СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудный подросток или трудная судьба?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подростковый возраст всегда считался критическим. У подростков возникает много потребностей, которые в период еще недостаточной социальной зрелости удовлетворить не всегда возможно. Подростки из неблагополучных семей, остро переживающие конфликт между своими желаниями и возможностями их удовлетворить, почти всегда оказываются в кризисной ситуации. Они бродяжничают, часто не в ладах с законом, у них искажено нравственное сознание – понятие о добре и зле, ограничен круг потребностей, интересы носят примитивный характер.

Просмотр содержимого документа
«Трудный подросток или трудная судьба?»

Трудный подросток или трудная судьба

Подростковый возраст всегда считался критическим. У подростков возникает много потребностей, которые в период еще недостаточной социальной зрелости удовлетворить не всегда возможно. Подростки из неблагополучных семей, остро переживающие конфликт между своими желаниями и возможностями их удовлетворить, почти всегда оказываются в кризисной ситуации. Они бродяжничают, часто не в ладах с законом, у них искажено нравственное сознание – понятие о добре и зле, ограничен круг потребностей, интересы носят примитивный характер.

У них низкая степень социальной нормативности. Они живут не по тем нормам, которые в обществе считаются нравственными, а по тем, которые действуют в группе, к которой они прибились на улице. Там же действуют законы стаи. Подросткам здесь неведома дружба, потребность в которой является важнейшей потребностью нормального подросткового детства. В тех сообществах, куда их толкнула жизнь, ценят физическую силу, изворотливость, злость, власть над другими, бесцеремонность, умение найти выход из любого положения, держать язык за зубами и приспособиться к любым условиям.
Бродяжничая, многие узнают из них вкус легкой наживы. Приняв от взрослых полную меру жестокости, подростки и сами ожесточаются.

Отличительная черта подростков, попадающих в учреждения социальной защиты - приюты и реабилитационные центры для несовершеннолетних, это отсутствие мотивов, связанных с будущей перспективой.

Их эмоциональное состояние и поведение определяются, главным образом, сиюминутными событиями. Здесь сказывается и печальный опыт жизни в семье, где жили одним днем, не последнюю роль играет их опыт автономной жизни, когда решение сиюминутных проблем было решающим для выживания.

Отсутствие временной перспективы имеет разные формы выражения – от чисто детской непосредственности до нежелания задумываться над своим профессиональным самоопределением, своими жизненными планами, даже в случае острой необходимости.
Пребывая в теплой, сытой, уютной обстановке социального учреждения, у детей возникают необоснованные желания, даже завышенные претензии к персоналу, обществу в целом. Они хотят многое, не давая ничего взамен. Они не хотят трудиться – убирать за собой и следить за порядком в общих помещениях. Часты попытки воровства у товарищей и попытки переправить это все домой.

У таких подростков ослаблено чувство стыда, они отучены сочувствовать, сопереживать, проявлять индифферентность к переживаниям других. У них ослаблено стремление к единению с окружающим миром.

Посещая школу, подростки не вписываются в учебный процесс, не могут приспособиться к школе, её ритму и оказываются среди безнадежно отстающих учеников. Беда таких детей в том, что чаще всего они становятся изгоями, так и не нашедшими своего места в школьной среде. А если подросток еще и трудный? Тогда беда всем. Отказы идти в школу, постоянные побеги с уроков…

Итак, перед нами проблема: трудные дети.

В каждой возрастной группе учреждения социальной защиты для несовершеннолетних, особенно в школьных группах, имеются воспитанники, которые с трудом поддаются воспитательному влиянию и педагогическому воздействию.
Перед нами - педагогами, предстает неуправляемое, агрессивное, озлобленное, замкнутое существо – и мы говорим – это трудный…

А другие возразят: за ярлыком «трудный», как за ширму прячутся педагоги, которые бравируют своей педагогической слабостью и отказываются от педагогического поиска контакта с этим самым «трудным».

И такая точка зрения, что проблема «трудных» учеников и воспитанников поставлена, извините, «трудными» педагогами, имеет право на существование. Что понятие «трудные дети» - надуманное, трудного ребенка в природе не существует.

- Так ли уж трудна проблема «трудных»?

- «Трудные дети» или беспомощная педагогика?

- Где находятся проблемы трудного ребенка?

- Часто ли вам приходилось признавать: «Здесь педагогика бессильна!»

- Как же вернуть такого ребенка к нормальной жизни и учебе?

- Как помочь раскрыть ему свои возможности?

Подростковый возраст отличается особой конфликтностью с окружающими. Начинается непримиримая борьба взрослых с подростками как носителями бесчисленных недостатков и отклонений.

Зачастую приходится наблюдать агрессивно-обвинительную позицию взрослых по отношению к своим питомцам. Между тем, как утверждают психологи – единственная продуктивная тактика по отношению к таким подросткам – активная помощь и поддержка в выстраивании новой личности, в обретении себя.

Необходимо найти «золотую середину» в отношении с «трудными», перестроить отношения взрослого и подростка, признать возможности, расширить его самостоятельность и ответственность.

Трудным подросткам нужно дать шанс на то, чтобы их жизнь состоялась. Что можем сделать мы?

1. Изолировать подростков от прежнего окружения.

2. Предложить широкий выбор досуговой деятельности. (основу составляет спорт, музыка, рукоделие и художественный труд, разнообразная творческая деятельность)

3. Организовать профессиональное ориентирование.

4. Создать систему противовесов – не допускать влияния трудных подростков на детское сообщество.

5. Положить в основу педагогической деятельности принцип «ежедневного создания ситуации успеха» для каждого подростка.

6. Исключить, категорически, как средства решения проблемы методов и приемов насилия. Использовать лишь понимающие и директивно понимающие способы общения.

7. Обеспечить выход на «бесконфликтную педагогику», предусматривающую все возможные неадекватные реакции детей и ставящую им блоки на профессиональном уровне. Не должно быть необоснованных ограничений, а система мер дисциплинарного воздействия должна быть оговорена в каждой конкретной ситуации.

Показателями эффективности правильно организованной работы с трудными подростками станут:

  • Удовлетворенность несовершеннолетних своим пребыванием в социозащитном учреждении.

  • Позитивная динамика развития физических, нравственных, трудовых качеств. Интеллектуальный и духовный рост.

  • Уровень правовой защиты ребенка и степени реализации его прав и свобод.

  • Уровень организации взаимодействия и сотрудничества детей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!