СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тригонометрические хитрости на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для многих ребят в школе тригонометрия – один из самых трудных, непонятных разделов математики.  В данной статье предлагаются простые правила для запоминания определений основных тригонометрических функций,  а также показано как можно с помощью левой руки быстро и легко, а главное правильно, найти значения синуса и косинуса для табличных углов от 0⁰ до 90⁰.

Просмотр содержимого документа
«Тригонометрические хитрости на уроках математики»

Коптева Лайсан Мунавировна

МБОУ «СОШ № 27» НГО, п. Южно-Морской

Учитель математики

Тригонометрические хитрости на уроках математики

Для многих ребят в школе тригонометрия – один из самых трудных, непонятных разделов математики. Уже с первых уроков идёт отторжение и нежелание изучать её, вникать в глубины, запоминать правила, значения функций. Конечно, возникала в голове мысль как же помочь ребятам? И однажды осенило – для запоминания определений синуса и косинуса применять закон «равновесия». Согласно этому закону к короткому слову (синус) надо соотнести длинное слово (противолежащий), к длинному слову (косинус) – короткое слово (прилежащий). Ура! Это заработало, многие ребята стали участвовать в рассуждениях, решениях задач.

Через некоторое время пришло озарение по запоминанию правила про тангенс. Именно предлог «про» помог. И сейчас, когда я прошу напомнить определение про тангенс, специально делаю упор на предлог про и ребята хором отвечают – это отношение противолежащего катета к прилежащему. Назвали мы данный способ – правило «про».

Для облегчения запоминания, что косинус угла – это абсцисса точки, а синус угла – это ордината точки единичной окружности используем закон соответствия. Предлагаю ребятам посмотреть на начальные буквы функций (косинус, синус), начальные буквы координат (абсцисса, ордината) и записать их в алфавитном порядке: в первой строке – функции, во второй – координаты.

Косинус синус



Абсцисса ордината

А значения синуса и косинуса для углов 0, 30, 45, 60, 90 легко вычислить с помощью левой руки. Для этого:

Пронумеруем пальцы от большого до мизинца, счет начинаем с нуля (рис. 1).

Затем из каждого числа извлечем корень и разделим на 2. Где возможно подсчитаем значения (рис. 2).





















Рис. 2

Рис. 1

Для функции синус отсчет углов идет от большого пальца к мизинцу, для косинуса – от мизинца к большому, то есть:

Для sin Для cos

большой № 0 – соответствует 0, большой № 0 – соответствует 90,

указательный № 1 – соответствует 30, указательный № 1 – соответствует 60,

средний № 2 – соответствует 45, средний № 2 – соответствует 45,

безымянный № 3 – соответствует 60, безымянный № 3 – соответствует 30,

мизинец № 4 – соответствует 90. мизинец № 4 – соответствует 0.

Ребята, которые используют этот метод, отсчитывают угол в нужном направлении, смотрят на номер пальца и говорят значение функции.



Угол

№ пальца

Значение

0

0

sin 0 =

30

1

sin 30 =

45

2

sin 45 =

60

3

sin 60 =

90

4

sin 90 =

Угол

№ пальца

Значение

90

0

cos 90 =

60

1

cos 60 =

45

2

cos 45 =

30

3

cos 30 =

0

4

cos 0 =








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!