СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Трудные вопросы грамматики, стилистики и культуры речи».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлене на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта

Просмотр содержимого документа
««Трудные вопросы грамматики, стилистики и культуры речи».»


Рабочая программа

элективного курса по русскому языку в 11 классе

«Трудные вопросы грамматики, стилистики и культуры речи».

Пояснительная записка.

Даннаяя рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта .


Цель элективного предмета - систематизация и углубление имеющихся знаний по указанным разделам с целью подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ.

Занятия предусматривают как блоковое повторение теоретического материала, так и отработку практических навыков, в том числе и домашнюю самоподготовку учащихся.

Предусмотрен тематический контроль по пройденным разделам и итоговый контроль.

Количество часов –34 (1 час в неделю).


РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

коммуникативные — владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуация общения;

интеллектуальные — сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация;

информационные — умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом;

организационные — умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому языку являются:

- понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа;

- воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохранять чистоту и поддерживать нормы литературного языка;

- расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях;

- способность к продуцированию текстов разных жанров;

- стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы профильного уровня по русскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

чтение и аудирование:

* умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;

* способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию;

* адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения;

говорение и письмо:

* умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера общения;

* умение свертывать и преобразовывать прослушанный или прочитанный текст (план, аннотация, конспект и т.д.);

* владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как свою, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые ошибки;

* умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем;

2) использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении.  

Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому языку являются:

- расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества;

- углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны);

- закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма;

-овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил;

- овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств;

- умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ разных частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста);

- осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста


Учебно-тематический план



Наименование

Количество часов

Введение

2

Трудные вопросы из раздела «Фонетика и графика».

2

Трудные вопросы из раздела «Лексика и фразеология».

3

Трудные вопросы из раздела «Морфемика и словообразование».

2

Трудные вопросы из раздела «Грамматика. Морфология».

5

Трудные вопросы из раздела «Грамматика. Синтаксис».

11

Трудные вопросы из раздела «Орфография».

6

Трудные вопросы из раздела «Речь. Культура речи»».

2

Итоговое занятие

1




Тематический план




п/п




Наименование разделов и тем

Всего

часов

Введение

2

1

Диагностическая стартовая работа

1

2

Анализ. Работа над ошибками.

1

Трудные вопросы из раздела «Фонетика и графика».

2

3

Фонетика как раздел науки о языке. Выразительные средства русской фонетики. Орфоэпические нормы.

1

4

Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ.

1

Трудные вопросы из раздела «Лексика и фразеология».

3

5

Отличие многозначных слов от омонимов.

1

6

Паронимы. Контекстные синонимы и антонимы.

1

7

Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ

1

Трудные вопросы из раздела «Морфемика и словообразование».

2

8

Слова с нулевым окончанием. Слова, не имеющие окончаний. Способы словообразования.

1

9

Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ.

1

Трудные вопросы из раздела «Грамматика. Морфология».

5

10

Именные части речи: существительное, прилагательное.

1

11

Именные части речи: местоимение, числительное.

1

12

Глагол, причастие, деепричастие, наречие.

1

13

Служебные части речи.

1

14

Практическая работа с включение заданий из ЕГЭ.

1

Трудные вопросы из раздела «Грамматика. Синтаксис».

11

15

Словосочетание и предложение. Характеристика простого предложения. Виды односоставных предложений

1

16

Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемых. Отличие сказуемого составного глагольного от составного именного.

1

17

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

1

18

Однородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Приложение.

1

19


Обособленные члены предложения: определение, приложение

1

20

Обособленные члены предложения: обстоятельство, дополнения.

1

21

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

1

22

Сложное предложение. Виды сложных предложений.

1

23

Виды сложноподчинённых предложений.

1

24

Сложные предложения с различными видами связи.

1

25

Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ.

1

Трудные вопросы из раздела «Орфография».

6

26

Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.

1

27

Правописание Н и НН в различных частях речи.

1

28

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

1

29

Правописание производных предлогов и союзов.

1

30

Разграничение на письме частиц НЕ и НИ

1

31

Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ.

1

Трудные вопросы из раздела «Речь. Культура речи»».

2

32

Языковые нормы: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические.

1

33

Выразительность русской речи: тропы, стилистические фигуры.

1

Итоговое занятие

1

34

Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ (Комплексный анализ текста)

1


Итого:

34


Требования к уровню подготовки обучающихся


Надо знать/понимать:

Сведения, проверяющие подготовку выпускников по всем основным разделам школьного курса русского языка:

  • Язык: фонетика, лексика, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис.

  • Речь: текст, его тема и основная мысль, средства связи предложений в тексте; типы речи: повествование, описание, рассуждение; стили речи: разговорный, публицистический, научный, художественный; использование языковых средств в тексте в зависимости от стиля и типа речи.

  • Орфография.

  • Пунктуация.

  • Культура речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтасические, стилистические.


Надо уметь:

  • владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью;

  • производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический анализ текста;

  • соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

  • владеть приёмами редактирования текста;

  • производить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;

  • интерпретировать прочитанный текст и создавать на его основе собственное высказывание.


Надо уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • обеспечить полноценное восприятие литературного произведение через его художественно- языковую форму;

  • способствовать развития речи и мышления учащихся на межпредметной основе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!