СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Целесообразность использования современных образовательных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье обосновывается выбор современных образовательных технологий

Просмотр содержимого документа
«Целесообразность использования современных образовательных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе»

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.


В рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» задача учителя усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой - развить потенциальные творческие возможности, мыслительные способности, навыки самообразования каждого ученика, создать условия для самореализации личности, вовлечь в исследовательские проекты и творческие занятия, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения инновационных методов обучения.

Исходя из этого, в своей педагогической работе наряду с традиционной методикой обучения русскому языку и литературе я использую современные педагогические технологии: «Технология уровневой дифференциации» В.В. Фирсова, метод проектов, личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская), технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, тестовые задания, ИКТ и здоровьесберегающие технологии, технологии дистанционного обучения.

Обоснование применения данных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Название используемой технологии

Классы (группы), в к-х используется

Обоснование применения

Имеющийся или прогнозируемый результат

комментарии

1

Применение ИКТ








Во всех классах.

Повышение мотивации учащихся;

новый уровень восприятия учебного материала;

достижение дифференциации обучения учащихся;

развитие информационной компетенции; возможность рационально организовать работу учащихся; создание интерактивной среды обучения.

Развитие самостоятельных умений и навыков учащихся;

повышение интереса к изучаемому предмету;

развитие компетенций;

повышается уровень компьютерных знаний.


2


Технология уровневой дифференциации В.В.Фирсова

Во всех классах



Применение заданий разного уровня в соответствии с возможностями обучающегося; обеспечение каждого ученика соответствующими условиями с целью максимального развития его способностей, склонностей, а также удовлетворения познавательных интересов.

Развитие умения самостоятельного выполнения работы;

умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты.

Необходима психолого-педагогическая диагностика учащегося, сетевое планирование, подготовка разноуровнего дидактического материала.

3

Здоровьесберегающие

Во всех классах

Повышение эффективности урока

Сохранение психологического и физического здоровья школьника, повышениекачества знаний

Обратить внимание на частую смену видов деятельности урока, рациональное распределение нагрузки по времени урока, использование игровых и ролевых форм работы, создание атмосферы сотрудничества.

4

Проектные методы обучения

7-11 классы

Создание условий для организаторской деятельности и сотрудничества; многостороннее развитие личности.

Формирование исследовательских, информационных, коммуникативных компетенций.

Возможность определить индивидуальную траекторию развития каждого учащегося.

5

Тестовая технология

Во всех классах

Повышение эффективности контроля знаний, умений, навыков, объективность контроля.

Подготовка к ЕГЭ.

Развитие внимательности, логического мышления учащихся.


6

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Во всех классах

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий,

умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию,

адекватно понимать собеседника (автора)

Умение осознанно читать вслух и про себя тексты, извлекать информацию из текста, анализировать текст; развитие коммуникативной и читательской компетенций.


7

Обучение в сотрудничестве


Повышение эффективности работы;

включение в работу всех учащихся;

Рациональное распределение времени урока.

Осознание личного участия и ответственности за успех совместной работы;

осознание творческой взаимозависимости членов группы;

умение вести диалог, уважать мнение других;

творческое общение между учащимися.


8

Технология дистанционного обучения (кейс-технология и сетевая технология)

Во всех классах

Передача учащемуся учебных материалов, обеспечение возможности самостоятельного обучения в удобное время; индивидуализация обучения; возможность выбирать из огромного количества интернет-ресурсов наиболее удобные; снижается доля репродуктивной деятельности.

Развитие самостоятельности, ответственности

Существуют определенные минусы: необходимо спец. Оборудование (компьютер, выход в интернет). Из дистанционного обучения практически «вылетают» дети с ОВЗ и дети из социально-неблагополучных семей. Нет гарантии самостоятельного выполнения/решения заданий. Недостаток личного общения с учеником. Мотивация учащихся.


Применение вышеперечисленных педагогических технологий обеспечивает:

  • создание на уроке атмосферы заинтересованности, ситуации успеха;

  • выполнение заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

  • развитие слуховой и зрительной памяти обучающихся, образного мышления;

  • поощрение высказывания оригинальных идей;

  • использование личного примера творческого подхода к решению проблемы;

  • высокое качество организации образовательного процесса;

  • формирование устойчивой мотивации школьников к обучению;

  • получение ими прочных знаний по русскому языку и литературе.

Развитие данных показателей прослеживается в контрольных, самостоятельных, творческих, исследовательских работах обучающихся, например: обзор творчества поэтов и писателей (презентации-портреты, доклады), проектные работы «Что такое счастье?» (по поэме «Кому на Руси жить хорошо»), «Орфоэпический мнемонический словарик», «Мы за культурное общение», «Давайте читать хорошие книги»; творческие работы по поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (кроссворды, иллюстрации, доклады), по сказам Бажова (поделки, диалектные словари, викторины); презентации, рассказывающие о планетах из сказки А.Экзюпери «Маленький принц» и др.

На уроках литературы и русского языка часто использую технологию «Обучение в сотрудничестве». Например, при изучении творчества Н.А.Некрасова в 10 классе, при изучении романа «Обломов» в 10 классе, при изучении сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Приведу пример: форма урока – работа в группах.


Первая часть работы

О собенности характера Обломова


Г №1 Г №4

портрет

Философия жизни


Г №2 Г №3

интерьер

Образ жизни


(глава 1) (глава 5)


(глава 1) (глава 6)


Задание:

  1. Внимательно поработайте с текстом: выделите ключевые слова, детали, имеющие значение для раскрытия характера главного героя, обобщите и аргументируйте мысли.

