2.Проверка домашнего задания (10 минут) Метод: словесный (беседа) М.Ц. проверить усвоение пройденного материала | Ребята, перед тем, как приступить к изучению новой темы, давайте проверим домашнее задание. Вам был задан пересказ с.55-57. Один человек расскажет об азбуке Кирилла и Мефодия, другой – о рукописных книгах. Теперь давайте вспомним то, что вы уже проходили. От каких славян произошли русские, украинцы и белорусы? (от восточных) Кто управлял Русью? (князь) Как называлось войско князя? (дружина) Кто принял крещение на Руси? (Владимир) В каком году принято крещение на Руси? (988) Какой город, кроме Киева так же имел большое значение? (Новгород) Вы большие молодцы! Хорошо усвоили материал предыдущих уроков, а это значит, что мы можем двигаться дальше. | Пересказывают текст. К –умение слушать других. Вспоминают изученные темы. |
3.Сообщение темы, постановка целей и задач Метод: словесный (беседа) М.Ц. сформулировать тему, цели и задачи урока | Ребята, предлагаю вам прослушать стихотворение «Русь», которое написал Иван Савич Никитин. Под большим шатром Голубых небес – Вижу - даль степей Зеленеется, Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася! И во всех концах Света белого Про тебя идет Слава громкая. Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью, Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде Сложить голову! К чему призывает автор стихотворения? (нужно защищать свою Родину) Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям? (мнение детей) А когда враг напал, то для людей русской земли какие наступали времена? (трудные, тяжелые) Тема нашего урока «Трудные времена на Русской земле». Какие цели мы можем поставить на нашем уроке? (узнать, почему время называлось трудным, из-за чего наступили трудные времена на Руси) | Слушают стихотворение. К - умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. Отвечают на вопросы. Определяют тему урока, ставят цели и задачи. |
4.Открытие нового знания (15-17 минут) Метод: наглядный Прием: работа с картой М.Ц. заинтересовать детей, сообщить новые сведения Прием: работа с картой Метод: словесный (рассказ) Метод: демонстрация (видеофрагмент) Метод: наглядный Прием: работа с картой Метод: наглядный Прием: работа с картой Прием: работа с учебником | Ребята, давайте посмотрим на карту на странице 41.Обратите внимание на то, как обозначена территория Руси в 11 веке. Теперь откройте страницу 61. Какие изменения вы видите? (на стр.41 территория одного цвета, а на стр.61 территория обозначена большим количеством цветов) Как вы думаете, почему произошли такие изменения? (Русь разделилась) Русские земли разделились, так как каждый князь хотел независимости. Русь вступила в период раздробленности. (Термин на доске) Давайте узнаем, к чему это привело. Ребята, давайте посмотрим на условные обозначения. Что означают коричневые стрелки? (походы войск монгольских ханов) А что означает огонек? (города, оказавшие наиболее упорное сопротивление войскам монгольских ханов) Посмотрите на карту и скажите, кто напал на Русь с востока, а именно со стороны Волжской Булгарии? (монголы) (Показ изображения монгольского воина) Верно, и этот поход на Русь возглавил хан Батый, это произошло в 1237 году. Посмотрите, а какой город первый оказался на пути батыевых войск? (Рязань) Князь Юрий просил помощи у других князей, чтобы дать отпор монголам, но помощь так и не пришла, Рязань была разгромлена. Какие города были следующими на пути войск Батыя? (Владимир, Переяславль, Ростов, Торжок, Тверь, Ярославль) На тот момент это были крупные города, и сдавались они через 3-4 дня. В какой северный город хотел направиться Батый после Торжка? (Новгород) Существует несколько версий, почему Батый решил повернуть на юг и не завоевывать Новгород. 1. Монголы испугались наступившей распутицы (малопроходимость дороги из-за грязи) лошади войск могли увязнуть в грязи. 2. Монголы понесли тяжелые потери. 