СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг для педагогов.Способы формирования толерантного отношения в образовательной среде.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг для педагогов.

Цель: формировать у педагогов навыки проведения со школьниками игр по развитию толерантного поведения.

Задачи тренинга:

  1. Познакомить участников тренинга с разными видами поддержки и ситуациями, в которых они применяются.
  2. Закреплять навыки применять поддержку на практике.
  3. Способствовать формированию навыков толерантного поведения.

 

План занятия

Вводные слова. 1-2 мин

Разминка. Упражнение «Поздороваться разными частями тела» 5 мин.

Основная часть. Введение в тему. 10 мин.

Упражнение «Ночевка» 20 мин.

Теория: поддержка и позиция «красного карандаша» 2 мин.

Виды поддержки 20 мин.

Упражнение «Поддержка» 20 мин.

Упражнение «Вот здорово!» 10 мин.

Рефлексия всего занятия.

Итоговый вывод.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для педагогов.Способы формирования толерантного отношения в образовательной среде.»

Способы формирования толерантного отношения

в образовательной среде.

Тренинг для педагогов.

Цель: формировать у педагогов навыки проведения со школьниками игр по развитию толерантного поведения.

Задачи тренинга:

  1. Познакомить участников тренинга с разными видами поддержки и ситуациями, в которых они применяются.

  2. Закреплять навыки применять поддержку на практике.

  3. Способствовать формированию навыков толерантного поведения.


План занятия

Вводные слова. 1-2 мин

Разминка. Упражнение «Поздороваться разными частями тела» 5 мин.

Основная часть. Введение в тему. 10 мин.

Упражнение «Ночевка» 20 мин.

Теория: поддержка и позиция «красного карандаша» 2 мин.

Виды поддержки 20 мин.

Упражнение «Поддержка» 20 мин.

Упражнение «Вот здорово!» 10 мин.

Рефлексия всего занятия.

Итоговый вывод.


Здравствуйте! Надеюсь, все находятся в прекрасном настроении и готовы работать.

А теперь давайте встанем и поздороваемся друг с другом.

Игра-разминка «Поздороваться разными частями тела»

Пояснение: Упражнение выполняется в режиме светского раута, то есть все участники свободно перемещаются в пределах комнаты и, встречаясь друг с другом, выполняют то или иное задание.

Инструкция: Сейчас вам предстоит в произвольном порядке перемещаться по комнате и здороваться с другими участниками группы теми частями тела, которые я буду называть. При этом ваша цель – поприветствовать как можно больше ваших друзей по тренингу. Задание понятно? Приступаем! Поздоровайтесь, пожалуйста: l руками l головами, l плечами, l пятками, l спинами, l локтями. Возможны и другие варианты.


Игра-разминка. Выйти в круг и пригласить одного из участников словами: «Мы с тобой похожи цветом волос (или по другому принципу). Второй участник приглашает ещё одного по другому принципу и так далее, пока все участники не окажутся в кругу.


Тема сегодняшнего занятия - «Толерантность».

Кто знает, что это такое? Выслушайте ответы и дайте свою версию: Если дословно, то толерантность переводится как терпимость. Но это далеко не полное понимание этого термина. Чтобы лучше в нем разобраться, я задам вопрос:

В каких ситуациях может возникнуть нетерпимость? (Записать ответы на доске. Дополнить их своими вариантами).


Нетерпимость часто проявляется по отношению к людям:

- другой национальности (таджики, армяне, цыгане и т.д.)

- другого вероисповедания (мусульмане, католики, буддисты и т.д.)

- другого состояния здоровья (инвалиды, тяжело больные, ВИЧ-инфицированные и т.д.)

- другой внешности, нежели мы сами (слишком полные люди, с родимыми пятнами, с заячьей губой и т.д.)

- с другими вкусами (фанатизм в спорте, музыке).


Чтобы лучше почувствовать понятие толерантности, давайте сделаем одно упражнение.

Упражнение «Ночевка»

Пояснение: Данное упражнение позволит лучше познакомиться с понятием толерантности, а также с ситуациями, в которых данное понятие применимо. Также оно позволит участникам осознать свое отношение к разным, непохожим на них, людям.


