СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЦАРЁВА О.И., ЮСТИНСКАЯ Г.М. Пособие для учителя. "Факульт. занятия по рус.лит. в 6 классе. "Обыкновенное чудо: содружество литературы и других видов искусства"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦАРЁВА О.И., ЮСТИНСКАЯ Г.М. Пособие для учителя. "Факульт. занятия по рус.лит. в 6 классе "Обыкновенное чудо: содружество литературы и других видов искусства"

Просмотр содержимого документа
«ЦАРЁВА О.И., ЮСТИНСКАЯ Г.М. Пособие для учителя. "Факульт. занятия по рус.лит. в 6 классе. "Обыкновенное чудо: содружество литературы и других видов искусства"»

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

Русская литература

Факультативные занятия

О. И. Царева, Г. М. Юстинская



«ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»: СОДРУЖЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА

6 класс

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения


Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь ;


Минск «Народная асвета» 2010


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Глубина и качество восприятия литературно-художественного произведения находятся в прямой зависимости от читательского опыта индивидуума и общего уровня его эстетической культуры. По словам известного философа В. Ф. Асмуса, «творческий результат чтения в каждом от­дельном случае зависит от всей духовной биографии читателя». В первую очередь, биография читателя зависит от того, сколько и каких книг им прочитано. Не менее значим культурный фон, на котором воспринимается литературное произведение.

Потому так естественно на уроках литературы обраще­ние к музыке, живописи, искусству театра и кино.

Литература как школьный предмет имеет интегративный характер, который определяется сущностью литературы как вида искусства. Как и другие виды искусства, литерату­ра эстетически осваивает мир, отражая разнообразие и бо­гатство человеческого бытия. С другими видами искусства ее роднит образность, обращенность к идеалу, индивидуально-психическое начало.

Установление органических взаимосвязей литературы с другими, предметами развивает художественный вкус обо­гащает и углубляет литературные знания учащихся.

Цель факультатива «Содружество литературы ц других видов искусства»: развитие у учащихся представлений о ху­дожественной специфике литературы как искусству слова, стимулирование познавательных интересов школьников, их эстетическое развитие на основе широких межпредметных связей.

Задачи факультативного курса:

формировать устойчивую потребность в чтении литера­турных произведений, развивать читательскую культуру;

совершенствовать эстетическое восприятие литератур­ных произведений, отрабатывать приемы творческого аналитического чтения художественных текстов;

выявлять типологическую общность и своеобразие ви­дов искусства;

совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений музыку живописи, кино;

развивать литературно-Творческие способности, образ­ное мышление и воображение, эмоционально-оценочную деятельность учащихся.

Использование межпредметных связей литературы и других видов искусства выполняет развивающую функцию, содействует выработке у школьников таких качеств, как ак­тивность и точность эмоциональной реакции, образная кон­кретизация слова в зрительных ассоциациях, концепционное восприятие композиции произведения искусства, а также способность динамического переключения восприятия при общении с разными видами искусства.

Наряду с тем, что факультативный курс для VI класса имеет свои цели и задачи обучения, он выполняет пропедев­тическую функцию по отношению к изучению литературы в последующих классах. Программой факультатива определя­ются основные содержательные линии привлечения смеж­ных учебных предметов (ИЗО, музыка, история) в процессе изучения русской литературы, а также намечены пути прак­тического решения межпредметного взаимодействия. Сле­дование принципам систематичности, последовательности в реализации взаимосвязанного изучения предметов гумани­тарного цикла позволит сформировать у младших подрост­ков уровень читательской культуры, необходимый для даль­нейшего литературного образования.

Реализация намеченных образовательных и развиваю­щих целей предполагает включение в процесс обучения на факультативных занятиях историко-культурного н теорети­ко-литературного материала. Педагогически обработанные сведения по истории, теории литературы, искусствоведению выступают в качестве инструмента постижения произведе­ний, а также как средство эстетического развития учащихся.

Содержание факультативного курса «Содружество лите­ратуры и других видов искусства» учитывает возрастные и психологические особенности младших подростков, их жиз­ненный и читательский опыт.

