СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТРИЗ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время вся система школьного образования постепенно переходит на федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Учебно-воспитательный процесс ориентируют на удовлетворение потребностей, интересов и способностей школьников. В условиях ФГОС технология ТРИЗ становится особенно актуальна. С помощью ТРИЗ учитель решает задачи ФГОС – воспитание творческой и активной личности, способной проявить себя в нестандартных условиях, а приобретенные знания должен использовать в разнообразных жизненных ситуациях. 

Просмотр содержимого документа
«ТРИЗ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ»

ТРИЗ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ.

Митина Марина Анатольевна,

МБОУ Гимназия №24,

г. Междуреченск, Кемеровская область

В настоящее время вся система школьного образования постепенно переходит на федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Учебно-воспитательный процесс ориентируют на удовлетворение потребностей, интересов и способностей школьников.

Переход ФГОС кроме изучения какого-либо предмета, должен способствовать развитию у обучающихся навыков самостоятельного поиска знаний, привития интереса к предмету, развитие творческого воображения, уметь поставить, а затем проанализировать научный эксперимент. В рамках ФГОС образовательные учреждения обеспечат возможностью: развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых детей через организацию учебной и внеурочной деятельности так как внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и формой организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность в предметной области «Естественно-научные предметы» формирует у обучающихся целостную научную картину мира; учит понимать роль естественных наук в научных исследованиях овладевать научным подходом к решению различных задач; формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты. Поэтому предметные области «Естественно-научные предметы» должны отражать:

  • формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;  научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

  • формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики.

Формирование логического мышления, способности мыслить и решать творческие задачи в практической деятельности выходят в современном мире на первый план. Решение данной проблемы возможно через организацию работы по решению задач изобретательского характера. Для развития творческих навыков педагогами накоплен большой фонд учебных изобретательских и исследовательских задач, особенно в естественно-научной области. Технология творчества, созданная Г. С. Альтшуллером – Теория решения изобретательских задач (далее – ТРИЗ) – это наука о законах развития систем и об использовании этих законов при решении изобретательских (проблемных) задач. ТРИЗ возникла первоначально как наука о технических изобретениях.

Педагогика в ТРИЗ ставит целью формирование сильного мышления и воспитания творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности, что отличает её от известных средств проблемного обучения – в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Под методами решения изобретательских задач, прежде всего, подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие зарубежные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов.

В условиях ФГОС технология ТРИЗ становится особенно актуальна. С помощью ТРИЗ учитель решает задачи ФГОС – воспитание творческой и активной личности, способной проявить себя в нестандартных условиях, а приобретенные знания должен использовать в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявилась), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Поэтому процесс обучения должен быть направлен на взаимодействие с проблемными задачами, где ученик должен уметь видеть, слышать и готов решать проблемные задачи. Подача учебного материала с проблемным изложением настраивает на мотивацию к учебной деятельности, и ученик четко представляет, для чего ему необходимо новое знание. А это определяет единство конечных целей и задач обучения физике и использование в ней ТРИЗа. Если цели и задачи обучения физике и ТРИЗ школьников, а также их предметные области перекрываются, поэтому с переходом на ФГОС целесообразно дополнять школьный курс физики элементами базового курса ТРИЗ.

Из-за большого многообразия задач естественнонаучного профиля у большинства учащихся угасает познавательный интерес к явлениям неживой природы. Поэтому в ТРИЗ курс “Развитие творческого воображения” (далее – РТВ) может стать посредником между исследованиями детей в области естественнонаучных дисциплин и их фундаментальным объяснением в рамках конкретных наук. Целью РТВ является развитие поисковой активности, мышления и креативности учащихся. РТВ является межпредметным, так как любую область познания можно переложить на проблемный язык. РТВ позволяет: получить полное описание объекта на уровне взаимодействия частей одного и того же объекта и на уровне взаимодействия данного объекта с его окружением. Таким образом, в функции межпредметного пропедевтического курса РТВ в ТРИЗ входит: знакомство учащихся с естественнонаучной информацией на более ранних этапах обучения; подготовка мышления к решению творческих задач и повышение творческого потенциала детей. Ранняя предметная исследовательская деятельность учащихся формирует положительную мотивацию дисциплин естественнонаучного профиля и делает детей активными в процессе познания.

Значение физики в образовании определяется ролью физической науки современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического процесса, в основе которого лежат новые изобретения, технологии, отрасли знания. Имеются ли общие точки соприкосновения в области Физика и изобретательство? В основе ТРИЗ лежит постулат о том, что техника развивается по определенным законам и что эти законы надо выявлять и использовать для дальнейшего развития самой техники. ТРИЗ при изложении учебного материала, а именно, при формулировании противоречия, заложенного в проблемной ситуации – вот общность предметной деятельности: изучение технических систем и наличие проблемных задач и развитие творческого воображения. Таким образом, языком ТРИЗ, они являются “инструментом” для осуществления требуемого. Возможно, ТРИЗ будет важен не всем педагогам, но забытое старое пригодится в новом русле, его применение может сделать работу простой и интересной.

В настоящее время существует множество наработок по ТРИЗу по различным предметам и их можно будет состыковать с новой программой школьного курса. Самая большая проблема в современной школе - это перегрузка учеников и увеличение учебного материала, который должен освоить современный ученик, а впереди ведь ЕГЭ по требуемым предметам. Поэтому введение элементов ТРИЗ необходимый шаг. Для общего решения проблемы это будет некий механизм, постоянно действующий и охватывающий большую часть детей. Строя программу, учителю необходимо будет учитывать дидактический принцип первичности теории перед практикой. В естественно - научном предметном цикле это означает "по ходу дела" учить основным инструментами ТРИЗ. Поэтому, развивая у учеников творческое воображение, и обучение решать изобретательские задачи имеется масса наглядных пособий, которые нужно умело применить на занятиях. Для развития воображения детей очень важно, чтобы они научились "вживаться" в полученную ими ситуацию "примерить" условия задачи на себя.


Интернет-ресурсы:

  1. http://www.inventech.ru/pub/methods/triz/

  2. http://www.trizland.ru/

  3. http://www.moluch.ru/archive/57/7914/

  4. http://ext.spb.ru/index.php/webinars/4540.html

  5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/12/triz-tekhnologii


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!