  2. Оформите работу своей группы в виде сообщения.

Групповой функционал:

    • Руководитель группы

    • Мыслители

    • Работающий с текстом

    • Секретарь

    • Спикер


Каждая группа делает сообщение по своему вопросу. Формулируем общий вывод об особенностях характера главного героя из всех обозначенных нами составляющих, вывод записываем в тетрадь.

Вторая часть работы

Опорный вопрос: «На что мог бы поменять Обломов сложившийся образ жизни?»

Г №1 Г №2 Г №3 Г №4

Светская жизнь

Карьера

«Творчество»

«Безликость»






Волков Судьбинский Пенкин Алексеев


Вопросы для работы групп:

  1. Для чего автор вводит этих героев?

  2. Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?

  3. Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?

  4. Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.


Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы показывает, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение.

Эффективным средством формирования ключевых компетенций является метод проектов, который применяю как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Проект даёт школьникам опыт, пригодный в любой сфере деятельности и в дальнейшем послужит хорошим основанием для будущей профессии. Проектное обучение формирует такие ключевые компетентности, как способность проявлять инициативу и работать самостоятельно, брать на себя ответственность; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; уметь осваивать знания и применять их для анализа новых ситуаций; уметь принимать решения на основе здравых суждений. Например, в 10 классе при изучении творчества Н.А. Некрасова вместо традиционного сочинения дети работали с проектом «Что такое счастье?».

Параметры

Содержание

Название (тема)

Проект "Что такое счастье?" (по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?") с использованием работы на веб-форуме.

Целевая аудитория

Учащиеся 10 класса

Продолжительность

До 5 дней.

Примерные сроки проведения

Первый день - организационный этап, постановка целей и задач, распределение обязанностей, разработка и утверждение плана работы, инструктаж по технике безопасности.

Второй день - работа по группам:

1 ) Работа по определению этимологии и толкования слова "счастье";

2

Цель - проанализировать понимание счастья героями поэмы

) Работа с главой "Пьяная ночь"

3) Работа с главой "Счастливые"

4) Работа с главой "Помещик"

5) Работа с главой "Бабья притча"

Третий, четвёртый день - работа на форуме

Пятый день - поведение итогов

Цель мероприятия

1) рассмотреть этимологию и толкование слова "счастье";

2) проанализировать понимание счастья героями поэмы и обучающимися.

3) развивать критическое мышление: умение аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, избегать категоричности в утверждениях, участвовать в дискуссии, проанализировать точки зрения участников дискуссии.

Ожидаемый результат

Эссе, презентация "Что значит быть счастливым?"

Цель использования веб-форума для мероприятия

1) Проведение дискуссии с последующим анализом;

2) презентация и защита своих эссе "Что значит быть счастливым?"

Какие задания будут предложены для обсуждения на веб-форуме

Первый этап.

Подумайте над вопросами:

1) Счастье - это результат поисков и труда или осуществление желаний?

2) Могут ли определенные удовольствия дать людям временное счастье (например, просмотр фильма или употребление алкоголя и др.)?

3) Назовите одну вещь (материальную или нематериальную), которая может сделать вас счастливыми.

4) Обращаясь к поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?", поразмышляйте: для героев поэмы счастье заключается в материальных или духовных ценностях?

5) Психологи указывают на 7 способов стать счастливым:

Любите своих близких. Уделяйте много сил любимому делу, профессии. Помогайте другим людям. Будьте физически активными. Узнавайте новое во всех областях жизни. Не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастным.

Задание: аргументируйте свое согласие или несогласие с данными утверждениями.

Второй этап.

Используя материалы дискуссий, напишите эссе "Что значит быть счастливым?", выложите на форуме, а также напишите рецензию на работу одного из участников.

По каким критериям будет оцениваться работа участников?

Активность участников на форуме.

Для творческой работы - логика изложения, структура работы, наличие вывода.


Дифференцированное обучение – вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки. Применяю его не только по отношению к учащимся, имеющим недостаточный уровень подготовки, но и к детям, опережающим класс. Мною разработаны разноуровневые контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 7 классе: 1 уровень – для детей с низкой мотивацией и с ОВЗ, 2 уровень – базовый, 3 уровень для высоко мотивированных детей. Кроме этого, для детей с ОВЗ разработаны алгоритмы по русскому языку, индивидуальные карточки по орфографии с образцами:

Упражнение 2.

Объясните написание выделенных гласных. Для этого:

1) поставьте ударение;

2) выделите корень;

3) подчеркните безударную гласную;

4 ) подберите проверочное слово.

потрясение - тряска

Дневное освещение

посвятить матери

угадал решение

угодил в болото

перекалить металл

переколоть дрова

благословлять на подвиг

прославлять подвиг

завязать бант

дрожать от холода

уронить достоинство

внезапное появление

Здоровьесберегающие технологии – идут рука об руку с дифференцированным обучением. Разноуровневое обучение бережёт психологическое и физическое здоровье школьника. Выполняя задание по своим силам,  обучающийся  чувствует себя защищённым. Обязательными атрибутами урока считаю физкультминутку, смену видов деятельности.

В прошлом году освоила дистанционные образовательные технологии (кейс-технологию и сетевую). Мною были разработаны материалы по русскому языку и литературе для учащихся 6-х классов, 10 и 11 кл. Если в старших классах, в основном, использовала возможности учебной платформы «Якласс», то для 6-х классов создала наборы (кейсы) учебно-методических материалов (текстовых и аудиовизуальных) для самостоятельного изучения учащимися при организации регулярных консультаций и последующей проверке выполнения заданий.


Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №1 пгт Палана» Дишкован Н.М.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!