СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг коррекции личностной тревожности для подростков с легкой степенью умственной отсталости

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг коррекции личностной тревожности для подростков с легкой степенью умственной отсталости содержит восемь занятий. Каждое занятие  имеет этапы работы, состоящие из различных упражнений.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг коррекции личностной тревожности для подростков с легкой степенью умственной отсталости»

Тренинг коррекции личностной тревожности для подростков с легкой степенью умственной отсталости.

Содержание тренинга.

Занятие 1

Этапы

  • Знакомство

  • Принятие групповых правил

  • Упражнение «международный симпозиум»

  • Упражнение «письмо самому себе»

  • Упражнение «персональная карта»

  • Хоровод

Знакомство

Цель: дать возможность участникам познакомится друг с другом, переключиться на ситуацию «здесь и сейчас»

Содержание: Игра «Здравствуйте». С этого дня мы начинаем проводить с вами практикум, где будет сочетаться как теория, так и практика. Т.е. постановка и отработка навыков для того, что бы справиться с личностной тревожностью. Предлагаю всем участникам придумать себе имя, написать его на визитке, теперь я попрошу Вас встать и поздороваться друг с другом, за руку, и сказать «Я рад с Вами познакомиться ….» используя при этом имя, написанное на визитке вашего нового знакомого, главное условие игры – поздороваться с каждым из присутствующих, никого не пропустив.

Время: 15 минут Реквизиты: визитки, фломастеры

Принятие групповых правил

Цель: установление рамок поведения на тренинге

Содержание. Конфиденциальность. Общение на равных. Не давать оценок и говорить только о своих чувствах и от своего имени. Принцип «здесь и сейчас». Выключать звук мобильных телефонов. Говорить в круг. Наличие санкций за опоздание. Санкция не наказание, а возмещение ущерба группе.

Хоровод, как конец занятия

Время: 10 мин. Реквизиты: ватман, фломастеры, ручки, тетради для каждого, для записи правил Упражнение «международный симпозиум»

Цель: Повышение мотивации участников тренинга к процессу обучения управления личностной тревожностью, выявление интересов слушателей.

Содержание. Каждому участнику выдается бланк анкеты с 6 вопросами (Приложение 4), каждый участник отвечает на вопросы анкеты, после чего инструкция: «Сейчас ваша задача состоит в том, чтобы по результатам анкетирования объединиться в команды единомышленников. По какому принципу объединяться и сколько будет сформировано команд – решать вам». Группы объединяются. «Представьте, что вы готовитесь к выступлению на Международном симпозиуме, посвященном проблемам личностной тревожности подростков. Задача каждой команды – сформулировать и обосновать 2-3 главных направления воспитания ребенка. Кроме того, основные взгляды на проблему желательно отразить с помощью девиза и эмблемы команды». После совместного обсуждения в подгруппах проходит презентация каждой команды в кругу. На заключительном этапе проводится общее обсуждение и подведение итогов.

Время: 30 минут. Реквизиты: бланки анкеты (на каждого участника), большие листы ватмана. Перерыв 30 минут

Упражнение «письмо самому себе»

Цель: способствовать осознанию каждым присутствующим конкретных целей личностного участия в тренинге, повышению мотивации к снижению уровня личностной тревожности, актуализации личного опыта.

Содержание. Данное упражнение проводится в два этапа, один из которых проходит в первый день тренинга, а второй – в последний день работы тренинга. 1-й этап. Каждый слушатель получает конверт, на лицевой стороне которого указаны название тренинга и дата его проведения, внутри его чистый лист бумаги. На чистом листе бумаги каждый в свободной форме записывает свои ожидания от тренинга, на какие вопросы он хотел бы получить ответы, какие теоретические знания и практические навыки хотел бы получить и освоить. Какими личными наработками хотел бы поделиться с другими участниками тренинга. Кроме того, в письме должны быть сформулированы пожелания самому себе на время работы тренинга (например, получить ответ на интересующий меня вопрос, разработать план действий в тревожной для меня ситуации). Затем письмо вкладывается в конверт, запечатывается и на лицевой стороне пишется имя адресата, и сдаются ведущему.

Время: 20 мин. Реквизиты: конверты на каждого участника тренинга, чистые листы бумаги форматом, клей, скотч для опечатывания конвертов.

Упражнение «персональная карта»

Цель: помочь подросткам с интеллектуальной недостаточностью самоопределиться и выяснить, какие близкие люди для них являются самыми важными, а кие нет, и каковы у них отношения с ними.

