ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.
В рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» задача учителя усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой - развить потенциальные творческие возможности, мыслительные способности, навыки самообразования каждого ученика, создать условия для самореализации личности, вовлечь в исследовательские проекты и творческие занятия, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения инновационных методов обучения.
Исходя из этого, в своей педагогической работе наряду с традиционной методикой обучения русскому языку и литературе я использую современные педагогические технологии: «Технология уровневой дифференциации» В.В. Фирсова, метод проектов, личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская), технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, тестовые задания, ИКТ и здоровьесберегающие технологии, технологии дистанционного обучения.
Обоснование применения данных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы представлено в таблице 1.
Таблица 1.
№ | Название используемой технологии | Классы (группы), в к-х используется | Обоснование применения | Имеющийся или прогнозируемый результат | комментарии |
1 | Применение ИКТ | Во всех классах. | Повышение мотивации учащихся; новый уровень восприятия учебного материала; достижение дифференциации обучения учащихся; развитие информационной компетенции; возможность рационально организовать работу учащихся; создание интерактивной среды обучения. | Развитие самостоятельных умений и навыков учащихся; повышение интереса к изучаемому предмету; развитие компетенций; повышается уровень компьютерных знаний. | |
2 | Технология уровневой дифференциации В.В.Фирсова | Во всех классах | Применение заданий разного уровня в соответствии с возможностями обучающегося; обеспечение каждого ученика соответствующими условиями с целью максимального развития его способностей, склонностей, а также удовлетворения познавательных интересов. | Развитие умения самостоятельного выполнения работы; умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты. | Необходима психолого-педагогическая диагностика учащегося, сетевое планирование, подготовка разноуровнего дидактического материала. |
3 | Здоровьесберегающие | Во всех классах | Повышение эффективности урока | Сохранение психологического и физического здоровья школьника, повышениекачества знаний | Обратить внимание на частую смену видов деятельности урока, рациональное распределение нагрузки по времени урока, использование игровых и ролевых форм работы, создание атмосферы сотрудничества. |
4 | Проектные методы обучения | 7-11 классы | Создание условий для организаторской деятельности и сотрудничества; многостороннее развитие личности. | Формирование исследовательских, информационных, коммуникативных компетенций. | Возможность определить индивидуальную траекторию развития каждого учащегося. |
5 | Тестовая технология | Во всех классах | Повышение эффективности контроля знаний, умений, навыков, объективность контроля. Подготовка к ЕГЭ. | Развитие внимательности, логического мышления учащихся. | |
6 | Технология развития критического мышления через чтение и письмо | Во всех классах | Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора) | Умение осознанно читать вслух и про себя тексты, извлекать информацию из текста, анализировать текст; развитие коммуникативной и читательской компетенций. | |
7 | Обучение в сотрудничестве | | Повышение эффективности работы; включение в работу всех учащихся; Рациональное распределение времени урока. | Осознание личного участия и ответственности за успех совместной работы; осознание творческой взаимозависимости членов группы; умение вести диалог, уважать мнение других; творческое общение между учащимися. | |
8 | Технология дистанционного обучения (кейс-технология и сетевая технология) | Во всех классах | Передача учащемуся учебных материалов, обеспечение возможности самостоятельного обучения в удобное время; индивидуализация обучения; возможность выбирать из огромного количества интернет-ресурсов наиболее удобные; снижается доля репродуктивной деятельности. | Развитие самостоятельности, ответственности | Существуют определенные минусы: необходимо спец. Оборудование (компьютер, выход в интернет). Из дистанционного обучения практически «вылетают» дети с ОВЗ и дети из социально-неблагополучных семей. Нет гарантии самостоятельного выполнения/решения заданий. Недостаток личного общения с учеником. Мотивация учащихся. |
Применение вышеперечисленных педагогических технологий обеспечивает:
создание на уроке атмосферы заинтересованности, ситуации успеха;
выполнение заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
развитие слуховой и зрительной памяти обучающихся, образного мышления;
поощрение высказывания оригинальных идей;
использование личного примера творческого подхода к решению проблемы;
высокое качество организации образовательного процесса;
формирование устойчивой мотивации школьников к обучению;
получение ими прочных знаний по русскому языку и литературе.
Развитие данных показателей прослеживается в контрольных, самостоятельных, творческих, исследовательских работах обучающихся, например: обзор творчества поэтов и писателей (презентации-портреты, доклады), проектные работы «Что такое счастье?» (по поэме «Кому на Руси жить хорошо»), «Орфоэпический мнемонический словарик», «Мы за культурное общение», «Давайте читать хорошие книги»; творческие работы по поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (кроссворды, иллюстрации, доклады), по сказам Бажова (поделки, диалектные словари, викторины); презентации, рассказывающие о планетах из сказки А.Экзюпери «Маленький принц» и др.
На уроках литературы и русского языка часто использую технологию «Обучение в сотрудничестве». Например, при изучении творчества Н.А.Некрасова в 10 классе, при изучении романа «Обломов» в 10 классе, при изучении сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Приведу пример: форма урока – работа в группах.
Первая часть работы
О собенности характера Обломова
Г №1 Г №4
портрет
Философия жизни
Г №2 Г №3
интерьер
Образ жизни
(глава 1) (глава 5)
(глава 1) (глава 6)
Задание:
Внимательно поработайте с текстом: выделите ключевые слова, детали, имеющие значение для раскрытия характера главного героя, обобщите и аргументируйте мысли.
Оформите работу своей группы в виде сообщения.
