СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Трудные времена на Русской земле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовая разработка для проведения урока в 4 классе по окружающему миру по УМК "Школа России" тема "Трудные времена на Руси".

Просмотр содержимого документа
«"Трудные времена на Русской земле"»

Технологическая карта урока окружающего мира

Учитель: Кадомцева С.А.

Тема урока: Трудные времена на Русской земле

Тип урока: урок открытия новых знаний

Образовательные ресурсы: учебник А.А. Плешаков."Окружающий мир", 2 ч.; интерактивное приложение к учебнику.

http://download8.proshkolu.ru

http://festival.1september.ru/articles/517777/

http://www.fast-torrent.ru/film/aleksandr-nevskij.html

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная

работа, работа в паре.

Основные методы и понятия: монголо-татары, Александр Невский, дань, хан, Золотая Орда, крестоносцы.

Планируемые образовательные результаты:

Научатся: понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;  вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Получат возможность научиться: работать с учебником, исторической картой, организовывать рабочее место.



Цель: формировать представления учащихся о важных событиях XIII века.

Задачи:

  • Предметные:

    • познакомить с историей монголо-татарского нашествия на Русь;

    • познакомить с исторической личностью Александра Невского;

    • формировать представления о военном деле на Руси;

    • изучить историческое значение Невской битвы и Ледового Побоища.

  • Метопредметные:

    • понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;

    • прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;

    • обсуждать причины поражения Древней Руси;

    • сравнивать и описывать вооружение  древнерусских и монгольских воинов;

    • находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками;

    • формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения на уроке.

  • Личностные:

    • формирование чувства гордости за свою Родину, русский народ и историю России;

Оборудование:

  • учебник «Окружающий мир» 4 класс А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова;

  • рабочая тетрадь «Окружающий мир» А.А. Плешаков;

  • кейсы;

  • карточки с индивидуальным заданием;

  • карта «Нашествие монголо-татар на Русь».

  • диск с фрагментом видеофильма «Александр Невский»

  • презентация

  • «ромашка вопросов»



План урока:

I. Организационный момент. 
II. Актуализация знаний. 
III. Самоопределение к деятельности. 
IV. Работа по теме урока. 
V. Физкультминутка. 
VI. Работа по теме урока (продолжение).
VII. Закрепление изученного материала. 
VIII. Рефлексия. 
IX. Подведение итогов урока. 
X. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

1 мин.

- Прозвенел звонок. Красиво встали, выпрямили спинки. Я очень рада вас видеть! А сейчас, тихонечко сядут те, кто настроился на урок, готов внимательно слушать и активно работать.


Проверяют наличие учебных принадлежностей.

Л.: понимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету.

Актуализация знаний


1. Индивидуальные задания:

2. Тест (Приложение 1)

3. Самопроверка.

4 мин.


-  Мне хотелось бы начать наш урок с крылатого выражения « Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее».

-Вы согласны с этой фразой? Объясните.

- На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали историю Руси.

А что такое Русь? (это название нашей страны в древности)

- Давайте освежим ваши знания с предыдущих уроков, ответив на несколько вопросов.

- Как называлась первая столица Древней Руси? (Киев)

- Кто был главой Руси? (Великий князь киевский)

- Как звали князя, который первым принял крещение на Руси? (Владимир)

- Какой древнерусский город славился своим богатством, которое приумножал за счёт торговли? (Новгород)

А сейчас поработаем самостоятельно. Один ученик у доски, выполнит задание «домино», а остальные поработают с тестами

- Дидактическая игра « Домино». Слайд 2.

Нужно составить верные пары из карточек (Работа на доске)

Кремль центр древнего русского города

Кириллица рукописи книги Древней Руси

Папирус растение, на котором писали первые книги

Стольный град великих князей Киев

Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий

Создатель летописи « Повесть временных лет» Нестор

Летопись запись о важных событиях

Славянская азбука произведения искусства

Писчий материал из кожи пергамент

Берёзовая кора береста

-Проверим и оценим свои знания.

 





Отвечают на вопросы.








1 ученик работает у доски с заданием

Все остальные выполняют тест.

(Приложение 1)

Проверяют свои ответы с доской.

Оценивают себя смайликами.

П: проводить анализ, синтез сравнение;

извлечение необходимой информации

Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного;

Самоопределение к деятельности

1. Чтение отрывка из стихотворения учеником

2. Беседа

3. Определение темы и цели урока.

4. Организация поискового пространства.


5 мин.

(Звучит музыка) Слайд 3.

– Послушайте отрывок из  стихотворения И.С. Никитина «Русь», подумайте, какие мысли и чувства о Русской земле хотел передать автор.

