СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Тропинка к храму" Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущая идея опыта работы - воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к истокам Православной культуры средствами литературы, формирование нравственной мотивации к  созидательной деятельности. Уроки литературного чтения – это тропинка к храму детской души.

Особенностью опыта работы на уроках литературного чтения является обращение к высшим ценностям православной культуры, освоение духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).

Уроки литературного чтения являются одним из главных связующих звеньев духовно-нравственного воспитания обучающихся. Эта педагогическая идея реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«"Тропинка к храму" Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения в начальной школе»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Лопьял Уржумского района Кировской области «Тропинка к храму детской души» Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения в начальной школе Выполнила: Пермякова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов. Лопьял 2017

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Лопьял

Уржумского района Кировской области

«Тропинка к храму детской души»

Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения

в начальной школе

Выполнила:

Пермякова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов.

Лопьял

2017

Бездуховность народа – это бедствие  в современном обществе «Духовное образование должно с ранних лет ложиться на душу человека, как верный залог того, что он не собьется с дороги, как верный якорь спасения в дни житейских бурь и душевных тревог». К.Д.Ушинский.

Бездуховность народа – это бедствие в современном обществе

«Духовное образование должно

с ранних лет ложиться на душу человека, как верный залог того,

что он не собьется с дороги,

как верный якорь спасения в дни житейских бурь и душевных тревог».

К.Д.Ушинский.

Цель: «Воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к истокам Православной культуры средствами литературы». Задачи: Формирование нравственного сознания. Воспитание и развитие нравственных чувств. Выработка умений и привычек нравственного поведения.

Цель: «Воспитание духовно-нравственной личности ребенка

через приобщение к истокам Православной культуры средствами литературы».

Задачи:

  • Формирование нравственного сознания.
  • Воспитание и развитие нравственных чувств.
  • Выработка умений и привычек нравственного поведения.
Личностные УУД Смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов. Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации. Морально-этическая ориентация и нравственная оценка: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания;  формирование эстетических чувств.

Личностные УУД

  • Смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов.
  • Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации.
  • Морально-этическая ориентация и нравственная оценка: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания;

формирование эстетических чувств.

Русская литература – основа воспитания   Литература всегда была гордостью, совестью народа. Для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Литература всегда носила нравственно – православный идеал.

Русская литература – основа воспитания

  • Литература всегда была гордостью, совестью народа.
  • Для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.
  • Литература всегда носила нравственно – православный идеал.

Инновация педагогического опыта Определение и применение системы эффективных дидактических технологий, методов, приёмов и средств, направленных на духовно-нравственное развитие личности.  Расширение круга изучаемых произведений по тематике «Нравственность»  Л.Н. Толстого, В.А. Осеевой, Е. Л. Шварца, В.М. Гаршина и др. Увеличивание количества часов на работу со сказками Г.Х.Андерсена – «Чтение для души». Литература – тропинка к храму детской души.

Инновация педагогического опыта

  • Определение и применение системы эффективных дидактических технологий, методов, приёмов и средств, направленных на духовно-нравственное развитие личности.

  • Расширение круга изучаемых произведений по тематике «Нравственность»

Л.Н. Толстого, В.А. Осеевой, Е. Л. Шварца, В.М. Гаршина и др.

  • Увеличивание количества часов на работу со сказками Г.Х.Андерсена – «Чтение для души».

Литература – тропинка к храму детской души.

  Анализ содержания  духовно-нравственного понимания  литературного материала

Анализ содержания духовно-нравственного понимания литературного материала

Русские сказки   Духовно-нравственное воспитание возможно через все виды народных сказок, потому что нравственность изначально заложена в их сюжетах . 3 класс «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - послушание, кротость, доброта, милосердие. «Иван-царевич и серый волк» – «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не убий». «Сивка-Бурка» - «не укради», «не лжесвидетельствуй», «возлюби ближнего».  Сказки А.С. Пушкина 3 класс «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди» - «Не пожелай ничего чужого», «Не лжесвидетельствуй», «Не убий», умение прощать, не унывать, помощь в беде. 4 класс «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - кротость, доброжелательность, трудолюбие, верность противопоставляются гордыне,  высокомерию, желанию зла ближнему, нарушение заповеди «Не убий».

Русские сказки

Духовно-нравственное воспитание возможно через все виды народных сказок, потому что нравственность изначально заложена в их сюжетах .