Групповой функционал:
Руководитель группы
Мыслители
Работающий с текстом
Секретарь
Спикер
Каждая группа делает сообщение по своему вопросу. Формулируем общий вывод об особенностях характера главного героя из всех обозначенных нами составляющих, вывод записываем в тетрадь.
Вторая часть работы
Опорный вопрос: «На что мог бы поменять Обломов сложившийся образ жизни?»
Г №1 Г №2 Г №3 Г №4
Светская жизнь
Карьера
«Творчество»
«Безликость»
Волков Судьбинский Пенкин Алексеев
Вопросы для работы групп:
Для чего автор вводит этих героев?
Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?
Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?
Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы показывает, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение.
Эффективным средством формирования ключевых компетенций является метод проектов, который применяю как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Проект даёт школьникам опыт, пригодный в любой сфере деятельности и в дальнейшем послужит хорошим основанием для будущей профессии. Проектное обучение формирует такие ключевые компетентности, как способность проявлять инициативу и работать самостоятельно, брать на себя ответственность; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; уметь осваивать знания и применять их для анализа новых ситуаций; уметь принимать решения на основе здравых суждений. Например, в 10 классе при изучении творчества Н.А. Некрасова вместо традиционного сочинения дети работали с проектом «Что такое счастье?».
Параметры | Содержание |
Название (тема) | Проект "Что такое счастье?" (по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?") с использованием работы на веб-форуме. |
Целевая аудитория | Учащиеся 10 класса |
Продолжительность | До 5 дней. |
Примерные сроки проведения | Первый день - организационный этап, постановка целей и задач, распределение обязанностей, разработка и утверждение плана работы, инструктаж по технике безопасности. Второй день - работа по группам: 1 ) Работа по определению этимологии и толкования слова "счастье"; 2 Цель - проанализировать понимание счастья героями поэмы ) Работа с главой "Пьяная ночь" 3) Работа с главой "Счастливые" 4) Работа с главой "Помещик" 5) Работа с главой "Бабья притча" Третий, четвёртый день - работа на форуме Пятый день - поведение итогов |
Цель мероприятия | 1) рассмотреть этимологию и толкование слова "счастье"; 2) проанализировать понимание счастья героями поэмы и обучающимися. 3) развивать критическое мышление: умение аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, избегать категоричности в утверждениях, участвовать в дискуссии, проанализировать точки зрения участников дискуссии. |
Ожидаемый результат | Эссе, презентация "Что значит быть счастливым?" |
Цель использования веб-форума для мероприятия | 1) Проведение дискуссии с последующим анализом; 2) презентация и защита своих эссе "Что значит быть счастливым?" |
Какие задания будут предложены для обсуждения на веб-форуме | Первый этап. Подумайте над вопросами: 1) Счастье - это результат поисков и труда или осуществление желаний? 2) Могут ли определенные удовольствия дать людям временное счастье (например, просмотр фильма или употребление алкоголя и др.)? 3) Назовите одну вещь (материальную или нематериальную), которая может сделать вас счастливыми. 4) Обращаясь к поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?", поразмышляйте: для героев поэмы счастье заключается в материальных или духовных ценностях? 5) Психологи указывают на 7 способов стать счастливым: Любите своих близких. Уделяйте много сил любимому делу, профессии. Помогайте другим людям. Будьте физически активными. Узнавайте новое во всех областях жизни. Не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастным. Задание: аргументируйте свое согласие или несогласие с данными утверждениями. Второй этап. Используя материалы дискуссий, напишите эссе "Что значит быть счастливым?", выложите на форуме, а также напишите рецензию на работу одного из участников. |
По каким критериям будет оцениваться работа участников? | Активность участников на форуме. Для творческой работы - логика изложения, структура работы, наличие вывода. |
Дифференцированное обучение – вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки. Применяю его не только по отношению к учащимся, имеющим недостаточный уровень подготовки, но и к детям, опережающим класс. Мною разработаны разноуровневые контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 7 классе: 1 уровень – для детей с низкой мотивацией и с ОВЗ, 2 уровень – базовый, 3 уровень для высоко мотивированных детей. Кроме этого, для детей с ОВЗ разработаны алгоритмы по русскому языку, индивидуальные карточки по орфографии с образцами:
Упражнение 2. Объясните написание выделенных гласных. Для этого: 1) поставьте ударение; 2) выделите корень; 3) подчеркните безударную гласную; 4 ) подберите проверочное слово. потрясение - тряска |
Дневное освещение посвятить матери угадал решение угодил в болото перекалить металл переколоть дрова | благословлять на подвиг прославлять подвиг завязать бант дрожать от холода уронить достоинство внезапное появление |
Здоровьесберегающие технологии – идут рука об руку с дифференцированным обучением. Разноуровневое обучение бережёт психологическое и физическое здоровье школьника. Выполняя задание по своим силам, обучающийся чувствует себя защищённым. Обязательными атрибутами урока считаю физкультминутку, смену видов деятельности.
В прошлом году освоила дистанционные образовательные технологии (кейс-технологию и сетевую). Мною были разработаны материалы по русскому языку и литературе для учащихся 6-х классов, 10 и 11 кл. Если в старших классах, в основном, использовала возможности учебной платформы «Якласс», то для 6-х классов создала наборы (кейсы) учебно-методических материалов (текстовых и аудиовизуальных) для самостоятельного изучения учащимися при организации регулярных консультаций и последующей проверке выполнения заданий.
Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №1 пгт Палана» Дишкован Н.М.