СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудная психолого-педагогическая ситуация на уроке

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации молодым специалистам по разрешению трудных ситуаций на уроках

Просмотр содержимого документа
«Трудная психолого-педагогическая ситуация на уроке»

Трудная психолого-педагогическая ситуация на уроке

Трудная психолого-педагогическая ситуация на уроке

«Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит, но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа, ты, по крайней мере, испытаешь удовольствие от борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего: спорь не из желания победы, но ты можешь быть ему полезным». Иван Сергеевич Тургенев

«Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит, но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа, ты, по крайней мере, испытаешь удовольствие от борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего: спорь не из желания победы, но ты можешь быть ему полезным». Иван Сергеевич Тургенев

Из опыта педагога

Из опыта педагога

"Положительные находки в работе забываются, а вот промахи помнятся долго, а некоторые всю жизнь".

В острых педагогических ситуациях больше всего

В острых педагогических ситуациях больше всего "работает" особый вид взаимоотношений - отношения неравенства, зависимости и подчинения. Это самый трудный для взрослого, а тем более для школьника вид отношений, где труднее добиться согласия. Различие отношений порождает несовпадение норм, ценностей и интересов, что часто приводит к конфликтам.

Для учителя важно выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческим удовлетворением своего труда. Главное в работе учителя - не допускать острых педагогических ситуаций. Часто источником конфликта является резкая, нетактичная реакция учителя на нестандартное поведение школьника (в итоге ученик настраивается против учителя).

Для учителя важно выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческим удовлетворением своего труда. Главное в работе учителя - не допускать острых педагогических ситуаций. Часто источником конфликта является резкая, нетактичная реакция учителя на нестандартное поведение школьника (в итоге ученик настраивается против учителя).

•    Негативная оценка личности учащегося, а не конкретного поступка;  •    Негативная оценка поступка учащегося без разбора его мотивов, учёта личных особенностей;  •    Неумение учителя прогнозировать поведение учеников на уроке;  •    Характер отношений, сложившихся между учителем и отдельными учениками (в силу личностных качеств и нестандартного поведения последних);  •    Личностные качества учителя (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.).

•    Негативная оценка личности учащегося, а не конкретного поступка; •    Негативная оценка поступка учащегося без разбора его мотивов, учёта личных особенностей; •    Неумение учителя прогнозировать поведение учеников на уроке; •    Характер отношений, сложившихся между учителем и отдельными учениками (в силу личностных качеств и нестандартного поведения последних); •    Личностные качества учителя (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.).

Чтобы предупредить КОНФЛИКТНУЮ ситуацию, учителю лучше всего придерживаться следующих правил: А. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета (дети очень строго оценивают нас!),так как это ведет к ослаблению воспитательного влияния учителя.

Чтобы предупредить КОНФЛИКТНУЮ ситуацию, учителю лучше всего придерживаться следующих правил:

А. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета (дети очень строго оценивают нас!),так как это ведет к ослаблению воспитательного влияния учителя.

В. Школьники лучше всего выполняют распоряжения учителя при опосредованном способе воздействия.  Прямой способ - традиционный, основан на волевом давлении на психику человека, он менее эффективен. Хотя внешне кажется единственно правильным (потребовать то, что нужно сделать) . Однако для ученика такое воздействие является психологически трудным и вызывает обратную реакцию. Опосредованный способ воздействия -более эффективный . Обращаясь к интересам и потребностям ребенка, от него можно добиться большего (создать такие условия, когда он сам будет действовать в интересах общего дела).

В. Школьники лучше всего выполняют распоряжения учителя при опосредованном способе воздействия.

Прямой способ - традиционный, основан на волевом давлении на психику человека, он менее эффективен. Хотя внешне кажется единственно правильным (потребовать то, что нужно сделать) . Однако для ученика такое воздействие является психологически трудным и вызывает обратную реакцию.

Опосредованный способ воздействия -более эффективный . Обращаясь к интересам и потребностям ребенка, от него можно добиться большего (создать такие условия, когда он сам будет действовать в интересах общего дела).

С. Школьника можно изменить к лучшему с помощью грамотной оценки его личности. Неприемлемы : - общая положительная оценка (вызывает чувство непогрешимости, снижает требовательность к себе) ;  общая отрицательная оценка (подрывает у школьника веру в себя, вызывает отвращение к школе) . Целесообразны :- частная положительная оценка (когда личность гордится своими достижениями в одном конкретном деле) ; частная отрицательная оценка (при которой ученик понимает, что в данном конкретном случае он совершил ошибку, которую можно исправить).

С. Школьника можно изменить к лучшему с помощью грамотной оценки его личности.