Объектом изучения на факультативе являются програм­мные литературные произведения. Наряду с рассмотрением текстов из основного списка (для чтения и изучения, для чтения и обсуждения на занятиях значительное внимание предполагается уделить произведениям из списка для допол­нительного чтения, в том числе творчеству русскоязычных поэтов Беларуси — В: П. Поликаниной, В. Ф. Гришковца, Б, П. Спринчана

Содержание факультатива структурировано па тематиче­скому принципу в шесть разделов: «Живая Древняя Русь», «На Парнасе русской литературы», «Природа в зеркале ис­кусства», «Современность и историческое прошлое в твор­честве А. С. Пушкина», «Украинская муза русской куль­туры», «Мир детства в искусстве».

В свою очередь, в основу каждой темы, входящей в раз­дел, положен принцип межпредметных связей литературы и историй, литературы и других видов искусства.

Обращение к знаниям учащихся, полученным на уроках истории, изобразительного искусства; музыки, к их практи­ческим умениям — одно из эффективных средств постиже­ния специфики литературы как искусства слова.

В программе указывается количество часов для изучения тематических разделов. В рамках раздела количество часов на рассмотрение подтем вариативно.

Изучение шести тематических разделов целесообразно за­вершить проведением занятия литературно-творческого типа. Темы и формы итоговых занятий, виды творческой деятель­ности учащихся указаны в рубрике «Уроки творчества».

Раздел «Основные виды учебной деятельности» со­держит перечень видов читательской, литературно-творче­ской и обшеучебной деятельности в рамках факультатива.

Деятельность учащихся в рамках отдельного занятия раз­нообразна и отличается направленностью на дифференциацию работы (индивидуальные, групповые и фронтальные формы).

Аналитические приемы чередуются с эмоционально-об­разными, репродуктивная деятельность сочетается с эври­стической и исследовательской. Значительное место в рам­ках факультатива отводится игровым формам работы и вы­полнению заданий творческого характера.

Раздел «Планируемые результаты обучения» ори­ентирует учителя на достижение в процессе обучения качественных изменений в литературном развитии учащихся.

Раздел «Рекомендуемая методическая литература» включает научно-методическую литературу для учителя, посвященную проблемному полю факультатива (см. с. 78).


ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чтение, восприятие и анализ художественных произведений

Творческое и аналитическое чтение литературных про­изведений.

Пересказы разного вида (эпизода, небольшого эпическо­го произведения).

Составление плана небольшого эпического произведе­ния (отрывка).

Анализ эпизода.

Характеристика героя произведения. Сопоставление героев одного (нескольких) произведений. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос. Эвристическая беседа.

Анализ описаний (портрет, пейзаж, интерьер) и объяс­нение их художественной функции.

Анализ произведений с учетом жанрово-родовой специфики. Лексическая работа.

Нахождение изобразительно-выразительных средств и определение их роли в тексте.

Выявление сюжетных линий в произведении. Анализ элементов сюжета, объяснение их роли.

Сопоставление реальной основы (историческое или био­графическое событие) и его художественного воплощения в литературном произведении.

Сравнение литературного текста с его интерпретацией в других видах искусства.

Литературно-творческая деятельность

Составление и мотивировка исполнительской партитуры стихотворных текстов (фрагментов эпических произведений).

Выразительное чтение (в том числе наизусть) стихотво­рений, фрагментов эпических произведений.

Чтение по ролям фрагментов произведений, содержащих диалоги.

Составление слова о писателе.

Творческий пересказ, художественное рассказывание.

Словесное рисование, домысливание.

Претворение литературных произведений в другие виды искусства (иллюстрирование, инсценирование и др.).

Подбор иллюстративного (визуального, музыкального) материала.

Описание картины художника и ее оценка на эмоцио­нальном уровне.

Нахождение в тексте эпизодов, соответствующих иллю­страциям.

Сравнение иллюстраций разных художников. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведе­ний по мотивам изучаемых литературных произведений. Стилистический эксперимент.

Сочинения разных жанров (отзыв о стихотворении, эссе, стилизация и др.)

Просмотр и обсуждение фрагментов кинофильмов.

Отзыв о кинематографической (музыкальной) версии произведения.

Проектная деятельность (издание книги, макет памятни­ка, написание сценария, воображаемая встреча и др.). Выполнение работ ассоциативного типа.