Каждому участнику на спину на булавке вешается карточка так, чтобы он не знал, какая карточка ему досталась. Зато он может спокойно видеть, какие карточки достались другим участникам упражнения. Договоритесь, чтобы участники не рассказывали друг другу до конца упражнения, какая карточка висит у них на спине.

Инструкция: Сейчас я каждому из вас приколю на спину карточку, которая будет отражать некую роль. Вы не будете знать свою роль, зато будете видеть чужие роли. Давайте договоримся, что до конца упражнения вы не будете рассказывать друг другу о том, какая карточка у кого на спине, и не будете - даже случайно - называть друг друга в процессе этого упражнения – это очень важно. Иначе смысл этого задания пропадет. А задание такое. Представьте, что автобус, на котором вы ехали в другой город, сломался, и вы все, его пассажиры, вынуждены заночевать в пансионате. Вам предоставили трехместные номера. Вы должны решить, кто с кем переночует в одном номере (на пол человека внимания не обращайте). Обращайте внимание только на карточки на спине. И помните: держите в секрете, кому какая карточка досталась. Вы должны распределиться так, чтобы всем хватило места. В трехместном номере может заночевать один, два или три человека. Номера могут остаться пустыми. Все понятно? Тогда вперед… итак все вы оказались в пансионате…

Анализ упражнения:

- Кто с кем оказался в одном номере?

- Кто оказался один?

- Почему именно эти персонажи оказались одинокими?

- О чем это говорит?

Ведущий концентрирует внимание на том, что отвергнутыми оказались не сами участники, а их персонажи.

Мы с вами почувствовали на себе, что значит нетерпимость. А также узнали, какие люди нуждаются в нашем принятии и поддержке больше всего (это те, кто оказался один в комнате). В этом упражнении было много людей, которые на нас непохожи. И мы смогли понять, как мы к этим людям относимся.

Таким образом, в толерантном отношении нуждаются люди, которые на нас в чем-то непохожи. Причем это «что-то» для нас обычно очень значимо. И поэтому мы можем себя вести с ними по-разному: терпеть или нет, принимать или нет, поддерживать или нет.


В понятие « толерантность» входят такие элементы, как:

- терпимость (мы терпимо относимся к тому, кто на нас не похож);

- принятие (мы принимаем человека или ситуацию такой, какая она есть, без осуждения);

- поддержка (мы стараемся поддержать человека, который на нас не похож).

Следует отметить, что мы не обязаны всех любить, не обязаны всех поддерживать или принимать, но и ненавидеть человека только за то, что он чем-то от нас отличается, тоже не стоит. Мы можем в этом случае просто терпимо к ним относиться, понимая, что такое встречается, что бывает другая жизнь, другие люди, а не только «мы любимые».


Самое сложное в теме толерантности – это оказать поддержку другому человеку, поэтому остановимся на этом подробнее.

Давайте для начала определим, что такое поддержка? Кто готов высказаться по этому вопросу?

Ведущий в произвольном порядке выслушивает мнения участников о том, что такое поддержка. Хорошо. Во всех ваших определениях, бесспорно, есть доля истины. По сути, поддержка – это, прежде всего, знак внимания к другому человеку.

Теория: «Поддержка и позиция «красного карандаша»» Умение оказать поддержку людям, которые нуждаются в этом, – очень важное умение и для них, и для вас. Люди, заболевшие чем-либо или попавшие в зависимость от алкоголя или наркотиков, нуждаются в нашем понимании и поддержке, особенно если они уже осознали свою ошибку и хотят вылечиться. Тем более, что они не представляют для нас никакой опасности, если мы будем с ними просто общаться. Однако в бытовом общении в отношении этих людей существуют две реакции со стороны общества: позиция «красного карандаша» (критика) и поддержка.

Давайте сейчас попробуем увидеть разницу между этими двумя реакциями и потренируемся в оказании партнёру поддержки.


Упражнение «Критика и поддержка»

Пояснение: Упражнение направлено на развитие толерантности у участников группы. Упражнение проводится в два этапа: на первом этапе группа делится на две части.

Первый этап: одной подгруппе предлагается критиковать человека, а другой подгруппе – поддерживать.

На втором этапе упражнение выполняется в тройках, на которые можно разбиться любым известным ведущему способом. Лучше всего, чтобы в тройках оказались люди, доверяющие друг другу.

