СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Тропинка к храму" Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущая идея опыта работы - воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к истокам Православной культуры средствами литературы, формирование нравственной мотивации к  созидательной деятельности. Уроки литературного чтения – это тропинка к храму детской души.

Особенностью опыта работы на уроках литературного чтения является обращение к высшим ценностям православной культуры, освоение духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).

Уроки литературного чтения являются одним из главных связующих звеньев духовно-нравственного воспитания обучающихся. Эта педагогическая идея реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«"Тропинка к храму" Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения в начальной школе»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Лопьял

Уржумского района Кировской области








«Тропинка к храму детской души»



Обобщение опыта работы

по духовно-нравственному воспитанию

на уроках литературного чтения в начальной школе










Выполнила:

Пермякова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов.














Лопьял

2018 г



Слайд 1

«Тропинка к храму детской души»

Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения в начальной школе

Слайд 2



«Духовное образование должно

с ранних лет ложиться на душу человека, как верный залог того, что он не собьется с дороги, как верный якорь спасения в дни житейских бурь и душевных тревог».

К.Д. Ушинский.


Актуальность и педагогическая целесообразность.

Бездуховность народа – это бедствие в современном обществе.

В настоящее время, когда идет поиск путей духовного возро­ждения России, обращение к опыту православной педагогики, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

«Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире».

«…у Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству».

С такими словами обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в выступлении на открытии XVII Рождественских чтений 15 февраля 2009 года.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на 2015 – 2025» определено, что духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором обучающимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия базовых национальных ценностей, для освоения ими системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации.

Таким образом, задачи воспитания тесно связаны с процессом духовно-нравственного развития личности и осуществляются в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Уважение к прошлому ради будущего – выбор духовно-нравственного поколения.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Главная цель педагогического процесса:

Воспитание свободного, ответственного, высоконравственного, творческого гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, за сохранение мирной среды, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи:

-создать условия для развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни, присоединения детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России;

-ввести в образовательное пространство российской школы систему идеалов, ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры и российской цивилизации, построить на них основу воспитательной работы.

Ведущая педагогическая идея опыта.

«Познавательная ценность обучения должна органично сочетаться с воспитательной функцией. Это единственный путь к цельности мировоззрения взрослеющего человека. Только так мы воспитаем людей, которые смогут созидать, изобретать, принимать решения, основанные на Божественных заветах и опыте культуры» отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

(Выступление на открытии XX Международных Рождественских чтений 23 января 2012 года)

«В Конвенции о правах ребенка (статья 29) говорится, что «образование… должно быть направлено на… воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной». Конвенции всего несколько лет, русскому православию — больше тысячи. И выраженная в других словах эта мысль проводится им в жизнь все тысячелетие»

(Н.Д. Никандров, Президент Российской академии образования в статье «Православные ценности и воспитание в современной России»).

Ведущая идея моего опыта работы это - воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к истокам Православной культуры средствами литературы, формирование нравственной мотивации к созидательной деятельности. Уроки литературного чтения – это тропинка к храму детской души.

Особенностью опыта работы на уроках литературного чтения является обращение к высшим ценностям православной культуры, освоение духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).

Уроки литературного чтения являются одним из главных связующих звеньев духовно-нравственного воспитания обучающихся. Эта педагогическая идея реализуется через урочную и внеурочную деятельность. На материале уроков литературного чтения, изобразительного искусства и музыки дети знакомятся с основами православной культуры, с истоками отечественной культуры, которая является основополагающей для гармоничного развития личности.

Но духовно-нравственное становление личности невозможно без созидательной трудовой деятельности, без воспитания любви к своей малой родине, бережного отношения к окружающему миру. Любить Родину – это значит любить родной дом, беречь родную природу.

Реализовать это направление позволяет внеурочная деятельность кружка «Родной край».

На занятиях кружка дети выращивают цветочную рассаду для благоустройства территории Троицкой церкви с. Лопьял. Периодически проводят уборку от мусора территории, прилегающей к церкви, а также обочины дороги от школы до церкви.

На кружке «Родной край» дети также знакомятся с православными праздниками и традициями православной семьи.

Кружок «Этика:азбука добра» позволяет осуществлять тренинг межличностных отношений обучающихся, закрепить применение духовно-нравственных правил на практике.

Слайд 3

Одной из базовых национальных ценностей российского общества,

закрепленных Конституцией Российской Федерациия, является искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.   

Предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.

Литература всегда носила нравственно – православный идеал.

Русская литература – основа воспитания.

Слайд 4

В курсе «Литературное чтение» формируются следующие личностные УУД:
1) Смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов.

2) Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации.

3)Морально-этическая ориентация и нравственная оценка: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания; формирование эстетических чувств.
Слайд 5

Отличительная особенность каждого урока литературного чтения – высокая степень эмоциональности.

