СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Церковная реформа 1653-1667 годов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Церковная реформа 1653-1667 годов.

Причины, сущность, особенности, ход реформы, участники и последствия.

Просмотр содержимого документа
«Церковная реформа 1653-1667 годов»





Церковная реформа 1653-1667 годов.

Есть русская поговорка «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Похожая ситуация сложилась с Алексеем Михайловичем и другими активными участниками и противниками церковной реформы 1653-1667 годов. Основными инициаторами реформы были царь Алексей Михайлович и патриарх Никон.

Для большего понимания происходящего нам нужно чётко понимать, что в большинстве событий происходили одновременно два процесса:

  1. Мероприятия самой церковной реформы

  2. Личные и официальные отношения между патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем.

Многие православные народы и православные церкви (в том числе и греки и во главе с патриархом Константинопольским, считающимся старшим среди всех православных патриархов) к XVII веку оказались в тяжёлой ситуации турецкого владычества, притеснений и гнёта. Единственным крупным независимым православным государством оставалась Россия. И в среде высших православных иерархов возникла идея Вселенского православного царства.

Идея Вселенского православного царства – это мечта о том, что Россия освободит от чужеземного владычества православные народы и Константинополь и возникнет огромное могущественное вселенское православное царство под скипетром благочестивого русского царя со столицей в Константинополе.

Неоднократно и надолго приезжая в Москву, константинопольский, иерусалимский и антиохийский патриархи убеждали Алексея Михайловича в том, что он может и должен освободить Константинополь и стать вселенским православным царём.

Эта идея стала распространятся среди окружения царя и в конце 1640-х годов духовник царя священник Стефан Вонифатьев создает «Кружок ревнителей благочестия» («боголюбцев»), в который входили тогда ещё архимандрит Новоспасского монастыря в Москве Никон, священники Аввакум Петров и Иван Неронов, боярин Ф.М. Ртищев и другие. Бывшие друзья и единомышленники станут со временем непримиримыми врагами.

Причины церковной реформы 1653-1667 годов.

  1. Идея Вселенского православного царства

  2. Стремление вселенских патриархов поскорее избавиться от турецкого владычества при помощи России.

  3. Уверенность и Алексея Михайловича, и патриарха Никона, что именно им предначертано осуществить идею Вселенского православного царства.

  4. Стремление и Алексея Михайловича, и патриарха Никона как можно скорее привести и Россию, и Русскую православную церковь, и весь православный народ России в идеальное, близкое и понятное православным всего мира состояние, могущее служить образцом для всех православных народов.

Уже из перечисленных причин мы видим, насколько утопичной была и сама идея, и характер её воплощения. Сегодня мы прекрасно знаем на многих исторических примерах, что попытки воплощения любой утопии не сулят ничего хорошего ни её идеологам, ни народу.

Вполне предсказуемо, первые и основные разногласия произошли в оценке того, что принять за образец православного благочестия. Возникли две непримиримые позиции о том, что образцами нужно считать:

  1. Русскую старину, которая восприняла православие от Византии в его чистоте и неповреждённости.

  2. Практику современной греческой церкви (константинопольской, антиохийской, иерусалимской), как наследницы и прямой продолжательницы исконных Византийских традиций.

Понятно, что царь и патриарх, вдохновляемые вселенскими патриархами и желающие поскорее увидеть себя главами Вселенского православного царства и Вселенской православной церкви, были сторонниками второй позиции, в русле которой и проводили церковную реформу.

На церковных соборах 1654, а затем 1666-1667 годов были утверждены основные мероприятия церковной реформы 1653-1667 годов:

  1. Исправление богослужебных книг по греческим образцам.

  2. Замена двуперстного крестного сложения троеперстным.

  3. Написание имени Бога-сына изменялось с «Исус» на «Иисус».

  4. Во время служб многие земные поклоны заменялись на поясные.

  5. Сокращение церковных служб и некоторых молитв.

Как мы видим, изменения не носили принципиальный характер, а касались в основном обрядовой стороны, не изменяя основ православной догматики и вероучения. Но, как гласит ещё одна русская поговорка, «бес прячется в деталях». Именно так восприняли предлагаемые нововведения многие священники, монахи и простые верующие. Они стали пытаться остановить реформу, пытаясь переубедить патриарха, царя и их сторонников, призвать верующих к сохранению прежних обрядов и неподчинению требованиям реформы. Всех многочисленных сторонников защиты «древлего благочестия» впоследствии стали называть старообрядцами. Лидерами старообрядчества стали участники «Кружка ревнителей благочестия» священники Аввакум Петров и Иван Неронов.

Государство и церковные власти стали называть старообрядцев «раскольниками», старообрядцы же считали сторонников реформы еретиками, отпавшими от истинного православия, а патриарха Никона - антихристом. На церковных соборах 1666-1667 годов старообрядчество предали анафеме. По Соборному уложению 1649 года старообрядцев, как противников церкви приговаривали к смерти на костре. В ответ крайней формой протеста общин старообрядцев стали самосожжения – «гари».