3 класс

  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - послушание, кротость, доброта, милосердие.
  • «Иван-царевич и серый волк» – «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не убий».
  • «Сивка-Бурка» - «не укради», «не лжесвидетельствуй», «возлюби ближнего».

Сказки А.С. Пушкина

3 класс

  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди» - «Не пожелай ничего чужого», «Не лжесвидетельствуй», «Не убий», умение прощать, не унывать, помощь в беде.

4 класс

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - кротость, доброжелательность, трудолюбие, верность противопоставляются гордыне, высокомерию, желанию зла ближнему, нарушение заповеди «Не убий».

Летописи      « Книга - самое великое чудо на свете»  Летописи - первые книги       3 класс Тема: «Рукописные книги Древней Руси» - знакомство с летописью древней Руси –  «Повесть временных лет». «Трудолюбивый монах проводил за написанием книги многие годы…» Тема: «Первопечатник Иван Фёдоров» Задание: Обсудите с другом смысл слов Ивана Фёдорова «Духовные семена надлежит мне по свету рассеивать».  4 класс Тема: «Рассказы начальной русской летописи».  В Древней Руси летопись ценилась высоко, она не только несла память о прошлом , но и была своеобразным учебником мудрости , поощряла на добрые поступки, обличала злодеев, ободряла унывающих.

Летописи « Книга - самое великое чудо на свете» Летописи - первые книги

3 класс

  • Тема: «Рукописные книги Древней Руси» - знакомство с летописью древней Руси –

«Повесть временных лет».

«Трудолюбивый монах проводил за написанием книги многие годы…»

  • Тема: «Первопечатник Иван Фёдоров»

Задание: Обсудите с другом смысл слов Ивана Фёдорова «Духовные семена надлежит мне по свету рассеивать».

4 класс

Тема: «Рассказы начальной русской летописи».

В Древней Руси летопись ценилась высоко, она не только несла память о прошлом , но и была своеобразным учебником мудрости , поощряла на добрые поступки, обличала злодеев, ободряла унывающих.

   Былина: «Ильины три поездочки»    Задание: Обсудите с другом, каково значение трёх поездок Ильи Муромца для Русского государства. - Кого спас Илья Муромец? (Пленённый русский народ) - Почему, добыв «богатства несметные», Илья Муромец не стал богатым? (Помог сиротам, вдовам, построил 3 церкви для защиты от зла) Дополнительный материал - былины: «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Илья Муромец выходит на свободу». Воспевание значимости, почетности земледельческого труда и ратного труда по защите своей родной земли.   В. Васнецов. Витязь на распутье.

Былина: «Ильины три поездочки»

Задание: Обсудите с другом, каково значение трёх поездок Ильи Муромца для Русского государства.

- Кого спас Илья Муромец? (Пленённый русский народ)

- Почему, добыв «богатства несметные», Илья Муромец не стал богатым? (Помог сиротам, вдовам, построил 3 церкви для защиты от зла)

  • Дополнительный материал - былины: «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Илья Муромец выходит на свободу».
  • Воспевание значимости, почетности земледельческого труда и ратного труда по защите своей родной земли.

В. Васнецов. Витязь на распутье.

Житие – это повествование о жизни человека,  признаваемого святым. Тема: «Житие Сергия Радонежского» Нравственные ценности: кротость, благочестие, почитание родителей своих, доброта и любовь ко всем, трудолюбие, стремление к грамоте, истинная вера, служение Богу и людям, благодарность. М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею

Житие – это повествование о жизни человека, признаваемого святым.

Тема: «Житие Сергия Радонежского»

  • Нравственные ценности:

кротость, благочестие, почитание родителей своих, доброта и любовь ко всем, трудолюбие, стремление к грамоте, истинная вера, служение Богу и людям, благодарность.

М. Нестеров.

Видение отроку Варфоломею

Словарная работа над лексическим значением слов: Родители благородные и благоверные Божьи угодники Правдивые перед Богом и перед людьми Добродетелями полны и украшены, что бог любит Знамение чудодейственное Воспитали в благочестии и чистоте Черноризец, благообразный, святой старец Знамение благодати божией Просфора Святое писание Благословил Псалом Панихида Литургия

Словарная работа над лексическим значением слов:

  • Родители благородные и благоверные
  • Божьи угодники
  • Правдивые перед Богом и перед людьми
  • Добродетелями полны и украшены, что бог любит
  • Знамение чудодейственное
  • Воспитали в благочестии и чистоте
  • Черноризец, благообразный, святой старец
  • Знамение благодати божией
  • Просфора
  • Святое писание
  • Благословил
  • Псалом
  • Панихида
  • Литургия
Игумен земли русской  Преподобный Сергий Радонежский Отец Сергий вдохнул в народ действенную любовь к Родине . Он укрепил Русь в уверенности,  что духовное начало и есть главное  в жизни. Сергий Радонежский совершил множество чудес, исцеляя людей. Он покровитель всех, кто учится и кто преподаёт.

