СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг профвыгорания педагогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде. Задачи:  Знакомство с понятием профессиональное «выгорание», с его характеристиками. Анализ проявления признаков “выгорания”, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью. Создание условий способствующих профилактике синдрома профессионального «выгорания». Дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции.  

Просмотр содержимого документа
«Тренинг профвыгорания педагогов.»

Тренинг «Эмоциональное выгорание педагогов»
Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.
Задачи:
 
Знакомство с понятием профессиональное «выгорание», с его характеристиками.
Анализ проявления признаков “выгорания”, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
Создание условий способствующих профилактике синдрома профессионального «выгорания».
Дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции.
Снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.
Необходимое оборудование: использование ИКТ, салфетки, фломастеры, цветные карандаши, листочки, мяч, стулья на количество участников
Ход тренинга:
Педагог – психолог: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Наш сегодняшний тренинг посвящен теме «Профилактика синдрома эмоционального выгорания», но перед тем как мы  начнем проведем разминку.
 
Разминка.  Упражнение «Самоанализ»
Инструкция: В левой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.



Упражнение «Возьми салфетки» 
Цель: расслабление, создание веселой позитивной атмосферы
Инструкция: участники тренинга сидят в общем кругу. Психолог передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
 
Психолог: «У всех в руках салфетки?» Хорошо, а теперь давайте начнем. Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. На некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество. Подсчитайте, сколько у вас салфеток в руках? Сейчас я прошу вас представиться (называя себя только по имени) и назвать свои положительные качества, стороны характера столько, сколько салфеток у вас в руках.
 
- «Замечательно!» Теперь переходим к нашей теме.
 
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.  Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». Эмоциональное выгорание  это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
 
Причины эмоционального выгорания:
•    Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций
•    Отсутствие близких, доверительных отношений и поддержки
 
•    Загруженность рабочего дня
•    Пессимистический взгляд на себя и окружающий мир
 
•    Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки
•    Недостаточно времени для отдыха и общения
•    Принятие на себя слишком большого количества обязанностей, и недостаток помощи от других.
•    Недостаток сна
 
Многие из вас предварительно заполняли анкеты. Давайте ознакомимся с результатами.
1.Педагогический климат в педагогическом коллективе
Общий балл: 13
От +8 до +22 – средняя степень благоприятности социально – психологического климата
Основные проблемы коллектива:
достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива 
 
каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей
 
успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство
 
проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах 
 
Коллектив заметно разделяется на «привилегированных»; пренебрежительное отношение к слабым
Самооценка творческого потенциала коллектива. По результатам диагностики коллектив достаточно творческий.
Диапазон 24 – 47 баллов. Коллективу присущи качества, которые позволяют творить, но есть и барьеры. Самый опасный – это страх, особенно если члены коллектива ориентированы только на успех. Боязнь неудачи сковывает воображение – основу творчества. Страх может быть и социальным – страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства сковывают творческую активность, приводят к деструкции творческой личности


Ну и плавно приближаемся к «эмоциональному выгоранию».

Выделяют 3 стадии эмоционального выгорания и все эти стадии есть и в нашем коллективе. Почти половина коллектива  к концу учебного года эмоционально опустошены. 
Эмоциональная опустошенность – 43%
 
Эмоциональная опустошенность – первая стадия профессионального выгорания. Она проявляется в эмоциональном перенапряжении, чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и на следующий день, и как результат — в сниженном эмоциональном фоне. Восприятие приглушается, утрачивается острота чувств, возникает ощущение «пустоты», равнодушие ко всему окружающему, в первую очередь к профессиональной деятельности. На этой стадии синдром выгорания еще может рассматриваться в качестве защитного механизма, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.
Редукция профессиональных обязанностей – 33% Это вторая стадия
Затем начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, теряется интерес к общению. В кругу своих коллег начавший «выгорать» профессионал с пренебрежением или цинизмом рассказывает о некоторых своих клиентах или подчиненных. Это характерно для второй стадия выгорания – деперсонализации. Она проявляется в деформации (обезличивании) межличностных отношений. В одних случаях повышается негативизм, активизируются циничные установки и чувства в повседневных контактах как с коллегами, так и с клиентами. В других случаях, наоборот, повышается зависимость от других. Причем «выгорающий» сам не понимает причины своего раздражения и начинает искать их вокруг себя, как правило, на работе.
Отсутствие социальной поддержки – 30%
Редукция личных достижений – 28%
 
Редукция личностных достижений –  третья стадия. Отмечается резкое падение самооценки, которое может проявиться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, к редуцированию собственного достоинства, в негативизме относительно служебных обязанностей, снижении профессиональной мотивации, снятии с себя ответственности, ограничении своих возможностей и обязанностей в отношении других. Человек по привычке может сохранять респектабельность, однако всё и все окружающие становятся ему безразличными. Общение с людьми вызывает дискомфорт. На последней стадии возможны психосоматические реакции и злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками).
Стадии профессионального выгорания:
ПЕРВЫЙ – снижение самооценки. Как следствие, люди чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. 
ВТОРОЙ – одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальные отношения  с окружающими.
 
ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия,сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Симптомы профессионального выгорания:
•    чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
•    ощущение эмоционального и физического истощения;
•    частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
•    полная или частичная бессонница;
•    постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
•    безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
•    повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
•    частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств);
•    постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
•    чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
•    общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
•     ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
•    сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
•    чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
•    невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
•    дистанцированность от коллег
 
Проявление СЭВ у педагогов  (по стажу работы):
8–11% – от 1 года до 3 лет, и у педагогов с 10-летним стажем (адаптация в ОУ, у педагогов со стажем более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты)
22% – от 15 до 20 лет
 
Чаще всего у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет
Психолог: - Перед тем, как нам перейти к способам профилактики эмоционального выгорания, мы посмотрим на вашу реакцию на мелкую неудачу и больше узнаем о себе любимых.
Упражнение «Выбор»
- Представьте, что вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
- Кто определился с ответом на вопрос, попрошу занять свои места рядом с соответствующими надписями.
 
Интерпретация:
 
Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Психолог: - Спасибо, уважаемые коллеги. А теперь я прошу вас занять свои места.
Как и во многих других случаях, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния. А помочь при этом могут следующие способы:
С управлением дыхания
С управлением тонусов мышц, движением
С воздействием слова
С использованием образов
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
длительный сон,
вкусная еда,
общение с природой и животными,
движение,
 
танцы,
музыка.
 
баня, сауна, массаж;
горячая ванна с пеной;
 
SPA-процедуры.

 

Физиологическая саморегуляция: 
«Болезни души неотделимы от болезней тела» Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. «Мышечный панцирь» - он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс. Способы физиологическойсаморегуляции:
Различные движения потягивания и расслабления мышц
Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.
 
РЕЛАКСАЦИЯ — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Психолог: - Сейчас мы с вами постараемся с помощью упражнения снять психическое напряжение и окунуться в мир объятий.
Упражнение «Моечная машина»
Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».
Способы  эмоциональной   саморегуляции:
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
вдыхание свежего воздуха;
чтение стихов;
высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Занятие любимым делом - хобби .
Упражнение «Уровень счастья».
Инструкция. Составьте список того, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в него включено все, что стоит благодарности:  солнечный день, свое здоровье, здоровье родных, жилье, пища, красота, любовь, мир. После того как все выполнят задание, ведущий выясняет, кто из педагогов нашел 10 обстоятельств, за которые можно быть благодарным судьбе; кто пять; кто ни одного.
 
Психолог: «Хотелось бы напомнить историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: «Он наполовину полон, и я благодарен за это». Другой сказал: «он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. И люди владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем «обманутые» люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты».
 
Психолог: - Следующий способ – это самовнушение и самопоощрение:
- Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
 
- В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».
- Дарите себе подарочки и милые безделушки.
Упражнение «Я хвалю себя за то, что…» (мяч)
Психолог: «Уважаемые педагоги. Сейчас мы будем хвалить себя. Необходимо продолжить фразу «Я хвалю себя за то, что …», но перед тем как начать, мы немного разомнемся, упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
Инструкция: Предлагаю всем встать в круг. Я буду предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то признаком. Например, когда я скажу: “Поменяйтесь все те, кто полон сил и энергии”, все те, кто относит себя к данной категории, должны поменяться местами.
 
- Часто чувствует усталость.
- У кого настроение жизнерадостное, полное оптимизма.
- кто чувствует себя счастливым
- кто хочет в отпуск
Упражнение «Самоанализ». 
Психолог: - Возьмите, пожалуйста, листочки, где вы рисовали геометрические фигуры. В правой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур(круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас. Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.
Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.
Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.
Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.
Психолог:  Сейчас я возьму  стеклянную банку и наполню её камнями. Скажите, пожалуйста, полна ли банка? (Ответили: да, полна) Сейчас я возьму банку гороха и высыплю  её содержимое в большую банку, немного потрясу  её. Горох занял свободное место между камнями. А теперь полна банка? (Ответили: да, полна.)
 