Общеучебная деятельность

Работа с учебным текстом и справочной литературой (ответы на вопросы, выписки, пересказ, составление плана, таблиц, конспектирование).

Работа с дополнительными источниками по проблемати­ке факультатива (чтение, подготовка комментария, сообще­ния).

Оформление разноплановых записей на основе изучае­мых произведений (подбор цитат, составление словаря про­изведения и др.).


СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ (35 ч)

Введение. «Обыкновенное чудо» искусства (1ч)

Роль искусства в жизни человека. Содержание произве­дений искусства. Искусство – путь познания окружающего мира и человека. Проявление личности в искусстве.

Классификация видов искусства. Выразительные сред­ства различных видов искусств. Восприятие разных видов искусства.

Художественная литература в ряду видов искусства.


Раздел I. Живая Древняя Русь (6 ч)

Былины новгородского. и киевского циклов; «Повесть временных лет» (фрагменты); А. С. Пушкин. «Борис Году­нов» (монолог Пимена); «Хождение за три моря»; мифы о Геракле.

«Слава нашей старины»; героический эпос Киевской Руси (2 ч)

Героический эпос народов мира. Приемы создания ге­роического характера в народном эпосе. Герой-богатырь. Древнегреческие мифы о Геракле.

Изображение быта, обычаев, облика людей Древ­ней Руси в памятниках героического эпоса. Особенности былины как жанра. Былины киевского и новгородского циклов.

Особенности изображения событий и героев в былинах и мифах,

Сказители былин — хранители древней устной поэзии. Картина В. Д. Поленова «Сказитель былин Никита Богда­нов».

«Преданья старины глубокой...»: история и культура Древней Руси (3 ч)

Высокий уровень художественной культуры и письмен­ности Древней Руси. Древнерусское искусство книги.

Летописание на Руси. Жанровые черты летописи. «По­весть временных лет» — первый письменный памятник по истории Руси. Труд писца. Нестор-летописец в изображении В. М. Васнецова, М. M. Антокольского.

Русь эпическая на полотнах B.M.Васнецова; И. Я. Билибина, М.А.Врубеля, И. Е. Репина, Н. К. Рериха, П.Д. Ко­рина и др.

Русская старина в музыке: Н. А. Римский-Корса­ков. Оперы «Садко», «Сказание о невидимом граде Ки­теже и деве Февронии»; А. Т; Гречанинов. Опера «Добрыня Никитич»; А. П. Бородин. Симфония «Богатырская»; МП. Мусоргский. «Картинки с выставки» («Богатырские во­рота»).

Художественный фильм «Илья Муромец» (режиссер А. Л. Птушко). Мультипликационные фильмы, снятые по былинам.

«Уроки творчества». «Рукотворное чудо»: книга в Древ­ней Руси (форма — по выбору). (1ч)

Раздел II. «На Парнасе русской поэзии» (5 ч)

А. С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро», «К няне», «Роняет лес багряный свой убор...»; М. Ю. Лер­монтов. «Парус», «На севере диком...», «Из Гёте» («Горные вершины...»); Н. А. Некрасов. «Орина, мать солдатская», «С работы», «Калистрат», «В полном разгаре страда дере­венская...»; А. А. Фет. «Летний вечер тих и ясен...», «Это утро, радость эта...», «Бабочка», «Скрип шагов вдоль улиц белых...», «Ель рукавом мне тропинку завесила...».

Пушкинская Вселенная (1ч)

Понятие «Пушкиниана» (изобразительная, музыкаль­ная, литературная).

Иконография поэта (общая характеристика). Прижиз­ненные портреты (Е. Гейтман, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, П. Ф. Соколов и др.).

Пушкин-художник. Цикл графических автопортретов. Стихотворение «Моп portrait* («Мой портрет»). Видео­фильм «Рисунки Пушкина». Мультипликационный фильм по рисункам и текстам А. С. Пушкина (режиссер А. Ю. Хржановский).

Значение музыкального искусства в жизни и творчестве поэта. Любовь к народной музыке и песне. Роль творчества Пушкина в развитии русской музыкальной культуры.

Музыкальные интерпретации лирики Пушкина: «Зимний вечер» (М. Л. Яковлев); «Зимнее утро» (Н. П. Елисеева); цикл романсов Г. В. Свиридова («К няне», «Роняет лес ба­гряный свой убор...», «Зимняя дорога», «Зимний вечер»).

