МБОУ «Гимназия №53»
Целевой системный проект
«Моя малая родина»
для учащихся 1- 4 классов
Руководитель: Климова И.В.
2016 – 2020 уч.год
1.Тема проекта: « Моя малая родина»
2. АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗУЕМОГО ПРОЕКТА
2.1. Актуальность
В «Концепции модернизации российского образования» перед школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями». Предпосылкой для создания Программы по краеведению стало отсутствие в Федеральных Государственных образовательных стандартах в рамках базисного учебного плана подобной учебной дисциплины, нет разработок аналогичных учебных программ для начальной школы федерального и местного значения.
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
2.2. Актуальность для общества
Как же возникла идея создания такого проекта?
Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наш край не может похвастаться многовековой историей. Но всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «Малой родиной».
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА:
Можно ли через изучение своего РОДНОГО КРАЯ, воспитать чувство гражданственности и патриотизма.
В своей практике учителя часто сталкиваются со следующими проблемами:
отсутствие доступной информации по истории своего края;
отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;
слабое умение представить окружающим полученные знания.
3. Цели и задачи проекта
3.1. Цель проекта:
воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, деревня, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.
3.2. Задачи проекта:
ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью родной деревни.
развитие гражданских качеств личности младшего школьника; его патриотического отношения к России и своему краю; формирование личностно-ценностного отношения и побуждение деятельной любви к родному месту проживания.
укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.
профессиональная ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.
овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.
ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: учащиеся начальной школы, родители учеников.
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА – МАЙ 2016 ГОДА.
ВИД ПРОЕКТА: ТВОРЧЕСКИЙ, ДОЛГОСРОЧНЫЙ, СЕМЕЙНО-ГРУППОВОЙ.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: творческая, поисковая, исследовательская.
СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА: культурологический, лингвистический, краеведческий.
ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: школьная и областная библиотеки, интернет, школьный музей, архивные материалы школы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для учеников:
- ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
- самореализация.
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Для родителей.
- повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:
1) Принцип развития – отражает четкую ориентацию на развитие личности.
2) Принцип дифференциации и индивидуализации – предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
3) Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
4) Принцип доступности – предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
5) Принцип системности – достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Познавательные занятия, экскурсии;
- Продуктивная деятельность;
- Фотовыставки и выставки рисунков и поделок, оформление стендов, выход в младшие классы гимназии № 53
Деятельность участников проекта на различных этапах
№ п/п | Этапы | Задачи | Деятельность учащегося и родителей | Деятельность педагога |
1. | Подготовительный | Определение темы, уточнение цели, определение сроков проекта, формирование семейных групп для участия в проекте, определение источников информации. | Уточнение информации; Обсуждение задания. Выбор и обоснование критериев успеха. | Мотивация учащихся и родителей; обсуждение цели проекта на заседании круглого стола с родителями. Помощь по просьбам; наблюдение. |
2. | Выполнение | Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта | Сбор информации: посещение библиотек, изучение литературы по данной проблеме, просмотр в/ф, беседы со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность. Выполнение работ; оформление, словотворчество "Моя малая Родина". Конкурс рисунков и семейных поделок, изготовление модели «Наш город в 21 веке», фотоматериал « Моя малая родина". | Проведение тематических занятий, индивидуальных бесед: о малой родине – городе Нижнем Новгороде. Организация экскурсий с родителями на предприятия города, фабрики, выставки, Кремль, в городские и школьный музеи. Наблюдение; советы (по просьбе). |
3. | Рефлексия | Подведение итогов работы над проектом. | Обсуждение перспективы развития проекта (создание банка данных «Моя малая родина» с целью дальнейшего использования). | Благодарность за работу в проекте. |
4. ПЛАН – ГРАФИК ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Название и содержание деятельности | |