Тогда я взяла коробку, наполненную песком, и насыпала его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Полна ли банка? (Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.) Тогда из-под стола я  достала  кружку с водой и вылила её в банку до последней капли, размачивая песок.
 
Психолог: - А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется.
 
Горох — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль.
 
Песок — это всё остальное, мелочи.
 
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И так же в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей.
 
Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.
 
Вы спросите, какое значение имеет вода? Я это сделала  просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.
Психолог: - И в заключении я бы хотела вам сказать, берегите себя для себя! Спасибо за внимание!














Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Задачи:

- создание условий способствующих профилактике СЭВ;

- передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;

- развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;

- формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.

Количество участвующих – 15-20 человек.

Оборудование: листы бумаги, ручки, звезды бумажные, степлер, ножницы, газеты.


Ход тренинга:

Участники сидят полукругом.

- Я рада видеть вас на тренинге, посвященном проблеме '''Синдром эмоционального выгорания педагогов”.

Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром является непосредственным проявлением возрастающих проблем, которые связаны с самочувствием педагогов, эффективностью их труда и стабильностью жизни всего коллектива.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.


Именно педагоги и являются той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Сюда же относятся:

- люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;

- стремящиеся к непременному успеху;

- не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;

- уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.


Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания, а именно:

- стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности,

- беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость,

- не всегда разумная организации труда,

- невнимание к своему здоровью.

Я не буду подробно останавливаться на теоретических основах этого вопроса (т.к. мы это уже рассматривали). Хочу лишь напомнить о симптомах выгорания:

-истощение, усталость;

-бессонница;

-негативные установки;

-пренебрежение исполнением своих обязанностей;

-увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

-уменьшение аппетита или переедание;

-усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);

-усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

-чувство вины;

-переживание несправедливости.

Развитие синдрома носит поэтапный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие высокой установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.



Упражнение “Наши ожидания” (работа в парах)

- Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке).


- Что Вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг)

Участники зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад.

- То, что мы с Вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

Для того чтобы наше общение было эффективным, предлагаю придерживаться следующих правил:

- быть активным;

- придерживаться временных рамок;

- не критиковать соседа;

- все идеи хороши

- правило обратной связи.


Для того, чтобы немного размяться после рабочего дня я предлагаю вам выполнить упражнение-разминку “Карандаши”.

Суть упражнения состоит в удержании карандашей между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Ваша задача, не отпуская карандашей, синхронно выполнять следующие задания.

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, вернуть в исходное положение .

3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).

4. Присесть, встать.

При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

- Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?

- Что помогло выполнить упражнение? Что помешало?

Психологи считают, что осознать, в чем проблема, и вербализовать ее – значит наполовину ее решить. Молодцы!

Уважаемые коллеги! Некоторое время назад мы заполняли анкету с целью выявления возможной степени профессионального выгорания.

Еще раз хочу отметить, что выгорание возникает поэтапно и включает в себя 3 стадии развития стресса:

1. напряжение – его создают повышенная ответственность, трудный контингент, дестабилизирующая рабочая обстановка.

2. сопротивление – когда человек пытается как-то оградить себя от неприятных впечатлений;

3. истощение.


И, конечно же, я хочу сказать несколько слов о проявлении этого синдрома относительно педагогов нашей школы. Некоторое время назад было проведено анкетирование с целью выявления степени возможного выгорания, в котором приняли участие … человек (анализ результатов анкетирования).


И немного исследовательских данных…

Наиболее высокие показатели выгорания имеют педагоги со стажем работы от 10 до 15 лет.

Можно предположить, что это связано с особенностями возраста, а именно с частично совпадающим с этим возрастом кризисом середины жизни. Примерно в этом возрасте наступает момент, когда человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, он задумывается о том, чего достиг, оценивает свои профессиональные достижения, в виде повышения заработной платы, статуса, должности. Если этого не происходит, осознанно или нет, человек начинает испытывать эмоциональный дискомфорт, психическое напряжение, неудовлетворенность трудом, переутомление. И, возможно, это может быть одним из факторов формирования СЭВ.


Возможной причиной выгорания педагогов со стажем 0-5 лет может стать несоответствие ожиданий связанных с профессией и реальной действительностью. Например, мы ожидаем, что, как только профессионал закончил обучение, он автоматически становится компетентным. И, конечно, молодые педагоги сами ожидают от себя компетентности. Они чувствуют себя неадекватными и неуверенными, когда сталкиваются с ситуациями, к которым не были подготовлены.


