СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности послевоенного времени в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цельурока: изучение новой темы – рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» с точки зрения изображения исторического времени в произведении, его влияния на становление характера главного героя.

Просмотр содержимого документа
«Трудности послевоенного времени в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»»

6 класс. Урок литературы

Тема: «Трудности послевоенного времени в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»»

Цель: изучение новой темы – рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» с точки зрения изображения исторического времени в произведении, его влияния на становление характера главного героя.

Задачи:

- познакомить с биографией В. Г. Распутина,

- повторить особенности рассказа как жанра эпоса,

- раскрыть особенности исторического времени в рассказе;

- развивать речь учащихся,

- воспитывать интерес к литературе.

Планируемые результаты:

предметные:

познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Г. Распутина;

сформировать представление о рассказе «Уроки французского»;

предупреждать речевые ошибки в устной и письменной речи;

воспитывать интерес к изучению предмета;

личностные УУД:

оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем;

определять нравственные проблемы, поднятые В.Г. Распутиным;

осознавать свои черты характера в соотношении с поступками литературных героев;

мотивация к учению;

регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремится её выполнить;

формулировать выводы из коллективного обсуждения;

планировать собственную деятельность;

определять цель деятельности, соотносить результат с целью и оценивать его;

познавательные УУД:

выделять существенную информацию;

анализировать художественный текст, характеризовать литературных героев, их речь и поступки, соотносить и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

формировать исследовательскую позицию;

коммуникативные УУД:

собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя;

объяснять свою и понимать чужую позицию, вести диалог;

метапредметные:

развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля;

уметь работать индивидуально, находить общие решения;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

I. Организационный момент.

II. Актуализация изученного.

Вспомните, кто является героем рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»?

Мальчик-сирота

Какие еще рассказы или повести, героем которых является ребенок, вы знаете? Кто их автор (смотрите на стенд).

(«В дурном обществе», «Васюткино озеро», «Никита», «Черная курица, или Подземные жители», «Бежин луг», «Теплый хлеб»). Презентация

Пользуясь стендом, вспомните жанр каждого из названных произведений. Что их объединяет?

Это жанры эпоса.

Что объединяет все эти произведения, кроме героя-ребенка?

Все они рассказывают о формировании характера ребенка, воспитании в нем каких-либо качеств?

А какими качествами должен обладать человек?

Честность, смелость, бескорыстие, доброта и т.д.

III. Знакомство с новым материалом.

Откройте учебник на странице 85 и прочтите, с каким автором мы сегодня на уроке познакомимся. Слышали ли вы когда-нибудь про этого писателя? Записываем в тетрадь

Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015)

Рассказ «Уроки французского»

В каком веке родился писатель? А в каком умер? Сколько лет прожил?

20век, 21 век, 78 лет.

Почтите заголовок статьи в учебнике и соотнесите с названием рассказа. Если читали рассказ, то расскажите, о каком уроке доброты идет речь в произведении. Если нет, то предположите, о чем пойдет речь в рассказе?

Прочтите статью Распутина на страницах 85-86. Приготовьте по одному вопросу по тексту, которые бы начинались с вопросительных слов что, какой, когда, где, почему.

Алексей – готовится выразительно читать статью «Из истории создания рассказа «Уроки французского»»

Почему Лидия Михайловна забыла, как отправляла посылку с макаронами Распутину?

Зачем автору понадобилось написать автобиографический рассказ?

Ответьте на вопросы друг друга по цепочке, зачитывая текст или пересказывая его содержание.

Слушаем Алексея, готовимся ответить на вопрос: кому посвящен рассказ «Уроки французского»?

Рассказ посвящен матери русского драматурга Александра Вампилова Анастасии Прокофьевне Копыловой.

Что такое автобиография? Почему рассказ Распутина можно назвать автобиографическим? Какие автобиографические произведения вам известны?

Своя биография. Он писал о себе, о своем детстве, о своей учительнице. «Васюткино озеро» и «Конь с розовой гривой В. П. Астафьева.

Вспомните или используя стенд скажите, какой жанр эпоса называется рассказом. Предположите еще раз, о чем пойдет речь в рассказе «Уроки французского»?

Автор расскажет о каком-то случае из жизни своего героя.

IV. Записываем тему урока «Трудности послевоенного времени в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»».

Определите, чем будем заниматься во второй части урока и с какой целю будем это делать.

Будем работать с текстом и отвечать на вопрос: какие трудности послевоенного времени изобразил В. Г. Распутин в своем рассказе и как это повлияло на характер главного героя.

Работаем с текстом рассказа на странице 87-91. Выписываем в тетрадь. Работа в парах. Первое положение записываем вместе, затем работаем самостоятельно. Обращаем внимание, что действие происходит в 1948 году, через три года после войны.

  1. Средняя школа была только в райцентре (не было учителей).

  2. Единственная в колхозе полуторка (не было техники).

  3. Жили без отца (возможно, погиб).

  4. Голод в тот год еще не отпустил (ели глазки картошки).

  5. Ребенку пришлось в 11 лет стать взрослым.

Индивидуальные задания: Один учащийся читает страницу 90 (абзац «Голод здесь совсем не походил на голод в деревне»), второй учащийся читает страницу 89 (абзац «Но я похудел не только из-за доски по дому») подчеркивают слова, подтверждающие, что главный герой голодал

Назовите самую главную трудность, с которой пришлось столкнуться главному герою и его семье. И не только. Докажите текстом (работали Алексей и Кирилл). Читают.

Голод.

А почему мальчику необходимо было учиться в райцентре? Почему он не мог остаться в деревне? Читают текст или пересказывают.

Хорошо учился, был грамотным, «башковитым».

Как учился мальчик? Почему? Какие качества вы можете выделить в его характере?

Страница 89 первый абзац.

Вывод. Отвечаем на поставленный вопрос: какие трудности послевоенного времени изобразил В. Г. Распутин в своем рассказе и как это повлияло на характер главного героя. Что уже знаем? Что должны добавить самостоятельно?

Главный герой – одиннадцатилетний деревенский мальчишка, который приезжает учиться в райцентр, так как в деревне его считают самым грамотным, «башковитым», и он не может не оправдать доверие людей, но в послевоенные годы голод преследует людей, а ему, мальчишке, живущему на квартире, где продукты, переданные матерью из деревни, пропадают, живется в разы хуже. Во-первых, он скучает по дому, во-вторых, постоянно голодает, но домой не возвращается, так как не может относиться спустя рукава к тому, что на него возлагается, не может. Как это влияет на его характер? Он рано повзрослел, он ответственный и целеустремленный.

IV. Домашнее задание – страницы 91-106. Вопросы 4 и 6 на странице 121.

V. Рефлексия.

Что больше всего запомнилось на уроке?

Захотелось ли вам прочитать рассказ целиком?

Предположите, что произойдет с главным героем?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!