СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад: Трудности процесса адаптации студентов-первокурсников и способы их разрешения."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально - экономические изменения, происходящие в обществе, развитие социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей семьи приводят к разнонаправленной активности подростков, их психоэмоциональной неустойчивости, падению обучаемости и воспитуемости, следствием чего являются трудности процесса адаптации студентов-первокурсников учреждений среднего профессионального образования.Социально - экономические изменения, происходящие в обществе, развитие социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей семьи приводят к разнонаправленной активности подростков, их психоэмоциональной неустойчивости, падению обучаемости и воспитуемости, следствием чего являются трудности процесса адаптации студентов-первокурсников учреждений среднего профессионального образования.Социально - экономические изменения, происходящие в обществе, развитие социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей семьи приводят к разнонаправленной активности подростков, их психоэмоциональной неустойчивости, падению обучаемости и воспитуемости, следствием чего являются трудности процесса адаптации студентов-первокурсников учреждений среднего профессионального образования.Социально - экономические изменения, происходящие в обществе, развитие социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей семьи приводят к разнонаправленной активности подростков, их психоэмоциональной неустойчивости, падению обучаемости и воспитуемости, следствием чего являются трудности процесса адаптации студентов-первокурсников учреждений среднего профессионального образования.Социально - экономические изменения, происходящие в обществе, развитие социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей семьи приводят к разнонаправленной активности подростков, их психоэмоциональной неустойчивости, падению обучаемости и воспитуемости, следствием чего являются трудности процесса адаптации студентов-первокурсников учреждений среднего профессионального образования.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад: Трудности процесса адаптации студентов-первокурсников и способы их разрешения."»

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СУДЖАНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИСКУССТВ»





Специальность «Хоровое дирижирование»











Тема доклада:

Трудности процесса адаптации студентов-первокурсников и способы их разрешения.





















Суджа 2017г.

Социально - экономические изменения, происходящие в обществе, развитие социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей семьи приводят к разнонаправленной активности подростков, их психоэмоциональной неустойчивости, падению обучаемости и воспитуемости, следствием чего являются трудности процесса адаптации студентов-первокурсников учреждений среднего профессионального образования.

Специфика профессиональной школы определена тем, что именно в ней закладываются основы будущей профессионально компетентной личности. Сложности адаптации студентов возникают именно на начальных этапах обучения в колледже, техникуме, училище и обусловлены рядом характерных особенностей: учреждения СПО представляют для подростков новую систему обучения , которая отличается от школы и характеризуется большим объёмом изучаемого материала, повышенным уровнем самостоятельности студентов и их ответственности. Процесс адаптации протекает как приспособление к новой системе обучения, новым условиям учёбы. Вхождение в студенческий коллектив сопровождается существенной перестройкой жизни, психического и психологического состояния студента.

Исследователи различают дидактическую. социально-психологическую и социально-профессиональную адаптацию.

Рассмотрим особенности дидактической адаптации.

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учёбы в учреждении СПО. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознаётся призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудность в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других – ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, даёт возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

К негативным факторам относятся различные варианты авторитарного стиля руководителя, неправильная и нерациональная организация образовательного процесса и учебной деятельности.

Можно выделить 4 уровня приспособительных реакций к обучению.

Высокая адаптированность: у студентов с высоким уровнем мотивации и производительности, при отличной, хорошей, удовлетворительной успеваемости и адекватной самооценке. Средняя адаптированность: студенты с высоким уровнем производительности, недостаточной мотивацией, индефферентным отношением к процессу обучения, при отличной , хорошей, удовлетворительной успеваемости. Низкая адаптированность: при высоком уровне тревожности, связанном с неудачами в процессе обучения, при неадекватной самооценке, трудностях общения с окружающими. Дезадаптация: у студентов с неадекватной самооценкой, при отсутствии мотивации, при удовлетворительных и неудовлетворительных отметках.

Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, а также умение правильно распределять своё рабочее время для самостоятельной подготовки.

Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы: они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объёма, чётко и ясно излагать свои мысли. Поэтому одной из основных задач работы по успешной адаптации первокурсников является разработка и внедрение методов рационализации и оптимизации самостоятельной работы.

Под социально-психологической адаптацией мы будем понимать приспособление индивида к группе, взаимоотношения с ней, выработку собственного стиля поведения. У подростка формируется потребность быть взрослым, осознавать себя личностью, отличной от других людей. Отсюда стремление к самоутверждению, самореализации, самоопределению, которые могут стать причиной неадекватных реакций.

Подростки хотят найти своё место в коллективе, во взаимоотношениях с одногруппниками, занять определённое положение внутри коллектива. Отношение к учёбе станет положительным только в том случае, если оно будет способствовать улучшению положения обучающегося в коллективе. Несформированность умения контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способностью определять для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими порождают типичные проблемы общения, когда подросток либо активно, часто с агрессией, отвергается одногруппниками, либо просто ими игнорируется. И в том и в другом случае он переживает психологический дискомфорт, имеющий явно дезадаптирующее значение.

