СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Центральная Россия. Особенности населения

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 На Центральный район приходится территории страны  5%

Центральный район – самый  густонаселенный район   страны. Занимая всего 5 % территории,  здесь проживает 31 % населения

Население района сложилось за счет смешения славян, проникавших сюда с юго-запада начиная с VIII века, с местными финскими племенами. Финны жили небольшими поселками, разбросанными на огромные расстояния друг от друга. Некоторые племена, например меря и мурома, исчезли без остатка, слившись с русскими населением, другие сохранились и сейчас, но уже в значительной степени обрусели и утратили свой первоначальный тип.

Просмотр содержимого документа
«Центральная Россия. Особенности населения»

Тема урока : Центральная Россия. Особенности населения. План-конспект открытого урока в 9 «б» классе

Цель:

– Познакомить учащихся с особенностями и характерными чертами населения Центральной России .

– Обсудить проблемы населения Центральной России;

Ожидаемые результаты:

– Предметные: выявлять особенность облика великоросса. Объяснять влияние природных условий на занятия населения, понятие об «отхожем промысле» и кустарном промысле; выделять проблемы населения, совершенствовать умение работать с учебником, картами, статистическими материалами.

– Коммуникативные: формирование умений работать в группах.

– Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности

– Личностные: прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, воспитывать уважение и прививать любовь к Родине.

– Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности

Оборудование:

– физическая карта России,;

– Иллюстрации изделий народных художественных промыслов;

– Учебник, атлас

– Презентация

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение новой темы:

вставить ( круг с центром, карта района, фото населения ) Дети определяют тему урока На слайде тема урока « Центральный район : особенности населения»

слайд 1.Это четвертый урок в данной теме « Экономические районы России»

Класс поделен на группы – 1 ряд «Политики и этнографы»», 2 ряд «Экономисты» 3 ряд «Географы».

Задания для каждой группы разложены на столах.

1 ряд «Политики и демографы» 1) Показать на физической карте Центральную Россию, 2) Назвать экономические районы в составе Центральной России. 3) Перечислить 3-4 крупных города, расположенных в Центральной России

2 ряд«Экономисты» 1) Охарактеризовать ЭГП Центрального района России.

(--пограничное положение с Белоруссией и Украиной,центральное положение.выгодное положение на перекресткеводных и сухопутных путей )

2) Как из Москвы можно водным путем попасть в Волгу? ( по каналу им .Москвы)

3) Какими минеральными ресурсами богата Центральная Россия? Использую атлас 8 класса стр 4-5( железная руда, каменный уголь)

3 ряд «Географы»– 1) Каков рельеф Центральной России?

2) Каков климат территории?

3) В каких природных зонах расположена территория?

3. Изучение нового материала.

На Центральный район приходится территории страны 5%

Центральный район – самый густонаселенный район страны. Занимая всего 5 % территории, здесь проживает 31 % населения

Население района сложилось за счет смешения славян, проникавших сюда с юго-запада начиная с VIII века, с местными финскими племенами. Финны жили небольшими поселками, разбросанными на огромные расстояния друг от друга. Некоторые племена, например меря и мурома, исчезли без остатка, слившись с русскими населением, другие сохранились и сейчас, но уже в значительной степени обрусели и утратили свой первоначальный тип.

Междуречье Волги и Оки – сформировалось ядро русского народа. Отсюда население расселялось на север и восток.

В национальном составе преобладают русские ( индоевропейская семья), их до 90%, только на востоке, в республиках, компактно проживают марийцы, мордва (урало-юкагирская семья) и чуваши ( алтайская семья). Кроме них проживают евреи, татары, украинцы Атлас 8 класса стр.36 Размещение населения , определите плотность населения района и крупные города :

Задание 2: Пользуясь текстом учебника стр.109 заполнить таблицу

Черты характера великороссов

Природные условия









Слайд 3

Для населения Центрального района характерно не только хозяйственная деятельность но и развитие ремесел .Развитие народных промыслов.В межсезонье население уходила на заработки в города.Это называлось отходничество.

( рассказывает ученик )

Отходничеством занимались в основном мужчины. Некоторые местности получили название «бабьей стороны» из-за того, что из них уходило почти все мужское население. Отходничество считалось престижным занятием. Так, в Ярославской губернии мужчине было очень трудно жениться, если он «даже ни разу в Петербурге не бывал!» – такой не пользовался уважением у девушек, считался «темнотой», «деревней».

Какие же народные промыслы развивались и существуют в данный момент в Центральном районе ( слайд народные промыслы ) + сообщение девочек (Кратко)

Слайды 4- 7 Дроздова Диана ---Гжель, Пугарева Лера –иконопись, Омарова Фаридат ----Хохлома




Решение задач из ОГЭ по географии ( 2 задачи ) задание 3




Для Центрального района издавна была характерна высокая территориальная подвижность населения, тесные связи городских и сельских жителей, довольно высокий профессиональный уровень работников и, главное, способность к освоению новых видов деятельности. Слайд 9--11

В Центральной России – около 1200 городских поселений, в том числе более 400 городов.

Города-миллщнеры: Москва, Нижний Новгород, Древние города , «Золотое кольцо России» – важные центры торговли и ремесел (Москва, Муром, Ростов, Ярославль, Суздаль, Владимир. . ). Большое число городов возникло из бывших фабричных сел (Иваново, Орехово-Зуево); города-крепости – оборонительная функция;

Города, созданные в советское время – центры промышленности (Электросталь, Железногорск, Новомосковск) и науки( Дубна, Обнинск, Троицк, Протвино, Пушкино).

6. Домашнее задание (дифференцированное)

;

Прочитать параграф,19 , написать в тетради города и центры народных промыслов.

подготовить сообщение (индивидуально) о достопримечательностях Москвы и городов «Золотого кольца».

Тест

  • т




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!