Неприемлемы : - общая положительная оценка (вызывает чувство непогрешимости, снижает требовательность к себе) ; общая отрицательная оценка (подрывает у школьника веру в себя, вызывает отвращение к школе) .

Целесообразны :- частная положительная оценка (когда личность гордится своими достижениями в одном конкретном деле) ; частная отрицательная оценка (при которой ученик понимает, что в данном конкретном случае он совершил ошибку, которую можно исправить).

Д. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении. Так называемый ориентировочный стиль поведения предполагает предусмотрительность и корректность в общении со школьниками. Рекомендуется заранее (перед уроком) готовить себя к возможным конфликтным ситуациям, чтобы не быть застигнутыми врасплох и не растеряться.

Д. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении. Так называемый ориентировочный стиль поведения предполагает предусмотрительность и корректность в общении со школьниками. Рекомендуется заранее (перед уроком) готовить себя к возможным конфликтным ситуациям, чтобы не быть застигнутыми врасплох и не растеряться.

Правила воздействия на личность школьника в конфликтных ситуации:   «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию.» Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае не раздражайтесь и не повышайте голос. Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие,

Правила воздействия на личность школьника в конфликтных ситуации:

  • «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию.» Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае не раздражайтесь и не повышайте голос. Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие, "величавую медлительность" юмор педагогов в напряженных ситуациях.

" ЗАДЕРЖКА РЕАКЦИИ. "

Не следует сразу же вступать в полемику с учеником, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Стоит сделать вид, что Вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу вроде бы пока не до него.

" ПЕРЕВОД РЕАКЦИИ".

Этот прием служит также для уменьшения значительности поступка и личности самого нарушителя. Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно; несмотря на "чрезвычайную обстановку". В итоге "герой" конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам "замысел" борьбы.

"РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИТУАЦИИ". Известно, что все то, что стало смешным в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах класса, его отрицательное влияние на класс резко уменьшается, зато авторитет и влияние учителя возрастает. Способность учителя применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку и завершает дело.

Постарайтесь при случае использовать коварный замысел школьника сорвать урок с пользой (!) для урока. Желательно еще поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией.) Учитель, успешно использующий это правило, становится для учеников

Постарайтесь при случае использовать коварный замысел школьника сорвать урок с пользой (!) для урока. Желательно еще поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией.)

Учитель, успешно использующий это правило, становится для учеников "сильной личностью" и приобретает авторитет на длительное время.

Почему я испытываю такие неприятные чувства? К чему это может меня привести? Нужно ли мне это?
  • Почему я испытываю такие неприятные чувства?
  • К чему это может меня привести?
  • Нужно ли мне это?
Второй шаг

Второй шаг

  Ключ к методике «Педагогические ситуации». Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации:   Порядковый номер педагогической ситуации Выбранный вариант ответа и его оценка в баллах 1 2 3 4 5 6 1 7 8 4 2 3 9 2 3 4 2 2 10 4 3 2 2 11 3 5 2 4 3 3 6 5 12 2 5 4 2 5  13 3 7 3 2 4 3 5 5 - 8 14 5 2 3 - 2 5 - 2 2 2 3 4 5 - 2 - 4 - 4 4 - 2 5 4 5 - 2 5 5 3 5 3 4 5 2 5 - 4 2 4 3 3 - 4 - 5 3 3 4 - 4 2 4 2 5 - 5 - 5 2 - 5 4 5 - 3 - 4 4 4 - - 5 5 - 4 - 4 -3 5 5 - - -

Ключ к методике «Педагогические ситуации». Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации:

Порядковый номер педагогической ситуации

Выбранный вариант ответа и его оценка в баллах

1

2

3

4

5

6

1

7

8

4

2

3

9

2

3

4

2

2

10

4

3

2

2

11

3

5

2

4

3

3

6

5

12

2

5

4

2

5

13

3

7

3

2

4

3

5

5

-

8

14

5

2

3

-

2

5

-

2

2

2

3

4

5

-

2

-

4

-

4

4

-

2

5

4

5

-

2

5

5

3

5

3

4

5

2

5

-

4

2

4

3

3

-

4

-

5

3

3

4

-

4

2

4

2

5

-

5

-

5

2

-

5

4

5

-

3

-

4

4

4

-

-

5

5

-

4

-

4

-3

5

5

-

-

-

4,5 и более -педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми от 3,5 до  4,4  балла - педагогические способности счи­таются среднеразвитыми. меньше, чем 3,4  балла - педагогические способности испытуемого рассматриваются как слаборазвитые
  • 4,5 и более -педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми
  • от 3,5 до  4,4  балла - педагогические способности счи­таются среднеразвитыми.
  • меньше, чем 3,4  балла - педагогические способности испытуемого рассматриваются как слаборазвитые
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!