Игумен земли русской Преподобный Сергий Радонежский

  • Отец Сергий вдохнул в народ действенную любовь к Родине .
  • Он укрепил Русь в уверенности,

что духовное начало и есть главное

в жизни.

  • Сергий Радонежский совершил множество чудес, исцеляя людей.
  • Он покровитель всех, кто учится и кто преподаёт.
Рассказы нравственного содержания       Тема: Л.Н. Толстой. Рассказ «Детство»   Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Мальчики»  Духовно-нравственные ценности – тёплые взаимоотношения в православной семье; любовь к матери, любовь к Богу, доброжелательность и любовь к окружающим. Соблюдение заповедей «Почитай родителей», «Возлюби ближнего своего».     Нравственные проблемы: душевные терзания, осознание греха, выбор между верностью товарищу, которому дал слово и любящей семьёй. Нарушение заповеди – «Почитай родителей».

Рассказы нравственного содержания

Тема: Л.Н. Толстой. Рассказ «Детство»

Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Мальчики»

Духовно-нравственные ценности – тёплые взаимоотношения в православной семье; любовь к матери, любовь к Богу, доброжелательность и любовь к окружающим.

Соблюдение заповедей «Почитай родителей», «Возлюби ближнего своего».

Нравственные проблемы: душевные терзания, осознание греха, выбор между верностью товарищу, которому дал слово и любящей семьёй.

Нарушение заповеди – «Почитай родителей».

Тема: В. А. Осеева. Рассказ «Почему?» Цель: Научить разбираться в том, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера, формировать понимание и сопереживание чувствам других людей. Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.    Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.   Работа с пословицами :  1) Маленькая ложь за собою большую ведет.  2) Сумел провиниться, сумей и повиниться.  3) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.    - Выберите пословицу, которой можно озаглавить данный рассказ?  - Какая пословица более точно описывает переживания мамы?  - Какая пословица говорит о том, что осознал мальчик?

Тема: В. А. Осеева. Рассказ «Почему?»

Цель:

  • Научить разбираться в том, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера, формировать понимание и сопереживание чувствам других людей.
  • Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.

Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.

Работа с пословицами : 1) Маленькая ложь за собою большую ведет. 2) Сумел провиниться, сумей и повиниться. 3) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. - Выберите пословицу, которой можно озаглавить данный рассказ? - Какая пословица более точно описывает переживания мамы? - Какая пословица говорит о том, что осознал мальчик?

Басни - произведения иносказательного характера,  написанные с обличительными и нравоучительными целями  Басни Л.Н. Толстого «Муравей и голубка», «Лев и мышь», «Лгун», «Осел и лошадь» и др. Добро - любовь к ближнему, преодоление личного эгоистического начала, способность жертвовать собой. И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна» – «Других не суди, на себя посмотри» «Старый дед и внучек»

Басни - произведения иносказательного характера, написанные с обличительными и нравоучительными целями

  • Басни Л.Н. Толстого «Муравей и голубка», «Лев и мышь», «Лгун», «Осел и лошадь» и др.

Добро - любовь к ближнему, преодоление личного эгоистического начала, способность жертвовать собой.

  • И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна» – «Других не суди, на себя посмотри»

«Старый дед и внучек»

Литературные сказки С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» - «Почитай родителей», «Не пожелай ничего чужого», самопожертвование во имя любви к ближнему. Е.Л. Шварц «Два брата» - гневливость, нарушение заповеди «Возлюби ближнего» - исправление своих ошибок, всепобеждающая сила любви.

Литературные сказки

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» - «Почитай родителей»,

«Не пожелай ничего чужого», самопожертвование во имя любви к ближнему.

Е.Л. Шварц «Два брата» - гневливость, нарушение заповеди «Возлюби ближнего» - исправление своих ошибок, всепобеждающая сила любви.

Пословицы и поговорки – народная мудрость, отражающая христианские заповеди Заповеди – это нравственные законы, советы, правила, запреты , которые помогают различать добро и зло в поступках и намерениях, уберегающие от страданий и горя. За нарушение заповеди – возмездие. Объяснить ребёнку заповеди можно простыми словами и в стихотворной форме.

