СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ценность института семьи как важной цивилизационной скрепы общества

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показатель успеха и состоятельности гражданина России, помимо гармоничного развития в избранном деле, наличия здоровья и своего места в жизни и социуме, – это крепкая и здоровая семья. В 1990-е гг. из ставших  доступными зарубежных СМИ, телепередач, сериалов и художественных фильмов российскому обществу внушались стереотипы общественного сознания, нацеленные против семьи – модельная внешность (нездоровая худоба), контрацепция, допустимость абортов, «нормальность» большого количества половых партнёров до заключения брака, свободные отношения под манипулятивной вывеской «гражданский брак» и др. Инерционные настроения до сих пор очень сильны, более того, современная молодёжь считает это допустимым в современном демократическом обществе.

Просмотр содержимого документа
«Ценность института семьи как важной цивилизационной скрепы общества»

Ценность института семьи как важной цивилизационной скрепы общества


Показатель успеха и состоятельности гражданина России, помимо гармоничного развития в избранном деле, наличия здоровья и своего места в жизни и социуме, – это крепкая и здоровая семья. В 1990-е гг. из ставших доступными зарубежных СМИ, телепередач, сериалов и художественных фильмов российскому обществу внушались стереотипы общественного сознания, нацеленные против семьи – модельная внешность (нездоровая худоба), контрацепция, допустимость абортов, «нормальность» большого количества половых партнёров до заключения брака, свободные отношения под манипулятивной вывеской «гражданский брак» и др. Инерционные настроения до сих пор очень сильны, более того, современная молодёжь считает это допустимым в современном демократическом обществе.

Хотя, на данном историческом этапе граждане стали хуже относиться к западным ценностям, что даёт надежду на переоценку ложных ценностей молодёжью. На вопрос социологов «как вы относитесь к западному образу жизни?» наибольшая группа респондентов (45%) ответила отрицательно. В прошлом, 2017 г., на тот же вопрос так ответили 42% респондентов, а в 2008-м – 30%. Меньше стало и тех, кто ответил на поставленный социологами вопрос положительно – 30% против 34% в 2014 году и 46% в 2008 году.1

На региональном уровне в 2016 г. было отмечено значительное уменьшение количества браков на 448 актов, или 9,2%. По словам начальника управления ЗАГС администрации г. Оренбурга Ольги Татариновой, этому есть объективное объяснение: последствия демографической волны 1992 – 1999 гг., когда произошло снижение рождаемости в целом по стране и в Оренбурге, в частности.

Среди лиц, расторгающих брак, мы провели социологический опрос для определения причин развода как общественного явления. Установлена основная причина – отсутствие взаимопонимания между супругами. Тогда как в 15 лет назад была бытовая неподготовленность или неумение управлять своим маленьким семейным хозяйством. Такие причины, как алкоголизм, наркомания, вообще отошли в сторону. Наиболее кризисными для молодой семьи являются первые 5 лет совместной жизни. Женщины по-прежнему выступают инициаторами развода в 70% случаев из 100. Желание вновь создать семью имеют 60% опрошенных. Причем 18% хотели бы восстановления отношений с бывшими супругами. Проанализировав данную информацию, авторы статьи пришли к выводу, что супруги не считают развод нарушением нравственных устоев, семейных традиций, интересов детей. А общество со своей стороны не дает отрицательной оценки такому поведению и не оказывает воспитательных мер по отношению к молодым супругам. Люди отбросили чувство долга, обязательства. Через СМИ пропагандируется свободный образ жизни, не обремененный семьёй. Наблюдается тревожная тенденция: появились такие пары, которые в начале года поженились, а в конце года уже развелись. 2

В рамках традиционного ценностного подхода, с которым до сих пор солидаризуется старшее поколение и религиозные социальные институты (конфессии – православие и ислам), для граждан России свойственно традиционное отношение к семье и осуждение деструктивных форм половых взаимоотношений. Поощряется официальная регистрация брака, верность,3 наличие детей, уважение к старшим членам семьи, помощь им. Обязательно наличие любви (в отличие от Европы, где этот социальный институт всячески извращается, отстаиваются права ЛГБТ-сообществ, блудников и т.д.). Сначала родители дарят детям свою заботу, уход, душевное тепло, понимание, мудрые советы, затем – уже дети и внуки обязаны помогать им и делать их жизнь обеспеченной и интересной. В семье важны такие аспекты, как воспитание умения слышать и слушать, доверие, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимоуважение, общие цели и ценности по жизни. Супруги помогают друг другу реализоваться в обществе, в любимом деле, в работе; ценят друг друга, проявляют заботу и искренность. К этому идеалу нужно стремиться.