Творческое наследие М. Ю. Лермонтова (1ч)

Музыкальная и художническая одаренность М. Ю. Лер­монтова. В. Г. Белинский о живописности и музыкальности лермонтовской лирики.

Изобразительное наследие поэта. Пейзажи и портреты кисти М. .Ю. Лермонтова. Поэтичность лермонтовской жи­вописи.

Живописность поэтических образов М. Ю. Лермонтова. Образ одинокого паруса в творчестве Лермонтова-поэта и художника.

Три шедевра: «Сосна». Г. Гейне, «На севере диком...» М. Ю. Лермонтова и И. И. Шишкина.

Жизнь поэзии М. Ю. Лермонтова в музыке (общая ха­рактеристика). Музыкальные интерпретации стихотворений (А. Е. Варламов. «Белеет парус одинокий»; А. Г. Рубин­штейн. «Горные вершины»).

Народный поэт Н. А. Некрасов (1ч)

«Тернистый путь» народного поэта.

Крестьянская Русь в изображении Н. А. Некрасова. Поэт — «заступник за безгласных и приниженных». «Не­красов в деревне». Художник Г. Б. Праксейн.

Многообразие народных характеров и судеб («С рабо­ты», «Калистрат», «Орина, мать солдатская»).

Сюжетность стихотворений, форма диалога, повествова­ние от лица героев-крестьян.

Образы крестьянок в поэзии Некрасова («В полном разrape страда деревенская...» и др.)

Иллюстраторы произведений Н. А. Некрасова — Б. М. Кустодиев, А. А. Пластов, И. С. Глазунов, А. И. Ле­бедев и др.

Созвучие духу некрасовской поэзии работ художников-пе­редвижников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин и др.).

Связь лирики Некрасова с фольклором. Напевно-песен­ный характер стиха, народная ритмика, интонация.

Некрасов и музыка. Народные песни на стихи Некра­сова: «Тройка», «Коробейники», «Назови мне такую оби­тель...», «Меж высоких хлебов затерялося...» и др. Роман­сы М. П. Мусоргского на стихи Некрасова: «Калистрат», «Песня Ершмушке» и др.

А. А. Фет — поэт-музыкант, поэт-художник (1ч)

Страницы биографии поэта;

Природа и человек — основные темы творчества А. А. Фета.

Поэтический «календарь» Фета («Это утро, радость эта...», «Летний вечер тих и ясен...», «Бабочка», «Ель ру­кавом мне тропинку завесила...», «Скрип шагов вдоль улиц белых...»). Пейзаж настроения.

Творческая индивидуальность А. А. Фета. Изображение действительности в «снимках». Звукопись, мелодичность, эмоциональная насыщенность пейзажных зарисовок поэта. Богатство изобразительных средств. Ритм стиха.

«Уроки творчества». Словесное описание памятника писателю. (1ч)


Раздел III. Природа в зеркале искусства (6 ч)

И. С. Тургенев. «Бежин луг»; пейзажная лирика Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, М. А. Волошина, И. А. Буни­на, С. А. Есенина, Б. Л. Пастернака, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, А. А. Прокофьева, Н. М. Рубцова и др.; стихотворения о природе русскоязычных поэтов Белару­си — В. П. Поликаниной, В. Ф. Гришковца, Б. П. Спринчана, Ю. М. Сапожкова.

Образы природы в искусстве (2 ч)

Параллелизм в изображении мира природы и мира че­ловека в фольклоре.

Выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний.

Понятие о пейзаже. Жанр пейзажа в живописи. Виды пейзажа, основные пейзажные мотивы, композиция живо­писных пейзажей.

Передача звуков и явлений природы языком музыки. «Музыкальные» пейзажи К. Дебюсси («Сады под дождем», «Разговор ветра с морем» и др.).-

Пейзаж в литературном произведении: функции, сред­ства создания, символика.

И. С. Тургенев — мастер пейзажных описаний. Синте­тический характер картин природы в рассказе «Бежин луг». Психологичность тургеневского пейзажа, его связь с обли­ком персонажей рассказа, их переживаниями.