– Всегда ли на Руси было мирно и спокойно?

- Посмотрите внимательно на доску. Что изображено на этих слайдах? Слайд 4.
– Какие времена наступают, когда на родную землю нападают враги? 
– Предположите, о чем пойдет сегодня речь на уроке. (О трудных временах на Руси)

- Что мы должны будем узнать, чтобы раскрыть тему урока?



- А как вы думаете, чтобы ответить на эти вопросы, что нам предстоит сделать на уроке?

- Где вам могут пригодиться эти знания? Слайд 6 - 7.

— Итак, тема нашего урока «Трудные времена на Русской земле». А на уроке мы должны: выяснить, кто напал на Русскую землю, разобраться, почему это произошло и, возможно узнать имена героев, которые проявили себя на поле брани.

- Сегодня на уроке мы поговорим о трёх событиях, произошедших в трудные времена на Руси.

(к картинкам сражений добавляются слайды)

- Изучать мы её будем по такому плану: Слайд 8.

1.- Нашествие Батыя;

2.- Александр Невский. Битва на р. Неве.

3.– Ледовое побоище

- Эти знания пригодятся вам при изучении истории в старших классах. Каждый гражданин России должен знать историю своего Отечества. « Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее».

- Зная задачи урока, приступим к их реализации.

Для этого вы объединились в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.


 

Чтение отрывка из стихотворения учеником. (Приложение 2)
Слушают стихотворение. 
Отвечают на вопросы.

 

Предполагают тему урока, ставят цели.







- Кто напал на Русскую землю? Почему это произошло? Узнать имена героев.

Ответы детей.

-Прочитать текст, изучить дополнительный материал, быть внимательными и активными.


































Познавательные: формирование мыслительных операций.



Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Работа по теме урока

1. Работа с толковым словарем

2. Рассказ учащегося

3. Сравнение снаряжения монгольского и русского воинов. 

4. Рассказ учителя.

 

 

5. Работа с картой

6. Рассказ учителя.

7. Беседа.

 

 

 

 

 

 

8. Работа с толковым словарем























































































9. Вывод.













9. Закрепление.





10. Вывод.


10 мин.



Слайд 9. В лето 1223 года в небе появилась комета. Она настолько близко пролетала от Земли, что хвост её, озаряя небо, хорошо был виден даже днём. Поскольку в те времена научного объяснения этого явления не существовало, люди приняли комету за дурной знак, предвещающий беду и горе. Слайд 10. Карта

 И действительно, вскоре на Руси настали трудные времена. Обратите внимание на карту – Русь поделена на княжества, которые жили в то время обособленно, между ними не было согласия. Каждый был сам за себя. В некоторых княжествах и князя не было. В нём управляли богатые люди – бояре. Русь оказалась лакомым кусочком, не защищённым от врагов. В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания.  С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары. 
– Давайте узнаем, кого называют монголо-татарами? Обратитесь к словарю. (Переезжающие с места на место монгольские племена)

- А кто пытался захватить Русь? Мы с вами узнали в процессе исследования.

– Послушаем 1 группу. Слайд 11

1-я группа. Расскажите о монгольском нашествии на Русь.

План:

1)Кто такие монголо-татары?

Какие у них были жилища? 

2) Кто возглавлял войско завоевателей? Когда захватчики вторглись на Русь?

3) Как оборонялись русские города?









Слайд 16

– Рассмотрите рисунок воинов: русских и монгольских. Сравните их. Что можно сказать о вооружении.





































- Батый повернул назад и в низовьях Волги основал столицу своего государства, которая называлась Золотая Орда. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде. Слайд 23

– Что значит слово «дань»? (Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа.) Слайд 24

- Давайте проверим, как внимательно вас слушали ваши товарищи и зададим им вопросы по теме, используя «Цветок вопросов»)

– Почему же Русь покорилась? 
(между русскими князьями не было согласия, они не стремились помогать друг другу, соперничали друг с другом.)



Дети работают в группах. Изучают материал учебника и летопись.








Работа с картой учебника.



Дети в парах работают с толковым словарем, находят значение слова кочевники 
Ответы учащихся.

 

 

 

 Работа со словарём.

 

Работают группами с картой учебника.

 

(Летопись № 1) Учащийся рассказывает об образе  жизни и  характере монгольских племен.

(Приложение 3)                                             

 





1 вопрос Слайд 12 - 15

Монголо - татары – это кочевые (переезжавшие с места на место) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны были пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ.

Монголы жили в юртах – легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два – три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.

Описывают и сравнивают снаряжение русского и монгольского воина.



