Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Лопьял
Уржумского района Кировской области
«Тропинка к храму детской души»
Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения
в начальной школе
Выполнила:
Пермякова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов.
Лопьял
2017
Бездуховность народа – это бедствие в современном обществе
«Духовное образование должно
с ранних лет ложиться на душу человека, как верный залог того,
что он не собьется с дороги,
как верный якорь спасения в дни житейских бурь и душевных тревог».
К.Д.Ушинский.
Цель: «Воспитание духовно-нравственной личности ребенка
через приобщение к истокам Православной культуры средствами литературы».
Задачи:
- Формирование нравственного сознания.
- Воспитание и развитие нравственных чувств.
- Выработка умений и привычек нравственного поведения.
Личностные УУД
- Смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов.
- Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации.
- Морально-этическая ориентация и нравственная оценка: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания;
формирование эстетических чувств.
Русская литература – основа воспитания
- Литература всегда была гордостью, совестью народа.
- Для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.
- Литература всегда носила нравственно – православный идеал.
Инновация педагогического опыта
- Определение и применение системы эффективных дидактических технологий, методов, приёмов и средств, направленных на духовно-нравственное развитие личности.
- Расширение круга изучаемых произведений по тематике «Нравственность»
Л.Н. Толстого, В.А. Осеевой, Е. Л. Шварца, В.М. Гаршина и др.
- Увеличивание количества часов на работу со сказками Г.Х.Андерсена – «Чтение для души».
Литература – тропинка к храму детской души.
Анализ содержания духовно-нравственного понимания литературного материала
Русские сказки
Духовно-нравственное воспитание возможно через все виды народных сказок, потому что нравственность изначально заложена в их сюжетах .
3 класс
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - послушание, кротость, доброта, милосердие.
- «Иван-царевич и серый волк» – «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не убий».
- «Сивка-Бурка» - «не укради», «не лжесвидетельствуй», «возлюби ближнего».
Сказки А.С. Пушкина
3 класс
- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди» - «Не пожелай ничего чужого», «Не лжесвидетельствуй», «Не убий», умение прощать, не унывать, помощь в беде.
4 класс
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - кротость, доброжелательность, трудолюбие, верность противопоставляются гордыне, высокомерию, желанию зла ближнему, нарушение заповеди «Не убий».
Летописи « Книга - самое великое чудо на свете» Летописи - первые книги
3 класс
- Тема: «Рукописные книги Древней Руси» - знакомство с летописью древней Руси –
«Повесть временных лет».
«Трудолюбивый монах проводил за написанием книги многие годы…»
- Тема: «Первопечатник Иван Фёдоров»
Задание: Обсудите с другом смысл слов Ивана Фёдорова «Духовные семена надлежит мне по свету рассеивать».
4 класс
Тема: «Рассказы начальной русской летописи».
В Древней Руси летопись ценилась высоко, она не только несла память о прошлом , но и была своеобразным учебником мудрости , поощряла на добрые поступки, обличала злодеев, ободряла унывающих.
Былина: «Ильины три поездочки»
Задание: Обсудите с другом, каково значение трёх поездок Ильи Муромца для Русского государства.
- Кого спас Илья Муромец? (Пленённый русский народ)
- Почему, добыв «богатства несметные», Илья Муромец не стал богатым? (Помог сиротам, вдовам, построил 3 церкви для защиты от зла)
- Дополнительный материал - былины: «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Илья Муромец выходит на свободу».
- Воспевание значимости, почетности земледельческого труда и ратного труда по защите своей родной земли.
В. Васнецов. Витязь на распутье.
Житие – это повествование о жизни человека, признаваемого святым.
Тема: «Житие Сергия Радонежского»
кротость, благочестие, почитание родителей своих, доброта и любовь ко всем, трудолюбие, стремление к грамоте, истинная вера, служение Богу и людям, благодарность.
М. Нестеров.
Видение отроку Варфоломею
Словарная работа над лексическим значением слов:
- Родители благородные и благоверные
- Божьи угодники
- Правдивые перед Богом и перед людьми
- Добродетелями полны и украшены, что бог любит
- Знамение чудодейственное
- Воспитали в благочестии и чистоте
- Черноризец, благообразный, святой старец
- Знамение благодати божией
- Просфора
- Святое писание
- Благословил
- Псалом
- Панихида
- Литургия
Игумен земли русской Преподобный Сергий Радонежский
- Отец Сергий вдохнул в народ действенную любовь к Родине .
