Трудная психолого-педагогическая ситуация на уроке
«Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит, но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа, ты, по крайней мере, испытаешь удовольствие от борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего: спорь не из желания победы, но ты можешь быть ему полезным». Иван Сергеевич Тургенев
Из опыта педагога
"Положительные находки в работе забываются, а вот промахи помнятся долго, а некоторые всю жизнь".
В острых педагогических ситуациях больше всего "работает" особый вид взаимоотношений - отношения неравенства, зависимости и подчинения. Это самый трудный для взрослого, а тем более для школьника вид отношений, где труднее добиться согласия. Различие отношений порождает несовпадение норм, ценностей и интересов, что часто приводит к конфликтам.
Для учителя важно выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческим удовлетворением своего труда. Главное в работе учителя - не допускать острых педагогических ситуаций. Часто источником конфликта является резкая, нетактичная реакция учителя на нестандартное поведение школьника (в итоге ученик настраивается против учителя).
• Негативная оценка личности учащегося, а не конкретного поступка; • Негативная оценка поступка учащегося без разбора его мотивов, учёта личных особенностей; • Неумение учителя прогнозировать поведение учеников на уроке; • Характер отношений, сложившихся между учителем и отдельными учениками (в силу личностных качеств и нестандартного поведения последних); • Личностные качества учителя (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.).
Чтобы предупредить КОНФЛИКТНУЮ ситуацию, учителю лучше всего придерживаться следующих правил:
А. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета (дети очень строго оценивают нас!),так как это ведет к ослаблению воспитательного влияния учителя.
В. Школьники лучше всего выполняют распоряжения учителя при опосредованном способе воздействия.
Прямой способ - традиционный, основан на волевом давлении на психику человека, он менее эффективен. Хотя внешне кажется единственно правильным (потребовать то, что нужно сделать) . Однако для ученика такое воздействие является психологически трудным и вызывает обратную реакцию.
Опосредованный способ воздействия -более эффективный . Обращаясь к интересам и потребностям ребенка, от него можно добиться большего (создать такие условия, когда он сам будет действовать в интересах общего дела).
С. Школьника можно изменить к лучшему с помощью грамотной оценки его личности.
Неприемлемы : - общая положительная оценка (вызывает чувство непогрешимости, снижает требовательность к себе) ; общая отрицательная оценка (подрывает у школьника веру в себя, вызывает отвращение к школе) .
Целесообразны :- частная положительная оценка (когда личность гордится своими достижениями в одном конкретном деле) ; частная отрицательная оценка (при которой ученик понимает, что в данном конкретном случае он совершил ошибку, которую можно исправить).
Д. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении. Так называемый ориентировочный стиль поведения предполагает предусмотрительность и корректность в общении со школьниками. Рекомендуется заранее (перед уроком) готовить себя к возможным конфликтным ситуациям, чтобы не быть застигнутыми врасплох и не растеряться.
Правила воздействия на личность школьника в конфликтных ситуации:
- «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию.» Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае не раздражайтесь и не повышайте голос. Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие, "величавую медлительность" юмор педагогов в напряженных ситуациях.
" ЗАДЕРЖКА РЕАКЦИИ. "
Не следует сразу же вступать в полемику с учеником, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Стоит сделать вид, что Вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу вроде бы пока не до него.
" ПЕРЕВОД РЕАКЦИИ".
Этот прием служит также для уменьшения значительности поступка и личности самого нарушителя. Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно; несмотря на "чрезвычайную обстановку". В итоге "герой" конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам "замысел" борьбы.
"РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИТУАЦИИ". Известно, что все то, что стало смешным в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах класса, его отрицательное влияние на класс резко уменьшается, зато авторитет и влияние учителя возрастает. Способность учителя применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку и завершает дело.
Постарайтесь при случае использовать коварный замысел школьника сорвать урок с пользой (!) для урока. Желательно еще поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией.)
Учитель, успешно использующий это правило, становится для учеников "сильной личностью" и приобретает авторитет на длительное время.
- Почему я испытываю такие неприятные чувства?
- К чему это может меня привести?
- Нужно ли мне это?
Второй шаг
Ключ к методике «Педагогические ситуации». Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации:
Порядковый номер педагогической ситуации
Выбранный вариант ответа и его оценка в баллах
1
2
3
4
5
6
1
7
8
4
2
3
9
2
3
4
2
2
10
4
3
2
2
11
3
5
2
4
3
3
6
5
12
2
5
4
2
5
13
3
7
3
2
4
3
5
5
-
8
14
5
2
3
-
2
5
-
2
2
2
3
4
5
-
2
-
4
-
4
4
-
2
5
4
5
-
2
5
5
3
5
3
4
5
2
5
-
4
2
4
3
3
-
4
-
5
3
3
4
-
4
2
4
2
5
-
5
-
5
2
-
5
4
5
-
3
-
4
4
4
-
-
5
5
-
4
-
4
-3
5
5
-
-
-
- 4,5 и более -педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми
- от 3,5 до 4,4 балла - педагогические способности считаются среднеразвитыми.
- меньше, чем 3,4 балла - педагогические способности испытуемого рассматриваются как слаборазвитые
Спасибо за внимание!