2 вопрос. Слайд 17- 20

– Поздней осенью 1237 года внук хана Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско.
Первым русским городом оказалась Рязань. Когда полчища Батыя нападали на Рязань, князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Но напрасно ждал он подмогу. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли.
3 вопрос. Слайд 20 - 22

В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского князей. Но, ни один из них не пришёл на помощь. Город пал. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в Успенском соборе.– Монголо-татары заняли Коломну, Москву, Тверь.  Завоевали, разрушили и сожгли прекрасные города.
Захват городов продолжался. Батыю открылась дорога на богатый город Новгород. Однако он повернул назад. 
Разведка донесла, что город имел мощные укрепления. В конце марта монголы подошли к небольшому городу-крепости Козельску. Семь недель продолжалась осада и штурмы. Под стенами Козельска погибли тысячи воинов. Когда же были истреблены все горожане, монголы прозвали Козельск «злым городом» и полностью разрушили его.
В 1240 году был захвачен и разрушен город Киев.
После этого закончилось завоевание Руси. 









Работа со словарём.



Ответы детей.





- Когда пришла беда, между русскими князьями не было мира и согласия.. Не было единого войска, не выступали князья вместе против внешних врагов. Вместо того чтобы объединиться и действовать заодно перед лицом грозной опасности они продолжали свое соперничество, так как каждый хотел стать главным среди всех.








Регулятивные: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.











П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.




















































Физкультминутка.

1 мин.

«Мы теперь богатыри!» Слайд 25

Выполняют упражнения.


Работа по теме урока. (продолжение)

 

1. Рассказ учителя.

 





2. Рассказ учеников.











































 3. Просмотр фрагмента фильма «Александр Невский»

4. Работа со схемами схему построения войска немецких рыцарей и русского войска.









































































5. Закрепление.











 6. Вывод.


10 мин.

– Итак, в 13 веке Русь надолго попала в зависимость к Золотой Орде. Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси от немецких рыцарей-крестоносцев.  Конечной целью захватчиков были города Новгород и Псков. Слайд 26-28

2 группа. Расскажите о защите северо-западных рубежей.

План

1 Кто напал с северо- запада? В каком году это произошло?

2. Как проявился полководческий талант Александра Невского?

3. Рассказать о битве на Чудском озере.































- Александр Невский был князем новгородским. После Невской битвы рассорился с новгородцами и

уехал в родной город Переславль-Залесский. Но очень скоро новгородцы пожалели об этом, ибо над Новгородом нависла серьёзная опасность. На этот раз Новгороду угрожали немецкие рыцари. Они уже захватили Псков. Кроме желания захватить русские земли, хотели немецкие рыцари распространить здесь католическую веру. Смириться с этим новгородцы не могли. Но что было делать? Ведь единственный человек, который взялся руководить войском, их князь уехал обиженный на новгородцев. Тогда горожане послали послов уговорить Александра вернуться.

- Внимательно послушайте, о чём говорит Александр Невский с новгородцами.

Демонстрируется фрагмент из кинофильма «Александр Невский» (бояре зовут Александра).

- Какая новая беда пришла на русскую землю? (немцы)

- К чему призывал новгородцев Александр? (бить врага за обиду земли русской)



























- Посмотрите, как это происходило. Слайд 38

( используем «Цветок вопросов»)

- Задайте вопросы 1 группе







-Почему шведы начали наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе?

- А какие цели преследовали шведы?

- Каким является итог этой битвы?












 

Работа с картой.

Работа в группах.







2 группа Слайд 29-31

1 вопрос.  Первый удар нанесли шведы летом 1240 года. Шведский военачальник Биргер привел свое войско в устье реки Невы. Его войско было больше русского.

В эту тяжелую для Руси пору Новгородом правил Александр Ярославович. Он сказал своей дружине: « Нас не много, а враг силен. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем». Напав на шведов неожиданно, Александр победил в этой битве, обратив шведов в бегство. За победу в этой битве его стали называть Александр Невский.

2 вопрос. Слайд 32

Александр Невский был князем новгородским. Его представляют великаном. На самом деле Александр Ярославович был небольшого роста, но большого ума, большой физической силы и выносливости. Он великолепно владел мечом и копьѐм, цепко держался в седле, мог натянуть самый тугой лук до отказа, и пустить в небо так, что она надолго скрывалась с глаз, и всем казалось, что она задержалась на облаке и никогда не вернѐтся на землю… В те давние времена князь не мог, не имел права быть физически слабым…А самое главное, Александр Невский имел талант полководца — врожденный и приобретенный. Рано научившись грамоте, он много читал о походах непобедимого тѐзки своего — грека Александра Македонского. Пристрастие к военному делу не было прихотью. Оно передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. Иначе бы Русь погибла.


