1. Проектировочный этап. Основная деятельность – социальное проектирование | |
Определение темы и актуальности | |
Определение круга социальных партнеров и получение их согласия | |
Определение ресурсного потенциала | |
Нормативно-правое обеспечение (договоры с родителями на выезд детей, на участие в мероприятиях, письменное согласие родителей или лиц, их заменяющих, приказы по школе). | |
2. Этап активного социально-значимого взаимодействия с внешними партнерами. Основная деятельность – исследовательская | |
2.1. Классный час «Край родной – навек любимый» 1. Приглашение почетных гостей 2. Проведение мероприятия 3. Рефлексивный отчет учащихся – беседа «За что я люблю свой край?» | |
2.2. Защита индивидуальных проектов «Горжусь тобой мой край родной!» 1. Подготовка индивидуальных проектов 2. Презентация проектов 3. Обсуждение представленных проектов | |
2.3. Выпуск стенгазеты «Путешествие по родному городу» 1. Принятие решения – узнать, как можно больше о своей малой родине. 2. Экскурсия по городу, Советскому району 3. Фотографирование. | |
2.4. Выставка рисунков «Любимый край» 1. Изготовление рисунков 2. Оформление выставки рисунков. | |
2.5. Оформление стенда «Край родной навек любимый» 1. Сбор материала о знаменитых людях 3. Проведение экскурсии по материалам стенда. | |
2.6. Социологический опрос «Что для Вас значат слова «Малая Родина»? 1. Выбор фотокорреспондентов 2. Выбор интервьюеров 3. Составление анкеты 4. Опрос родителей и учащихся гимназии | |
2.7. Классный час «Традиции малой родины» 1. Игра «Калейдоскоп народных традиций» 2. Изготовление дерева Дружбы и наклеивание на него листочков с личными пожеланиями учащихся. | |
2. 8. Викторина « Край родной на век любимый» 1. Подбор вопросов для викторины. 2. Подведение итогов, выявление победителей. | |
2.9. Выпуск презентации «Путешествие по родному краю» 1. Деление на группы: редколлегия, фотографы, литераторы. 2. Подбор материалов для создания презентации (фото, стихи) 3. Показ презентации на школьной краеведческой конференции. | |
2.10. Создание макета « Нижний Новгород в 20-21 веках» 1. Подготовка макета Кремля 2. Сбор материала о строительстве в Советском районе. 3. Опрос родителей - «Каким был Советский район 20 лет назад?» 4. Подготовка доклада на школьную краеведческую конференцию | |
2.11. Литературный конкурс « Слово о Нижнем» 1. Встреча с местными поэтами и прозаиками. 2. Написание сочинений: рассказ, сказка, стихи. 3. Конкурсы «Герб города» «Гимн города» | |
2.12 Воинская слава наших земляков 1. Классный час: «Нижний Новгород в годы Великой Отечественной войны». 2. Исследовательская деятельность: «История памятников героям войны» 3. День защитника Отечества. Устный журнал: «Ребята нашей гимназии на защите своей Родины» 4. Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». | |
2.13 Фотоконкурс «Живописные места моей малой Родины» 1. Подготовка фотографий. 2. Оформление фото выставки. 3. Определение победителей. | |
2.14 Трудовые десанты «Чистота моего города» 1. Уборка школьной территории 2.Чистота моего двора. 3. Выращивание рассады цветочных растений. | |
3. Школьная краеведческая конференция «Милая моя родина» 1. Подготовка материалов 2. Выступление с презентацией «Горжусь тобой мой край родной!» 3. Выступление по проекту: « Нижний Новгород в 20-21 веках» | |
Итоги работы в 1 классе
1. День Знаний «О профессиональной ориентации».
2. Звездный дождь
- Сметанина Д. песня
-Лазарева М. танец
- Кузьмина Е. танец
- Самедов А. единоборство
3. Библилтечные уроки «Ладошкины сказки» - Областная детская библиотека
4. Конкурс поделок «Осенняя симфония» - 1 местов номинации «Фотомодель» Лазарева М., Кузьмина Е.
5. Конкурс чтецов «Вдохновение» – школьный этап, районный этап – Белова В.
6. «Мир глазами детей» - конкурс рисунков – Орлова Д, Белова В.
7. Экскурсия на фабрику елочных игрушек.
8. Посещение ТЮЗ
9. «Креативная елка» - Дворец им. Чкалова – Лазарева М. победитель
10. Лепка ледовых фигур – районный конкурс
11. Мега-проект «Мы вместе» - «Новогодний калейдоскоп», «Зимние сказки» (город) – Морозова А., Тряпичникова А., Лазарева М.
12. Участие в олимпиаде «Интеллект НН» - Лазарева М., Рудая А.
13. Всероссийская акция «Не ходи по тонкому льду»
14. НОУ секция «Растения, животные, микроорганизмы» - Шуклова А. диплом 2 степени
15. Выставка декоративно-прикладного творчества – кузьмина Е.
16. Выставка «Новая жизнь старых вещей»
17. Праздники, посвященные 23 февраля и 8 марта
18. Всероссийский конкурс «Зимние интеллектуальные игры»
19. Всероссийский конкурс «Это знают все»
20. Экскурсия в Областную детскую библиотеку – Праздник Букваря
21. Российский конкурс-олимпиада «Эврикум» - Шуклова А.
22. Посвящение в гимназисты
23. Классные часы и викторины, посвященные улицам Нижнего Новгорода
24. Посещение ТРЦ «Небо»
25. Уборка пришкольной территории
26. Экскурсия по улицам Нижнего
27. Экскурсия в пришкольный парк к памятнику 9 Мая