Пословицы и поговорки – народная мудрость, отражающая христианские заповеди

Заповеди – это нравственные законы, советы, правила, запреты , которые помогают различать добро и зло в поступках и намерениях, уберегающие от страданий и горя.

За нарушение заповеди – возмездие.

Объяснить ребёнку заповеди можно простыми словами и в стихотворной форме.

 10. «Не пожелай ничего чужого».  Никогда не завидуй. Зависть мешает радости и не знает границ, ведь всегда найдется кто-то такой, кто, как кажется, живет лучше тебя. Помни пример жадной старухи из сказки А.С. Пушкина. Радуйся всему, что у тебя есть, радуйся за близких и друзей, у которых случилось что-то хорошее, благодари за это Бога. Как же относиться к тому, что у ближнего есть хорошая вещь или талант, которого ты не имеешь? У христиан нет выражения «белая зависть», но есть сорадование – радость о благополучии ближнего. В отличие от мучающей зависти это добродетель.        «Не желай ничего, чем владеет ближний. Не мечтай, что предмет у кого-то лишний. Эти мысли тебе принесут страданья, Ведь за грех принесёшь ты себе наказанье».

10. «Не пожелай ничего чужого».

  • Никогда не завидуй. Зависть мешает радости и не знает границ, ведь всегда найдется кто-то такой, кто, как кажется, живет лучше тебя.
  • Помни пример жадной старухи из сказки А.С. Пушкина. Радуйся всему, что у тебя есть, радуйся за близких и друзей, у которых случилось что-то хорошее, благодари за это Бога.
  • Как же относиться к тому, что у ближнего есть хорошая вещь или талант, которого ты не имеешь? У христиан нет выражения «белая зависть», но есть сорадованиерадость о благополучии ближнего. В отличие от мучающей зависти это добродетель.

«Не желай ничего, чем владеет ближний.

Не мечтай, что предмет у кого-то лишний.

Эти мысли тебе принесут страданья,

Ведь за грех принесёшь ты себе наказанье».

Система педагогических технологий, методов, приёмов, средств по воспитанию духовно-нравственной личности

Система педагогических технологий,

методов, приёмов, средств

по воспитанию духовно-нравственной личности

Образовательные технологии Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения. Технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия. Технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения.

Образовательные технологии

  • Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.
  • Технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия.
  • Технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения.
Дидактические методы, приёмы и средства,  применяемые на уроках литературного чтения Приём «Чтение для души» – «Послушай»  Сказки Г.Х. Андерсена – гимн человеколюбию, самоотверженности, самопожертвования, борьбы светлых чувств с тёмными силами.  Сказки С.Г. Козлова - это  трогательные и наивные сказки, которые заставляют детей и взрослых думать.

Дидактические методы, приёмы и средства, применяемые на уроках литературного чтения

  • Приём «Чтение для души» – «Послушай»

Сказки Г.Х. Андерсена – гимн человеколюбию, самоотверженности, самопожертвования, борьбы светлых чувств с тёмными силами.

Сказки С.Г. Козлова - это трогательные и наивные сказки, которые заставляют детей и взрослых думать.

 Приёмы: «Яркое пятно»  «Актуальность»:     прослушивание аудиозаписей; просмотр мультфильмов, фильмов, изучаемых произведений; работа с пословицами и поговорками, анализ притч – выход на тему урока или вывод главной идеи произведения. Тема: Л.Н. Толстой. Рассказ «Детство»  - Как мальчик относится к своей маме? - Какими сокровенными переживаниями писатель делится с нами?

Приёмы: «Яркое пятно» «Актуальность»:

  • прослушивание аудиозаписей;
  • просмотр мультфильмов, фильмов, изучаемых произведений;
  • работа с пословицами и поговорками,
  • анализ притч – выход на тему урока или вывод главной идеи произведения.

Тема: Л.Н. Толстой. Рассказ «Детство»

- Как мальчик относится к своей маме?

- Какими сокровенными переживаниями писатель делится с нами?

Приём «Актуальность» Тема: Л.Н. Толстой. Рассказ «Детство»

Приём «Актуальность»

Тема: Л.Н. Толстой. Рассказ «Детство»

Приём «Эпиграф к уроку» Тема: «В.В. Бианки «Мышонок Пик»» Эпиграфы:  « Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными» А.Шопенгауэр  « Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные - именно это делает человека по-настоящему Человеком»  «Не убий» (Божья заповедь) - Что самое главное хотел сказать автор своим читателям?

