СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочный КИМ для подготовки к экзамену в 9 классе по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

КИМ можно использовать для проведения пробного (тренировочного) экзамена в 9 классе по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«Тренировочный КИМ для подготовки к экзамену в 9 классе по обществознанию»

Тренировочный КИМ ОГЭ по обществознанию

1. Задание 1 

Понятия «авторитарный режим», «республика», «федерация» от­но­сят­ся к ха­рак­те­ри­сти­ке сферы общества

 

1) эко­но­ми­че­ской

2) по­ли­ти­че­ской

3) социальной

4) духовной

2. Задание 2 

К категориям нравственности относятся понятия

 

1) честь и достоинство

2) комфорт и удобства

3) природа и культура

4) здоровье и успех

3. Задание 3

Сергей ра­бо­та­ет врачом. Он чест­ный и по­ря­доч­ный человек. В сво­бод­ное время он иг­ра­ет в му­зы­каль­ной груп­пе и за­ни­ма­ет­ся в сту­дии баль­ных танцев. Всё это ха­рак­те­ри­зу­ет Сер­гея как

 

1) товарища

2) индивида

3) личность

4) работника

4. Задание 4 

Верны ли следующие суждения об индивидуальности?

 

А. Каждый человек является яркой индивидуальностью.

Б. Индивидуальностью можно назвать человека, который отличается творческим подходом к жизни.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Задание 5 

По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?

 

1) основное общее образование

2) среднее общее образование

3) среднее профессиональное образование

4) дополнительное образование

6. Задание 6 

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о религии?

 

А. Ре­ли­гия тре­бу­ет от ве­ру­ю­щих со­блю­де­ния определённых правил.

Б. Ре­ли­гия ока­зы­ва­ет вли­я­ние на от­но­ше­ние ве­ру­ю­ще­го к окру­жа­ю­ще­му миру.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

7. Задание 7 

Какой при­знак ха­рак­те­ри­зу­ет ры­ноч­ную экономику?

 

1) централизованное ценообразование

2) значительная роль про­мыш­лен­но­го производства

3) многообразие форм собственности

4) уравнительное рас­пре­де­ле­ние про­из­во­ди­мых благ

8. Задание 8 

Налоги, взи­ма­е­мые не­по­сред­ствен­но с какого-либо до­хо­да или иму­ще­ства в уста­нов­лен­ном размере, называются

 

1) косвенными

2) прямыми

3) акцизами

4) таможенной пошлиной

9. Задание 9 

Работники фирмы «Ивушка» являются её собственниками. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что «Ивушка» — акционерное предприятие?

 

1) Предприятие вовремя уплачивает налоги.

2) Фирма взяла в банке кредит на развитие производства.

3) Доходы распределяются между работниками.

4) Работники получают дивиденды от имеющихся у них ценных бумаг предприятия.

10. Задание 10 

Верны ли следующие суждения о предприятиях различных форм собственности?

 

Предприятия различных форм собственности должны

А. ежегодно выплачивать дивиденды по своим ценным бумагам.

Б. уплачивать налоги в государственный бюджет.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11. Задание 11 

Деление общества на группы называется

 

1) социальным статусом

2) социальной стратификацией

3) социализацией

4) социальным положением

12. Задание 12 

В начале прошлого века 75% трудоспособного населения России были крестьянами, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности, менее 1% были заняты на государственной службе. Эти данные характеризуют

 

1) социально-классовую структуру

2) государственное устройство

3) сословный строй

4) социально-территориальную структуру

13. Задание 13 

Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

 

А. Социальный конфликт имеет только негативные последствия.

Б. Столкновение интересов социальных групп отражает межличностный конфликт.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Задание 14 

Отличительным признаком политической партии является

 

1) объединение людей с общими интересами

2) создание разветвленной организации

3) право законодательной инициативы

4) стремление участвовать в осуществлении политической власти

15. Задание 15 

Согласно нашей Кон­сти­ту­ции депутатом Го­су­дар­ствен­ной Думы РФ может быть из­бран гражданин до­стиг­ший 21 года и име­ю­щий право участ­во­вать в выборах. В этом про­яв­ля­ет­ся избирательное право

 

1) косвенное

2) активное

3) равное

4) пассивное

16. Задание 16 

Верны ли следующие суждения о политической власти?

