СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.»

Тема. Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.

Цель: повторить сведения об особенностях сказки, учить вести беседу по сказке, ввести понятия «мораль» и «образ», учить анализировать и делать выводы, развить память, внимание, связную речь; воспитывать любовь к русской литературе.

Оборудование: скороговорка, кроссворд.

Тип урока: комбинированный


Ход урока

  1. Организационный момент

Настроение у нас отличное,

А улыбка – дело личное.

Пожелаем друг другу добра.

Нам урок начинать пора.

2. Проверка домашнего задания

- Что такое сказка?

- Для чего нужны чудеса в сказках?

- Какие виды народных сказок вам известны?

- Расскажите о построении сказок.

3. Сообщение темы и цели

Формирование новых знаний, умений и навыков



использовать материал статьи учебника).

- Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, как называется сказка, которую мы сегодня будем изучать?

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поднял ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

- Как называется сказка?

- Посмотрите на доску и прочитайте тему урока.

- Сформулируйте задачи урока.

4.Работа по теме урока

читать:

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поднял ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

У: - Откройте тетради и запишите название сказки. «Царевна-лягушка».

Что


Сказка –это жанр эпосафантастического характера, имеющий зачин, противопоставление

добрых героев злым, счастливый конец.

–Как доказать, чтоданное произведение является сказкой?

Поскольку

художественное повествование фантастического характера, имеющее зачин, деление

героев надобрых и злых, счастливый конец, считается сказкой.

А

  1. Рассказ учителя

Сказки хранят в себе мудрость народа, его традиции и законы.

Одной из величайших ценностей человека является семья. Создание и сохранение семьи было обязательным для наших предков, поэтому женитьба – важный момент в жизни человека. В далеком прошлом даже существовал запрет на холостятскую жизнь.

«Жениться – с людьми расплатиться», говорили наши предки, то есть выполнить свою обязанность.

Семья связывает наше настоящее с прошлым и будущим. К неженатому человеку относились с презрением и недоверием, взимали штрафы.

Женитьба была делом всего рода, а не только жениха и невесты. А свадьба являлась своеобразным экзаменом для обеих семей ( как воспитывали, чему научили)

В народном быту была отмечена сильная власть отца и высокий авторитет матери. Старший сын выделялся среди других сыновей. В доме царило почтительное отношение к старшим. Старше – значит, опытнее. Старших почитали и слушали беспрекословно. Были строгие правила общения, за соблюдение этих правил следили.

Хранительницей очага и семейных преданий была женщина. К ней всегда было особое отношение. Мужчина – добытчик – понимал, что содержание семьи и дома он был обязан женщине.

Мир в доме, спокойствие мужа полностью зависели от терпения, благожелательности и мудрости женщины. Правила поведения людей, их взаимоотношения с другими людьми передавались детям разными способами, в частности, они узнавали о них, слушали сказки, пословицы, поговорки.

  1. Работа со скороговоркой

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

  1. Работа с текстом

Прочитайте сказку «Царевна – лягушка» до слов «Иван – царевич хотел…»

-сколько сыновей было у царя?

- Мог ли отец в реальной жизни предложить таким образом выбирать жен сыновьям?

- Почему герои не возразили отцу?

- Каких жен выбрали себе старший и средний брат?

Прочитайте со слов «Иван – царевич хотел..» до « И тут же дал..»

- Каким было первое испытание для невесток?

- Почему Иван – царевич расстроился?

- Как встречает расстроенного мужа лягушка?

- Что она ему говорит?

- Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?

Физкультминутка

Сказка даст нам отдохнуть

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем — и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

— Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево - вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

— Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет:

Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)

Прочитайте со слов «И тут же дал сыновьям…» до «И тут же отдал царь..»

- Каким было второе испытание?

- Почему не повезло боярской и купеческой? Как они выполнили задания?

Прочитайте сказку со слов «И тут же отдал царь…» до «Когда пир был…»

- Каким было третье задание?

- Что должна была уметь будущая жена?

- Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления Василисы Премудрой?

- С чем сравнивают Василису на пиру?

- Как вы думаете, с какой целью жены царевича повторяют действия Василисы?

Почему у них не выходит?

Прочитайте со слов «Когда пир был..» и до конца

- Где Иван-царевич должен был искать Василису?

- Как долго Ивану-царевичу пришлось искать Василису Премудрую?

- Кто указал Ивану-царевичу дорожку в Кащеево царство?

- С кем встречается Иван-царевич в пути?

- Кто раскрывает Ивану-царевичу тайне Кащеевой смерти?

- Где находится смерть Кащея?

- Кто помогает Ивану-царевичу достать смерть Кащееву?

- Чему учила девочек эта сказка?

-Какой должна быть идеальная жена? Какими чертами она должна обладать?

- Как называет народ Василису в момент, когда она трудится?

- Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано?

- Что такое мораль? (Мораль – система нравственных норм, регулирующая поведение человека)

- Сформулируйте в чем мораль этой сказки?

- Что такое образ?

Образ — визуальный образ, зрительный образ, изображение.

Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.

- В чем истинная красота Василисы Премудрой?

Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный. В нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера.

Основная роль героини – быть помощницей своего жениха или мужа.

  1. Закрепление и систематизация



  1. Кроссворд

По горизонтали

2. Дочь Кащея Бессмертного

4. Достала яйцо из моря

7. Средство поиска жён

8. Проводник Ивана

10. Куда Иван-Царевич выбросил шкурку у лягушки

По вертикали

1. Жена Ивана-царевича

3. Смерть Кащея

5. Транспорт лягушонки

6. Хозяйка избушки

7. Догнал утку

9. Вырвал дерево



6. Итог урока

Прием микрофон

- Какая тема урока?

- Выполнили мы все поставленные цели урока?

- Что вам понравилось на уроке?

- Чему вы научились?

7. Домашнее задание.

Прочитать сказку, пересказать понравившийся эпизод и нарисовать к нему иллюстрацию.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!