Пейзажное стихотворение. «Поэтические акварели» Б. Л. Пастернака («Март», «Золотая осень»).

Живописные и поэтические пейзажи М. А. Волошина («Старинным золотом и жёлчью напитал...».

Природа и человек в лирике русскоязычных поэтов Бе­ларуси.

Национальное своеобразие русского пейзажа (2 ч)

Общие черты русского пейзажа в живописи, музыке и литературе.

Создание национального русского пейзажа в творчестве художников-передвижников (А. А. Пластов, И. И. Шиш­кин, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, И. И. Левитан и др.). А. К. Саврасов — основоположник национального пей­зажа.

Музыкальные «картины» природы (фортепианный цикл «Времена года» П. И. Чайковского, «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского).

Мастера русской пейзажной лирики — А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И. А. Бунин, С. А. Есенин, Н. М. Рубцов и др.

Береза — художественный символ России (1 ч)

Образ березы в фольклоре, древнерусской литературе. Новгородские берестяные грамоты. Русская народная хоро­водная песня «Во поле березонька стояла...».

Стихотворения о березе Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, А. А. Прокофьева, B. А. Рождественского и др.

Русская береза на полотнах И. Э. Грабаря, И. Е. Леви­тана, А. И. Куинджи, В. М. Сидорова, А. А. Рылова и др.

Народная песенная основа стихотворения С. А. Есенина «Береза». Песни и романсы на стихи Есенина: «Белая бе­реза» (муз. В. Г.Треяетцова), «Отговорила роща золотая...» (муз. Г. Ф. Пономаренко).

«Уроки творчества*. Поэтические чтения «Пойми жи­вой язык природы...». (1 ч)


Раздел IV. Современность и историческое прошлое в творчестве А. С. Пушкина (6 ч)

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», лирика Ми­хайловского периода, повесть «Дубровский», «Повести Белкина»: «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Метель», «Станционный смотритель».

«Моя родословная»: история страны и история семьи (1ч)

Интерес Пушкина к корням, своей родословной.

«Михайловские рощи» в судьбе и творчестве поэта. Биографический характер стихотворений «Няне», «Зимнее утро», «Мой первый друг, мой друг бесценный...».

Михайловские «страницы» изобразительной Пушкиниа­ны: работы Н. Н. Ге, В. А. Серова, П. ГГ. Кончаловского, Д. А. Белюкина, В. Е. Попкова и др,

«Земли родной минувшая судьба» в произведениях Пуш­кина (общая характеристика).

Нравственные уроки прошлого («Песнь о вещем Олеге»).

Русское дворянство в прозе Пушкина (2 ч)

Быт поместной усадьбы. «Дворянские гнезда» на полот­нах русских художников (В. Д. Поленов, С. Ю. Жуковский, В. К. Бялыницкий-Бируля, Ф. А. Васильева и др.).

Нравы, уклад жизни дворянства в изображении А. С. Пушкина («Дубровский», «Барышня-крестьянка», «Метель»).

Ритуал дуэли. Идея мести и благородство натуры Сильвио («Выстрел»).

Двойственность отношения Пушкина к дворянству — утонченность культуры образованного сословия и жесто­кость крепостничества.

Образы русских помещиков. Социальное неравенство как источник драматических ситуаций, преграда для счастья героев. Картина В. В. Пукирева «Неравный брак».

«Что за прелесть эти уездные барышни!»: Маша Трое­курова («Дубровский»), Лиза Муромцева («Барышня-крес­тьянка»), Марья Гавриловна («Метель»).

Русские Ромео и Джульетта: Маша Троекурова и Вла­димир Дубровский, Алексей Берестов и Лиза Муромцева. Преодоление героями сословных предрассудков.

Переосмысление библейской истории в повести «Стан­ционный смотритель» и живописи (1 ч)

Нравственный смысл «Притчи о блудном сыне». Сце­на возвращения блудного сына в интерпретации художников (Г. Доре, Б. Э. Мурильо, X. R Рембрандт, С. Роза, И. С. Гла­зунов и др.)

Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысле­ние в повести Пушкина. Литературное открытие мира- «бед­ных людей». Библейский богатырь Самсон и Самсон Вырин. Позиция отца в притче и позиция Самсона Вырина. Чу­десное перерождение Дуни.

