СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности работы со слабомотивированными студентами

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Просмотр содержимого документа
«Трудности работы со слабомотивированными студентами»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»

Хоронхойский филиал ГБПОУ «БРТСиПТ»












ДОКЛАД

на тему:

«Трудности работы

со слабомотивированными студентами»









Подготовила:

Юрьянова В.В.,

преподаватель,

куратор группы ХМОСДР-1













2022 год

Трудности работы со слабомотивированными студентами

Неуспеваемость – отставание в учении, при котором студент не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Причины неуспеваемости

1. Внешние:

  • Социальные причины, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы.

  • Несовершенство организации учебного процесса (неинтересные занятия, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка студентов, несформированность приёмов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т. д.);

  • Отрицательное влияние извне – улицы, семьи (отсутствие домашнего режима, безнадзорность).

2. Внутренние:

  • Отсутствие мотивации.

  • Слабое развитие волевой организации.

  • Дефекты здоровья студентов.

  • Низкое развитие интеллекта.


Основные признаки неуспеваемости студентов

1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данной дисциплины умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что студент не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.

3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий студенту проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Основные способы обнаружения отставаний студентов

1. Наблюдения за реакциями студентов на трудности в работе, на успехи и неудачи.

2. Вопросы педагога и его требования сформулировать то или иное положение.

3. Обучающие самостоятельные работы в кабинете. При проведении самостоятельных работ педагог получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Наблюдает за работой студентов, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.


Работа с неуспевающими студентами

1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Формирование индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, определении вариантов контрольных работ.

2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).

4. Воспитательное воздействие – с неуспевающими студентами должна проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей студента.


Типы неуспевающих студентов

1. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.), сочетается с положительным отношением к учению.

2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.


Работа со студентами со слабым развитием мыслительной деятельности

Основная помощь обучающимся первой группы, для которых характерны низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, должна заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности. Эти обучающиеся занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними – учить учиться. Для того чтобы заинтересовать обучающихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

  • создавать проблемные ситуации;

  • активизировать самостоятельное мышление;

  • организовывать сотрудничество обучающихся на уроке;

  • выстраивать позитивные отношения с группой;

  • проявлять искреннюю заинтересованность в успехах студентов.

Этой группе неуспевающих студентов рекомендуют задания, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.


Работа со студентами, не желающими учиться

Причиной плохой успеваемости многих студентов является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Учебное заведение они посещают безо всякого желания, на занятиях избегают активной познавательной деятельности, к поручениям преподавателей относятся отрицательно. Задача педагога в этом случае:

  • помочь обучающимся осознать необходимость получения новых знаний;

  • развивать ответственность;

  • поддерживать уверенность студентов в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

  • решение проблемных ситуаций;

  • использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

  • связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

  • организация сотрудничества, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Студентам третьей группы поможет позитивная психология.

У каждого студента есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Необходимо найти эти качества и сконцентрировать внимание студента на том, что он действительно может.


Меры предупреждения неуспеваемости студентов

1. Всестороннее повышение эффективности каждого занятия.

2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3. Индивидуальный подход к обучающемуся.

4. Дифференцированная система домашних заданий.

5. Закрепление за неуспевающими обучающимися более сильных студентов.

Работа с неуспевающими студентами может осуществляться как на учебном занятии, так и вне занятия (дополнительные занятия).


Оказание помощи неуспевающему студенту на учебном занятии

1. В процессе контроля за подготовленностью обучающихся

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

  • Предложение обучающимся примерного плана ответа.

  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.


2. При изложении нового материала:

  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

  • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным студентом.


3. При организации самостоятельной работы:

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;

  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания;

  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий, алгоритмом выполнения задания;

  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;

  • Напоминание приема и способа выполнения задания;

  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.




4. В ходе самостоятельной работы на занятии:

  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

  • Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.


Виды работ со слабоуспевающими студентами

  • Карточки для индивидуальной работы

  • Задания с выбором ответа

  • Карточки-тренажеры

  • Творческие задания

  • "Карточки - информаторы"

  • "Карточки с образцами решения"

  • "Карточки-конспекты"


Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  • специальных обучающих таблиц и схем для самоконтроля;

  • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями;

  • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;

  • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий;

  • трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется обучающемуся);

  • общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности;

  • индивидуальные дифференцированные задания;

  • групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет педагог);

  • равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности;

  • общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения;

  • индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.


Необходимо создать на занятии ситуацию успеха:

  • помочь сильному студенту реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;

  • слабому – выполнить посильный объем работы.


Профилактика неуспеваемости

1. В процессе контроля за подготовленностью обучающихся.

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у обучающихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые студентами в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для группы и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала студентами, пропустившими предыдущие занятия. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков обучающимися, выявлять причины отставания. 

2. При изложении нового материала.

Обязательно проверять в ходе занятия степень понимания обучающимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны обучающихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем студентам активно усваивать материал.

3. В ходе самостоятельной работы.

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к преподавателю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь студентам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.

4. При организации самостоятельной работы вне кабинета.

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать обучающихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими студентами.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!