Содержание. Мы будем рисовать картину о себе. Вы хотите, чтобы мы ее нарисовали? Я могу рассчитывать на вашу помощь? Каждому из вас я раздам по два чистых листа бумаги, трафарет в виде человека, карандаши. Положите его перед собой. На середине листа рисуем фигуру мальчика (девочки), и подписываем в низу свое имя. Затем рассматриваем одежду на себе, и изображаем такую же одежду на рисунке, что бы можно было понять, что это вы. Прорисовывайте все мелочи, будьте очень внимательны к деталям. Рисуем рядом большой дом. Как Вы думаете, кто живет в этом доме? Берем лист бумаги, делим его на две части. Справа мы напишем имена тех людей, с которыми хотелось бы жить в данном доме (дети пишут). Слева мы напишем имена тех людей, с которыми нам не хочется находиться в доме.

Время: 17 мин. Реквизиты: по 2 листа бумаги на каждого подростка, фломастеры, карандаши, трафареты людей.

Хоровод

Цель: групповое обсуждение результатов проведенных упражнений, подведение итогов. Содержание. Подростки становятся в круг, и по очереди каждому ребенку дают высказаться в отношении того, что наиболее ему (ей) запомнилось из проделанных упражнений; что вызвало положительные и отрицательные эмоции.

Время: 8 мин.

Занятие 2.

Этапы

  • Ритуал приветствия

  • Упражнение «Здравствуй, я тебе рад!»

  • Упражнение «Мое поведение»

  • Упражнение «Город уверенности»

  • Упражнение «Круг уверенности»

  • Упражнение «Я желаю тебе….»

«Ритуал приветствия»

Содержание. Начнем сегодняшний день так: давайте поздороваемся, друг с другом за руку с каждым, никого не пропуская, не страшно если, с кем-то вы поздороваетесь дважды. Главное – никого не пропустить.

Время: 1 мин.

Упражнение «Здравствуй, я тебе рад!»

Цель: помочь подросткам раскрепоститься на занятии, и войти в атмосферу доверия.

Содержание. Работа проходит в кругу. Задача каждого участника – по очереди сделать шаг вперед и, производя определенные движения, поприветствовать окружающих, сказать им комплимент. Остальные сразу после участника, одновременно повторяют его движения и фразу, которую он произнес, с той же интонацией.

Время: 8 мин.

Упражнение «Мое поведение»

Цель: научиться различать, когда мы ведем себя уверенно, а когда неуверенно.

Содержание. Одна кукла (ведущий надевает куклу – би-ба-бо на руку) будет говорить, что произошло, а тот, кто наденет на руку вторую куклу, должен будет показать, как ведет себя в этой ситуации, и что говорит уверенный и неуверенный в себе человек. Ведущий, от имени куклы предлагает определенную ситуацию, в которой у ребенка может возникнуть состояние личностной тревожности. Примеры предлагаемых ситуаций: - незаслуженно поставили двойку; - не принимают в игру; - незаслуженно наказали дома и т. д. После нескольких ситуаций, предложенных ведущим, можно предложить участникам тренинга придумать свои собственные ситуации.

Время: 20 мин. Реквизиты: две куклы би -ба-бо

Упражнение «Город уверенности»

Цель: содействовать тому, что бы подросток в любых ситуациях чувствовал уверенность в себе. Содержание. Ведущий предлагает всем вместе написать рассказ о городе, в котором собрались и живут самые неуверенные люди из всех живущих на Земле. Кто-то будет первым и скажет одну - две фразы, с которых начнется рассказ. Далее участники, двигаясь по кругу, по часовой стрелке, по очереди будут продолжать повествование, говорить свои предложения.

Время: 16 мин.

Перерыв: 30 мин.

Упражнение «Круг уверенности»

Цель: отработка приемов уверенного поведения подростков в ситуации тревожности.

Содержание. Ведущий предлагает подросткам представить себе невидимый круг диаметром около 60 см. на полу, примерно в полуметре от себя. Далее просит зайти в круг и продолжить фразу «Я уверен в себе, если…», «Я не уверен в себе, если….» Делается вывод, что чувство уверенности появляется, если человек владеет ситуацией.

Время: 30 мин

Упражнение «Я желаю тебе….»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Содержание. Участники, сидя в кругу, по очереди желают друг другу что-то доброе.

Время: 7 мин.

Хоровод

Цель: групповое обсуждение результатов проведенных упражнений, подведение итогов. Содержание. Подростки становятся в круг, и по очереди каждому ребенку дают высказаться в отношении того, что наиболее ему (ей) запомнилось из проделанных упражнений; что вызвало положительные и отрицательные эмоции.

