СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг для педагогов «Смех над собой и своими проблемами как форма психокоррекции»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг для педагогов «Смех над собой и своими проблемами как форма психокоррекции»

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для педагогов «Смех над собой и своими проблемами как форма психокоррекции»»

Социально-психологическая служба

Красногвардейский район Республика Крым





«Смех над собой и своими проблемами как форма психокоррекции»

Тренинг подготовили:

педагог-психолог

МБОУ «Колодезянская школа»

Кедрич Марина Николаевна,

педагог-психолог

МБОУ «Красногвардейская школа№1»

Газейкина Наталья Александровна

педагог-психолог

МБОУ «Петровская школа№1»

Коваль Инна Викторовна

педагог- психолог, социальный педагог

МБОУ «Марьяновская школа»

Щербакова Татьяна Владимировна

2016



«Действительно, когда дело уже сделано и ничего нельзя изменить, лучше просто посмеяться над проблемой».

Феликс Кирсанов



Тема: «Смех над собой и своими проблемами как форма психокоррекции»

Цель:

создание благоприятного психологического климата в коллективе

( в группе).

Задачи:

использовать смех, как одно из средств выхода из сложной проблемной ситуации;

снижать уровень внутреннего напряжения членов коллектива (группы).



Форма проведения: тренинг (разработан на основе методики Д.Соколова «Смех над собой и своими проблемами как формат психотерапии»)

Оборудование: стулья расставленные полукругом по количеству участников, один стул выделяющийся по форме, две скоморошьи шапки.























Ход тренинга:

I.Вступление

1.Слово ведущего

       Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы собрались сегодня вместе, чтобы весело и с пользой провести время. Тема нашего занятия «Смех над собой и своими проблемами как форма психокоррекции», а это значит, что говорить о проблемах мы будем сквозь призму смеха. Основная часть психологических проблем иллюзорна, то есть придумана. Высмеивание проблем нередко помогает разрушить схему их создания и лишить «статусности» и энергии. Особенно полезно смеяться над теми проблемами, над которыми смеяться невозможно и немыслимо.

Как и зачем смеяться над проблемами?


Чувство юмора относится к числу психологических ресурсов,

А кроме того, повышает продолжительность и значительно улучшает качество жизни.


Заранее хочу сказать, что юмор помогает при решении проблем средне - и долгосрочных, не угрожающих непосредственно вам. Так, если вы тонете или сломали ногу, то тут лучше сосредоточить внимание на решении этой проблемы.



Обратите внимание – смеяться над собой! Зачем? Затем, что очень полезно уметь смеяться над собой и своими проблемами.  Смех и юмор помогают снять тревожно-эмоционально-напряженный компонент ситуации. Говоря проще, уменьшить уровень стресса. 

А когда вы снизите текущий стресс, то это позволит вам переключится от кратковременных к долгосрочным стратегиям обдумывания и эффективного решения. Излишняя серьезность приведет к жесткости и ригидности. Постарайтесь перестать относиться к себе слишком серьезно, не бойтесь быть смешным. 


Следовательно, когда проблема вам кажется совсем не смешной, то вы находитесь в стрессовом режиме и вероятно будетe принимать не всегда эффективные решения. 


Что делать? Надо повернуть проблему, чтобы она смогла вызвать в нас хоть небольшую улыбку. Это проблему не решит (к сожалению), но настроение изменит и поможет взглянуть на «проблему со стороны», принять лучшее решение. 


Как же быстро себя рассмешить?


1. Абсурдизация проблемы. «Могу ли я съесть тонну булочек?», «А что было бы, если бы машина ломалась каждый день?» и др.


2. Смещение временных рамок. Вспомните ли вы эту проблему через неделю? Год? Десять лет? На смертном ложе?


3. Смешной рефрейминг проблемы. Вы (Саша) беспокоитесь о том, что вас неправильно понял друг Коля.

  • Петух взгромоздился на забор и крикнул: «Сашу неправильно понял Коля».

  • По радио только что передали: «Сашу неправильно понял Коля».

  • Начальник написал вам письмо, в котором сказал что: «Сашу неправильно понял Коля»

  • Хор ветеранов поет: «Сашу неправильно понял Коля».

  • Заголовок в газете: «Сашу неправильно понял Коля».

  • Надпись на могильной плите: «Сашу неправильно понял Коля».

  • В море выловили бутылку с запиской: «Сашу неправильно понял Коля».

  • Вы проснулись через сто лет и сказали: «Сашу неправильно понял Коля».

  • Заразный микроб делился с друзьями: «Сашу неправильно понял Коля».

  • Вдали раздался громкий смех и возглас: «Сашу неправильно понял Коля».

  • Свою речь президент начал словами: «Сашу неправильно понял Коля».

  • Генерал громко зачитывал приказ: «Сашу неправильно понял Коля».

  • Пароль для шпиона: «Сашу неправильно понял Коля».

  • Надпись на стене: «Сашу неправильно понял Коля».

  • Плохая еда вызывает плохие мысли. Например, такую:  «Сашу неправильно понял Коля».

  • Сумасшедший говорит соседу по палате:  «Сашу неправильно понял Коля».

  • Через десять лет вы с улыбкой вспомните, что когда-то думали:  «Сашу неправильно понял Коля».

  • Начинайте знакомство с новым человеком словами: «Сашу неправильно понял Коля».

  • Вы подплываете к тонущему и говорите: «Сашу неправильно понял Коля».

  • Выбирая профессию, надо обязательно учесть тот факт, что: «Сашу неправильно понял Коля».