Особенностью социально-профессиональной адаптации является своеобразие вхождения в специальность и общество, т. е. овладение нормами и функциями будущей профессиональной и социальной деятельности.

Актуальность проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности в учреждении СПО обусловлена тем, что в период обучения закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию.

Ведущей трудностью социально-профессиональной адаптации является неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней.

В качестве критериев успешной адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения выделяем:

  • наличие адаптированных способностей;

  • осознанное принятие норм коллективной жизни;

  • адекватное отношение к педагогическим воздействиям;

  • активное участие в жизни студенческого коллектива;

  • удовлетворённость своим социальным статусом и отношениями.



В качестве основных трудностей, препятствующих процессу адаптации личности студента к новым для него условиям учебного заведения можно выделить следующие:

  1. Формальные трудности, т. е. трудности, связанные с новой организацией учебного процесса в учреждении среднего профессионального образования и касающиеся познавательно-информационного приспособления к новому окружению, его структуре, особенностям содержания обучения в нём, его традициям, а также к своим новым обязанностям.

  2. Трудности социального характера, т. е. трудности общения и коммуникации, трудности социализации иногородних студентов, неудовлетворённость социометрическим статусом, во многом связанные с трудностями первого блока.

  3. Дидактические трудности возникают при активном освоении новых, отличных от школьных, форм занятий, видов работ, необходимых навыков, приёмов, способов решений. Сложность адаптации в аспекте данного блока зависит от широты и содержания, разнообразия видов деятельности, интереса к ней , мотивации.

  4. Личностный блок включает в себя трудности, обусловленные проблемами эмоциональной сферы, психологических и психических особенностей личности, самоорганизованности.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.

Во всех учреждениях СПО специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям обучения. К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; ритуал «Посвящение в студенты» и чтение курса «Введение в специальность»; выступления ведущих преподавателей в группах; знакомство с историей учебного заведения и выпускниками, прославившими его; организация консультационных пунктов в общежитии силами преподавателей и студентов-старшекурсников; введение ежемесячной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь.

В течение первого полугодия исследуется уровень социальной и профессиональной адаптации, уровень профессиональной и учебной мотивации; определяется уровень выработки профессионально важных качеств обучающихся.

В начале учебного года проводится анкетирование на тему «Адаптация в учреждении СПО», диагностика уровня адаптации студентов первого курса к условиям обучения в техникуме (Методика определения социальной адаптации человека А. Антоновского), уровня общительности, текст В. Ф. Ряхновского). Для изучения межличностных отношений, групповой сплочённости и качества социально-психологического климата используются следующие методики: Диагностика межличностных отношений в группе Т. Лири, Опросник « Я среди людей» И.В. Дубровина; эффективной остаётся методика «Социометрия», позволяющая не только определить статус студента в группе, но также многообразие всех внутригрупповых сопровождений.

Для изучения мотивации студентов первого курса проводятся анкетирования на темы: «Мотивы поступления в учреждения СПО», «Учебная мотивация». Вводятся дополнительные тестовые методики: изучение профессиональных интересов, уровня самостоятельности, уровня воспитанности, эмоционального состояния студентов, изучения самооценки и уровня притязаний.

Необходимо для студентов первого курса проводить тренинги на сплочение: «Коммуникативно-двигательный адаптационный тренинг», «Будем знакомы», «Тренинг общения», «Тренинг саморегуляции психоэмоциональных состояний»; тренинговые упражнения: «Мы - группа», « Я – студент», «Будем знакомы», «Познай себя и сделай первый шаг», «Лабиринты общения», «Это здорово».

К примеру , такие классные часы, как «Я в мире взрослых», позволят познакомить студентов с работой социально-психологической службы учебного заведения и с псмхологическими особенностями подросткового периода. Беседы на такие темы, как «Экзамен на «отлично»», «Как справиться со стрессом», «Как сформировать желание учиться», «Развитие общительности», «Социально значимые заболевания», «Преодоление неуспеваемости», «Вредные привычки», облегчают адаптацию студентов к новой социальной среде, подготовку к экзаменам.

Таким образом, знание основных видов адаптации студентов-первокурсников учреждений среднего профессионального образования, трудностей, препятствующих процессу адаптации, использование основных методов исследования успешности адаптации, а также различных методов и форм работы педагогического коллектива в рамках разрешения трудностей процесса адаптации студентов-первокурсников позволяет организовать процесс их адаптации более успешно.



Литература

  1. Бирюкова М.В. Адаптация студентов к обучению в среднем профессиональном учебном заведении: трудности, проблемы, пути решения //Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И Герцена.2008.№12(88).

  2. Колобков В.Ф. Моделирование системы профессиональной адаптации студентов средних специальных учебных заведений. М.: ИПР СПО, 2005.

  3. Профессиональная педагогика / под ред. С.Я. Батышева и А.М. Новикова. М.: Ассоц. «Профессиональное образование», 2010.

  4. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. М.: Прайм - Еврознак, 2006.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!