Иван Неронов, не желая разрушать единство Церкви, раскаялся, принял монашество и ушёл в монастырь. Аввакум Петров после 11 лет тяжёлой сибирской ссылки был вызван в Москву, где его пытались склонить к смягчению своей позиции, но он ни на малость не отказался от «старой веры». За что был вновь сослан на Север, посажен в земляную тюрьму, а в 1682 по приговору сожжён на костре.

Серьёзным оплотом старообрядчества стал Соловецкий монастырь, который восемь лет с 1668 по 1677 год держал осаду против царских войск. Но царские воеводы, собрав многочисленное войско, в 1676 году учинили в монастыре кровавую расправу над монахами, что стало последним событием царствования Алексея Михайловича.

На фоне событий церковной реформы развивались отношения Алексея Михайловича и патриарха Никона. Патриарх Никон (Никита Минов) родился в семье простого нижегородского крестьянина. Стал священником. После смерти детей в 30-летнем возрасте он принимает монашество в Соловецком монастыре, откуда бежит через 4 года в Кожеозерский монастырь, где через 4 года избирается игуменом. В 1646 году по обычаю новопоставленных игуменов едет на поклон к царю. Алексей Михайлович под впечатлением от красноречия и истового стремления Никона к установлению всеобщего христианского благочестия содействует его назначению архимандритом московского Новоспасского монастыря, а затем и новгородским митрополитом. В 1652 году Никон инициирует перенесение из Соловецкого монастыря в Успенский собор московского Кремля святых мощей митрополита Филиппа, убитого по приказу Ивана Грозного. Алексей Михайлович перед ракой святого коленопреклоненно попросил прощения за вину своего «прадеда». Царская власть преклонила колена пред властью церковной и это стало первым искушением, толчком для мысли Никона о том, что священство должно быть выше царства. Но пока ничто не предвещает грозы. Царь и патриарх ко взаимному удовольствию проводят много времени в совместных беседах. Алексей Михайлович называет Никона «собинным другом» (то есть «особенным другом»). Во время военных походов царя Никон руководит страной, патриарха именуют «великим государем». Почти симфония царской и церковной властей как при Михаиле Фёдоровиче с одним только, но… Ни Михаил Федорович, ни патриарх Филарет, управляя страной, не искали своего, патриарх же Никон и Алексей Михайлович стремились использовать друг друга для укрепления собственной власти. Начав церковные реформы патриарх Никон особенно проникся желанием повелевать всем в государстве, всё чаще проявляя стремление повелевать даже царём. Алексей Михайлович стал тяготиться обществом патриарха и в 1658 году он перестал посещать службы патриарха в Успенском соборе. Никон объявил о сложении с себя патриарших полномочий и удалился в Новоиерусалимский монастырь, ожидая, что царь раскается и будет просить Никона вернуться, но царь молчал. В 1664 году Никон вернулся в Кремль, но по указанию царя его выслали обратно в монастырь. Алексей Михайлович стал готовить суд над Никоном, который состоялся во время церковных соборов 1666-1667 годов с участием вселенских патриархов. Суд низложил Никона из патриархов и его как простого монаха сослали в Ферапонтов монастырь под Вологдой. В 1681 году царь Фёдор Алексеевич разрешил Никону вернуться, но бывший патриарх скончался по дороге в Москву.

Последствия церковных реформ 1653-1667 годов и патриаршества Никона

  1. Трагический раскол среди православных верующих, продолжавшийся больше 300 лет. Только в 1971 году собором Русской православной церкви были сняты анафемы на старые обряды.

  2. Появление старообрядчества, которое, сохраняя старые обряды и традиции, трагически лишилось апостольского приемства, церковной организации, отчасти священства (беспоповцы) и зачастую стало поводом появления сектантских оранизаций (нетовщина, бегуны, хлысты).

  3. Раскол в церкви позволил и в обществе в последующие исторические периоды использовать старообрядчество как форму социального протеста и опору для антигосударственной деятельности. Например, в 1917 году среди стремящихся к личной мести и расправе над семьёй Николая II были и некоторые старообрядческие организации.

  4. Разделение в церкви стало глубоким негативным поводом для неоднократных разделений народа.

  5. Произошло нарушение баланса церковной и светской властей в пользу светской и усиления самодержавия.

  6. Открытое соперничество и противостояние патриарха и царя служили негативным примером и крайне нежелательным прецедентом для Петра I, что подталкивало его к отмене патриаршества и прямому подчинению церкви власти царя.

  7. Победа реформаторов создала духовную атмосферу в обществе, способствующую критическому отношению к любым традициям и поощряющую любые новации вне зависимости от их содержания.

  8. Деформация идеи «Москва – Третий Рим» с уровня высокой ответственности и требования исключительно христианских методов управления государством в сторону присвоения права бесспорно считаться новым «Великим государством» с новым центром в Санкт-Петербурге.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!