 

А. Одна из функций политической власти — управление общественными процессами.

Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

17. Задание 17 

Что является отличительным признаком правового государства?

 

1) наличие системы законодательства

2) равноправие и равенство граждан перед законом

3) функционирование правоохранительных органов

4) наличие суверенитета

18. Задание 18 

Депутаты Го­су­дар­ствен­ной Думы РФ яв­ля­ют­ся пред­ста­ви­те­ля­ми власти

 

1) исполнительной

2) муниципальной

3) законодательной

4) судебной

19. Задание 19 

Гражданин решил завещать внуку свою квартиру. Куда ему следует обратиться?

 

1) в органы внутренних дел

2) к адвокату

3) к мировому судье

4) к нотариусу

20. Задание 20 

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о раз­де­ле­нии вла­стей в пра­во­вом государстве?

 

А. Раз­де­ле­ние вла­стей яв­ля­ет­ся признаком, ха­рак­тер­ным толь­ко для рес­пуб­ли­кан­ских государств.

Б. Прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей за­клю­ча­ет­ся в рас­пре­де­ле­нии пол­но­мо­чий между цен­траль­ны­ми и мест­ны­ми ор­га­на­ми власти.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

21. Задание 21 

На уроке уче­ник по­лу­чил за­да­ние срав­нить два вида республик: пар­ла­мент­скую и президентскую. Выберите и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую колонку — порядковые но­ме­ра черт различия.

 

1) Глава пра­ви­тель­ства — лидер партии, по­бе­див­шей на выборах.

2) Президент яв­ля­ет­ся гла­вой государства.

3) Парламент об­ла­да­ет за­ко­но­да­тель­ной властью.

4) Президент из­би­ра­ет­ся все­на­род­ным голосованием.

 


Черты сходства

Черты отличия





22. Задание 22 

Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой и типом общества: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВА

 

ТИПЫ ОБЩЕСТВА

А) со­слов­ная струк­ту­ра общества

Б) мас­со­вое про­мыш­лен­ное производство

В) ре­ша­ю­щая роль про­мыш­лен­ни­ков и

бизнесменов в со­ци­аль­ной жизни

Г) гос­под­ство сель­ско­го хо­зяй­ства в эконо-

мическом производстве

Д) ос­но­вы­ва­ет­ся на при­о­ри­те­те личных

интересов над коллективными

Е) имеет клас­со­вую струк­ту­ру общественной стратификации

 

1) тра­ди­ци­он­ное общество

2) ин­ду­стри­аль­ное общество

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

23. Задание 23 

Прочитайте приведённый текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но буквой.

 

(А) Законы ре­гу­ли­ру­ют жизнь общества, уста­нав­ли­вая рамки доз­во­лен­но­го поведения. (Б) Слишком боль­шое число за­ко­нов так же вред­но для общества, как и их недостаток. (В) В любом демократическом го­су­дар­стве дей­ству­ют пра­во­охра­ни­тель­ные органы, ос­нов­ны­ми за­да­ча­ми ко­то­рых яв­ля­ет­ся за­щи­та прав и сво­бод граждан, борь­ба с правонарушениями.

 

Определите, какие по­ло­же­ния текста

 

1) от­ра­жа­ют факты

2) вы­ра­жа­ют мнение

 

Запишите в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих положений. 

А

Б

В

 

 

 

24. Задание 24

В стране X в разные годы были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете в настоящее время материальное положение вашей семьи?» Результаты опросов приведены в таблице.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Сократилось количество граждан, считающих, что они живут очень хорошо.

2) Более половины опрошенных в 2012 г. граждан считают свое материальное положение средним.