Упражнение можно выполнять единожды, а можно предоставить каждому участнику из тройки побыть в той или иной роли, то есть выполнить упражнение три раза.

Инструкция:

I. Рассчитайтесь, пожалуйста, на первый-второй. Пусть первые номера сделают два шага вперёд и встанут по одну сторону от меня. Вторые номера пусть встанут по другую сторону от меня. Итак, мы разбились на два лагеря. Пусть люди из этого лагеря (ведущий показывает на одну часть группы) будут критиками, а люди из этого лагеря будут поддерживающими. А это (ведущий ставит посередине между двумя лагерями стул и садится на него) – объект поддержки и критики. Представьте, что я – больной ВИЧ-инфекцией. Я заразился этой страшной болезнью, попробовав один единственный раз наркотики. Каждый человек из лагеря критиков должен будет сказать мне по одной фразе с позиции «красного карандаша», а затем каждый человек из лагеря поддерживающих скажет мне по одной фразе поддержки. Понятно? Пока вы можете подумать, а я тем временем расскажу вам свою историю. Ведущий от лица человека, зараженного ВИЧ-инфекцией, рассказывает свою историю. Например, так: Я недавно заразился ВИЧ-инфекцией. Я даже не мог помыслить, что со мной может это произойти. Я хорошо учился в школе, был спортсменом, у меня было много друзей. Я в какой-то мере был гордостью школы, так как зарабатывал для нее спортивные медали. Меня ценили. Все было хорошо, но однажды на оной вечеринке мне предложили попробовать наркотик. В тот день у меня было плохое настроение, и я решил расслабиться. Ну, и принял наркотик. А через месяц узнал, что у человека, чьим шприцем я пользовался тогда, обнаружена ВИЧ-инфекция.


Но об этом узнал не только я, все мои друзья, вся школа узнали об этом. Начались гонения и издевательства надо мной. Никто не хотел сидеть со мной за одной партой, как будто я заразен. Мне пришлось перевестись в другую школу. Какое-то время все было хорошо, а потом и они узнали, почему я ушел из прежней школы. В общем, я все потерял из-за одной неосторожности. Пришел просить у вас поддержки. Ну что ж, вот вам моя история. Теперь я слушаю вас. После этого монолога подгруппы должны приступить к своей роли. После того, как реплики участников иссякнут, эта часть упражнения заканчивается.


Вы, как ВИЧ-инфицированный, можете поделиться своим мнением.

Что вы больше чувствовали - осуждения или поддержки?

Какая поддержка оказалась самой эффективной?

Спросите участников, как они себя чувствовали, исполняя свои роли.

Вот так и в нашем обществе: обычно люди делятся на тех, кто осуждает, и тех, кто поддерживает оступившихся людей. Чаще всего, к сожалению, тех, кто осуждает, гораздо больше. А мы с вами здесь, чтобы научиться хотя бы чуть-чуть понимать боль другого человека.


Давайте теперь перейдем к следующей части нашего упражнения. II. А теперь разбейтесь, пожалуйста, на тройки. Сейчас в тройках вам предстоит следующее: один участник (кто-то, кто захочет, или кого вы выберете) расскажет о какой-либо волнующей проблемной ситуации, которую он возьмет из карточки (раздаю карточки 2).

Другой участник тройки (также по вашему выбору) должен выступить с критикой рассказчика, третий же участник доложен поддержать говорящего. Потом в тройках вы поменяетесь ролями. Задание понятно? Приступаем.

Анализ 2 части упражнения:

- Каково было выступать в роли критикующего?

- А поддерживающего?

- Каково было рассказывать о своей ситуации в тройке?

- Каково было получать критику и поддержку?

- Согласились ли вы с критикой и удовлетворила ли вас поддержка?

- Получилось ли поддержать собеседника?

- Как именно удалось поддерживать собеседника?


Сейчас мы с вами попытались поддерживать человека интуитивно, и поддержка нами оказывалась очень по-разному. Но существуют и специальные виды поддержки, с которыми я хочу вас познакомить. Виды поддержки Ведущий раздаёт каждому участнику таблицу с видами поддержки.