Позитивный эмоциональный фон способствует тому, что у детей появляется желание читать и понимать прочитанное, сопереживать, любить и ненавидеть, быть похожими на положительных героев в своих реальных поступках. Таким образом и формируются ценностные ориентации.

Слайд 6

Инновация педагогического опыта заключается в определении системы наиболее эффективных дидактических технологий, методов, приёмов и средств, применяемых на уроках литературного чтения.

С этой целью в рабочей программе по курсу «Литературное чтение» внесены изменения:

1) расширен круг изучаемых произведений по тематике «Нравственность» таких авторов как Л.Н. Толстой, В.А. Осеева, Е. Л. Шварц, В.М. Гаршин, С.Г.Козлов и др.;

2) увеличено количество часов на работу со сказками Г.Х.Андерсена.

Своеобразие и уникальная сила литературы проистекает из её материала.

Уроки литературного чтения помогают проложить тропинку к храму детской души.

Слайд 7

Проанализируем духовно-нравственное содержание литературного материала.

Слайд 8

Сказка – универсальный способ разговора с детьми на духовные темы. Нравственность изначально заложена в сюжетах народных сказок.

В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - рассматриваются нравственные категории - послушание, кротость, доброта, милосердие, «не лжесвидетельствуй», «не убий».

Неслучайно русские народные сказки легли в основу сказок А.С. Пушкина.

Слайд 9

При изучении темы «Летописи» важно, чтобы дети уяснили, что благодаря труду летописцев, современные люди имеют удивительную возможность заглянуть в далекое прошлое.

В Древней Руси летопись была своеобразным учебником мудрости.

Слайд 10

В ходе изучения былин дети выделяют те качества, которыми обладали только богатыри.

В былинах рассматриваются отношения человека к земле, почетности земледельческого труда и ратного труда по защите своей родной земли.

Слайд 11

В 4 классе учащиеся знакомятся с отрывком из «Жития Сергия Радонежского».

Житие способствует пониманию и принятию нравственных ценностей Христианства:

кротость, благочестие, почитание родителей своих, доброта и любовь ко всем, трудолюбие, стремление к грамоте, истинная вера, служение Богу и людям, благодарность.

Слайд 12

В тексте много незнакомых для детей христианских понятий, поэтому необходима работа с толковыми словарями.

Костромской областной институт развития образования в помощь учителю выпустил

Словарь «Чистый родник». Он помогает правильно объяснить детям такие понятия.

Слайд 13

Изучая «Житие Сергия Радонежского», дети узнают о том, что духовное начало и есть главное в жизни.

Слайд 14

Рассказ Л.Н. Толстого «Детство» - яркий пример тёплых взаимоотношений в православной семье; горячая любовь Николеньки к матери, любовь к Богу, доброжелательность и любовь ко всем людям. И от этой любви в душе ребёнка царит гармония. В рассказе А.П. Чехова «Мальчики» раскрывается нарушение заповеди – «Почитай родителей», отчего у ребёнка появляются душевные терзания, осознание им греха, необходимость нравственного выбора.

Слайд 15

В рассказе Валентины Осеевой «Почему?» главный герой первый раз в жизни соврал маме и предал четвероногого друга семьи. В работе с произведением необходимо донести до детей идею: «Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её».

Слайд 16

В баснях Л.Н. Толстого добро рассматривается как любовь к ближнему, способность жертвовать собой.

Слайд 17

Велик воспитательный потенциал литературных сказок

Слайд 18

Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания дают пословицы и поговорки – отражающие христианские заповеди.

Слайд 19

Объяснить ребёнку заповеди можно простыми словами и в стихотворной форме.

-Как относиться к тому, что у ближнего есть хорошая вещь или талант, которого ты не имеешь?

-У христиан нет выражения «белая зависть», но есть сорадование – радость о благополучии ближнего. В отличие от мучающей зависти - это добродетель.

Слайд 20

Система педагогических технологий, методов, приёмов, средств по воспитанию духовно-нравственной личности

Слайд 21

Для духовно-нравственного воспитания личности эффективны следующие образовательные технологии:

– технология проблемного диалога

– технология ситуативного обучения

– технология продуктивного чтения

Слайд 22

  • Приём «Чтение для души»- «Послушай» (включить)

1)Сказки Г.Х. Андерсена –это в гимн человеколюбию, самоотверженной любви, борьба светлых человеческих чувств с темными силами.

2)Сказки С.Г.Козлова заставляют детей и взрослых думать.

Слайд 23

  • Приёмы «Яркое пятно» и «Актуальность»

помогают определить смысл значимости прочитанного для самого ребёнка.

Рассмотрим применение этих приёмов на примере урока по теме: Л.Н. Толстой. Рассказ «Детство».

Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» 4 кл. 1 часть с.118

«Бывало, придёшь наверх, встанешь перед иконами, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку». Ещё молишься о том, чтобы Бог дал счастия всем, чтобы все были довольны, и чтобы завтра была хорошая погода для гуляния…»

– О ком молится Николенька? Почему?

Слайд 24

- О ком бы вы помолились Богу? О чём бы его попросили?

- Кто знает, какими словами обращаются к Богу?

- Предлагаю вам послушать молитву о родителях.

Слайд 25

  • Приём «Эпиграф к уроку»

Эпиграф тесно связан с идеей и содержанием произведения; его назначение – сжато передать основную мысль, натолкнуть ребят на понимание произведения. Эпиграф выполняет роль «переходного мостика» к теме урока.

Перед вами эпиграфы к уроку по теме: «В.В. Бианки «Мышонок Пик»» (В произведении рассказывается о том, как только что родившегося мышонка, хотели убить, а потом сыграли с мышонком злую шутку, из-за которой он находится на грани между жизнью и смертью. Автор показывает, какие страдания испытывает крошечный мышонок в огромном мире.)

Эпиграфы:

  • «Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными»

А.Шопенгауэр

  • «Уметь чувствовать чужие радости и страдания,

ощущать их как свои собственные -

именно это делает человека по-настоящему Человеком»

  • «Не убий»

Данные эпиграфы – «смысловые ключики» к ответу на вопрос:

-«Что самое главное хотел сказать В.В. Бианки своим читателям?»

Слайд 26-27

  • Приём интеграции содержания уроков литературного чтения, музыки, изобразительного искусства. (Показ)

Слайд 28

  • Приём «Выборочное чтение»

- это анализ с аргументацией из текста. Приём используется при анализе содержания, характера и поступков героев.

Произведение Е.Л. Шварца «Два брата» я включила в программу изучения, т.к. в произведении наглядно показаны взаимоотношения в семье между родителями и детьми, между старшим и младшим братом.

В классе 60 % детей из многодетных семей. Поэтому тема взаимоотношений в семье актуальна.

Слайд 29

  • Приём «Сравнение прочитанного и увиденного»

Просмотр фильма по прочитанному литературному произведению, направлен на более полное восприятие, представление, понимание и осмысливание взаимоотношений между героями, их душевных переживаний, принятие нравственных ценностей, рассматриваемых в произведении. (Показ)

Слайд 30

  • Приём «Характеристика главного героя произведения»

помогает глубже проанализировать произведение.

Чтобы составить полную характеристику главного героя, мы стали использовать «План-опору». Такая характеристика - опора есть у каждого ребёнка. При работе над произведением, каждый пишет на листочке характеристику персонажа. Затем прослушиваем все сообщения, вместе анализируем, и объединяем в общем рассказе о герое произведения. Т.о. каждый ребёнок учится работать индивидуально над характеристикой персонажа, выделяя в тексте нужную информацию.

Пока ребятам ещё сложно даётся рассказать о взаимоотношениях между персонажами и подбор пословицы, отражающей характер героя.

Слайд 31

  • Приём «Вырази свои чувства и эмоции» формирует умение понимать и сопереживать героям произведений.

- «Расскажи, что ты чувствуешь?»

Детям бывает трудно назвать те чувства, которые они испытывают при чтении произведений.

Для формирования умения выражать свои чувства и эмоции, находить для этого подходящие слова помогают распечатки «Словаря чувств» и «Фразеологического словаря чувств и эмоций» .

Слайд 32

  • Приёмы «Эмпатия» и «Театрализация формируют умение осуществлять личностную рефлексию, через погружение во внутренний мир персонажа.

Слайд 33

Дидактические материалы, которые дополнительно используются на уроке литературного чтения обобщены и представлены в приложениях к опыту работы. Они могут быть использованы во внеурочной и внеклассной работе.

Приложения

1.Приложение №1 «Алгоритм составления характеристики героя литературного произведения»

2. Приложение №2 «Диагностический инструментарий для определения уровня развития духовно-нравственной личности младшего школьника».

3. Приложение №3 «Притчи» (Лопатина А., Скребцова М. «Притчи для детей и взрослых». Кн. 1, 2,3 / А. Лопатина, М. Скребцова. — М. : Амрита- Русь, 2009. — 208 с. (электронная книга))

4. Приложение №4 «Видео-приложение «Православные фильмы и мультфильмы»».

5. Приложение №5 «Видео-приложение «Художественные фильмы и мультфильмы» по произведениям, изучаемым в курсе «Литературное чтение» в начальной школе.

6. Приложение №6 «Аудио- приложение «Сказки Г.Х. Андерсена, сказки С.Г.Козлова, «Вредные советы» Г.Б. Остера».