Пушкинская проза в зеркале искусства (1ч)

Особенности пушкинской прозы. «Точность и крат­кость — вот первые достоинства прозы». Динамизм содер­жания, глубина мыслей.

Художники-иллюстраторы произведений А. С. Пушкина: Д. А. Шмаринов, Б. М. Косульников, В. А. Милашевский, Б. М. Кустодиев и др.

Г. В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести A. С. Пушкина «Метель».

Иллюстрации к повести «Станционный смотритель» М. В. Добужинского, А. В. Ванециана, Д. А. Шмаринова, Б. М. Косульникова и др.

«Уроки творчества». Написание рецензии на киноэкра­низацию пушкинских произведений (по выбору). (1ч)

Экранизации «Повестей Белкина»: «Станционный смо­тритель» (режиссер С. А. Соловьев), «Барышня-крес­тьянка» (режиссер А. Н. Сахаров), «Метель» (режиссер B. П. Басов), «Выстрел» (режиссер Н. М. Трахтенберг).

Интерпретация пушкинских идей в киноэкранизаци­ях романа «Дубровский»: фильм «Дубровский» (режиссер A, В. Ивановский), сериал «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (режиссер В. А. Никифоров).

Раздел V. Украинская муза русской культуры (4 ч)

Народный театр (батлейка, вертеп); украинская народ­ная песня; А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок); Н. В. Го­голь. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Украинские страницы творческой биографии Н. В. Го­голя (1ч)

Понятие о Малороссии. Украинские впечатления дет­ства и юности: Великие Сорочинцы, Диканька, Полтава, Нежин.

Творческая атмосфера семьи (литературная деятельность B. А. Яновского, отца писателя; домашние спектакли). Привязанность Гоголя к своей малой родине. Интерес к украинской истории, языку, фольклору, народной жизни. Отношение Гоголя к песенной культуре Великороссии.

Н. Гоголь и традиции украинского народного театра. Украинский вертеп и другие формы народного кукольного театра (русский театр Петрушки, белорусская батлейка, польская шопка).

Интерес русских писателей к украинской теме, истории. Украинские мотивы в творчестве А. С. Пушкина. Картины ма­лороссийской природы в поэме «Полтава» и повести Гоголя.

Национальный колорит украинских повестей Н. В. Го­голя (1 ч)

Творческая самобытность Гоголя. Рисунки Н. В. Гоголя «Украинская хата», «Дом в Васильевке».

Цикл украинских повестей «Вечера на хуторе близ Ди­каньки». «Вечера...» — «поэтические очерки Малороссии» (В. Г. Белинский). Обращение к преданиям, сказкам, на­родным легендам. Фольклорная демонология и фантастика. Проникновение в жизнь народа через народную песню. «Вечера...» — образец украинского юмора в русской ли­тературе.


Гоголевские герои в музыке, живописи, кино (1 ч) Традиции обычаи, национальные костюмы на кар­тинах художников И. П. Аргунова, И. М. Прянишникова, A. Д. Кившенко, К. А. Трутовского и др.

Казачья удаль на картинах И. Е. Репина «Запорожцы» и в музыке М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» « Гопак»).

Гоголевские мотивы на полотнах А. И. Куинджи.

Проявление авторской иронии в изображении героев по­вести (описание внешности героев, речевая характеристика). Создание комических ситуаций, в которых проявляются чер­ты национального характера.

Иллюстрации к повести художники В. Е. Маковский, B. Д. Замирайло, А. Д. Кившенко, А. Кондырев, А. П. Бубнов).

«Гоголевские» оперы П. И. Чайковского («Черевички») и НА. Римского-Корсакова («Ночь перед Рождеством»).

Киноинтерпретации повести «Ночь перед Рождеством»: немой фильм (режиссер В. А. Старевич), мультипликацион­ный фильм (режиссеры 3. С. Брумберг и В. С. Брумберг, ис­пользована, музыка НА. Римского-Корсакова); кинофильм (режиссер А. А. Роу).

«Уроки творчества». Чудо вертепа. (1 ч)

Фестиваль вертепных представлений или инсценировка фрагментов повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в духе народного кукольного театра.