3. Батый боялся упорного сопротивления новгородцев. На обратном пути монголам преградил дорогу город Козельск. Монголы прозвали Злым городом, а чтобы узнать почему, предлагаю посмотреть видеофрагмент. Сколько оборонялись воины Козельска? (7 недель) Батый был настолько зол, что приказал истребить все население, вплоть до грудных младенцев. Куда направился Батый после победы? (на юг) В низовьях Волги он основал там свою столицу – Сарай. Столицей какого государства стал Сарай? (Золотая Орда) Это был не единственный поход монголов на Русь. Второй поход Батый совершил в 1239 году. Посмотрите на карту, какие теперь города захватывал Батый? (Чернигов, Переяславль, Киев, Владимир-Волынский, Галич) Куда направились монголы после городов Владимир-Волынский и Галич?(в Европу) Из-за того, что силы монголов ослабли, подчинить всю Европу они себе не смогли. Какой вывод можно сделать, глядя на карту? (Русь была разорена) Подумайте! Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили? (Русь разделилась, и их силы были меньше сил врагов) А что произошло с Русью после нашествия Батыя, узнаем из учебника. Прочитайте абзац на странице 60. К кому в зависимость попала Русь? (к Золотой Орде) Что приходилось выплачивать Орде? (дань) Для чего князья должны были ездить к хану? (для получения разрешения на правление) (На доске термины Золотая Орда, дань, ярлык) Посмотрите на карту, откуда возникла новая угроза для Руси? (север, северо-запад) От кого она исходила? (от шведов и немцев) Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев. Почему их так называли? (изображение на доске) (на одежде изображен крест). (на доске термин – крестоносцы) Давайте прочитаем о наступлении шведов и немцев на странице 62 в учебнике. В каком году шведы нанесли удар? (1240) Кто выступил им навстречу? (князь, Александр Ярославич) Когда были разбиты шведы? (15июля 1240). Где состоялось сражение? (на реке Неве) Как прозвали Александра за победу на реке Неве? (Невский). Через какое время произошла битва на Чудском озере? (через два года, в 1242) Какой это век? (13 век) Как построил свои войска Александр Невский? (ответы детей) Из-за такого расположения, что произошло с войсками шведов? (оказались в западне, начали отступать). Что произошло с отступающими войсками? (они провалились под лед). Так как был месяц апрель, был хрупкий лед и за счет тяжелого вооружения рыцари провалились под лед. Как вы думаете, почему Русь попала в зависимость к Орде, но смогла отстоять независимость в борьбе с крестоносцами? (Русь была разделена, а войска Невского были дружны и сплочены) Таким образом, несмотря на положение Руси из-за нападения монголов, Александру Невскому удалось отвоевать Северные земли. | Слушают, отвечают на вопросы. Работают с картой, отвечают на вопросы. П – умение работать с картой. Рассматривают изображение монгольского воина. Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы. П - выделять существенную информацию из увиденного. П – умение работать с картой П – умение логически мыслить. К – умение верно высказывать свои мысли. Отвечают на вопросы. Работают с картой. Читают. П – умение выделять информацию из текста. Отвечают на вопросы. |
5.Первичное закрепление (6 минут) Метод: словесный (беседа), Прием: выполнение заданий в рабочей тетради М.Ц. проверить усвоение материала | Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал. Откройте рабочие тетради на странице 21, номер 3 выполним вместе, а 4 вы выполните сами и мы потом проверим. (№3: К истории Древнерусского государства относятся 1,3,5; к истории монголов – 2,4,6) (№4: Начало нашествия Батыя на Русь – 1237, Битва на реке Неве – 1240, Ледовое побоище – 1242) | Выполняют задания в тетради. Р – умение осуществлять пошаговый контроль. П – применение полученных знаний на практике. |
8.Итог. Рефлексия (2 минуты) М.Ц. подвести итоги | К сожалению, урок подходит к концу, и я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. На листах с лесенкой успеха нарисуйте закрасьте зеленым цветом верхнюю ступень, если согласны с высказыванием, вторую ступень – желтым, нижнюю ступень – красным. Спасибо, ребята, мне было приятно с вами работать. До свидания! | Оценивают свою работу. Р – умение оценивать свою деятельность |