результат  -  мы получаем появление психосоматических расстройств, невротических реакций и распространенность проявлений стресса у школьников.      Важнейший показатель эффективности занятий с использованием информационных технологий - режим учебных занятий. Длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся.  Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут и для детей 7-10 лет 15 мин. Режим учебных занятий с использованием компьютерных средств  (по Н.Т. Лебедевой) Класс   5 Длительность работы Кол-во   15   6-7 с компьютерами, мин    8-9   1   20 занятий   10-11   25   в день    1   2   25, при сдвоенных уроках 30 и 15   2

Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов

     Опасен следующий факт: интерес детей к работе с компьютером настолько маскирует утомление, школьники настолько увлекаются, что не замечают признаков утомления, продолжают занятия (игры) и в результате наносят существенный вред своему здоровью. Как результат  -  мы получаем появление психосоматических расстройств, невротических реакций и распространенность проявлений стресса у школьников.

     Важнейший показатель эффективности занятий с использованием информационных технологий - режим учебных занятий. Длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. 

Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут и для детей 7-10 лет 15 мин.

Режим учебных занятий с использованием

компьютерных средств (по Н.Т. Лебедевой)

Класс

  5

Длительность работы

Кол-во

  15

  6-7

с компьютерами, мин 

  8-9

  1

  20

занятий

  10-11

  25

  в день 

  1

  2

  25, при сдвоенных уроках 30 и 15

  2

Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения Позы учащихся и их чередование  в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Позы учащихся и их чередование  в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения Физкультминутки и физкультпаузы ,   которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма – на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять. Класс   5  Гимнастика для глаз   3-5 упражнений по 5 и более раз каждое   6-7   Физкультминутка в ходе занятий   7-8 упражнений по 4-6 раз каждое   8-9 на рабочем   то же   10-11 месте   5-7 упражнений по 8-10  раз каждое   то же   8-9 упражнений по 6-8 раз каждое   то же   то же  

Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Физкультминутки и физкультпаузы ,

  которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма – на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

Класс

  5

 Гимнастика для глаз

  3-5 упражнений по 5 и более раз каждое

  6-7

  Физкультминутка

в ходе занятий

  7-8 упражнений по 4-6 раз каждое

  8-9

на рабочем

  то же

  10-11

месте

  5-7 упражнений по 8-10  раз каждое

  то же

  8-9 упражнений по 6-8 раз каждое

  то же

  то же

 

Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения Положительной оценки заслуживает   включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни .  Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Положительной оценки заслуживает   включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни .  Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:   интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. Благоприятный психологический климат на уроке ,  который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:   интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.

Благоприятный психологический климат на уроке ,  который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения Преобладающее выражение лица учителя.  Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.  Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.

Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Преобладающее выражение лица учителя.  Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д.

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.  Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.

Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения Темп и особенности окончания урока.  Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.  Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Темп и особенности окончания урока.  Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.  Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

Предотвращение всевозможных психотравмирующих ситуаций. Требования, предъявляемые к ученикам, должны соответствовать уровню их развития, но не превышать и не занижать их возможности. Обучение учащихся необходимо осуществлять с ориентацией на зону ближайшего развития. Учитывая, что «то, что сегодня ученик сумеет сделать в сотрудничестве с педагогом, он сможет сделать самостоятельно завтра» (Л. С. Выготский) . Важным психолого – дидактическим усвоением организации учебной деятельности школьников, позволяющим обеспечить ее лечебный и коррекционный эффект, является изменение подхода к оценке. В педагогике следовало бы окончательно отказаться от отрицательных оценок и предоставить возможность каждому совершать неограниченное количество попыток получения положительной оценки. Такая форма общения «учитель – ученик» основана на индивидуализации в обучении. Правильно организованное обучение способствует не только приобретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья.  

Предотвращение всевозможных психотравмирующих ситуаций.

Требования, предъявляемые к ученикам, должны соответствовать уровню их развития, но не превышать и не занижать их возможности. Обучение учащихся необходимо осуществлять с ориентацией на зону ближайшего развития. Учитывая, что «то, что сегодня ученик сумеет сделать в сотрудничестве с педагогом, он сможет сделать самостоятельно завтра» (Л. С. Выготский) . Важным психолого – дидактическим усвоением организации учебной деятельности школьников, позволяющим обеспечить ее лечебный и коррекционный эффект, является изменение подхода к оценке. В педагогике следовало бы окончательно отказаться от отрицательных оценок и предоставить возможность каждому совершать неограниченное количество попыток получения положительной оценки. Такая форма общения «учитель – ученик» основана на индивидуализации в обучении.

Правильно организованное обучение способствует не только приобретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!