  • Тост в новогоднюю ночь начинайте словами: «Сашу неправильно понял Коля».

  • Неоспоримая причина развода, это: «Сашу неправильно понял Коля».

  • Хотите порадовать врача? Скажите ему:  «Сашу неправильно понял Коля»

  • Неизвестное откровение Будды: «Сашу неправильно понял Коля».

  • Детская игра под названием: «Сашу неправильно понял Коля».

  • У величайшего философа была проблема. Он говорил о ней так: «Сашу неправильно понял Коля».

  • Главная новость дня: «Сашу неправильно понял Коля».


И когда эта проблема прозвучит как абсурдная, пропущенная через смещение временных рамок, прошедшая через смешной рефрейминг - Вы сможете взглянуть на «проблему со стороны» и принять лучшее решение. 



 О происхождении смеха:


М.Мы должны ответить на еще более общий вопрос: почему люди смеются? Без сомнения, смех — это «универсальное» свойство всех человеческих существ. Каждое общество, каждая цивилизация, каждая культура имеют свои формы смеха и юмора

В основе всех шуток лежит ожидание внезапного поворота, который неизбежно влечет за собой совершенно иное толкование всех предыдущих фактов.

Только лишь иного толкования мало. Новая модель должна быть нелогичной, лишенной тривиальности. Н. Например, солидный господин, направляясь к своей машине, поскальзывается на банановой кожуре и падает. Если он в кровь разбивает голову, вы вряд ли будете смеяться. Скорее, вы броситесь к телефону вызывать «скорую помощь». Но если он сотрет липкую кожуру с лица, озираясь вокруг, а затем встанет на ноги, вы начнете смеяться. 


Причина, по-моему, в том, что в данном случае человеку не причинен реальный ущерб - смех является естественным сигналом того, что тревога была ложной. Смех — это сигнал «О'кей».


Хотим рассказать вам притчу.


ПРИТЧА



Смех над проблемой

В один из дождливых дней одна жизнерадостная девушка в роскошном белом пальто шла под зонтом по улице города. При ней, как обычно, были великолепный макияж, безупречная прическа и, несмотря на сырость, прекрасное настроение.     

Тут неожиданно проезжавший мимо автомобиль наехал на лужу и так нещадно окатил ее мутной водой с ног до головы, что буквально не оставил на ней сухого места. Девушка в шоке застыла на некоторое время, приходя в себя. Всё было решительно испорчено: макияж, прическа, белое пальто.

На противоположной стороне улицы стояли люди, которые прятались от грозы под крышей автобусной остановки. Они были свидетелями этой картиной сцены и все, как один, замерли, сочувствуя девушке. Они ожидали, что девушка после столь неприятного происшествия либо разругается, либо разрыдается или, скорее всего, сделает то и другое. Однако девушка, придя в себя... рассмеялась. Она рассмеялась таким заливистым хохотом, что люди, стоявшие на остановке, одобрительно зашумели, словно болельщики, приветствующие победу своей команды.

Девушка сложила зонтик, который был ей уже ни к чему, и с улыбкой продолжила свой путь. А люди поддержали ее аплодисментами. И, глядя ей в след, каждый вдруг понял: «Действительно, когда дело уже сделано и ничего нельзя изменить, лучше просто посмеяться над проблемой».

Феликс Кирсанов

Обратить внимание на цитату. Давайте еще раз ее прочтем.

( цитата на доске)



2.Упражнение «Знакомство».


Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться, для этого каждому нужно представиться перечислив все свои регалии (например….). У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и презентовать себя.


Упражнение «Приветствие»


Для того чтобы мы смогли продолжить нашу работу нам необходимо поприветствовать друг друга, но приветствовать мы будем друг друга непривычным способом .Каждый из вас будет говорить «Здравствуй», но разными способами: кто-то руками, кто-то носами, кто-то ладошками, кто-то плечами и т.д.










II.Основная часть

Упражнение «Торг за трон»

Вот мы представились, познакомились ….

А сейчас будем вести торг, торг за право занимать этот трон. Каждый должен рассказать какую-нибудь проблему. Кто-то из публики должен задавать вопросы, ссылаясь на то, что у него проблема посложней, а ваша «выеденного яйца» не стоит. А вы должны доказывать свое, но до тех пор, пока не поймете, что у соперника проблема все- таки посерьезней, и только после этого уступаете трон. И так продолжается до тех пор пока все желающие не озвучат свои проблемы.



(Удочка – просим кого-нибудь (Инна и Таня) из публики рассказать свою проблему разыграть в действии)

Все ведут торг за торн, когда тендер (трон) выигран переходим к следующему заданию

Упражнение «Проблема глазами сказочника»

Представьте, что вы сказочник, и вам проблему надо представить в жанре сказки.

А так как вы сидите на троне вы –« царь»- повелитель сказочного государства. А у каждого уважающего себя царя есть советник. Вам нужно выбрать советника. Рассказать о функциях советника( какую роль в сказках играет образ шута? Дурака? А почему дураку все с рук сходит? Да потому, что дураку закон не писан). После того как состоялись выборы - на голову и царю, и советнику одеваем шапки (потому, что вы первые лица сказочного государства, вы должны быть узнаваемы). Сейчас предлагаем всем высказать свои решения этой проблемы

(А мы ведущие контролируем советы, и если необходимо переводим в шутку.)

III.Заключение.

Обратная связь «Самая ошеломительная идея».

Царь благодарит за самый ошеломительный совет.

В конце все участники делятся впечатлением.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!