Приём «Эпиграф к уроку»

Тема: «В.В. Бианки «Мышонок Пик»»

Эпиграфы:

  • « Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными»
  • А.Шопенгауэр

  • « Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные - именно это делает человека по-настоящему Человеком»
  • «Не убий» (Божья заповедь)

- Что самое главное хотел сказать автор своим читателям?

Приём «Интеграция содержания уроков литературного чтения, музыки, изобразительного искусства»  Литературное чтение - 4 класс Тема «Сельма Лагерлёф. Святая ночь» Василий Кузьмич Шебуев. Рождество Христово. Поклонение пастухов.

Приём «Интеграция содержания уроков литературного чтения, музыки, изобразительного искусства»

Литературное чтение - 4 класс

Тема «Сельма Лагерлёф. Святая ночь»

Василий Кузьмич Шебуев.

Рождество Христово. Поклонение пастухов.

Приём « Выборочное чтение»  Тема: «Е.Л. Шварц «Два брата»» - Каким был Старший брат? Каким Младший? -Что огорчало родителей? -Что произошло? -Как показано переживание Старшего брата, когда он вспомнил о Младшем? (чтение эпизода, внимание на глаголы: опомнился, вскочил, закричал, бросился.) -Как поступил отец, узнав о случившемся? Что изменилось в портрете? -О чем Старший думает в дороге? Что вспоминает? Как видим его переживания? (анализ эпизодов текста: портрет брата, жалость, обращаем внимание при анализе на уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы ..как..) -Старший находит Младшего (портрет, чувства Старшего). - В какой момент мы переживаем за братьев? (выразительное чтение эпизода «Младший разбился»).  Приём «Сравнение прочитанного и увиденного» Просмотр фильма по произведению, которое проанализировали.

Приём « Выборочное чтение»

Тема: «Е.Л. Шварц «Два брата»»

- Каким был Старший брат? Каким Младший?

-Что огорчало родителей?

-Что произошло?

-Как показано переживание Старшего брата, когда он вспомнил о Младшем? (чтение эпизода, внимание на глаголы: опомнился, вскочил, закричал, бросился.)

-Как поступил отец, узнав о случившемся? Что изменилось в портрете?

-О чем Старший думает в дороге? Что вспоминает? Как видим его переживания? (анализ эпизодов текста: портрет брата, жалость, обращаем внимание при анализе на уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы ..как..)

-Старший находит Младшего (портрет, чувства Старшего).

- В какой момент мы переживаем за братьев?

(выразительное чтение эпизода «Младший разбился»).

  • Приём «Сравнение прочитанного и увиденного»

Просмотр фильма по произведению, которое проанализировали.

Приём «Характеристика главного героя произведения»
  • Приём «Характеристика главного героя произведения»
Приём «Вырази свои чувства и эмоции» И.С. Тургенев «Воробей» - самопожертвование во имя любви к своему детищу. - Название этого произведения у меня вызывает чувство … - Во время чтения произведения я пережил разные чувства… - В середине произведения мне стало … - В конце произведения я почувствовал… - Я думаю, что главный герой этого произведения …, потому что … - Характер этого героя … - Я считаю, что совершить этот поступок его заставило … - Я думаю, что это произведение Тургенев написал с целью …   Работа со «Словарём чувств» А.В. Смирнова  и с «Фразеологическим словарём чувств и эмоций».
  • Приём «Вырази свои чувства и эмоции»

И.С. Тургенев «Воробей» - самопожертвование во имя любви к своему детищу.

- Название этого произведения у меня вызывает чувство …

- Во время чтения произведения я пережил разные чувства…

- В середине произведения мне стало …

- В конце произведения я почувствовал…

- Я думаю, что главный герой этого произведения …, потому что …

- Характер этого героя …

- Я считаю, что совершить этот поступок его заставило …

- Я думаю, что это произведение Тургенев написал с целью …

  • Работа со «Словарём чувств» А.В. Смирнова

и с «Фразеологическим словарём чувств и эмоций».