Время: 8 мин.

Занятие 3.

  • Ритуал приветствия.

  • Игра «Молекулы».

  • Комиссионный магазин.

  • Листок за спиной

  • Мои лица.

  • Хоровод

Ритуал приветствия

Ребята становятся в круг и по очереди, приветствуют друг друга добрым словом.

Время: 3 мин.

Игра «Молекулы»

Цель: создание творческой рабочей атмосферы в группе.

Содержание. Каждый участник выполняет роль атома, который свободно передвигается по аудитории. По команде ведущего: «Атомы объединяются в молекулы, по три (два)» участники объединяются в тройки. Кто не смог найти себе тройку, становится ведущим, и дает команду остальным участникам, для выполнения дальнейших действий: «Атомы объединяются …» В конце игры предлагается всем участникам объединиться в одну большую молекулу.

Время: 17 мин.

Комиссионный магазин

Цель: активизировать процесс рефлексии, дальнейшее самораскрытие, самопознание.

Содержание. Подросткам предлагается заглянуть внутрь себя и определить, каких качеств каждому не достает для полного совершенства, а каких чувств у них в избытке, и они могут сдать их в «комиссионный магазин». На размышление детям дается 5-7 минут. После подготовительного этапа начинается игра. Ведущий становится продавцом, и принимает необычные товары в виде различных человеческих качеств, например: лень, чувствительность. За товары продавец дает не деньги, а тоже человеческие чувства, те которые у него есть и которые ему не жалко отдать за предложенный товар. В результате «сделки» каждый из участников, может избавиться от какого – то, ненужного качества, или от его части и приобрести что – то необходимое.

Время: 25 мин.

Перерыв: 30 минут

Листок за спиной

Цель: раскрыть важные качества, исправить ошибки своего поведения, для эффективного межличностного общения.

Содержание. Каждому человеку интересно, что думают о нем другие люди, как они чувствуют себя рядом с ним. Однако не всегда можно быть уверенным в том, что тебе в лицо скажут всю правду, приятную или неприятную. Это упражнение поможет преодолеть этот барьер: оно анонимно, однако проходит при контакте «глаза в глаза». Каждому на спину крепиться белый лист бумаги, и дается фломастер. Далее подростки ходят по классу, и останавливаются около каждого человека в хаотичном порядке, смотрят на него, чтобы составить о нем впечатление, и это впечатление записывать на листе бумаги, приколотом на его спине. Обсуждение. Наверное, лучше будет, если вы поделитесь со всеми своими чувствами. Пожалуйста, пусть каждый по кругу скажет несколько слов о своих чувствах по поводу того, что написали ему, а кто хочет, может зачитать одно-два послания ему. А теперь поднимите руки те, кто во время той игры был действительно искренним. Быть абсолютно искренним очень трудно.

Время: 20 мин. Реквизиты: чистые листы бумаги, если один лист, будет исписан, то тут же крепиться другой.

Мои лица

Цель: помочь подростку понять свои чувства, научиться обсуждать их с другими.

Содержание. Ведущий предлагает участникам занятия нарисовать мимику, которая может передать слово тревожность, у каждого получится разный рисунок. Затем происходит обсуждение результатов. Вопросы: 1. Когда у тебя такое лицо? По данному рисунку можно сказать, что когда тебе тревожно, ты выражаешь ее именно так? Предпочитаешь ли ты выражать свои чувства открыто, или предпочитаешь скрывать их?

Время: 17 мин. Реквизиты: листы А4 на каждого участника, карандаши.

Хоровод.

Цель: групповое обсуждение результатов проведенных упражнений, подведение итогов. Содержание. Подростки становятся в круг, и по очереди каждому ребенку дают высказаться в отношении того, что наиболее ему (ей) запомнилось из проделанных упражнений; что вызвало положительные и отрицательные эмоции.

Время: 8 мин.

Занятие 4.

  • Приветствие.

  • Позитивные и негативные круги.

  • Круги взаимоотношений.

  • Хоровод

Приветствие

Подросткам дается мячик, и предлагается передавать его по кругу, при этом говорить тому, кому передается мяч, добрые слова, начиная с фразы «Я рад тебя видеть потому что …..», и так три круга

Время: 5 мин. Реквизиты: мяч.

Позитивные и негативные круги

Цель: определение причин проблемы возникновения личностной тревожности, помощь подросткам в осознание связи между поведением и его последствиями, поиск путей для решения создавшейся ситуации.

