Центр экологии в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах
Воспитатель:
Анна Андреевна Титова
ДОУ «Детский сад» №193
г. Ярославль 2021
Значение экологических центров в ДОУ
Познавательное развитие : расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
Эколого – эстетическое значение : формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.
Воспитательное значение : формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
Практическое значение : приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
При оформлении необходимо знать:
Центр экологии должен быть ярким и красочным;
стеллажи, полки обязательно закреплены;
календарь природы в каждой возрастной группе;
недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;
цветы располагаются на уровне глаз ребенка;
оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;
природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;
оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.
Требования к отбору растений для центра экологии:
1. Растения должны быть подписанными, здоровыми, аккуратными.
2. Уход за растениями по качеству , характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя) .
3. Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
4. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.
Растения в центре экологии бывают:
Постоянные живут в уголке круглый год (комнатные растения).
Временные — лишь определенный отрезок времени (растения, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или иные сезоны: яркие декоративные растения цветника, обильно цветущие осенью, весенние первоцветы).
Временные обитатели центра экологии –это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала. Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев. Весной –веточки фруктовых деревьев, букеты первоцветов. Можно сделать«сухой» аквариум».
В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды . Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.
Комнатные растения, разрешенные в детском саду:
Алоэ
Аукуба японская
Толстянки
Пеперомии
Они выделяют в воздух фитонциды и помогают детям не заразиться сезонными простудными заболеваниями.
Хлорофитум хохлатый .
Он замечательно поглощает из воздуха углекислый газ и хорошо подходит для помещений с большим количеством людей
Комнатные растения, разрешенные в детском саду:
Фуксия
Бегония
Азалия
У этих растений ярко выражены цветы, стебель и листья. Благодаря этому малыши смогут изучить их строение.
У этих многолетников крупные листья, дети будут их протирать и поливать.
Геогенанту с
Денежное дерево
Комнатные растения, разрешенные в детском саду:
Эти растения достаточно яркие, и детям будет интересно наблюдать за их ростом, способствует развитию у них наблюдательности.
Каланхоэ
Китайская роза
Глоксиния
Крассула
Колеус
Каладиум двухцветный
Гипестес
с разноцветными
листьями
Комнатные растения запрещенные в детском саду
Лилии
Олеандр
Фикус
Диффенбахия
Если ребенок будет контактировать с этими цветами, возможны нежелательные последствия. Их запах вполне может вызвать сильную головную боль.
Прикасаться к ним запрещено, в соке листьев содержится яд
Все виды кактусов. Растения имеют шипы и колючки, малыши могут сильно пораниться, потрогав их из любопытства.
Удивительно, но это с детства знакомое всем растение способно спровоцировать приступ астмы или вызвать аллергию, так как выделяет эфирные масла
Герань
Календарь природы в разных возрастных группах
Средний и старший возраста
Ранний и младший возраст
Подготовительный возраст
Центр экологии в группе раннего возраста
Комнатные растения: крупнолистное, мелколистное, огород на окне. Наличие необходимых средств для работы с растениями : рыхления почвы, мытья, полива, паспорт каждого растения в группе, дневник наблюдений. Наглядно-демонстрационный материал: - Календарь природы(4 времени года), иллюстрации с изображением времён года; - Дидактическая кукла, одетая по сезону; - Муляжи фруктов, овощей, ягод. Наличие дидактических игр по экологии: «Одежда», «Овощи». «Фрукты», «Мамы и детки», «Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Времена года и природные явления». Наличие методических пособий и материалов. Плакаты: «Кто живёт в лесу», «Во дворе у бабушки», «Домашние животные» и т.п.
Организация центра экспериментальной деятельности в ранней группе
Коллекции (камней, круп)
Редкие предметы (раковины, кристаллы, перья ит.п.)
Приборы для экспериментирования (сосуды для воды, песка)
Наличие бросового материала (природного: шишки, кора и т.п.)
Наличие неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка и пр.)
«Волшебный сундучок» (ящик ощущений: ткани различных структур, шумящие коробочки)
Центр экологии в группе младшего возраста
Комнатные растения: крупнолистное, мелколистное, огород на окне. Наличие необходимых средств для работы с растениями : рыхления почвы, мытья, полива, паспорт каждого растения в группе, дневник наблюдений. Наглядно-демонстрационный материал: - Календарь природы(4 времени года, погода), иллюстрации с изображением времён года; - Дидактическая кукла, одетая по сезону; - Муляжи фруктов, овощей, ягод. Наличие дидактических игр по экологии: «Одежда», «Овощи». «Фрукты», «Мамы и детки», «Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Времена года и природные явления». Наличие методических пособий и материалов. Плакаты: «Кто живёт в лесу», «Во дворе у бабушки», «Домашние животные» и т.п.