Приём «Эмпатия»    «Если бы я был на месте героя…» Приём «Театрализация»  Инсценировка Чтение по ролям Пантомимика
  • Приём «Эмпатия»

«Если бы я был на месте героя…»

  • Приём «Театрализация»

Инсценировка

Чтение по ролям

Пантомимика

Приложения  Приложение №1 «Алгоритм составления характеристики героя литературного произведения» Приложение №2 «Словарь чувств» А.В. Смирнов Приложение №3 «Фразеологический словарь чувств и эмоций» Приложение №4 «Словарь эпиграфов к урокам литературного чтения» Приложение №5 «Притчи» (Лопатина А., Скребцова М. «Притчи для детей и взрослых». Кн. 1, 2,3 / — М. : Амрита- Русь, 2009. — 208 с. (электронная книга)) и др. Приложение №6 «Видео-приложение «Православные фильмы и мультфильмы»». Приложение №7 «Видео-приложение «Художественные фильмы и мультфильмы» по произведениям, изучаемым в курсе «Литературное чтение» в начальной школе. Приложение №8 «Аудио- приложение «Сказки Г.Х. Андерсена, сказки С.Г.Козлова, «Вредные советы» Г.Б. Остера». Приложение №9 «Десять заповедей на языке детей» Приложение №10 «Диагностический инструментарий для определения уровня развития духовно-нравственной личности младшего школьника».

Приложения

Приложение №1 «Алгоритм составления характеристики героя литературного произведения»

Приложение №2 «Словарь чувств» А.В. Смирнов

Приложение №3 «Фразеологический словарь чувств и эмоций»

Приложение №4 «Словарь эпиграфов к урокам литературного чтения»

Приложение №5 «Притчи» (Лопатина А., Скребцова М. «Притчи для детей и взрослых». Кн. 1, 2,3 / — М. : Амрита- Русь, 2009. — 208 с. (электронная книга)) и др.

Приложение №6 «Видео-приложение «Православные фильмы и мультфильмы»».

Приложение №7 «Видео-приложение «Художественные фильмы и мультфильмы» по произведениям, изучаемым в курсе «Литературное чтение» в начальной школе.

Приложение №8 «Аудио- приложение «Сказки Г.Х. Андерсена, сказки С.Г.Козлова, «Вредные советы» Г.Б. Остера».

Приложение №9 «Десять заповедей на языке детей»

Приложение №10 «Диагностический инструментарий для определения уровня развития духовно-нравственной личности младшего школьника».

Работа по духовно-нравственному воспитанию  на уроках литературного чтения :   • даёт детям твердые ориентиры добра, истины, красоты; • способствует восприятию интереса к Отечественной истории; • воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням; • вводит детей в круг основных православных традиций, показывает их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством; • способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному; • создаёт почву для возникновения между детьми дружеских отношений.

Работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения :

• даёт детям твердые ориентиры добра, истины, красоты;

• способствует восприятию интереса к Отечественной истории;

• воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;

• вводит детей в круг основных православных традиций, показывает их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;

• способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному;

• создаёт почву для возникновения между детьми дружеских отношений.

Планируемые личностные результаты Самоопределение: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Смыслообразование: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Нравственно-этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Планируемые личностные результаты

  • Самоопределение: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
  • Смыслообразование: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
  • Нравственно-этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Жизнь - самая точная диагностика Человека  Очень важно проложить тропинку к храму детской души: чтобы духовные зёрнышки упали на благодатную почву; постоянно их лелеять, бережно ухаживать за ними, чтобы эти зёрнышки взросли и укрепились, дали свои плоды; стали для ребёнка главными жизненными ориентирами,  были теми путеводными звёздочками, которые укажут верный путь,  помогут не сбиться с дороги,  станут верным якорем спасения в дни житейских бурь и душевных тревог.

Жизнь - самая точная диагностика Человека

Очень важно проложить тропинку к храму детской души:

  • чтобы духовные зёрнышки упали на благодатную почву;
  • постоянно их лелеять, бережно ухаживать за ними, чтобы эти зёрнышки взросли и укрепились, дали свои плоды;
  • стали для ребёнка главными жизненными ориентирами,

были теми путеводными звёздочками, которые укажут верный путь,

помогут не сбиться с дороги,

станут верным якорем спасения в дни житейских бурь и душевных тревог.

«Литература – это наука быть ЧЕЛОВЕКОМ»   Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся. Посеять в душах благодать Увы, не всякий раз даётся. Но мы обязаны мечтать О дивном времени, о веке, Когда цветком прекрасным стать Сумеет личность человека. И мы обязаны творить, Презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить Зачатки в души молодые. Чтоб верный путь им указать, Помочь в толпе не раствориться. Нам не дано предугадать, Но мы обязаны стремиться! Ф.И.Тютчев

«Литература – это наука быть ЧЕЛОВЕКОМ»

 

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

Ф.И.Тютчев

Благодарю за внимание

Благодарю за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!