СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи:

1. Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

2. Планирование посредством «мозгового штурма» мероприятий по профилактике эмоционального выгорания.

3. Повышение уровня сплоченности педагогическо­го коллектива. 

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания"»




ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи:

1. Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

2. Планирование посредством «мозгового штурма» мероприятий по профилактике эмоционального выгорания.

3. Повышение уровня сплоченности педагогическо­го коллектива.

Тренинг состоит из трёх частей. Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, добро­желательности и принятия участниками тренинга друг друга. Вторая (основная) направлена на поиск возмож­ностей и мероприятий в работе педколлектива для сни­жения эмоционального напряжения. Третья (заключи­тельная) – на знакомство с методами быстрого снятия эмоционального и физического напряжения, дыхатель­ной и звуковой гимнастикой.

Оборудование: Мультимедиа проектор, презентация, магнитофон, фонограмма со звуками водопада, запись песни, распечатанные буклеты, листы бумаги, урна, шкатулка.

Участники: педагогический коллектив ДОУ.

Время проведения: 1 час

Место проведения: музыкальный зал

Форма проведения: круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.

Здравствуйте, коллеги. Я рада, что мы смогли все встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и узнать что-то о себе и о коллегах.

Сегодняшний тренинг направлен он на профилактику эмоционального выгорания педагогов.

(слайд 2) Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому эмоционального выгорания.

Умение владеть собой, держать себя в руках - один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.

На овладение этими навыками и направлен наш сегодняшний тренинг.

Психогимнастическое упражнение «Привет­ствие»

Цель упражнения: Включение в работу, снятие на­копившегося напряжения, сплочение, создание груп­пового доверия и принятия, интенсификация межлич­ностного общения занимающихся.

Задание: И для начала я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи. Сейчас мы все встанем и поздороваемся. Здороваться будем по-разному, кто как хочет. Придумайте свое приветствие, покажите его, а мы все потом его повторим.

Анализ: какое приветствие вам больше всего по­нравилось, что почувствовали?

Это упражнение из теории «поглаживаний» Эрика Берна. Слово «поглаживание» отражает детскую по­требность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасать­ся друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Но выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты стро­го ограничены, поэтому приходится довольствовать­ся замещением этой потребности другими формами «поглаживания». Улыбка, короткий разговор или ком­плимент – все это знаки того, что вас заметили, и это доставляет нам радость.

Упражнение «Представление себя»

Правило: Каждый из вас выберет себе имя прилагательное, характеризующее вас положительно и назовёт свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, Ответственная Ольга).

Очень важно видеть в себе положительные стороны, а так же уметь говорить о них. Я очень рада, что вы нашли в себе эти стороны.

Мозговой штурм «Эмоциональное выгорание педагогов. Что делать?»

Цель упражнения: Повысить мотивацию и степень эмоциональной включенности в тренинг. Сформулиро­вать перечень мероприятий, снижающий эмоциональ­ную напряженность. Результаты «мозгового штурма» запланировать в работу по профилактике эмоциональ­ного выгорания.

Для начала, дадим определение, что такое «Син­дром эмоционального выгорания».

(слайд 3, 4) «Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (пониже­ния их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

Со ссылкой на Е. Малера Н. А. Аминов приводит пере­чень основных и факультативных признаков этого син­дрома: 1) истощение, усталость; 2) психосоматические осложнения; 3) бессонница; 4) негативные установки по отношению к клиентам; 5) негативные установки по от­ношению к своей работе; 6) пренебрежение исполнением своих обязанностей; 7) увеличение приема психостимуля­торов (табак, кофе, алкоголь, лекарства); 8) уменьшение аппетита или переедание; 9) негативная самооценка; 10) усиление агрессивности (раздражительности, гневливо­сти, напряженности); 11) усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия); 12) чув­ство вины. Н. А. Аминов подчеркивает, что последний симптом свойственен только людям, профессионально, интенсивно взаимодействующим с другими людьми.

Участники разбиваются на несколько команд по симпатиям (по 5–6 человек в каждой). Команды получают листы ватмана. Именно на них будут записываться новые идеи. Ведущий информи­рует об обязательных правилах этого этапа (слайд 5):

Принимаются и записываются абсолютно все вы­двигаемые идеи. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полёту творческой мысли.

Необходимо похвалить любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Эта демонстратив­ная поддержка и одобрение очень стимулируют и вдох­новляют наш внутренний генератор идей.

Самые лучшие – это сумасшедшие идеи. Откажи­тесь от шаблонов и стереотипов, посмотрите на про­блему с другой точки зрения.

Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафик­сировать все.

Время этого этапа – 20 минут.

По окончании отведённого времени ведущий просит представить идеи, выработанные каждой группой.

Полученные в процессе довольно ра­боты, «выстраданные», результаты, имеют большое значение. Поэтому представляется целесообразно результаты «мозгового штурма» оформить самые лучшие идеи и представить их в виде рекомендаций для педагогов. Идеи, которые реально реализовать в масштабах учреждения, должны быть включе­ны в план работы МДОУ на следующий год.

Представленные идеи вручаются методисту и заведующей и предлагается их вывесить в методическом кабинете в качестве руководства к действию.

Вы очень плодотворно поработали, а сейчас отдо­хнём и поиграем.

Упражнение «Клубок»

Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

«Метод быстрого снятия сильного эмоцио­нального и физического напряжения»

Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения.

Я предлагаю Вам сейчас заняться «Методом бы­строго снятия сильного эмоционального и физическо­го напряжения». Этот метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и рас­слаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления.

С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Муха», «Лимон», «Сосулька».

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно пред­ставьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она са­дится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряже­ния и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ла­донями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Рас­слабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряже­ния и расслабления.

Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и за­кройте глаза. Представьте, что вы – сосулька или моро­женое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, пле­чи, шею, корпус, живот, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представь­те, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоци­онального состояния. Выполним упражнение ещё раз.

Упражнение «Передышка»

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начи­наем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

«Звуковая гимнастика»

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укре­пление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ве­дущий рассказывает о правилах применения: спокой­ное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на вы­дохе громко и энергично произносим звук.

(слайд 6) Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в об­ласти живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

М – воздействует на работу всего организма;

X – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каж­дый день находить повод, чтобы хоть немного посме­яться». Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помога­ет мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!

Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!

Одним из способов снять напряжение является движение. Сейчас мы с вами будем двигаться:

Упражнение «Танец частей тела»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Ход упражнения:

Повторяйте за мной: сначала двигаем кистями рук…затем предплечья…голова…живот…бедра…ноги…стопы…

Игра «Волшебная шкатулка»

Цель: поднятие настроения.

В конце тренинга участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

Варианты пожеланий:

- Тебе сегодня особенно повезет!

- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

- Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!

- Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

- Сегодня твой день, успехов тебе!

- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! и т.д.

Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.

Рефлексия

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Какое упражнение сегодня было самым трудным для выполнения?

Что показалось самым лёгким?

Что было в тренинге для вас полезным и поможет в дальнейшем?

Вывод: Таким образом, профессионального выгорания можно избежать при проведении каждодневной, систематической работы в этом направлении, каждым педагогом и приложении ими определенных усилий. При выполнении данных рекомендаций вы научитесь регулировать свое эмоциональное состояние, принимать взвешенные решения и воспринимать мир с радостью и оптимизмом.



Пожелания

Тебе сегодня особенно повезет!

Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!

Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

Сегодня твой день, успехов тебе!

Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

Не знай унынья, будь счастливой!

Любимой быть в любое время года!

У тебя все получится!

Всегда жить богато, купаясь в комфорте!

От дум, забот не надо хмурить брови,
Пускай улыбка светится в глазах!

Купи себе украшения с бриллиантами. Тебе это очень подойдет!

Пусть будет жизнь полна эмоций ярких,
А каждый день - чудеснейшим подарком,
Жизнь станет вечно юною весной
И поражает сердце новизной.

Желаю покорять всегда сердца,
Чтоб дифирамбы пели без конца.
И до конца своих счастливых дней
Пленять небесной красотой людей.

Ты так внимательна, проста, неповторима,
Что не пройдет ни счастье, ни удача мимо.
И пусть бываешь иногда весьма строга,
Ты все равно всем неизменно дорога.

Пусть светлых лет продлится череда,
В которых ты, как яркий луч, сверкаешь.
Ведь даришь счастье близким ты всегда,
Сердца любви магнитом привлекаешь.

Желаю порхать над цветами
Игривым смешным мотыльком.
И пусть не оставит с годами
Удача твой радужный дом.

Будь всегда ты красивой -
И душой, и собой,
Будь все время любимой -
И зимой, и весной!

От дум, забот не надо хмурить брови,
Пускай улыбка светится в глазах,
Желаю счастья и здоровья,
Успехов и удач во всех делах!

Чтоб женственность твоя с годами росла,
В пути не встречалось ни боли, ни зла.
Росла зарплата сама по себе...
И все удавалось с улыбкой тебе!

Сегодня к тебе прискачет принц на белом коне. Ты готова?

Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!