Содержание. Ведущий предлагает участникам занятия типичную ситуацию в которой может оказаться подросток, например, семейную ссору. Задание: Детально проследите течение спора с начало до конца и попробуйте определить, с какого момента спор начинает идти по кругу. Постройте, негативный или позитивный круг. С помощью разноцветных ручек или карандашей выделите ступени развития спора: где вы контролируете себя.

Вопросы:

1. Где начинается ситуация (определенная линия поведения подростка)? Что происходит затем?

2. Что ты в это время думаешь?

3. Каким способом ты справляешься со своими эмоциями?

С помощью кругов обсуждаем с участниками возможные выходы из ситуации и предлагаем им рассмотреть в качестве эксперимента альтернативные положительные линии поведения. После чего дается новое задание по данному упражнению. Попробовать создать позитивный круг к проблеме, при которой подросток испытывает личностную тревожность. Обсуждение нового задания.

Время: 40 мин. Реквизиты: листы А 4 для каждого участника, цветные ручки.

Перерыв 30 мин.

Круги взаимоотношений

Цель: помочь подросткам распознать различные чувства и объяснить, в чем их сложность; осознать взаимоотношения (позитивные и негативные) с окружающими их людьми; научить обсуждать свои переживания.

Содержание. Ведущий и подросток записывают (каждый на своем листе) как можно больше слов, обозначающих чувства, их оттенки, переживания. Затем они по очереди зачитывают написанное. Задача ведущего – сконцентрировать внимание подростка на том, какие слова у них совпали, а какие нет, а также на тех чувствах, которые выражают как позитивные так и негативные переживания. На отдельном листе бумаги подросток рисует круги взаимоотношений. На рисунке он отмечает тех людей, которые играют или играли важную роль в его жизни, как позитивную так и негативную (в том числе и тех людей которые находятся далеко от него или умерших) Он должен распределить этих людей по кругам в зависимости от их близости и значимости для себя. Затем обсуждаем с подростками каждого указанного им человека и рисунок в целом. На оборотной стороне листа с кругами взаимоотношений подросток записывает те чувства, которые испытывает к самым близким людям. Он может пользоваться словами, обозначающими чувства, которые были записаны в начале занятия. Ведущий и подростки совместно обсуждают полученные результаты.

Время: 35 мин. Реквизиты: большие листы бумаги, листы А4 по три на каждого участника, разноцветные фломастеры.

Хоровод

Цель: групповое обсуждение результатов проведенных упражнений, подведение итогов. Содержание. Подростки становятся в круг, и по очереди каждому ребенку дают высказаться в отношении того, что наиболее ему (ей) запомнилось из проделанных упражнений; что вызвало положительные и отрицательные эмоции.

Время: 5 мин.

Занятие 5.

  • Приветствие

  • Упражнение «Метафора»

  • Упражнение «Я в лучах солнца»

  • Ролевая игра барьеры в общении.

  • Хоровод

Приветствие

Содержание. Начнем сегодняшний день так: бросая дуг другу мяч, будем называть имя того кому бросаем. Тот, кто получит мяч, принимает любую позу какую захочет, и все остальные вслед за ним воспроизводят эту позу. После этого тот, у кого находится мяч (и чью позу мы только что воспроизвели), бросает мяч следующему и так далее, до тех пор, пока мяч не побывает у каждого. Время: 8 мин.

Упражнение «Метафора»

Цель: через иносказание помочь подросткам проанализировать ситуации вызывающие личностную тревожность, обдумать линию своего поведения.

Содержание. Приводим подросткам примеры метафор и даем разъяснения. «Корзина с мусором» (воздействие прошлого на настоящее) Представьте себе, что в наших головах находится воображаемая корзина, в которую мы складываем мусор - воспоминания, мысли и чувства, причинявшие нам в прошлом боль и страдание. Если мы не вычистим ту корзину, то мусор будет накапливаться до тех пор, пока не начнет вываливаться через край, создавая нам тем самым проблемы в настоящем. Это всегда происходит неожиданно, в самый неподходящий момент. Чтобы такого не произошло, необходимо вытряхивать время от времени свою корзину. Это довольно сложная задача, но, в конце результат может значительно облегчить нам жизнь. «Замок» (люди которые замыкаются в себе) Есть люди, которые любят мысленно строить вокруг себя замки, вырывать перед ними глубокие рвы и поднимать мосты никого не допуская внутрь. Подумайте, почему так получается. В какой момент начинается это строительство, и есть ли пути, по которым можно проникнуть за стены замка, то есть заставить человека снова доверять окружающим? Можно начать хотя бы с малого – открыть все окна в замке и опустить через ров мостик. «Кирпичная стена» (препятствия во взаимоотношениях между людьми) Подумайте и решите: что символизирует стен? С чем можно соотнести каждый кирпичик этой стены? Как можно разрушить эту стену? «Цветы» (проявление заботы и любви) Цветку, чтобы быть здоровым и хорошо расти, нужны вода, солнечный свет, рыхлая плодородная почва. Это относится и к детям, которые также могут жить без заботы и любви. Что происходит, если цветок не получает всего, что ему необходимо? Он увядает. Подумайте, что может произойти с ребенком в такой ситуации? Как этого избежать?

