СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ценностно-смысловые линии, реализуемые при разработке материалов занятий (внеурочных занятий "разговоры о важном")

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ ЗАНЯТИЙ

(ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ "РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ") 

Основные ценностно-смысловые линии внеурочных занятий «Разговоры о важном» основываются на понимании того, что это ценностные ориентации и личностные смыслы, которые формируются в течение комплексного процесса воспитания, реализуемого в учебной и внеурочной деятельности. Ценностно-смысловые компоненты способствуют формированию личности обучающихся, становлению самосознания, воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Просмотр содержимого документа
«Ценностно-смысловые линии, реализуемые при разработке материалов занятий (внеурочных занятий "разговоры о важном")»

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ ЗАНЯТИЙ



Основные ценностно-смысловые линии внеурочных занятий «Разговоры о важном» основываются на понимании того, что это ценностные ориентации и личностные смыслы, которые формируются в течение комплексного процесса воспитания, реализуемого в учебной и внеурочной деятельности. Ценностно-смысловые компоненты способствуют формированию личности обучающихся, становлению самосознания, воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Выделено несколько главных линий ценностно-смысловых ориентаций личности, которые способствуют формированию российской гражданской идентичности у детей и подростков.

Главная ценность – это люди

Понимание значения жизни каждого человека для всего государства, осознание прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, принятие активной гражданской позиции.

Счастье жить в России

Понимание возможностей развития и самоопределения, которые предоставляет государство своим гражданам. Созидательный труд на пользу Родине, служение Отечеству.

Кто, если не я

Понимание собственной роли в жизни общества и государства, активная жизненная позиция, принятие ответственности за свои действия.

Россияне - все вместе мы сила

Понимание, что единение народов многонациональной России происходит на основе приятия единых традиционных российских ценностей, идеалов и основополагающих принципов государства при сохранении своей культуры, языка, традиций, веры.

В слове мы – сто тысяч я

Понимание важности развития отдельной личности каждого человека на пользу всего российского общества и государства, важности социального служения, заботы о ближнем, взаимопомощи и взаимной поддержки.

Будущее – это мы

Понимание важности развития своих способностей, самореализации не только в профессиональном, но и личностном плане: сохранение культуры и истории страны, защита ценностей и традиций, которые способствуют единению народов нашей страны.

Служение вместо потребительства

Понимание смысла слова «служение» как самоотдачи при выполнении своих обязанностей, выполнения порученного дела не из обязанности, а по собственному побуждению. Понимание того, что потребительское отношение к жизни, поиск выгоды во всем ведет к подмене ценностей, к разрушению личности.



Семья – пространство любви, школа взаимного самопожертвования

Понимание важности создания крепкой семьи, основанной на любви и взаимном уважении всех ее членов, принятие ответственности за будущее семьи, воспитание детей в уважении к культуре, истории, ценностям и традициям нашего общества.

Каждый может стать героем

Понимание важности созидательного труда на пользу Родине, понимание и принятие важности социального служения, уважение к примерам героизма в истории и современности, формирование позитивного отношения к таким ценностям, как долг и служение Отечеству.

Эти ценностно-смысловые ориентации личности гражданскопатриотической направленности поддерживаются включением в содержание занятий проблематики, которая интересует детей и подростков, молодежную аудиторию, заставляет задумываться, принимать решения, активно включаться в обсуждения, делать выводы и действовать по окончании занятия в соответствии с принятыми установками.

Проблематика, волнующая подрастающее поколение, включает такие вопросы, как дружба, товарищество, добрососедство;

гражданственность, история страны как ценность;

благодарность родителям, обществу за предоставляемые возможности развития и самосовершенствование личности обучающегося; благодарность учителям за то, что они учат детей и подростков знаниям, передают им ценности, которые сложились в нашей культуре, прививают любовь к нашей стране, чувство гордости за ее историю и современные достижения;

любовь к родителям, друзьям, к своей стране;

лужение (близким, обществу, стране);

милосердие и забота о других, помощь младшим и старшим, милосердие к тем, кто нуждается в заботе;

здоровье (личности – семьи – общества);

ответственность за принятие собственных решений, за сохранение ценностей и традиций нашей страны, нашего народа;

забота о близких – главная ценность, которая определяет семейные отношения, отношения людей в обществе, способствует становлению единства народов нашей страны;

мечта – неотъемлемая часть мыслительной деятельности человека; мечта призвана развивать фантазию, будить воображение, развивать творческие способности;

надежда – как и мечта, надежда поддерживает созидательный оптимистический настрой, позволяет человеку мобилизовать энергию, общаться, исследовать, проявлять любопытство, придумывать; надежда не позволяет поддаваться страху, учит взаимодействовать с неизвестностью и искать пути оптимального выхода в любой ситуации;

добро, которое является основой жизни человека, основой взаимоотношений, понятий о честности и справедливости;

семья (род, отчество, Отечество) – понимание первостепенной важности семьи как здоровой ячейки общества способствует осознанию важности своей принадлежности к своему роду, своего вклада в жизнь семьи, своих детей и будущих поколений, значения семьи в жизни российского общества;

сохранение литературного языка, которое является главной обязанностью гражданина Российской Федерации; понимание того, что использование литературного языка, способствующее развитию личности человека, важно во всех областях жизни.