Посмотрите, пожалуйста, в таблицу, которую вы получили. В ней говорится о 7 типах поддержки. И сейчас я более подробно остановлюсь на каждом из них. Далее ведущий по очереди показывает карточки и рассказывает по ним о соответствующем виде поддержки (от первой до седьмой). Можно записать названия карточек на доске.

Мы поддерживаем человека, внушая ему чувство уверенности в себе и в своих силах. Важно помнить: Однако данный вид поддержки не возымеет результата, если мы скажем неправду. Важно помнить: Здесь есть опасность переусердствовать и после этих слов начать рассказывать, к примеру, о том, как мы вчера были у зубного. Тогда поддержка превратится в говорение о наших проблемах. Это будет ошибкой. Это непосредственное предложение посодействовать в решении проблемы другого человека. Здесь мы помогаем человеку выбраться из тупика переживаний, указывая на светлые стороны проблемной ситуации. Пример: Нам говорят, что кто-то простудился. Поддержкой этого вида в данном случае будет фраза: «Зато теперь у тебя появилась масса свободного времени, можешь прочитать все книги, до которых руки не доходили». Важно помнить: Если ситуация очень серьёзная, такая, например, как смерть любимого человека, то этот вид поддержки в данном случае не будет эффективен.

Эту поддержку также лучше применять только по отношению к не очень серьезным ситуациям, поскольку в ситуации по-настоящему критической человек оказывается чересчур захваченным собственными переживаниями, и приуменьшение значимости проблемы в данном случае будет выглядеть бестактно. Пример: Кто-то из-за болезни не пошёл на вечеринку. Тогда мы можем ответить: «Может, это и к лучшему. Значит, тебе и не надо было туда идти. Знак судьбы!». Как ни странно, это тоже будет являться поддержкой, поскольку по- может человеку немного расслабиться, снять чрезмерное напряжение и понять, что его вины в том, что ситуация сложилась именно так, а не иначе, нет. Важно помнить: Ошибочной при этом будет фраза: «Ты в самом деле не можешь это сделать», поскольку она предполагает отказ от деятельности вообще, а это неправильно. Психологическим механизмом поддержки тут будет предоставление человеку более широкого взгляда на ситуацию и актуализация его ответственности за свои действия. Пример: Кто-то говорит нам, что не хочет заниматься спортом.

Тогда поддержкой будет фраза: «Ты, конечно, можешь и не заниматься спортом, но тогда у тебя остаётся меньше шансов похудеть и хорошо выглядеть» Важно помнить: Ошибкой будет предложение вообще не заниматься спортом и внушение мысли, что проблема сама «рассосется».


Итак, мы рассмотрели семь видов поддержки, а теперь я предлагаю вам потренироваться в применении каждого из них.

Упражнение «Поддержка».

Пояснение: Упражнение выполняется, когда участники сидят в кругу. Кто-то один рассказывает свою проблему. Остальные по кругу должны его поддержать разными способами. Ведущий должен следить за правильностью оказания поддержки и корректировать, если что-то не так. Данное упражнение лучше провести 1-3 раза.

Инструкция: Сейчас вам предстоит потренироваться в оказании поддержки одним из способов, о которых мы только что говорили. Для этого сначала кто-то должен озвучить свою проблему. Кто хочет поделиться трудной для себя ситуацией? Сразу оговорюсь, что проблема должна быть не очень серьёзная, но, тем не менее, значимая для вас. Это должна быть такая проблема, по поводу которой ты хотел бы получить поддержку.

В качестве примера: 1. Родители не принимают ваших друзей и запрещают с ними общаться. 2. Вы переживаете за свою внешность. Вы слишком полная и боитесь, что не сможете похудеть. Кто-то уже готов рассказать о такой ситуации? Отлично!

После того, как ситуация будет озвучена, человек, сидящий слева от меня, попробует высказаться о проблеме по первому типу поддержки. А именно - укажет на сильные стороны рассказчика применительно к данной ситуации. Затем его сосед слева окажет поддержку по типу присоединения к проблеме. И так далее - по табличке. Понятно? Готовы?

Далее ведущий обращается к рассказчику: Расскажи, пожалуйста, свою ситуацию.

Анализ упражнения:

Сначала говорит тот, кому оказывалась поддержка, а уже затем другие участники. Вопросы к рассказчику:

- Каково тебе было озвучивать всей группе свою ситуациях и получать поддержку в таких количествах?