Время: 25 мин.

Упражнение «Я в лучах солнца»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Содержание. На отдельном листе рисуем солнце так, как его рисуют дети: с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – написать о себе как можно больше лучшего. Носите этот листочек всюду с собой. Добавляйте лучи. А если вам станет особенно мерзко на душе и покажется, что вы ни на что не годитесь, достаньте это солнце, посмотрите на него и вспомните, почему вы написали о том или ином качестве. Приводите как можно более конкретные примеры, выражающие эти качество. Одно предупреждение все же необходимо. Любить себя – это не значит все время гладить себя по головке и все прощать. Любить себя - значит понимать свои слабости и недостатки и даже отвратительные черты для того чтобы иметь силы и возможности их преодолевать, становиться лучше, сильнее, независимее. А значит, быть готовым к тем трудностям, которые обязательно выпадут на вашу долю.

Время: 12 мин.

Перерыв: 30 мин.

Ролевая игра «Барьеры в общении»

Цель: Отработка навыков бесконфликтного поведения. Игра, которую мы сейчас проведем, поможет понять, какие между людьми существуют барьеры в понимании. Выбираются пять человек – активные игроки, остальные – наблюдатели. Эти пять человек образуют небольшой круг, им на головы надеваются шапочки (из полоски бумаги), с обозначением роли. Участники не знают, какая у них роль, но видят, какие роли у других участников. Остальные участники (наблюдатели) видят все роли игроков.

Задание. Задается ситуация. Активным игрокам необходимо общаться, обсуждать заданную ситуацию так, что бы дать понять друг другу, что у них написано на шапочке. Соответственно каждый должен понять, что написано у него. Надписи на шапочке: Обращайтесь со мной как с лидером, Игнорируйте меня, Спорьте со мной, Выслушивайте меня внимательно, Соглашайтесь со мной. Обсуждаемая ситуация: Представьте, что вы сотрудники одной фирмы. Работаете вместе много лет, дружите семьями, отмечаете некоторые праздники. Однажды на Новый год вы в шутку купили лотерейный билет на общие деньги, деньги фирмы. Через некоторое время вы узнаете, что билет оказался выигрышным. Вам предлагают либо машину, либо деньги. Вам необходимо решить, какой взять выигрыш. Далее участники игры обсуждают ситуацию. После выполнения задания общее обсуждение, в котором определяются основные барьеры в общении. Демонстрация разницы позиций. Непонимание интересов собеседника. Конфликтные черты характера. Некоммуникабельность. Отсутствие чувства юмора. Неумение слушать. Оценочные суждения.

Время: 32 мин. Реквизиты: шапочки.

Хоровод.

Цель: групповое обсуждение результатов проведенных упражнений, подведение итогов. Содержание. Подростки становятся в круг, и по очереди каждому ребенку дают высказаться в отношении того, что наиболее ему (ей) запомнилось из проделанных упражнений; что вызвало положительные и отрицательные эмоции.

Время: 8 мин.

Занятие 6.

  • Приветствие

  • Упражнение «Разговор через стекло»

  • Упражнение «Найди свое место»

  • Упражнение «Сигнал»

  • Упражнение «Магический квадрат»

  • Хоровод

Приветствие

Начнем сегодняшний день так: давайте поздороваемся, друг с другом за руку с каждым, никого не пропуская, и не страшно если, вы с кем-то поздороваетесь дважды. Главное – никого не пропустить. Время: 2 мин.