Ценностное содержание занятий «Разговоры о важном» отражает основные традиционные российские ценности, которые являются основой для разработки материалов занятий.

  1. Историческая память



• Историческая память — обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;

• историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;

• историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидуальных переживаний и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.



Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических фактах — единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г., проводятся параллели с сегодняшними днями и событиями СВО, когда наши современники, отцы и братья, в едином строю встают на защиту традиционных российских ценностей, русского языка, территории нашей страны.



  1. Преемственность поколений



• Каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздает, продолжает его достижения, традиции;

• семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фотографиях, вещах и заключается в гуманном отношении к старшим поколениям.



Например, тема: «Русский язык, 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина». Обсуждается проблема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков, людей далеких поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.



  1. Патриотизм — любовь к Родине



• Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качество гражданина;

• любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой Родине;

• патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли, чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России. Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии в соответствии с содержанием раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.







  1. Доброта, добрые дела



• Доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности;

• благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания.



Например, тема волонтерства. Разговор о добрых делах граждан России в прошлые времена и в настоящее время, возможности участия детей и подростков в общероссийских и региональных волонтерских проектах и программах.



  1. Семья и традиционные семейные ценности



• Семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.;

• каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готов прийти на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь;

• обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех ее делах, помогать родителям;

• семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности представлены в традиционных религиях России.



Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвященных темам: «О взаимоотношениях в семье (День матери)» и др.





6. Культура России



• Культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории;

• российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всем мире;

• культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, наука, технологии и техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре взаимоотношений людей.



Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений живописи и музыки: «По ту сторону экрана. 115 лет кино в России».



  1. Наука на службе Родины



• Наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;

• в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность;

• в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир.



О такой ценности общества и отдельно взятого человека обучающиеся узнают в процессе обсуждения тем: «190 лет со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки», «"Я вижу Землю! Это так красиво"».



  1. Образование и его важность в жизни человека и страны



• Образованный человек востребован в современном обществе;

• в нашей стране созданы все возможности, чтобы получить образование;

• образование не заканчивается получением аттестата в школе, диплома в колледже или университете.

Учиться важно и почетно всю жизнь, самосовершенствование – одна из ценностей человеческой жизни. Эта ценность реализуется практически в каждом занятии, подробнее она раскрывается в занятии, посвященном Дню знаний, Дню учителя.



  1. Труд и профессиональная социализация



• Созидательный труд – важная ценность в жизни человека, которая способствует развитию всего общества;

• созидание и творчество лежат в основе всей деятельности человека, возможности для этого можно найти в любом труде, любой профессии;

• труд на благо своей родины – самая почетная обязанность гражданина, совершенствование в профессии позволяет человеку передавать накопленный опыт следующим поколениям, развивать научный и технологический потенциал своей страны.

Отражение этих ценностей можно найти в занятии «Труд крут», в обсуждении мира профессий, поиске ответа на вопрос «В какой профессии я бы хотел проявить себя, развить свои способности?»



  1. Экологическая культура



• Защита окружающей среды, забота о природе, любовь к своему краю – основа любви к своей стране;

• конкретные дела, проекты, которые направлены на защиту и сохранение природы, воспитывают осознанное потребление, помогают человеку сохранять планету для будущих поколений.

Эта ценность реализуется в обсуждении тематики природосбережения, воспитания осознанного потребителя ресурсов и продукции во всех занятиях, где уместно такое обсуждение в соответствии с тематикой.



  1. Информационная культура



• Информация играет большую роль в современном обществе. Она оказывает влияние на мировоззрение человека, на его жизненную позицию;

• важно уметь оценивать информацию, отделять правдивую от ложной, уметь вести себя в информационной среде.

Обсуждение правил поведения в информационной среде, обучение правилам информационной культуры реализуется также на всех занятиях в связи с большой важностью формирования умения оценивать достоверность информации.







  1. Здоровье, здоровый образ жизни



• Забота о своем здоровье должна стать правилом жизни современного человека;

• современная жизнь в информационном обществе, с одной стороны, заставляет людей проводить много времени в интернет-пространстве, что не способствует ведению здорового образа жизни;

• с другой стороны, именно развитие современной науки о здоровье человека, современного оборудования позволяет людям поддерживать и укреплять свое здоровье.



Использование современных достижений медицины в укреплении здоровья, научных представлений о здоровом образе жизни обучающиеся обсуждают на занятии по теме «Россия – здоровая страна».

Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что педагог должен обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и четкого воспроизведения новой информации, понятия или термина. На внеурочных занятиях как неучебных формируются определенные ценности: высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.

При проведении внеурочных занятий «Разговоры о важном» от педагога не требуется формального следования разработанным сценариям. При анализе содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития обучающихся, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнение которых предлагается осуществить вместе с родителями, другими членами семьи.


Скачать

© 2023 320 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!