3) Абсолютное меньшинство опрошенных граждан считают свое материальное положение очень хорошим.

4) Увеличилось количество граждан, считающих свое материальное положение плохим.

5) Более 2/3 опрошенных граждан не считают свое материальное положение хорошим.

25. Задание 25 

В 2010 г. Все­рос­сий­ский центр изу­че­ния общественного мне­ния провел со­цио­ло­ги­че­ский опрос. Пред­ла­га­лось ответить на вопрос: Откуда, из каких ис­точ­ни­ков вы чаще всего узна­е­те о том, что про­ис­хо­дит в стра­не и мире (участники могли вы­би­рать не более двух позиций)? По­лу­чен­ные сравнительные дан­ные (в %) пред­став­ле­ны в таблице.

Результаты опроса, от­ра­жен­ные в таблице, были опуб­ли­ко­ва­ны и про­ком­мен­ти­ро­ва­ны в СМИ. Какие из при­ве­ден­ных ниже вы­во­дов непосредственно вы­те­ка­ют из по­лу­чен­ной в ходе опро­са информации? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Роль те­ле­ви­де­ния как ис­точ­ни­ка информации по срав­не­нию с преды­ду­щим периодом су­ще­ствен­но возросла.

2) Интернет оста­ет­ся малодоступным ис­точ­ни­ком информации для людей по­жи­ло­го возраста.

3) Значение пе­чат­ных изданий как ис­точ­ни­ков информации сни­жа­ет­ся из-за удо­ро­жа­ния газет и журналов.

4) В бли­жай­шем будущем Ин­тер­нет вытеснит пе­чат­ные средства мас­со­вой информации.

5) Главным ис­точ­ни­ком информации для всех воз­раст­ных категорий на­се­ле­ния является телевидение.

26. Задание 26 

Составьте план текста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.


Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.

Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.

Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.

 

(По Э. Бенешу)

27. Задание 27 

Опираясь на текст, на­зо­ви­те три фактора, вы­сту­па­ю­щие при­чи­на­ми де­цен­тра­ли­за­ции го­су­дар­ствен­но­го управления.


28. Задание 28 

Используя со­дер­жа­ние текста, на­зо­ви­те три ха­рак­тер­ные черты демократии, ко­то­рые вы­де­ля­ет автор.


29. Задание 29 

В каких формах, по мне­нию автора, может про­яв­лять­ся про­бле­ма централизации, децентрализации? На­зо­ви­те три таких формы, про­ил­лю­стри­руй­те каж­дую из них примером.


30. Задание 30 

В стра­не Z мест­ные ор­га­ны вла­сти кон­тро­ли­ру­ют­ся цен­траль­ны­ми ор­га­на­ми власти. Мест­ные ор­га­ны вла­сти по всем во­про­сам от­чи­ты­ва­ют­ся перед цен­траль­ны­ми ор­га­на­ми власти. От­сут­ству­ет мест­ное самоуправление. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние текста, укажите, сов­ме­сти­мо ли, по мне­нию автора, опи­сан­ное тер­ри­то­ри­аль­ное устрой­ство с де­мо­кра­ти­че­ским режимом. При­ве­ди­те фраг­мент текста, ко­то­рый по­мо­га­ет от­ве­тить на дан­ный вопрос. При­ве­ди­те один соб­ствен­ный ар­гу­мент в под­твер­жде­ние мне­ния автора.


31. Задание 31 

Автор пишет, что де­цен­тра­ли­за­тор­ские дви­же­ния могут при­во­дить к со­вер­ше­нию ве­ли­ко­го греха и пре­ступ­ле­ния про­тив соб­ствен­но­го го­су­дар­ства и народа. С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в под­твер­жде­ние ав­тор­ской позиции.



































Ключ

1

2

14

4

2

1

15

4

3

3

16

3

4

2

17

2

5

2

18

3

6

3

19

4

7

3

20

4

8

2

21

2314

9

4

22

122122

10

2

23

121

11

2

24

25

12

1

25

25

13

4






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!