Упражнение «Разговор через стекло»

Каждый из участников группы берет карточку с заданием не показываем ее ни кому, каждый из участников по очереди изображает описанную в карточке ситуацию с помощью мимики и жестов. Все остальные отгадывают, что это может быть. Варианты ситуаций. Директор школы разговаривает по телефону. Учитель ругает учеников класса. Человек находится под холодным дождем без зонта. Ученик сел на кнопку. Человек обжегся о горячий утюг. Ученик сел на сломанный стул. Ученик после драки. У девушки сломался каблук. Человека обрызгала машина. Электрик вкручивает лампочку. Человек купается в проруби. Человек танцует на горящих углях. Человек заблудился в лесу.

Время: 18 мин. Реквизиты: карточки с надписями.

Упражнение «Найди свое место»

Цель: Расслабление участников тренинга.

Содержание. Все упражнение выполняется в полной тишине, звучит только голос ведущего и тихая, спокойная музыка. Участников просят завязать глаза и спокойно походить по комнате, стараясь не прикасаться друг к другу. Затем ведущий просит участников остановиться. По сигналу ведущего участники, не открывая глаз, должны одной рукой найти чью-нибудь руку, а другой рукой руку другого человека. В результате каждый участник будет держать за руку еще двух участников. После этого участники должны открыть глаза и распутаться в круг (иногда участники встают в круг уже в стадии поиска рук). Ведущий предлагает всем участникам снова разойтись и в течение нескольких минут побродить по комнате в полном одиночестве, под музыку, стараясь ни с кем не сталкиваться. Затем следует вновь встать в круг, заняв свое прежнее место. Это самая хаотичная и драматичная часть упражнения, участникам редко удается выполнить ее в тишине. Можно не препятствовать разговорам на этом этапе. После того как круг восстановлен, ведущий просит участников решить, выполнено ли задание, все ли стоят на своих местах и, приняв коллективное решение, снять повязки. Упражнение снимает напряжение в группе, способствует установлению более близких отношений и развивает ту особую чувствительность к себе и другим, которая возможна лишь при плотно закрытых глазах. Главные вопросы, которые стоит обсудить, связаны с чувствами, возникшими у участников на разных этапах упражнения.

Время: 25 мин. Реквизиты: повязки на глаза для каждого участника.

Перерыв 30 мин.

Упражнение «Сигнал»

Цель: распознать эмоциональное состояние каждого подростка, через информацию о биении сердца. Содержание. Все участники стоят в кругу. Ведущий выходит за дверь. Все договариваются, кто будет начинать передавать сигнал. Сигнал – это незаметное сжатие руки своего соседа, который, получив сигнал, передает его дальше по цепи. После того, как ведущий вернется, он должен догадаться, где сейчас находится сигнал, и так несколько кругов.

Время: 15 мин.

Упражнение «Магический квадрат»

Содержание. На полу нарисован “Магический квадрат”. Задача всей команды – перейти на другую сторону, причем наступать можно только на определенные сектора – квадраты. Если участник наступает на “неправильный квадрат”, ведущий подает сигнал “Плюх” и участник сходит с поля, идет в конец очереди. Главное: все делается молча. Все пробуют пройти. У ведущего есть “Карта” поля. Например: + + + + + + + + обозначен путь прохождения участников (“Правильные кочки”). Время: 15 мин. Реквизиты: карта, мел.

Хоровод

Цель: групповое обсуждение результатов проведенных упражнений, подведение итогов. Содержание. Подростки становятся в круг, и по очереди каждому ребенку дают высказаться в отношении того, что наиболее ему (ей) запомнилось из проделанных упражнений; что вызвало положительные и отрицательные эмоции.

Время: 10 мин.

Занятие 7.

  • Приветствие

  • «Подари цветок и скажи, почему…»

  • Упражнение «Низкое доверительное падение».

  • Упражнение «Понимание».

  • Упражнение «Рисунок».

  • Упражнение «Живая картина».

Приветствие

Цель: снять напряжение и настроиться на занятие.

Упражнение «Подари цветок и скажи, почему…»

Цель: упражнение направлено на умение выражать свои мысли ясно и четко, мотивируя свой выбор. Содержание. Ведущий дарит кому-нибудь цветок и говорит о том, за что и почему он это делает. Затем стимулирует получившего этот цветок сделать то же самое. Обсуждение: Что приятнее, получать или дарить? Что чувствовали при этом? На какие жизненные ситуации похоже?

Время: 10 мин. Реквизиты: цветок

Упражнение «Низкое доверительное падение»

Цель: визуализация «Самого себя любить».