Раздел VI. Мир детства в искусстве (7 ч)

Л. Н. Толстой. «Детство»; М. Горький. «Детство»; А. И. Куприн. «Тапер»; В. О. Богомолов. «Иван»; при­ключенческие романы Ж. Верна, Ф. Купера, М. Рида и др.; фантастика А. Азимова, Р. Брэдбери и др.; детективы А. Ко­нан Дойла, Э. По.

Раскрытие психологии ребенка в литературе, живопи­си; музыке (2 ч)

Искусство живописного портрета. История детского портрета.

Постижение духовного мира ребенка на картинах ма­стеров русской художественной школы (Д. Г. Левицкий, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, К. С. Маковский, 3. Е.Серебрякова).

Маетеретво А. И. Куприна в создании литературного портрета («Тапер»).

Музыкальные «страницы» повести.

Классическая музыка для детей.

Трагическая судьба ребенка на войне (повесть В, О. Бо­гомолова «Иван»). Сила характера, чувство долга главного героя повести. Образы взрослых.

Кинофильм А. А. Тарковского «Иваново детство».

Ребенок и его мир в автобиографических произведе­ниях (2 ч)

Автобиография как жанр. Автобиографическая проза о дет­стве как источник изучения психологии ребенка. Герой и пове­ствователь: соотношение точки зрения ребенка и взрослого. Па­радоксы детской души. Роль взрослых в формировании героев.

Радости и тревоги героев автобиографических повестей Л. Н. Толстого и М. Горького.

Счастливое детство Николеньки Иртеньева. Воспитание и образование дворянских детей.

«Трудное детство» Алеши Пешкова. Музей детства М. Горького в Нижнем Новгороде. Иллюстрации к повести М. Горького художника Б. А. Дехтерева. Фильм М. Донско­го «Детство Горького».

Золотой фонд зарубежной детской литературы (2 ч)

Понятие о приключенческой литературе. Приключенче­ская тематика (освоение или завоевание новых земель, по­хождения героев в неизведанных или экзотических стра­нах). Острота сюжета, динамика и напряженность действия. Сложность характеров и конфликтов.

Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна («Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан»). Романы об освоении американского Запада Ф. Купера («Следопыт», «Последний из могикан», «Зверобой») и М. Рида («Всад­ник без головы»).

Тематическое и жанровое разнообразие фантастиче­ской литературы. Реальное и фантастическое в произведе­ниях А. Азимова («Из рассказов о роботах») и R Брэдбери («И грянул гром» и др.).

Понятие о детективе. Особенности сюжета и компози­ции в детективе. Жанровое многообразие детектива. «Зако­ны» детективной литературы. Классика детективного жанра (А. Конан Дойл, Э. По).

Нравственные уроки историко-приключенческой, науч­но-фантастической и детективной литературы.

Киноэкранизации произведений для детей.

«Уроки творчества». Читательская конференция «Ли­тература для детей и о детях» (по произведениям из списка для дополнительного чтения). (1 ч)


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения факультативного курса «Содру­жество литературы и других видов искусства» учащиеся должны знать:

биографические, сведения о поэтах и писателях и крат­кую историю создания изучаемых произведений;

теоретико-литературные понятия;

родовую специфику лирических и эпических произведений;

содержание и последовательность анализа литературных произведений;

особенности выразительного чтения произведений раз­ных родов;

специфику литературы в ряду других искусств.


Учащиеся должны уметь:

выразительно читать литературные произведения с уче­том их тематики и жанра;

анализировать произведения в единстве формы и содер­жания;

применять определенный объем теоретико-литературных знаний в процессе анализа текста;

определять роль выразительных средств языка в произ­ведениях разных жанров;

определять авторское отношение к изображаемому;

выявлять идейно-художественное своеобразие произве­дений разных жанров и разных видов искусства;

сопоставлять литературно-художественные и музыкаль­ные произведения;

определять тематическую и сюжетную близость картины к изучаемому произведению;

работать со справочной литературой.


Учащиеся должны овладеть:

аналитическими и творческими приемами изучения тек­ста (устное рисование, иллюстрирование, стилистический эксперимент, сопоставление произведений (фрагментов);

навыками выявления лексики, образных средств, осо­бенностей синтаксического строя, интонационных средств, характеризующих определенный стиль текста;

навыками выполнения творческих заданий разных видов.


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!