Организация центра экспериментальной деятельности в младшей группе
Коллекции (камней, круп)
Редкие предметы (раковины, кристаллы, перья ит.п.)
Приборы для экспериментирования (сосуды для воды, песка)
Наличие бросового материала (природного: шишки, кора и т.п.)
Наличие неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка и пр.)
«Волшебный сундучок» (ящик ощущений: ткани различных структур, шумящие коробочки)
Центр экологии в группе среднего возраста
Комнатные растения: крупнолистное, мелколистное, светолюбивые, тенелюбивые, узорчатые и т.п.; огород на окне. Наличие необходимых средств для работы с растениями : рыхления почвы, мытья, полива, паспорт каждого растения в группе, дневник наблюдений. Наглядно-демонстрационный материал: - Календарь природы(4 времени года, 4 времени суток, погодные явления); - Макеты сезонные (зимний лес и пр.); - Муляжи фруктов, овощей, ягод. Наличие дидактических игр по экологии: «Одежда», «Овощи». «Фрукты», «Мамы и детки», «Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Времена года и природные явления». Наличие методических пособий и материалов. Плакаты: «Кто живёт в лесу», «Во дворе у бабушки», «Домашние животные» и т.п.
Организация центра экспериментальной деятельности в средней группе
Коллекции (камней, круп)
Редкие предметы (раковины, кристаллы, перья ит.п.)
Приборы для экспериментирования (сосуды для воды, песка)
Наличие бросового материала (природного: шишки, кора и т.п.)
Наличие неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт, стружка и пр.)
Увеличительные приборы (лупа, бинокль)
Весы
Центр экологии в группе старшего возраста
Комнатные растения: около 3- 5 видов; цветущие, глатколистные, с трихомами (волосками на листьях), светолюбивые, тенелюбивые и т.п.; огород на окне. Наличие необходимых средств для работы с растениями : рыхления почвы, мытья, полива, паспорт каждого растения в группе, дневник наблюдений. Наглядно-демонстрационный материал: - Календарь природы(4 времени года, 4 времени суток, погодные явления); - Макеты сезонные (зимний лес и пр.); - Муляжи фруктов, овощей, ягод. Наличие дидактических игр по экологии: «Одежда», «Овощи». «Фрукты», «Мамы и детки», «Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Времена года и природные явления» и т.п. Наличие методических пособий и материалов. Плакаты: «Кто живёт в лесу», «Во дворе у бабушки», «Домашние животные» и т.п.
Организация центра экспериментальной деятельности в старшей группе
Коллекции (камней (по размеру и цветам), круп, почв)
Коллекции семян
Редкие предметы (раковины, кристаллы, перья ит.п.)
Приборы для экспериментирования (сосуды для воды, песка)
Наличие бросового материала (природного: шишки, кора и т.п.)
Наличие неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт, стружка и пр.)
Увеличительные приборы (лупа, бинокль)
Центр экологии в группе подготовительного возраста
Комнатные растения: около до 5 видов; цветущие, глатколистные, с трихомами (волосками на листьях), светолюбивые, тенелюбивые) и т.п.; огород на окне. Наличие необходимых средств для работы с растениями : рыхления почвы, мытья, полива, паспорт каждого растения в группе, дневник наблюдений. Наглядно-демонстрационный материал: - Календарь природы (4 времени года, 4 времени суток, дни недели, месяца, погодные явления ); - Макеты растительного и животного мира; - Муляжи фруктов, овощей, ягод. Наличие дидактических игр по экологии: «Одежда», «Овощи». «Фрукты», «Мамы и детки», «Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Времена года и природные явления» и т.п. Наличие методических пособий и материалов. Плакаты: «Кто живёт в лесу», «Во дворе у бабушки», «Домашние животные» и т.п.
Организация центра экспериментальной деятельности в подготовительной группе
Коллекции (камней по размеру и цвету, круп, почв, пластмасса, резина)
Коллекции семян
Редкие предметы (раковины, кристаллы, перья и т.п.)
Приборы для экспериментирования (сосуды для воды, песка)
Наличие бросового материала (природного: шишки, кора и т.п.)
Наличие неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт, стружка и пр.)
Увеличительные приборы (лупа, бинокль, микроскоп).
Их разнообразие
Весы
Спасибо за внимание