- Чьё высказывание произвело на тебя наибольшее впечатление и оказало на тебя наиболее позитивное влияние?

-Как ты думаешь, почему?

Вопросы к членам группы:

- Трудно ли было оказывать поддержку именно тем, а не другим способом?

- Как вы думаете, какой из видов поддержки здесь оказался бы наиболее уместным?

Умение оказать поддержку – это искусство, а еще большее искусство – умение оказать поддержку человеку, которого все отвергают, у которого нет сил самостоятельно справиться со своей проблемой. Ведь в такой ситуации легче присоединиться к большинству и тоже отвергнуть этого человека.

Согласны? Знаете, в психологии проводился один эксперимент, я хочу рассказать вам о нем. Участникам эксперимента предлагали посмотреть на следующий рисунок. Ведущий на расстоянии показывает рисунок или вешает на доску или стену. Затем задавали вопрос: какой линии равна линия 1? А, кстати, вы сами как считаете? Согласитесь, ответ очевиден: линия 1 равна линии В. Однако прежде чем участник эксперимента отвечал на этот вопрос, он слушал ответы других людей. А этих людей заранее проинструктировали, чтобы они отвечали: линия 1 равна линии С. В итоге, и этот участник отвечал, что линия 1 равна линии С, хотя сам видел, что линия 1 равна линии В. Но стоило хотя бы одному человеку из проинструктированной группы сказать, что линия 1 равна линии В, как этот участник отвечал так же.

О чем это говорит? В нашей жизни очень много таких ситуаций, когда большинство имеет одну точку зрения, а мы - другую, но нам не хватает сил ее отстоять. Может, мы и рады поддержать больного ВИЧ-инфекцией, но раз все его отвергают, то мы боимся, что если его поддержим, отвергнут и нас.

На самом деле это не так. Если мы поддержим его, найдутся и другие люди, которые к нашей поддержке присоединятся. Так что вам решать, как поступить. Главное, чтобы все делать по совести. И помните, что некоторые люди особенно нуждаются в нашей поддержке.


Завершить наше занятие я хочу очень веселым упражнением, в котором каждый из нас сможет проявить свою толерантность друг к другу, признавая за человеком право быть таким, какой он есть.

Упражнение «Вот здорово!»

Пояснение: Во время выполнения упражнения все участники стоят в кругу, кроме одного, который стоит в центре круга.

Инструкция: Сейчас одному из вас предстоит выйти в центр круга и сказать о себе нечто, чем он в себе гордится, что он особенно ценит в себе. Остальные должны будут показать двумя руками символ «Классно!» (большой палец вверх) и в этот момент хором сказать: «Вот здорово!». После этого другой участник выйдет в круг, и с ним повторится то же самое. Понятно? Кто первый хочет выйти в круг? Кто уже готов? Например, человек выходит в центр круга и говорит: «Я очень волевой человек и ценю это в себе». Все остальные хором, показывая жест «Классно!» двумя руками, хором произносят: «Вот здорово!».

Анализ упражнения:

- Каково было прилюдно хвалить себя?

-Что вы чувствовали, когда вся группа в ответ на ваши слова кричала «Вот здорово!»?

- Какие эмоции испытывали, когда вам самим приходилось кричать кому-то «Вот здорово!»?

При помощи вот такого простого упражнения можно доставить положительные эмоции разным людям, поддержать и принять их. Мы поддержали каждого. Давайте помнить о том, что даже если нам не нравится то, чем занимается человек, или какие-то его качества, мы все равно можем принять его таким, какой он есть.

Рефлексия всего занятия.

- Что запомнилось на занятии?

- Что нового вы узнали?

- Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?


Итоговый вывод: В завершение нашего занятия я хочу сказать вам всем большое спасибо. Важно помнить, что люди имеют право быть такими, какие они есть. Они не обязаны меняться, чтобы понравиться нам. Мы тоже имеем право быть такими, какие мы есть. Если же вы что-то резко и принципиально не принимаете, не стоит из-за ваших убеждений изводить конкретного человека. Будьте терпимы! А если вы чувствуете в себе силы, окажите поддержку человеку, который в ней очень нуждаться. Удачи вам!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!