У педагогов со стажем работы более 20 лет все фазы выгорания также имеют тенденцию к росту. Можно предположить, что данный подъем также связан с возрастными особенностями. Перед человеком встает вопрос: А зачем все это? Зачем я работаю? … Если человек успешно решает жизненные задачи, то в возрасте 50-55 лет он переживает новый подъем творческих сил.


Наиболее устойчивой к синдрому оказалась группа педагогов со стажем 15-20 лет. Для этого возрастного периода характерно освоение родительской дистанции с детьми, появляется возможность больше времени и внимания уделять своей собственной жизни. Это приводит к обновлению переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем ее проявлениям. Таким образом, можно предположить, что достижение определенной душевной гармонии, стабильности этого возрастного периода являются положительными факторами формирования устойчивости к синдрому.



Таким образом, выгорание развивается не в результате длительной профессиональной деятельности. А зависит от возрастных и профессиональных кризисов человека. Также на развитие синдрома оказывают влияние личностные и организационные характеристики.


Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего “посвседневный” психический потенциал человека. Однако стресс, по мнению ученых, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества. Профессия учителя относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации.


И сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приемами снижения стрессового состояния и улучшения настроения.

По мере приобретения подобного опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.

Давайте рассмотрим и обсудим естественные способы регуляции, которые вы наверняка используете ежедневно в своей работе. Другими словами, какие приемы можно использовать в повседневной жизни с целью снижения негативного влияния, например, стрессовых ситуаций на организм?

- Сейчас будем использовать прием ”Мозговой штурм”, т.е. вырабатывать максимальное количество идей по данному вопросу. Работа осуществляется в 2 группах.

- смех, улыбка, юмор. Подарите, пожалуйста, сейчас своему соседу справа и слева улыбку. Может есть желающие рассказать анекдот?

– размышление о хорошем, приятном (ситуации, поступки и т.д.),

– различные движения типа потягивания,

– наблюдение за пейзажем за окном,

– рассматривание цветов в помещении, фотографий,

– “купание” в солнечных лучах,

– вдыхание свежего воздуха,

– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так. Есть желающие сделать комплимент, например, своим коллегам?

Однако есть и особенные, специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации.


Упражнение “Огонь - лед”

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Упражнение выполняется, стоя в кругу. По команде “Огонь” вы начинаете интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбирается каждым участником произвольно. По команде “Лед” вы застываете в позе, в которой вас застигла команда, напрягая до предела все тело. Далее команды чередуются.


- Какие ощущения и эмоции вызвало это упражнение?

- Молодцы! Но согласитесь, что на эмоциональное состояние каждого из нас влияет и показатель сплоченности коллектива. Т.е. то, насколько комфортно мы себя чувствуем среди коллег, насколько мы можем рассчитывать на их помощь. И у каждого из нас есть свое представление о понятии ”коллектив”, например, нашей школы.


В любом случае, стремиться к единству нужно. Но, думаю вы согласитесь, что в некоторых ситуациях должен быть и дух соперничества. В связи с этим я предлагаю вам выполнить Упражнение ”Вавилонская башня”.

Оно направлено на сплочение коллектива, но носит соревновательный характер. Вам нужно разделиться на 2 команды. Каждой команде выдается набор бумаги, степлер, ножницы.

Ваша задача – в течение 15 минут построить башню. Принцип строительства вы определяете сами. Внутри каждой команды вы разрабатываете стратегию работы, обсуждаете идеи и т.д. Можно использовать только то, что вам дали. По истечению времени вы должны представить высокое творение, которое должно держаться без вашей помощи.


- Какие эмоции вызвало это упражнение? Сделали ли вы для себя какие-либо выводы?


Упражнение “Звуковая гимнастика”

Сейчас я хочу познакомить вас со звуковой гимнастикой. Но прежде чем приступить к ее выполнению, следует придерживаться правила: спокойное, расслабленное состояние; выполняется стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.

- Помните, любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, и вырабатывает собственные приемы восстановления. Наверняка, эти приемы есть у вас. Может кто-то хочет поделиться ими с коллегами?


Упражнение-размышление.

- Уважаемые коллеги! Посмотрите на стены нашего кабинета. Наверное, у некоторых из вас по ходу нашего тренинга возникал вопрос: при чем здесь звезды?

Эти звезды были сделаны учащимися нашей школы. Почему именно звезда? Потому что педагог и ребенок – это необъемлемая часть образовательного процесса. И дети ассоциируют педагога, учителя в некоторой степени со звездой. Той звездой знаний, к которой они стремятся. Вот что они говорят… (зачитываются мысли учащихся о педагогах школы).