- Он укрепил Русь в уверенности,
что духовное начало и есть главное
в жизни.
- Сергий Радонежский совершил множество чудес, исцеляя людей.
- Он покровитель всех, кто учится и кто преподаёт.
Рассказы нравственного содержания
Тема: Л.Н. Толстой. Рассказ «Детство»
Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Мальчики»
Духовно-нравственные ценности – тёплые взаимоотношения в православной семье; любовь к матери, любовь к Богу, доброжелательность и любовь к окружающим.
Соблюдение заповедей «Почитай родителей», «Возлюби ближнего своего».
Нравственные проблемы: душевные терзания, осознание греха, выбор между верностью товарищу, которому дал слово и любящей семьёй.
Нарушение заповеди – «Почитай родителей».
Тема: В. А. Осеева. Рассказ «Почему?»
Цель:
- Научить разбираться в том, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера, формировать понимание и сопереживание чувствам других людей.
- Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.
Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.
Работа с пословицами : 1) Маленькая ложь за собою большую ведет. 2) Сумел провиниться, сумей и повиниться. 3) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. - Выберите пословицу, которой можно озаглавить данный рассказ? - Какая пословица более точно описывает переживания мамы? - Какая пословица говорит о том, что осознал мальчик?
Басни - произведения иносказательного характера, написанные с обличительными и нравоучительными целями
- Басни Л.Н. Толстого «Муравей и голубка», «Лев и мышь», «Лгун», «Осел и лошадь» и др.
Добро - любовь к ближнему, преодоление личного эгоистического начала, способность жертвовать собой.
- И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна» – «Других не суди, на себя посмотри»
«Старый дед и внучек»
Литературные сказки
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» - «Почитай родителей»,
«Не пожелай ничего чужого», самопожертвование во имя любви к ближнему.
Е.Л. Шварц «Два брата» - гневливость, нарушение заповеди «Возлюби ближнего» - исправление своих ошибок, всепобеждающая сила любви.
Пословицы и поговорки – народная мудрость, отражающая христианские заповеди
Заповеди – это нравственные законы, советы, правила, запреты , которые помогают различать добро и зло в поступках и намерениях, уберегающие от страданий и горя.
За нарушение заповеди – возмездие.
Объяснить ребёнку заповеди можно простыми словами и в стихотворной форме.
10. «Не пожелай ничего чужого».
- Никогда не завидуй. Зависть мешает радости и не знает границ, ведь всегда найдется кто-то такой, кто, как кажется, живет лучше тебя.
- Помни пример жадной старухи из сказки А.С. Пушкина. Радуйся всему, что у тебя есть, радуйся за близких и друзей, у которых случилось что-то хорошее, благодари за это Бога.
- Как же относиться к тому, что у ближнего есть хорошая вещь или талант, которого ты не имеешь? У христиан нет выражения «белая зависть», но есть сорадование – радость о благополучии ближнего. В отличие от мучающей зависти это добродетель.
«Не желай ничего, чем владеет ближний.
Не мечтай, что предмет у кого-то лишний.
Эти мысли тебе принесут страданья,
Ведь за грех принесёшь ты себе наказанье».
Система педагогических технологий,
методов, приёмов, средств
по воспитанию духовно-нравственной личности
Образовательные технологии
- Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.
- Технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия.
- Технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения.
Дидактические методы, приёмы и средства, применяемые на уроках литературного чтения
- Приём «Чтение для души» – «Послушай»
Сказки Г.Х. Андерсена – гимн человеколюбию, самоотверженности, самопожертвования, борьбы светлых чувств с тёмными силами.
Сказки С.Г. Козлова - это трогательные и наивные сказки, которые заставляют детей и взрослых думать.
Приёмы: «Яркое пятно» «Актуальность»:
- прослушивание аудиозаписей;
- просмотр мультфильмов, фильмов, изучаемых произведений;
- работа с пословицами и поговорками,
- анализ притч – выход на тему урока или вывод главной идеи произведения.
Тема: Л.Н. Толстой. Рассказ «Детство»
- Как мальчик относится к своей маме?
- Какими сокровенными переживаниями писатель делится с нами?