Содержание. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Представь себе зеркало. Громадное-громадное зеркало в свет­ло-красной раме. Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло... Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (До­ждитесь, пока большинство участников подадут вам знак.). Разгляди свои губы и цвет своих глаз... Посмотри, как ты выгля­дишь, когда немного покачиваешь головой... Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты поднимаешь и опускаешь плечи... Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть... У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твое отражение улыбается и ласково смотрит на тебя... Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись, как обычно… Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркале. Набери немного воздуха в легкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза... (При этих словах глубоко вдохните и громко и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу к участникам добавить блеска в глаза.) Постарайся разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми... Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: "Мое лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становится приятнее". Если твое лицо все еще серьезно, то преврати серьезное ли­цо в одну громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу... У тебя это здорово получилось! Теперь посмотри на все свое тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайся почувствовать, как это приятно — вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: "Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!" (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Ты чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайся прочувствовать всем своим телом, как ты произносишь: "Я люблю себя!". В какой части тела ты ощущаешь это? Покажи рукой на это место, где чувствуешь свое "Я люблю себя!". Хорошо запомни, как в твоем теле отражается твое "Я люблю себя!". Сейчас мы обсудим это. А теперь ты можешь вернуться снова в наш класс. Потянись, немного напряги и расслабь все свое тело и открой глаза... Попросите по завершении этой фантазии всех участников хором произнести фразу-подтверждение "Я люблю себя!". Спросите участников, где в сво­ем теле они чувствуют эту любовь. Затем участники могут нарисовать свой образ. Они могут работать в парах, при этом каждый ребенок рисует контур своего партнера на большом листе упаковочной бумаги. Потом этот контур раскрашивается и превращается в улыбающийся и счастливый портрет. Участники могут отдельные части тела характеризовать позитивными прилагательными. Например: "мои красивые карие глаза", "мои золотые умелые руки" и т.д. Анализ упражнения: Почему некоторые люди любят самих себя? Почему некоторые люди себя не любят? Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мы­сли о себе? Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо? Что делает тебя счастливым?

Время: 25 мин.

Упражнение «Понимание»

Цель: снятие личностной тревожности

Содержание. Ведущий. Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях. Если что-то не так, измените положение. Чтобы легче было сосредоточиться на себе и чтобы воображение работало ярче, закроем глаза. Позволим себе немного расслабиться, настолько, насколько вам этого сейчас хочется. Пока сознание, ясное и четкое, будет активно работать, тело отдохнет... Итак, вам удобно, хорошо, комфортно. Давайте поразмышляем вместе. Вся наша жизнь состоит из ситуаций выбора — мы выбираем, нас выбирают. Совпадения бывают не всегда. Нам очень хочется быть в гармонии с окружающим нас миром, но из-за нашей занятости, из-за неумения, а порой невнимания далеко не всегда нам удается правильно понять другого, верно оценить его настроение, прочувствовать его. Представьте себе на своем внутреннем экране человека, которого вам очень хотелось бы лучше понять. Посмотрите на этого человека, посмотрите ему в глаза, постарайтесь понять, что у него в душе, прочувствуйте. Бывает ли этот человек одинок? Хочет ли он любить? Встречается ли он с непониманием и равнодушием? Бывает ли ему иногда больно? Каждый из вас видит сейчас перед собой совершенно удивительного человека. Он удивителен хотя бы тем, что другого такого нет на свете и никогда больше не будет. Но в то же время он такой же, как и вы. Он тоже, как и вы, хочет быть счастливым, ему так же порой бывает страшно, он тоже порой ошибается, делает глупости, страдает от этого. Ему так же, как и вам, хочется быть понятым... Подумайте, прочувствуйте, отчего эти глаза могли бы засветиться счастьем? Подумайте, что вы могли бы сделать для него. В своем воображении смоделируйте такую ситуацию. Что бы вы сейчас хотели для него сделать, чтобы он стал счастливее? А сейчас вспомните, что вы здесь не одни, что вы сидите в удобных креслах среди друзей. Почувствуйте, как хорошо они к вам относятся, как хорошо я отношусь к вам. Представьте лица всех тех, кто сидит рядом с вами. Пожелайте им добра, счастья и любви. Подумайте о чем-то своем... И как только вы почувствуете, что вы проделали всю свою внутреннюю работу до конца, что вам больше не хочется ни о чем думать, что вы отдохнули, то вы откроете глаза. Каждый откроет глаза тогда, когда ему этого захочется!

Время: 10 мин.

Перерыв: 30 мин.

Упражнение «Рисунок»

Цель упражнения: вернуться в активное состояние; потренировать эмпатию, «заразить» друг друга хорошим настроением.