Со своей стороны я хочу прочитать небольшой текст. А вот о его значении задумайтесь, пожалуйста, вы сами.


Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. И все люди, кто рождался под их светом зеленых лучей, становились очень добрыми.

И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала она. “А что ты даешь людям?”- спросили ее другие звезды. В ответ она задумалась….


- Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам “светиться” всегда и везде!


- Наше занятие подходит к концу. Давайте по кругу выскажем свое мнение о встрече, о своем состоянии. Помните, что вы высказываете свое мнение. И оно важно, даже если имеет отрицательный оттенок.

- Спасибо за активную и продуктивную работу! (желающим раздаются буклеты с информационным материалом)



































Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

( мастерская по презентации когнитивно-ориентированного тренинга,

направленного на осознание собственных взаимоотношений с профессиональной деятельностью)

Цель:

- Познакомить присутствующих с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения, способами профилактики;



- С помощью практических упражнения и анализа сведений, полученных в процессе работы с представителями разных профессий образования проиллюстрировать проблему эмоционального выгорания



- Представить схему тренинговой программы по вопросам эмоционального выгорания в профессиональной сфере (1 этап - когнитивный)



Раздаточный материал:



Приложение №1. План тренингового занятия



Приложение №2. Таблицы «Поле самодиагностики»



Приложение №3. Гистограммы «Показатели фаз развития стресса»



Приложение №4. Таблицы «Причины неудовлетворения в профессиональной сфере»



Приложение №5. Список литературы





План работы



1. Введение. Актуальность проблемы. Краткая история возникновения интереса к проблеме. Анализ существующих подходов.



2. Профессиональное и личное в нашей жизни. Выполнение практических упражнений, иллюстрирующих их индивидуальное соотношение.



3. Знакомство с тремя составляющими синдрома выгорания (эмоциональная истощенность, деперсонализация, редукция профессиональных достижений).



4. Самодиагностика проявления признаков выгорания, выделение видов симптомов.



5. Анализ стадий развития выгорания



6. Иллюстрации развития стадий выгорания. Результаты экспресс-исследования с помощью опросника Бойко В.В.



7. Удовлетворение профессиональной деятельностью (мини-дискуссия). Источники стресса, индивидуальные и организационные факторы. Анализ высказываний представителей разных специальностей системы образования.



8. Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов проф.деятельности. Выполнение практических упражнений.



9. Смысловое содержание проф.деятельности как важный компонент профилактики выгорания. Наличие проф.ценностей, совпадающих с притязаниями личности.



10. Техника безопасности: использование способов эмоциональной саморегуляции и восстановления себя.



11. Эмоциональное выгорание и профессиональные деформации: схожее и различное. Использование юмора в качестве профилактического приема.





Примерное содержание



Как установлено многочисленными исследованиями, специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми (педагоги, психологи, социальные работники и др.), испытывают большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в постепенном эмоциональном утомлении и опустошении. При достижении определенного уровня напряжения организм начинает пытаться защищать себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с клиентами.



Кратко:



«Психическое выгорание» – состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. (В.Е.Орел) Явление выгорания с данной точки зрения рассматривается как проявляющееся в виде целого ряда симптомов, которые делятся на аффективные, когнитивные, физические и поведенческие.



«Синдром эмоционального выгорания» - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.



Существует более узкая трактовка феномена выгорания, в центре которой лежат эмоции и чувства человека. Эмоциональное выгорание, по мнению доктора психологических наук Бойко Виктора Васильевича, - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Данный стереотип эмоционального восприятия действительности складывается под воздействием ряда факторов и предпосылок – внешних и внутренних.



Работу предлагается начать с того, чтобы разобраться, какое место в нашей жизни занимает профессиональная и личная составляющие.



2. Практические упражнения



а). Упражнение «Баланс реальный и желательный»



Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).



В другом круге - их идеальное соотношение.



Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?



Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?



От кого или от чего это зависит?





б). Упражнение «Я – дома, я – на работе».



Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я - на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.



Проанализировать:



· похожие черты,



· противоположные черты



· одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях



· отсутствие общих черт



· какой список было составлять легче; какой получился объемнее?



· каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.



Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.



3. Составляющие синдрома выгорания



Комментарий: информация дается под запись. Специального анализа проявления данных составляющих в ходе тренинга не проводится, однако они упоминаются при иллюстрации индивидуальных черт, влияющих на выгорание.



Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:



¨ Эмоциональную истощенность



¨ Деперсонализацию (цинизм)



¨ Редукцию профессиональных достижений



Под эмоциональным истощение понимается чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.



Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо.



Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.



4. Поле самодиагностики – раздаточный материал



Выгорание – длительный процесс. Его симптомы нарастают постепенно, иногда незаметно. Присутствующим предлагается оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака. Оценка, безусловно, имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно, на обсуждение не выносится. Желающие могут поделиться впечатлениями.



Таблица разделена на 4 части по видам симптомов. После заполнения таблицы присутствующим предлагается их определить. Далее обращается внимание на самостоятельное выделение того вида симптомов, в разделе которого наибольшее число закрашенных клеточек – это проблемная зона.



Информация для ведущего:



Виды симптомов



· Поведенческие



· Аффективные



· Когнитивные



· Физические



Комментарий: существует точка зрения на симптомы сгорания как внешнее проявление некоторых естественных процессов, происходящих в консультанте во время его работы. Имеется в виду отношение к симптомам сгорания как сигналам, идущим из внутренней сферы в «сферу сознания», как способу коммуникации между «скрытым» и «понятым», несознаваемым и осознанным. В какой-то мере это – друзья консультанта, так как они помогают ему узнать о том, что с ним происходит.

5. Три стадии синдрома



Как уже было сказано, профессиональное выгорание – процесс постепенный. Согласно исследованиям в нем можно выделить три основные стадии. В таблице «Поле самодиагностики» сознательно предложена 5-ти балльная система оценки, чтобы не произошло путаницы со стадиями развития выгорания.



Комментарий: информация дается под запись.



Первая стадия



Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.



Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет



На второй стадии



Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, больных, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.



Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.



Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.



Третья стадия — собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы.



Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.



6. Экспресс-исследование. Опросник В.В.Бойко



Для иллюстрации развития стадий выгорания было проведено экспресс-исследование, не претендующее на глубину, но явно демонстрирующее актуальность проблемы. В ходе исследования использовался опросник В.В.Бойко «Эмоциональное выгорание».



В своей книге Виктор Васильевич также указывает на то, что эмоциональное выгорание – динамический процесс, который возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его как защитную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства.



Комментарий: информация подается устно, опорные термины выносятся на доску.



При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:



фаза



определение



примечания



симптомы



1. Нервное (тревожное) напряжение



Его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента



Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.



1. Переживание психотравмирующих обстоятельств



2. Неудовлетворенность собой



3. Загнанность в клетку



4. Тревога и депрессия



2.Резистенция



Сопротивление



Человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений



Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу появляется с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся у него в распоряжении средств



1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование



2. Эмоционально-нравственная дезориентация



3. Расширение сферы экономии эмоций



4. Резукция профессиональных обязанностей



3. Истощение



Оскуднение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.



Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.



1. Эмоциональный дефицит



2.Эмоциональная отстраненность



3. Личностная отстраненность или деперсонализация



4. Психосоматические и психовегетативные нарушения





Раздаточный материал – гистограмма «Показатели фаз развития стресса»



В исследовании приняло участие 23 педагога-психолога в возрасте от 23 до 53 лет со стажем работы от 7 месяцев до 12 лет. Обследованные условно были поделены на 4 группы: 1 - со стажем работы от 7мес. до 2-х лет; 2гр. – 4-5 лет; 3 гр. – 7-9 лет, 4 гр. – 10 и более лет



Согласно полученным данным, стаж работы 4-5 лет, по сравнению с другими группами, характеризуется как наиболее стрессоустойчивый период.



Комментарий: опираясь на гистограмму, сравниваются показатели фаз развития стресса. Как наиболее сформированная на себя обращает внимание фаза «Резистенции». Далее выделяются наиболее ярко представленные симптомы (числовые данные для наглядности выносятся на доску)



фаза «Резистенции»



значение



1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования»



Несложившийся симптом – 35% (8 человек)



Складывающийся симптом – 43% (10 чел)



Сложившийся симптом – 22% (5 чел)











Несомненный признак выгорания



Профессионал перестает улавливать разницу между экономичным проявлением эмоций и неадекватным избирательным реагированием. Эмоциональная отдача ограничивается по принципу «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание данному партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояния и потребности.





4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей»



Несложившийся симптом – 43% (10 человек)



Складывающийся симптом – 22% (5 чел)



Сложившийся симптом – 35% (8 чел)





Редукция – упрощение



Попытка облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат



Врач не находит нужным дольше беседовать с больным



Медсестра не обронила доброго слова



Официант не замечает, что надо сменить скатерть





7. Удовлетворение от работы:



Важный профессиональный фактор, имеющий тесную связь с выгоранием – удовлетворенность трудом. Данный параметр имеет положительные корреляции со всеми тремя компонентами выгорания: эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией профессиональных достижений.