Приём «Актуальность»
Тема: Л.Н. Толстой. Рассказ «Детство»
Приём «Эпиграф к уроку»
Тема: «В.В. Бианки «Мышонок Пик»»
Эпиграфы:
- « Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными»
- А.Шопенгауэр
- « Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные - именно это делает человека по-настоящему Человеком»
- «Не убий» (Божья заповедь)
- Что самое главное хотел сказать автор своим читателям?
Приём «Интеграция содержания уроков литературного чтения, музыки, изобразительного искусства»
Литературное чтение - 4 класс
Тема «Сельма Лагерлёф. Святая ночь»
Василий Кузьмич Шебуев.
Рождество Христово. Поклонение пастухов.
Приём « Выборочное чтение»
Тема: «Е.Л. Шварц «Два брата»»
- Каким был Старший брат? Каким Младший?
-Что огорчало родителей?
-Что произошло?
-Как показано переживание Старшего брата, когда он вспомнил о Младшем? (чтение эпизода, внимание на глаголы: опомнился, вскочил, закричал, бросился.)
-Как поступил отец, узнав о случившемся? Что изменилось в портрете?
-О чем Старший думает в дороге? Что вспоминает? Как видим его переживания? (анализ эпизодов текста: портрет брата, жалость, обращаем внимание при анализе на уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы ..как..)
-Старший находит Младшего (портрет, чувства Старшего).
- В какой момент мы переживаем за братьев?
(выразительное чтение эпизода «Младший разбился»).
- Приём «Сравнение прочитанного и увиденного»
Просмотр фильма по произведению, которое проанализировали.
- Приём «Характеристика главного героя произведения»
- Приём «Вырази свои чувства и эмоции»
И.С. Тургенев «Воробей» - самопожертвование во имя любви к своему детищу.
- Название этого произведения у меня вызывает чувство …
- Во время чтения произведения я пережил разные чувства…
- В середине произведения мне стало …
- В конце произведения я почувствовал…
- Я думаю, что главный герой этого произведения …, потому что …
- Характер этого героя …
- Я считаю, что совершить этот поступок его заставило …
- Я думаю, что это произведение Тургенев написал с целью …
- Работа со «Словарём чувств» А.В. Смирнова
и с «Фразеологическим словарём чувств и эмоций».
«Если бы я был на месте героя…»
Инсценировка
Чтение по ролям
Пантомимика
Приложения
Приложение №1 «Алгоритм составления характеристики героя литературного произведения»
Приложение №2 «Словарь чувств» А.В. Смирнов
Приложение №3 «Фразеологический словарь чувств и эмоций»
Приложение №4 «Словарь эпиграфов к урокам литературного чтения»
Приложение №5 «Притчи» (Лопатина А., Скребцова М. «Притчи для детей и взрослых». Кн. 1, 2,3 / — М. : Амрита- Русь, 2009. — 208 с. (электронная книга)) и др.
Приложение №6 «Видео-приложение «Православные фильмы и мультфильмы»».
Приложение №7 «Видео-приложение «Художественные фильмы и мультфильмы» по произведениям, изучаемым в курсе «Литературное чтение» в начальной школе.
Приложение №8 «Аудио- приложение «Сказки Г.Х. Андерсена, сказки С.Г.Козлова, «Вредные советы» Г.Б. Остера».
Приложение №9 «Десять заповедей на языке детей»
Приложение №10 «Диагностический инструментарий для определения уровня развития духовно-нравственной личности младшего школьника».
Работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения :
• даёт детям твердые ориентиры добра, истины, красоты;
• способствует восприятию интереса к Отечественной истории;
• воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;
• вводит детей в круг основных православных традиций, показывает их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;
• способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному;
• создаёт почву для возникновения между детьми дружеских отношений.
Планируемые личностные результаты
- Самоопределение: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
- Смыслообразование: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
- Нравственно-этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Жизнь - самая точная диагностика Человека
Очень важно проложить тропинку к храму детской души:
- чтобы духовные зёрнышки упали на благодатную почву;
- постоянно их лелеять, бережно ухаживать за ними, чтобы эти зёрнышки взросли и укрепились, дали свои плоды;
- стали для ребёнка главными жизненными ориентирами,
были теми путеводными звёздочками, которые укажут верный путь,
помогут не сбиться с дороги,
станут верным якорем спасения в дни житейских бурь и душевных тревог.
«Литература – это наука быть ЧЕЛОВЕКОМ»
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
Ф.И.Тютчев
Благодарю за внимание