Рабочая программа
элективного курса по русскому языку в 11 классе
«Трудные вопросы грамматики, стилистики и культуры речи».
Пояснительная записка.
Даннаяя рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта .
Цель элективного предмета - систематизация и углубление имеющихся знаний по указанным разделам с целью подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ.
Занятия предусматривают как блоковое повторение теоретического материала, так и отработку практических навыков, в том числе и домашнюю самоподготовку учащихся.
Предусмотрен тематический контроль по пройденным разделам и итоговый контроль.
Количество часов –34 (1 час в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные — владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуация общения;
- интеллектуальные — сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация;
- информационные — умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом;
- организационные — умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому языку являются:
- понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа;
- воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности сохранять чистоту и поддерживать нормы литературного языка;
- расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях;
- способность к продуцированию текстов разных жанров;
- стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы профильного уровня по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
чтение и аудирование:
* умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;
* способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию;
* адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения;
говорение и письмо:
* умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера общения;
* умение свертывать и преобразовывать прослушанный или прочитанный текст (план, аннотация, конспект и т.д.);
* владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как свою, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые ошибки;
* умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем;
2) использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении.
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому языку являются:
- расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества;
- углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны);
- закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма;
-овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил;
- овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств;
- умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ разных частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста);
- осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста
Учебно-тематический план
№ | Наименование | Количество часов |
-
| Введение | 2 |
-
| Трудные вопросы из раздела «Фонетика и графика». | 2 |
-
| Трудные вопросы из раздела «Лексика и фразеология». | 3 |
-
| Трудные вопросы из раздела «Морфемика и словообразование». | 2 |
-
| Трудные вопросы из раздела «Грамматика. Морфология». | 5 |
-
| Трудные вопросы из раздела «Грамматика. Синтаксис». | 11 |
-
| Трудные вопросы из раздела «Орфография». | 6 |
-
| Трудные вопросы из раздела «Речь. Культура речи»». | 2 |
-
| Итоговое занятие | 1 |
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Введение | 2 |
1 | Диагностическая стартовая работа | 1 |
2 | Анализ. Работа над ошибками. | 1 |
Трудные вопросы из раздела «Фонетика и графика». | 2 |
3 | Фонетика как раздел науки о языке. Выразительные средства русской фонетики. Орфоэпические нормы. | 1 |
4 | Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ. | 1 |
Трудные вопросы из раздела «Лексика и фразеология». | 3 |
5 | Отличие многозначных слов от омонимов. | 1 |
6 | Паронимы. Контекстные синонимы и антонимы. | 1 |
7 | Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ | 1 |
Трудные вопросы из раздела «Морфемика и словообразование». | 2 |
8 | Слова с нулевым окончанием. Слова, не имеющие окончаний. Способы словообразования. | 1 |
9 | Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ. | 1 |
Трудные вопросы из раздела «Грамматика. Морфология». | 5 |
10 | Именные части речи: существительное, прилагательное. | 1 |
11 | Именные части речи: местоимение, числительное. | 1 |
12 | Глагол, причастие, деепричастие, наречие. | 1 |
13 | Служебные части речи. | 1 |
14 | Практическая работа с включение заданий из ЕГЭ. | 1 |
Трудные вопросы из раздела «Грамматика. Синтаксис». | 11 |
15 | Словосочетание и предложение. Характеристика простого предложения. Виды односоставных предложений | 1 |
16 | Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемых. Отличие сказуемого составного глагольного от составного именного. | 1 |
17 | Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. | 1 |
18 | Однородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Приложение. | 1 |
19 | Обособленные члены предложения: определение, приложение | 1 |
20 | Обособленные члены предложения: обстоятельство, дополнения. | 1 |
21 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. | 1 |
22 | Сложное предложение. Виды сложных предложений. | 1 |
23 | Виды сложноподчинённых предложений. | 1 |
24 | Сложные предложения с различными видами связи. | 1 |
25 | Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ. | 1 |
Трудные вопросы из раздела «Орфография». | 6 |
26 | Слитное, раздельное, дефисное написание наречий. | 1 |
27 | Правописание Н и НН в различных частях речи. | 1 |
28 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | 1 |
29 | Правописание производных предлогов и союзов. | 1 |
30 | Разграничение на письме частиц НЕ и НИ | 1 |
31 | Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ. | 1 |
Трудные вопросы из раздела «Речь. Культура речи»». | 2 |
32 | Языковые нормы: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические. | 1 |
33 | Выразительность русской речи: тропы, стилистические фигуры. | 1 |
Итоговое занятие | 1 |
34 | Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ (Комплексный анализ текста) | 1 |
| Итого: | 34 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Надо знать/понимать:
Сведения, проверяющие подготовку выпускников по всем основным разделам школьного курса русского языка:
Язык: фонетика, лексика, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис.
Речь: текст, его тема и основная мысль, средства связи предложений в тексте; типы речи: повествование, описание, рассуждение; стили речи: разговорный, публицистический, научный, художественный; использование языковых средств в тексте в зависимости от стиля и типа речи.
Орфография.
Пунктуация.
Культура речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтасические, стилистические.
Надо уметь:
владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью;
производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический анализ текста;
соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
владеть приёмами редактирования текста;
производить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;
интерпретировать прочитанный текст и создавать на его основе собственное высказывание.
Надо уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: