Тригонометрические уравнения и неравенства в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по математике
Рассмотрим какие задания по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства» предлагаются в контрольно-измерительных материалах единого государственного экзамена по математике за 2012-2018 годы.
Вначале рассмотрим несколько примеров из КИМов ЕГЭ по математике последних лет.
Пример 1.1 (ЕГЭ – 2018). Решить уравнение:
а)
.
б) Найти корни уравнения, принадлежащие промежутку
.
Решение.
Применяя формулу синуса суммы аргументов, уравнение примет вид:
или
или
или
.
Отбор корней проведем с помощью числовой окружности.
,
,
.
Ответ: а)
,
,
;
б)
,
,
.
Пример 1.2 (ЕГЭ – 2012). а) Решите уравнение:
.
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
.
Решение.
Преобразуем левую часть уравнения:
,
,
или
,
.
С помощью числовой окружности отберем корни, принадлежащие отрезку
.
Получим числа:
,
,
.
Ответ: а)
, б)
,
,
.
Пример 1.3 (ЕГЭ – 2014). а) Решите уравнение:
.
б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
.
Решение.
Преобразуем левую часть уравнения:
,
,
,
или
,
или
.
С помощью числовой окружности отберем корни.
Получим:
,
,
.
Ответ: а)
,
, б)
,
,
.
Пример 1.4 (ЕГЭ – 2016). а) Решите уравнение:
.
б) укажите корни этого уравнения из отрезка
.
Решение.
Преобразуем обе части уравнения, записав уравнение в виде:
,
,
или
,
или
или
.
С помощью числовой окружности отберем корни.
Получим числа:
,
.
Ответ: а)
,
,
, б)
,
.
Таком образом, даже беглый анализ показывает, что для успешного решения данных заданий ученик должен владеть различными умениями:
- уметь применять различные формулы тригонометрии, в частности, формулы приведения, двойного угла, понижения степени, преобразования синуса суммы аргументов,
- уметь решать тригонометрические уравнения различных типов, в частности, владеть методами разложения тригонометрических выражений на множители и введения новой переменной,
- уметь учитывать различные ограничения и отбирать корни по заданному промежутку.
Рассмотрим несколько примеров из сборников для подготовки к ЕГЭ.
Пример 1.5. Найдите число корней уравнения
.
Решение. Применяя утверждение о равенстве нулю произведения двух функций, будем иметь две системы:
1) или 2)
Решим первую систему.
(1)
Û
Û
Û
.
(2)
Û
Û
.
Выберем из серии
те, которые принадлежат промежутку
.
Û
Û
, откуда
. Следовательно,
.
Решим вторую систему.
(3)
. Оба значения удовлетворяют условию (4).
Подводя итог, получаем, что уравнение имеет 6 корней.
Ответ: 6.
Пример 1.6. Определите число корней уравнения
на отрезке
.
Решение. Представим данное уравнение в виде
. Далее последовательно выполняем следующие преобразования:
.
Из них отрезку
принадлежат числа
,
,
,
,
. Но при
и
значение
равно 0.
Таким образом, данному отрезку принадлежат только три корня данного уравнения.
Ответ: 3.
Пример 1.7. Найдите наименьший положительный корень уравнения
.
Решение.
или
(второе уравнение не имеет корней, так как 1,51).
Понятно, что наименьшим положительным корнем будет 0,2 (при k=1).
Ответ: 0,2.
Проведем некоторый методический анализ.
При выполнении первого из приведенных заданий, во-первых, ученик должен знать указанное утверждение о равенстве произведения нулю, знать ограничения, которые влекут за собой квадратный корень и тангенс. Во-вторых, он должен владеть умением отбирать числа, принадлежащие некоторому множеству. Отметим, что в подобных случаях существует три возможных варианта – решение двойного неравенства (чем воспользовались мы); перебор и использование числовой окружности (или прямой). Практика показывает, что эти умения сформированы лишь у отдельных учащихся.
Далее отметим, что, несмотря на необходимость нахождения числа корней, мы находили и сами корни. Это связано с тем, что часто значения, получаемые из различных случаев, повторяются. Тоже довольно тонкий вопрос.
Второе задание уже в явном виде задает соответствующий промежуток, которому должны принадлежать корни уравнения. В данном случае мы отобрали корни с помощью непосредственного перебора. Опять же здесь очень важно не упустить ограничения, связанные с наличием тангенса.
Третье задание заметно проще. Но и оно предполагает, что ученик не испытывает психологических трудностей при работе с аргументом, связанным с p и умеет моделировать ситуацию по вопросу задачи.
Задания № 13 из КИМов ЕГЭ часто представляют из себя комбинированные задания, когда уравнения содержат комбинации тригонометрических функций с иррациональными и логарифмическими функциями.
Такие уравнения решают успешно не более трети учащихся.
Несмотря на то, что тригонометрические неравенства не входят в обязательное содержание школьного курса, в КИМах ЕГЭ содержится ряд заданий на исследование функций, выполнение которых приводит к решению тригонометрических неравенств. Кроме того, включены комбинированные неравенства, содержащие функции разных видов.
Как показывает приведенный анализ, выпускник должен показать не только знание известных методов решения уравнений и преобразования выражений, но и умение проанализировать условие, соотнести данные и требования задания, вывести из условия различные следствия и т.п. Все это требует изменения методики обучения решению тригонометрических уравнений и неравенств. Рассмотрение возможных методических подходов мы проведем во второй главе нашего исследования.