Председатель Правления ООМОО «Молодёжь Евразии», руководитель комитета Молодёжного Парламента Оренбургской области А.В. Железняк высказался по данному вопросу так: «Очень важно сформировать идеал традиционной семьи, который – высшая ценность в нашем обществе. Необходимо вести работу по просвещению и пропаганде именного этого. Да некие сдвиги в вещании в политике СМИ есть, но пока что мода на семью не наблюдается. Если мы живём в XXI веке, то мы должны сделать институт семьи именно модным, показать его плюсы, достоинства, его функции. Только тогда браки будут заключаться не только, когда это выгодно и реально экономически, а для того, чтобы сделать совместную жизнь лучше.4 Соответственно, необходимо дискредитировать общественное принятие т.н. «гражданского брака», показав его несостоятельность по многим аспектам: юридическим, экономическим, нравственным, духовным, психологическим. Но вести популяризацию традиционной семьи, действительно, лучше не через отрицание общественных деструкций, но через популяризацию приоритетов законных отношений двух любящих друг друга людей.

Мы выявили некоторые алгоритмы гармонизации семейных отношений, основываясь на базовых работах по данной проблематике и опыте жителей Оренбуржья. Приведём авторскую классификацию:

1. Общие цели и ценности, схожий базовый жизненный план, направления по жизни, мечты, планы, открытость друг другу, дискуссии и компромиссы по реализации общих планов. Смотреть не друг на друга, а вместе, в одном направлении (А. де Сент Экзюпери). Общие направления деятельности и приоритеты в жизни (например, для человека со списком таких приоритетов, как «законный брак, жизнь в городе, в квартире, любовь к науке, конференциям и путешествиям, публикация книг, духовная жизнь, поэзия, добрые отношения и уважение к родным» совершенно не подойдёт супруг с подобным списком жизненных приоритетов: «гражданский брак» или свободные сексуальные отношения, жизнь в сельском частном доме, занятие физическим трудом и бизнесом по перепродаже стройматериалов, интроверсия и домоседство, потеря родственных связей).

2. Духовный, интеллектуальный, профессиональный, личностный рост обоих супругов. Если один супруг растёт, а другой – стоит на месте или деградирует – брак недолог и непрочен. Второму просто станет не интересно. Необходимо быть открытыми к интересам и увлечениям друг друга (историческая реконструкция, финансовая грамотность, религиозная культура, путешествия и т.д. – познание нового в интересах друг друга, преобразование информации в общие интересы).

3. Согласованность приоритетов в рамках продолжения рода, в количестве детей. Ребёнок объединяет двух любящих людей как продукт совместного творчества, генетики и воспитания и является мощным смыслообразующим компонентов семьи и каждого из супругов. Оговорить эти вопросы нужно заранее.



1 Враждебность к США в России выросла до рекордного уровня // РБК. Политика. URL:

https://news.mail.ru/politics/23625258/?frommail=1 Дата обращения: 9 января 2018 г.

2 Серафим и Аглая. Оренбургский ЗАГС подвёл итоги работы за ушедший год // Вечерний Оренбург. – № 4. – 1 февраля 2017. – С. 3. Дата обращения: 15 июля 2017 г.

3 Гумеров Павел свящ. Гражданский брак: начало семейной жизни или блудное сожительство? – Малая Церковь. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.

4 Железняк А.В. Интервью для паблика «Conservator». Беседовал Антон Закутин. 20 мая 2016 г. // URL:http://www.proza.ru/2016/05/22/1183


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!