Тема урока : Центральная Россия. Особенности населения. План-конспект открытого урока в 9 «б» классе
Цель:
– Познакомить учащихся с особенностями и характерными чертами населения Центральной России .
– Обсудить проблемы населения Центральной России;
Ожидаемые результаты:
– Предметные: выявлять особенность облика великоросса. Объяснять влияние природных условий на занятия населения, понятие об «отхожем промысле» и кустарном промысле; выделять проблемы населения, совершенствовать умение работать с учебником, картами, статистическими материалами.
– Коммуникативные: формирование умений работать в группах.
– Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности
– Личностные: прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, воспитывать уважение и прививать любовь к Родине.
– Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности
Оборудование:
– физическая карта России,;
– Иллюстрации изделий народных художественных промыслов;
– Учебник, атлас
– Презентация
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение новой темы:
вставить ( круг с центром, карта района, фото населения ) Дети определяют тему урока На слайде тема урока « Центральный район : особенности населения»
слайд 1.Это четвертый урок в данной теме « Экономические районы России»
Класс поделен на группы – 1 ряд «Политики и этнографы»», 2 ряд «Экономисты» 3 ряд «Географы».
Задания для каждой группы разложены на столах.
1 ряд «Политики и демографы» 1) Показать на физической карте Центральную Россию, 2) Назвать экономические районы в составе Центральной России. 3) Перечислить 3-4 крупных города, расположенных в Центральной России
2 ряд«Экономисты» 1) Охарактеризовать ЭГП Центрального района России.
(--пограничное положение с Белоруссией и Украиной,центральное положение.выгодное положение на перекресткеводных и сухопутных путей )
2) Как из Москвы можно водным путем попасть в Волгу? ( по каналу им .Москвы)
3) Какими минеральными ресурсами богата Центральная Россия? Использую атлас 8 класса стр 4-5( железная руда, каменный уголь)
3 ряд «Географы»– 1) Каков рельеф Центральной России?
2) Каков климат территории?
3) В каких природных зонах расположена территория?
3. Изучение нового материала.
На Центральный район приходится территории страны 5%
Центральный район – самый густонаселенный район страны. Занимая всего 5 % территории, здесь проживает 31 % населения
Население района сложилось за счет смешения славян, проникавших сюда с юго-запада начиная с VIII века, с местными финскими племенами. Финны жили небольшими поселками, разбросанными на огромные расстояния друг от друга. Некоторые племена, например меря и мурома, исчезли без остатка, слившись с русскими населением, другие сохранились и сейчас, но уже в значительной степени обрусели и утратили свой первоначальный тип.
Междуречье Волги и Оки – сформировалось ядро русского народа. Отсюда население расселялось на север и восток.
В национальном составе преобладают русские ( индоевропейская семья), их до 90%, только на востоке, в республиках, компактно проживают марийцы, мордва (урало-юкагирская семья) и чуваши ( алтайская семья). Кроме них проживают евреи, татары, украинцы Атлас 8 класса стр.36 Размещение населения , определите плотность населения района и крупные города :
Задание 2: Пользуясь текстом учебника стр.109 заполнить таблицу
Черты характера великороссов | Природные условия |
| |
| |
| |
| |
Слайд 3
Для населения Центрального района характерно не только хозяйственная деятельность но и развитие ремесел .Развитие народных промыслов.В межсезонье население уходила на заработки в города.Это называлось отходничество.
( рассказывает ученик )
Отходничеством занимались в основном мужчины. Некоторые местности получили название «бабьей стороны» из-за того, что из них уходило почти все мужское население. Отходничество считалось престижным занятием. Так, в Ярославской губернии мужчине было очень трудно жениться, если он «даже ни разу в Петербурге не бывал!» – такой не пользовался уважением у девушек, считался «темнотой», «деревней».
Какие же народные промыслы развивались и существуют в данный момент в Центральном районе ( слайд народные промыслы ) + сообщение девочек (Кратко)
Слайды 4- 7 Дроздова Диана ---Гжель, Пугарева Лера –иконопись, Омарова Фаридат ----Хохлома
Решение задач из ОГЭ по географии ( 2 задачи ) задание 3
Для Центрального района издавна была характерна высокая территориальная подвижность населения, тесные связи городских и сельских жителей, довольно высокий профессиональный уровень работников и, главное, способность к освоению новых видов деятельности. Слайд 9--11
В Центральной России – около 1200 городских поселений, в том числе более 400 городов.
Города-миллщнеры: Москва, Нижний Новгород, Древние города , «Золотое кольцо России» – важные центры торговли и ремесел (Москва, Муром, Ростов, Ярославль, Суздаль, Владимир. . ). Большое число городов возникло из бывших фабричных сел (Иваново, Орехово-Зуево); города-крепости – оборонительная функция;
Города, созданные в советское время – центры промышленности (Электросталь, Железногорск, Новомосковск) и науки( Дубна, Обнинск, Троицк, Протвино, Пушкино).
6. Домашнее задание (дифференцированное)
;
Прочитать параграф,19 , написать в тетради города и центры народных промыслов.
подготовить сообщение (индивидуально) о достопримечательностях Москвы и городов «Золотого кольца».
Тест