Форма работы: мини-дискуссия по подгруппам.



· Разделиться на подгруппы по 3-5 человек. Составить перечень барьеров, препятствующих получению удовлетворения от профессиональной деятельности «Что мешает вам получать удовлетворение от профессиональной деятельности?».



· Представить их для записи на доске.





Комментарий: делая записи на доске, психолог предлагает анализировать, к каким факторам относится та или иная причина неудовлетворения, к организационным или индивидуальным. Как правило, в результате данного обсуждения на доске появляется достаточно объемный список организационных причин и состоящий из 1-3 пунктов список индивидуальных причин. (К слову можно заметить, что индивидуальные причины называются специалистами, имеющими минимальный стаж работы 1-2 года. Люди, работающие в профессии давно, называют внешние причины неудовлетворения.) На этот наглядный факт обращается внимание. После этого до сведения присутствующих доводится, что по результатам исследований, ведущая роль в возникновении и развитии выгорания принадлежит личностным факторам, которые представляют собой совокупность индивидуально-психологических особенностей. Обычно эта информация воспринимается присутствующими живо, с юмором, вызывает обсуждение.

Информация для ведущего группы:



Факторы, оказывающие влияние на выгорание





Индивидуальные факторы



Организационные факторы



Социально-демографические



Возраст



Пол



Уровень образования



Семейное положение



Стаж работы



Личностные особенности



Выносливость



Локус контроля



Стиль сопротивления



Самооценка



Тип поведения А



Невротизм (тревожность)



Экстраверсия



Условия работы



Рабочие перегрузки



Дефицит времени



Продолжительность рабочего дня



Содержание труда



Число клиентов



Острота их проблем



Глубина контакта с клиентом



Участие в принятии решения



Самостоятельность в своей работе



Обратная связь





Индивидуальные факторы:



- Возраст: Отрицательная корреляция между возрастом и выгоранием. Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью



- Пол: мужчины более подвержены деперсонализации, у женщин ярче выражено эмоциональное выгорание. Мужчины оказались более чувствительны к воздействию стрессоров в ситуациях, которые требовали от них демонстрации истинно мужских качеств (сила, отвага). Женщины оказались более чувствительны к стрессовым факторам при выполнении тех обязанностей, которые требовали от них сопереживания, воспитательных умений, подчинения.



- Работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки (по сравнению с мужчинами) из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей



- Семейное положение: Более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц (особенно мужского пола), не состоящих в браке. Причем холостяки в большей степени подвержены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами.



- Личностные особенности: отрицательная корреляция с личностной выносливостью, положительная корреляция с внешним локусом контроля, отрицательная корреляция с самооценкой, положитллная корреляция с агрессивностью и тревожностью, отрицательная с чувством групповой сплоченности



- И др.





· Раздаточный материал: Таблицы с ответами коллег – найти различия и общее. Таблица не содержит ответы педагогов-психологов, т.к. они итак появятся в результате работы аудитории.



· Под диктовку: Рейтинг источников стресса в работе педагога-психолога (можно сделать раздаточный материал). Исследование доктора психологических наук Малых Сергея Борисовича





1. Недостаток времени для того, чтобы как следует выполнять свою работу



2. Написание отчетов



3. Общение с враждебно настроенными родителями



4. Необходимость делать «норму»



5. Отсутствие необходимых диагностических материалов



6. Недостаточное признание заслуг и ценности работы психолога





8. Практические упражнения



а). Для того, чтобы получить материал для анализа собственных источников негативных переживаний на работе (посмотреть на них «со стороны»), а также для последующего выявления ресурсов проф.деятельности, предлагается выбрать один из записанных на доске «барьеров» (наиболее актуальный, либо другой, если его нет в общем списке) и изобразить в виде рисунка, схемы, символа. Желающие могут поделиться впечатлениями, но основной анализ изображений состоится после следующего упражнения.



б). Упражнение: «16 ассоциаций» (упражнение из тренинга Шубиной Елены, члена ассоциации профессионального тренинга, используется с добавлениями.)



Горизонтальный лист формата А4 делится на 5 равных вертикальных колонок. В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т.д. Таким образом, во второй колонке получается уже восемь ассоциаций. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, – в третьей колонке получаем 4 слова. Продолжаем до тех пор, пока в последней, пятой, колонке не останется только одна ассоциация. Ее также необходимо изобразить в виде схематического рисунка.