Ответы детей.





3 вопрос. 

В 1242 году в русских землях Слайд 33 

вновь появились рыцари–крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Так их называли так потому, что на их одежде и вооружении был изображен крест. Их армия была очень мощная и сильная.  
В бою рыцари строились тупоконечным клином. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера, которое в историю вошло как Ледовое побоище. Битва началась 5 апреля 1242 года и проходила на льду Чудского озера. Упорно дрались русские воины. Трудно было сдерживать натиск рыцарей, закованных в тяжелые доспехи. Но получилось так, что рыцари, сумев смять центр русских сил, сами же оказались в западне. Сбитые в кучу, они стали легкой добычей. Как вихрь, налетела с боков русская конница. Рыцари дрогнули и начали отступать. Многие из-за своих тяжелых доспехов утонули в озере, уходя под лед вместе с лошадьми. Слайд 35 -37

Рассматривают изображение немецкого рыцаря

Рассматривают схему построения войска немецких рыцарей.

Рассматривают схему построения русского войска.

Работа с картой

Просмотр фрагмента фильма «Александр Невский»

- Обессилена Русь от порабощения монголо-татар, Новгород – богатый город не был захвачен монголо-татарами и отсутствие князя.

- захват территории и обогащение

- Враг разбит.

– Русь отстояла свои северо-западные рубежи, выросло ее значение в глазах русских людей

















П.: извлекают необходимую информацию из программы, систематизируют знания.

Р.: ориентируются в программе и в учебнике, замечают допущенные ошибки, принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

К.: слушают друг друга, обмениваются мнениями, строят понятные речевые высказывания, задают вопросы.

Л.: осознают свои возможности в учении.











































































П.: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
























Закрепление изученного материала 
1. Работа в рабочей тетради.

2.  Кейс – метод.

9 мин.

 

- А сейчас выполните следующее задание. (Кейсы) Задания написаны на кейсах.

Одной группе необходимо собрать на одном листе все понятия, картинки относящиеся к нашествию Батыя, другой группе понятия, относящиеся к защите северо-западных рубежей.

- Проверьте и оцените свою работу. Слайд 39




 



Ученики получают конверты с напечатанными понятиями и картинками, выбирают нужное нужные. Затем озвучивают всему классу. Проверка на доске. Оценка результата смайликами. (Приложение 4)


П.: ориентируются в своей системе знаний.

Р.: оценивают собственную деятельность на уроке.

Л.: проявляют интерес к предмету

Подведение итогов урока




1 мин.

– Как вы считаете, почему 13 век назван трудными временами для Руси?

- С какой великой личностью мы познакомились на уроке?

- Александр Невский был возведён в лик святых. Слайд с иконой. 44

- Во многих городах ему были поставлены памятники. Слайд. 45

 Не так давно на первом канале проходил проект «Имя России». Именем России был выбран Александр Невский.



Ответы детей.


Рефлексия

2 мин.

Слайд – 46

- Закончите начатое предложение.

- Сегодня на уроке я узнал (а)…

-Теперь я могу….

-Было трудно….

- Мне захотелось….

– Оцените свою работу на уроке смайликом





– Русь оказалась под гнетом Золотой орды
– Русские князья не объединились в борьбе против захватчиков.
– Русь отстояла свои северо-западные рубежи, выросло ее значение в глазах русских людей





Оценивают свою работу на уроке смайликом.
















Л: самоанализ проделанной работы на уроке.

Домашнее задание.

1 мин.

Учебник: с. 59-63 – пересказать,

- Нарисуйте и опишите вооружённого древнерусского воина, вооружённого монголо-татарского воина и немецких рыцарей.


Записывают домашнее задание

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.


Заключение

1 мин.

(Демонстрируется фрагмент из кинофильма «Александр Невский».)

Слайд 42

- В заключении нашего урока я предлагаю вам послушать, что сказал Александр после битвы на Чудском озере.
“Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!” Александр Невский Слайд 43

- Кому были сказаны эти слова?

- Как вы понимаете его слова? Какова их главная мысль? (Защита Родины – святая обязанность каждого гражданина)

Прошло много веков, а эти слова актуальны и сейчас. Кто бы, не нападал на нашу землю, русские защитники прогоняли врага с родной земли.

- Я думаю, что вы всегда будете следовать этому совету и станете надёжными защитниками своего Отечества.


- Молодцы! Спасибо за урок!


Просматривают фильм. Отвечают на вопросы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!