СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТРКМЧЧП. Задания (часть 1)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания и упражнения, которые могут быть использованы на разных этапах урока, построенного на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Просмотр содержимого документа
«ТРКМЧЧП. Задания (часть 1)»

Части речи


Сегодня ты будешь работать с кластером.

Кластер («гроздь»)—это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке, т. е. рисуночная модель. Рисунок в чём-то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда» — это тема занятия, вокруг нее — «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой «планеты» могут быть свои «спутники», у «спутников» — свои.


Прочитай стихотворение и составь кластер «Части речи»


Весёлая грамматика


Существительное «школа»,

«Просыпается» глагол.

С прилагательным «весёлый»

Новый школьный день пришёл.


Встали «мы» — местоименье,

Бьёт числительное «семь».

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.


Мы наречием «отлично»

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.


«Ни» и «не» — у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!


После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья «ох» и «ах»!


А потом

У тёплой печи

Повторяем

Части речи!

Ольга Высотская

















Части речи











































  1. У тебя осталось несколько пустых звёздочек. Вспомни части речи, которые не упоминаются в стихотворении, и впиши их.

  2. Какие звёздочки можно объединить?



Глагол

Прочитай историю, рассказанную дядюшкой Глаголом (героем книги Татьяны Рик «Здравствуй, дядюшка Глагол!»). Во время чтения в столбике справа делай пометки: V – уже знал; + – новое; - – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.  

История, рассказанная дядюшкой Глаголом

Пометки

Есть у меня друзья — глагольчики-лилипутики. Имена у них очень странные — совсем коротенькие. Но такие дают в лилипутьем городе с незапамятных времён — традиция! Зовут моих друзей -У(-Ю), -ЕШЬ (-ЕШЬ), -ЕТ

(-ЁТ), -ЕМ (-ЁМ), -ЕТЕ (-ЁТЕ), -УТ (-ЮТ). А ещё - -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИГЕ, -АТ (-ЯТ). Ну вот, кажется, всех перечислил. Раньше все они очень дружили между собой. Но вот однажды в их город прилетел огромный страшный дракон, зубастый, весь в зелёной чешуе. Он дохнул ог­нём, чуть не спалив ратушу, лязгнул зубами и потребо­вал привести ему на съедение нескольких лилипутиков потолще.

Лилипутики -У (-Ю), -ЕШЬ (-ЁШЬ), -ЕТ (-ЁТ), -ЕМ (-ЁМ), -ЕТЕ (-ЁТЕ) и -УТ (-ЮТ) до смерти перепугались. Они посовещались и решили задобрить дракона. На середи­ну центральной городской площади трусишки вытолкнули маленького толстенького -У и его брата-близнеца –Ю. Подо­бострастно поклонились -У и -Ю злодею и сказали: «ЕШЬ, ЕШЬ!» «Да уж я ЕМ, ЕМ!» — улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку и довольно потирая лапы. А несчастные близнецы, сидя на тарелке, дрожали от страха и тихо плакали.

Зато лилипутики -У (-Ю) (это другие -У (-Ю) – одно­фамильцы тех, которых собирался съесть дракон), -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ (-ЯТ) не испугались

дракона. «ИШЬ какой шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ, драконам, только позволь! Весь город сожрут, никого не оставят!» — крикнул самый смелый лилипутик, которого так и звали -ИШЬ. Он возглавил армию, в которую и вступили отважные лилипу­тики. Вооружившись мечами и копьями, они пошли вой­ной на дракона, вырвали у него почти изо рта бедных близнецов и не позволили съесть их на завтрак.

А бояки в это время прятались в подвале дома. Когда же смельчаки победили дракона и он с позором уполз из города, волоча свой зелёный хвост, бояки вылезли из своего убежи­ща. Но смельчаки им даже руки не подали. Мало того — они отказались жить с трусишками в одном городе и переехали.

Лилипутики-трусишки -У (-Ю), -ЕШЬ (-ЕШЬ), -ЕТ

(-ЁТ), -ЕМ (-ЁМ), -ЕТЕ (ЁТЕ), -УТ (-ЮТ) остались в своём прежнем городе и назвали его ПЕРВОСПРЯЖЕНСК (ведь этот город был построен первым). А лилипутики-смельчаки -У (-Ю), -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ (-ЯТ) построили себе отличный новый город и назвали его ВТОРОСПРЯЖЕНСК.

Правит обоими городами мэр по имени УДАРЕНИЕ. Он следит, чтобы жители города Первоспряженска не пере­езжали в город Второспряженск, чтобы был порядок и не было путаницы в русском языке.

Так они и живут до сих пор, — закончил дядюшка Гла­гол свою историю.




Посмотри на свои пометки, вспомни, что тебе известно о спряжении глагола, и составь таблицу «Спряжения глагола».

Лицо

I спряжение

II спряжение

Ед. ч.

Мн.ч.

Ед. ч.

Мн.ч.

















С интаксис и пунктуация

Прочитай стихотворение.

Знаки препинания

У последней

Точки

На последней

Строчке

Собралась компания

Знаков препинания.


Прибежал

Чудак —

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:


— Ура!

Долой!

Караул! Разбой!


Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы:


— Кто?

Кого?

Откуда?

Как?


Явились запятые,

Девицы завитые.

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие

И прочие,

И прочие,

И прочие...


Заявили запятые:

— Мы особы занятые.

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.


Если нет над вами точки,

Запятая — знак пустой, —

Отозвалась с той же строчки

Тётя точка с запятой.


Двоеточие, мигая,

Закричало: — Нет, постой,

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,


Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу.

За порядком я слежу.


— Нет...— сказало многоточие,

Еле глазками ворочая,—

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие...



Вопросительный знак

Удивился: — То есть как? —

Восклицательный знак

Возмутился: — То есть как!


— Так,— сказала точка,

Точка-одиночка.—

Мной кончается рассказ.

Значит, я важнее вас.

С. Маршак









Напиши письмо знакам препинания. Объясни спорящим, что все они важны.











Главные и второстепенные члены предложения

Определи, какими членами предложения являются выделенные слова (подчеркни, надпиши часть речи). Вспомни, что тебе известно об этих членах предложения.

  1. Ввек тебя я не забуду,

Ты найдешь меня повсюду.

  1. Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна

К царству славного Салтана.

  1. И в лазоревой дали

Показались корабли,

По равнинам океана

Едет флот царя Салтана.

  1. Флот уж к острову подходит,

Князь Гвидон трубу наводит;

Царь на палубе стоит.

  1. Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовет их в гости.

И за ними во дворец

Полетел наш удалец.

6.Петушок кричит опять,

Кличет царь другую рать,

Сына он теперь меньшого

Шлет на выручку большого;

Петушок опять утих.

7. Бедный поп подставил лоб;

С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

С о второго щелка

Лишился поп языка...

8.Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

(А. С. Пушкин.)


Составь кластер «Члены предложения».




























  1. Составь рассказ о каждом члене предложения.

  2. Прочитай учебник, дополни свой рассказ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!