Тренинговое занятие
Тема: «Эмоциональное выгорание педагогов»
Тема: проблемы педагогов, связанные с эмоциональным выгоранием.
Цели:
познакомить присутствующих с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения, способами профилактики;
выявить наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других;
освоить методы и приемы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса;
развить групповую сплоченность;
снять напряжение и получить психологическую поддержку;
стабилизировать эмоциональное состояние.
(Просмотр видеоролика «Позитивное настроение»)
Сегодняшнее наше занятие посвящено эмоциональному выгоранию, а точнее его профилактике и снятию эмоционального напряжения. Термин "эмоциональное выгорание" впервые был введен в оборот американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими.
Основные симптомы СЭВ:
ухудшение отношений с коллегами и родственниками;
нарастающий негативизм по отношению коллегам;
злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;
утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;
повышенная раздражительность - и на работе, и дома;
упорное желание переменить род занятий;
то и дело возникающая рассеянность;
нарушение сна;
обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;
повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.
Синдром "Эмоционального выгорания" включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов:
1-я стадия (1) "Напряжение" - симптомы:
1. неудовлетворенность собой,
2. "загнанность в клетку",
3. переживание психотравмирующих ситуаций,
4. тревожность и депрессия.
2-я стадия (2) "Резистенция" - симптомы:
1. неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,
2. эмоционально-нравственная дезориентация,
3. расширение сферы экономии эмоций,
4. редукция профессиональных обязанностей.
3-я стадия (3) "Истощение" - симптомы:
1. эмоциональный дефицит,
2. эмоциональная отстраненность,
3. личностная отстраненность,
4. психосоматические и психовегетативные нарушения.
1.Упражнение «Выбор имени»
Инструкция: «В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни - выбрать себе имя. У вас есть двадцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, написать его на бумажном сердечке и прикрепить к одежде. Все остальные члены группы - и ведущий тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени».
- Давайте теперь поприветствуем друг друга, обращая внимание на имя каждого участника. Для этого нам необходимо встать в круг.
2. Упражнение «Приветствие»
Цель упражнения:разминка, приветствие участников, зарядить группу положительной энергией.
Инструкция:«Встаньте, пожалуйста, в круг и разделитесь на три равные части: "европейцев", "японцев" и "африканцев". Теперь каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом": "европейцы" пожимают руку, "японцы" кланяются, "африканцы" трутся спинами. Не забывайте обращаться к участникам по имени, которое написано на бейджике».
3.Упражнение «Я поеду в Париж и возьму собой…»
Называем свое имя и то,что возьмете собой в Париж…
4.Упражнение «Мешочек нежности»
Ведущий просит всех закрыть глаза и по очереди опустить руку в мешочек, при этом говорить нельзя что там лежит. После того, как все закончат упражнение, ведущий просит поделиться впечатлениями, что почувствовали участники.
Упражнение «Вверх по радуге»
Цель: стабилизация эмоционального состояния.
Ход упражнения:Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4 раза.
Упражнение «Каракули»
Участникам предлагается нарисовать на листе несколько непроизвольных линий и передать свой рисунок соседу слева. Тот в свою очередь предает свои каракули также соседу слева. И все одновременно получают чужие каракули. Необходимо, увидеть в каракулях, какой – либо образ и дорисовать его. Затем все по очереди демонстрируют созданные образы.
7. Тренинговое упражнение «… зато ты»
Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.
Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.
Ход упражнения: Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).
В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.
8. Заключение
Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:
1. старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;
2. учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
3. проще относитесь к конфликтам на работе;
4. как ни странно это звучит - не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.
Помните: работа - всего лишь часть жизни.