Теперь у каждого есть два изображения – рисунок помехи к удовлетворению от работы и образное ассоциативное представление о самой работе. Их необходимо сравнить, выделить общие и различные элементы, проанализировать с точки зрения наличия сильных и слабых черт, возможных направлений роста.





*Следующий вопрос я не копаю глубоко, так как боюсь сесть в лужу. Это уже вопросы философского плана, знания мои здесь мелки, примерны, однако интуитивно я чувствую, что здесь зарыта большая-большая собака. Наличие смысла в том, чем человек занимается, причем значимого, ценного для этого конкретного человека, на мой взгляд является основополагающим для самодостаточного ощущения. Надо почитать. Может что-то посоветуете?



9. Смысловая составляющая



Мини-дискуссия: «Для чего вы работаете?»



Упражнение: Три рисунка «Я работаю психологом»



- начало трудового пути (или представления студента, если у специалиста совсем маленький опыт работы)



- в настоящее время



- через 5 лет



Присутствующие делятся в первую очередь собственными ощущениями от своих рисунков. Важно, чтобы они сами смогли увидеть возможные различия в содержании, разработанности, цветовой гамме изображенного.



Комментарий: работа с целями может стать темой отдельного занятия. Для этого, к примеру, можно использовать упражнения из книги Клауса Фопеля «Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего», стр.37-66, раздел «Цели как предмет психологической работы в группе». Также можно уделить время анализу профессиональных стереотипов.



В рамках представляемого тренинга решается задача осмысления различий в целях проф. деятельности в начале карьеры и в процессе накопления проф. опыта.





10. Эмоциональная регуляция



Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.



- естественная регуляция



- саморегуляция



Естественные способы регуляции организма. Интуитивно используются многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.



Задание: на доске составляем список способов регуляции состояния (юмор, общение, прогулки, бассейн, спортзал, секс, хобби, рукоделие, уборка квартиры, путешествия, застолье, культурные мероприятия и др.)



Комментарий: обычно составляется весьма обширный перечень. Вопрос состоит не в том, чтобы в принципе придумать, как же можно отдохнуть. Важно реально уделять этому время и место в своей жизни. Если время остается, можно выполнить упражнение Владимира Ромека «Что мне доставляет удовольствие?» . Кратко, его смысл в том, что участники ранжируют для себя 10 приятных дел по степени удовольствия, доступности и частоте использования и тем самым выбирают наиболее приятные и доступные занятия. Как правило, в результате обнаруживается, что у присутствующих достаточно времени на эти занятия, но они по разным причинам этого не делают.



Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.



На данном занятии способы саморегуляции не рассматриваются, так как этому посвящается отдельная встреча, которую можно назвать второй ступенью тренинга. На эту встречу отводится целый рабочий день. Он посвящается телесно-ориентированным техникам мышечной и эмоциональной релаксации. Всех присутствующие приглашаются для продолжения работы, совместно выбирается удобный день.



Работа группы в этот день завершается. Для логического завершения процедуры самоанализа, а также для создания положительного настроя на дальнейшую работу выполняем еще два задания: рисуем карикатуру (на это изобразительных способностей хватит у всех) и осуществляем процедуру психологической поддержки других участников.





11. Профессиональное выгорание и деформации



Упражнение «Карикатура». Нарисовать карикатуру на себя «Я на работе» или «Я – психолог». В юмористической форме изобразить собственные черты, которые мы стараемся в себе развивать, и которые стали неотъемлемой частью профессии (эмпатия, общительность, умение слушать без оценок, доброжелательность, гибкость, креативность, компетентность и пр.).



Комментарий: некоторые авторы, писавшие о выгорании, считают, что оно является одним из проявлений профессиональной деформации личности. Это обосновывается тем, что под профессиональной деформацией понимаются некоторые сформированные в профессии аспекты личности, имеющие негативный оттенок и проявляющиеся большей частью в непрофессиональной жизни. Выгорание же – это чисто профессиональный феномен. Однако имеются и спорные моменты:



- проф. деформация не всегда может носить отрицательный характер (Гришина Н.В.);



- негативное влияние выгорания может проявиться и в непрофессиональных сферах жизни;



- выгорание может возникнуть и в начале проф.пути как результат несоответствия между требованиями профессии и притязаниями личности, в то время как деформация личностных особенностей должна проявляться на более поздних этапах карьеры.



Заключение. Так как перед работой мини-мастерской стоят в первую очередь задачи передачи знаний и опыта, то процедура психологической поддержки и организованной обратной связи не проводится. Их описание содержится в раздаточном материале – плане тренинга. Карикатуры участников вывешиваются на стену.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!