Содержание. Каждый, сидящий в кругу, получает лист бумаги и фломастер. Начните рисовать на листе бумаги что-то такое, что отражало бы ваше настроение сейчас; передайте рисунок соседу слева; посмотрите, прочувствуйте, какое настроение присутствует в рисунке, и добавьте к этому рисунку что-то свое; изменяя рисунок, старайтесь улучшить настроение того, кому этот рисунок принадлежит; добавьте заряд бодрости и оптимизма; рисуя, не концентрируйте внимание на себе, любимом, а помните о другом, о том, чей это рисунок; передайте рисунок соседу слева. Рисунок, пройдя полный круг, возвращается к «хозяину». Учащимся предлагается посмотреть и осознать, поняли ли они его. Можно ли сказать, что этот рисунок несколько изменил настроение в лучшую сторону? Если да, то рисунок остается на память. Если нет, то он мнется и выбрасывается в корзину. Этим упражнением учащиеся показали, насколько они могут подстраиваться к эмоциональному состоянию партнера и зарядить его веселым, хорошим настроением. Время: 35 мин. 5. Упражнение «Живая анкета». Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы: Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии? Что тебе понравилось? Что не понравилось? Какого цвета сейчас твое настроение?

Время: 10 мин.

Занятие 8 (последнее)

  • Приветствие.

  • Упражнение «ответы конверте». (2 этап)

  • Упражнение «письмо самому себе» (2 этап)

  • Упражнение «подарок соседу».

  • Хоровод.

Приветствие

Цель: снять напряжение и настроиться на занятие.

Содержание. Участники группы передают друг другу мяч со словами: «Привет, (имя) ты сегодня…» Время: 7 мин. Реквизиты: мяч.

Упражнение «Ответы на вопросы»

Цель: выявить удовлетворены ли запросы каждого участника тренинга и в какой мере.

Содержание. Ведущий просит всех участников заглянуть в сои конверты и еще раз ознакомиться с их содержимым. Затем предлагаем участникам разбиться на три группы: в один угол идут те, кто получил полный ответ на свой вопрос, в другой – те, кто не получил ответ и хочет задать свой вопрос еще раз всей группе, и в третий идут те, кто получил ответ, но не в полном объеме и готов еще раз задать его вслух. После данной процедуры участники садятся в круг. Даем возможность высказаться каждому, кто хочет получить исчерпывающий ответ от группы. Первоначально проходит обсуждение наиболее трудных проблем.

Время: 28 мин.

Упражнение «Письмо самому себе»

Цель: обобщение полученного в тренинге опыта, анализ участия в работе тренинга.

Содержание. Ведущий раздает участникам конверты с письмами, которые они написали себе в первый день. Каждый распечатывает свой конверт и еще раз читает содержание письма. После этого участники отвечают, по кругу на вопросы: Все ли ваши ожидания сбылись? На все ли ваши вопросы вы получили ответы? Удалось ли Вам поделиться с окружающими теме знаниями, которыми Вы хотели поделиться перед началом тренинга? Происходит обсуждение.

Далее перерыв: 30 мин.

После перерыва ведущий говорит: «Давайте продолжим наше обсуждение. Обычно, сразу после тренинга мы полны желания работать над своими ошибками, хотим что-то в себе изменить, но проходит время, и будничные проблемы притупляют наши ощущения, и мы забываем о своих планах. Для того, что бы этого не произошло, давайте возьмем чистый лист бумаги и напишем на нем памятку для себя «Что я буду делать по новому». (Участники заполняют) Теперь данную памятку можно положить в конверт с письмом самому себе. Время от времени полезно доставать ее, читать и анализировать свои поступки».

Время: 35 мин. Реквизиты: чистые листы формата А4 для каждого участника.

Упражнение «Подарок соседу»

Цель: высказывание благодарности участникам тренинга, которые в течение многих дней работы находились рядом.

Содержание. Каждый участник тренинга получает несколько чистых бланков и в течение 10 минут пишет или рисует что-нибудь памятное (пожелание, напутствие, комплимент) своему соседу слева, справа, и тому, кому сам захочет сказать что-нибудь приятное. Участники обмениваются подарками. Время: 25 мин. Реквизиты: чистые листы формата А4 для каждого участника, фломастеры, карандаши, ручки.

Хоровод

Цель: групповое обсуждение результатов проведенных упражнений, подведение итогов. Содержание. Подростки становятся в круг, и по очереди каждому ребенку дают высказаться в отношении того, что наиболее ему (ей) запомнилось из проделанных упражнений; что вызвало положительные и отрицательные эмоции.

Время:10мин.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!