7. Приложение №7 «Десять заповедей на языке детей»

8. Приложение №8 «Словарь «чувств» А.В. Смирнов»

9. Приложение № 9 «Фразеологический словарь чувств и эмоций»

10. Приложение № 10 «Схема анализа поступка персонажа»

11. Приложение №11 «Эпиграфы к урокам литературного чтения»

Слайд 34

Работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения

  • даёт детям твердые ориентиры добра, истины, красоты.

  • способствует восприятию интереса к Отечественной истории;

  • воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;

  • вводит детей в круг основных православных традиций, показывает их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;

  • способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному;

  • создаёт почву для возникновения между детьми дружеских отношений.

Слайд 35

Планируемые личностные результаты

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,

  • эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им,

  • уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества,

  • умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Слайд 36

Диагностика духовно-нравственного развития детей – это комплексная диагностика:

  • уровня сформированности знаний о нравственных категориях,

  • уровня эмоционально-мотивационной сферы,

  • уровня проявления качества в поведении.


В ходе диагностирования была выявлена положительная динамика уровней сформированности нравственных качеств.

Диаграмма №1










Уровни

сформированности

знания


Уровни

эмоционально-мотивационной

сферы

Уровни проявления

качества в поведении







Нравственные отношения нематериальны, неуловимы, не поддаются фиксированию, проявляются прежде всего в оценочных суждениях о поступках людей, их нравственных качествах, а также в собственных поступках, где выделяются внешние действия и внутренняя обусловленность, т. е. мотивация.

Слайд 37

Диагностические данные уровня воспитанности (по методике М.И.Шиловой) за 2016-2017 уч. г.

Диаграмма №2












Слайд 38

Самая точная диагностика духовно-нравственного развития личности – это ЖИЗНЬ.

Как поведёт себя человек на деле в той или иной жизненной ситуации, достоверно судить пока сложно.

Очень важно проложить тропинку к храму детской души:

чтобы духовные зёрнышки упали на благодатную почву;

постоянно их лелеять, бережно ухаживать за ними, чтобы эти зёрнышки взросли и укрепились, дали свои плоды;

стали для ребёнка главными жизненными ориентирами,

были теми путеводными звёздочками, которые укажут верный путь, помогут не сбиться с дороги.

Закончить своё выступление я бы хотела Притчей «Чему учат книги?»

Когда в школу пришел слепой мальчик, дети с удивлением спросили учителя:

— Как же он будет учиться, если он слепой?

— Слеп человек без книги. А наш новый ученик умеет читать руками. У него есть специальные книги, в которых буквы выдавлены точками, — объяснил учитель. Сначала дети дразнили слепого, но мальчик на шутки не обижался. У слепого была отличная память, и он все запоминал с первого раза. Дети вскоре привыкли к слепому мальчику и просили у него помощи на уроках. Когда дети убегали на перерыв, слепой оставался в классе и читал. Сначала книг у него было мало, но учитель выписывал их, откуда только можно. Иногда после уроков учитель сам читал вслух слепому мальчику, и они вместе обсуждали прочитанное.

Однажды во время урока учитель почувствовал острую боль в сердце. Он сжал зубы и медленно опустился на стул. Боль не отпускала, но учитель решил довести урок до конца.

В этот момент слепой мальчик закричал:

— Нашему учителю плохо, срочно нужен врач.

Дети вскочили с мест. Пришел врач, и учителя унесли на носилках в больницу.

— Как ты узнал, что учителю плохо? — удивились дети.

— У него дрожал голос, он побледнел и замолк в середине фразы. Тогда я все понял.

— Разве ты видишь? — спросил один мальчик.

— Не вижу, но чувствую. Например, я чувствовал, Антуан, что ты сегодня утром был грустный, наверное, тебя отругали дома.

— Да, верно. Но как можно чувствовать, если не видишь? — изумился Антуан.

— Меня книги научили чувствовать, — объяснил слепой мальчик.

— Когда человек чувствует, он словно видит. Помнишь, учитель нам говорил:

- «Слеп человек без книги».

Слайд 39

Литература – это наука быть ЧЕЛОВЕКОМ.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!



Литература:

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015 – 2025)

  2. Бартенева Инна Юрьевна «Чистый родник»:словарь:пособие для учителей начальных классов / Департамент образования и науки Костромской обл., Костромской обл. ин-т развития образования (КОИРО), Фонд преп. Серафима Саровского.

  3. А. Лопатина, М. Скребцова «Начала мудрости». 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А. Лопатина, М. Скребцова. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Амрита- Русь, 2007. – 304 с.

  4. А. Лопатина, М. Скребцова «Семейные заповеди» /— М. : Амрита-Русь, 2008. — 320 с.

  5. А. Лопатина, М. Скребцова. «Притчи для детей и взрослых». Кн. 1 /— М. : Амрита- Русь, 2009. — 208 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!