Урок в 5 классе на тему « - ТСЯ, - ТЬСЯ в глаголах».
Цели:
Образовательные:
повторить усвоенный теоретический материал о написании -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах (курс начальной школы);
первичное введение правила «-ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах».
Развивающие:
развивать умение работать самостоятельно;
развивать умение кодировать большой объем информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения.
Воспитательные:
воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Формируемые УУД:
Личностные:
умение слушать другого человека, проявлять активность при решении задачи, аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные:
умение использовать речь для регуляции своей деятельности, вносить необходимые коррективы в действие после оценки другими людьми.
Коммуникативные:
умение формулировать общую цель и пути ее достижения, проявлять активность для решения коммуникативной задачи, вести устный и письменный диалог.
Познавательные:
умение использовать общие приемы решения заданий, строить сообщение в устной форме, самостоятельно формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи, создавать алгоритм задания.
Планируемые результаты:
Предметные:
воспроизведение своими словами правил и алгоритмов, умение действовать по образцу.
Личностные:
воспитывать умение работать в паре, в коллективе.
Метапредметные:
умение определять и формулировать цель уроках с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действие после его завершения, учитывая ошибки (регулятивные);
умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме (коммуникативные);
Задачи:
1) отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;
2) развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;
3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение друг к другу через работу над пословицами.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, алгоритм.
Тип урока: урок умений и навыков.
Ход урока.
-
Оргмомент.
Проверка готовности к уроку, создание доброжелательной обстановки.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
УУД:Самоопределение, смыслообразование (Л)Целеполагание (Р)
Сопоставление и подбор информации(П)Планирование учебного сотрудничества (К)
- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу, ведь, как известно: «от улыбки станет всем теплей». Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что это поможет в работе. На этом уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка и память.
2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Учитель: Задумывались ли вы, ребята, над вопросом «Хорошо ли быть грамотным человеком?» - ответы учащихся.
- А легко ли быть грамотным человеком?
-А что нужно делать, чтобы вырасти грамотными людьми?
(много читать, учить правила, не лениться, не забывать уже изученного, повторять, если забыли).
Правильно. На все мои вопросы можно ответить кратко , вспомнив две пословицы: «Грамоте учиться – всегда пригодится» и «Повторение – мать учения».
/ пословицы на экране/
Но почему в пословице говорится о матери? Мать — первооснова, источник жизни на земле, начало рода, начало начал. Именно мать дает человеку жизнь.
Кто готов к работе? Сядьте красиво и удобно.
Откроем тетради, запишем число, классная работа.
Первое октября.
Классная работа.
-
Фонетическая разминка.
Быстро, четко, правильно три раза подряд произнести скороговорку
Проворонила ворона вороненка.
-
Орфоэпическая разминка
Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах.
Красивее
Каталог
Позвонит
Банты
-
Синтаксическая разминка.
Составить из слов предложения, изменив форму настоящего времени глагола на форму прошедшего времени.
осень, в , золотая, наступает, саду , нашем
В нашем саду наступила золотая осень.
Записать предложение, подчеркнуть грамматическую основу. Надписать части речи.
Какие части речи не встретились в этом предложении?
(союз, частица, наречие, числительное)
-
Актуализация знаний. Орфографическая разминка
Повторим орфограмму «Разделительные Ъ и Ь».
Повторим ее. Сделаем это в форме игры «Пять на « пять».
В каждом из трёх столбиков вы видите по пять слов. Решите, в какие из них нужно вставить разделительный Ъ, а в какие Ь. Запишите в нужный столбик Ъ или Ь напротив цифры, соответствующей (СЛАЙД)
Взаимопроверка (СЛАЙД) – Обменяйтесь (карточками) с соседом по парте и проверьте результат. Посчитайте и запишите на полях количество ошибок .
Физкультминутка. Зарядка для глаз
Вы работали старательно, слушали внимательно
Ваши глаза, наверное, устали
Проведем гимнастику для глаз.
( Сначала по часовой стрелке глазами обведем круг, квадрат, и треугольник, затем, наоборот. Начиная с конца против часовой стрелки, обводим каждую геометрическую фигуру).
Молодцы, ребята, отдохнули, продолжим.
5. Формируемые УУД:
Самоопределение, смыслообразование (личностные)
Целеполагание (регулятивные)
Планирование учебного сотрудничества (коммуникативные)
СЛАЙД 6. Перед нами приветствие - стихотворение Н. Красильникова.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороват…ся:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становит…ся добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длит…ся до вечера!
Каждый человек должен иметь добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они? (ответы) Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками.
Обратим внимание на слова с пропущенными буквами, попробуем определить тему урока.
- Итак, тема нашего сегодняшнего урока звучит следующим образом « Правописание
-ТСЯ, -ТЬСЯ»
- Открываем тетради, записываем тему. СЛАЙД
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.
Используйте опорные слова на слайде СЛАЙДЫ № 7)
-
повторить орфограмму…
2) учиться правильно произносить и писать …
СЛАЙД Цели урока
1) повторить орфограмму: «Тся и ться в глаголах»; Знать условия выбора правописаний –тся и –ться.
2) учиться правильно произносить и писать глаголы на –тся и –ться.
3)Находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос.
Мотивация учебной деятельности
- На уроке вы должны быть внимательными, находчивыми, любознательными и усидчивыми. Тогда у вас все получится, и вы найдете ответы на многие вопросы.
Проблемный вопрос
-Как правильно нужно писать в глаголе: -ЦА, -ТСЯ, -ТЬСЯ? -Какие гипотезы мы можем выдвинуть? -Можете ли вы доказать свою версию?
Чтобы ответить на этот вопрос, проведем наблюдение. Обратимся к учебнику. Откроем страницу41 и прочитаем отрывки из стихотворений А.Барто. Ответим на вопросы.
Сделаем вывод: написание –тся и -ться различают по вопросам.
- Почему слова РАСПУСТИТСЯ И РАСПУТИЦА рифмуются.(эти слова созвучны, при произношении они различаются лишь одним звуком С
Прочитайте правило и образец рассуждения на стр.41-42
Учитель: Это вопрос легкий. Чтобы правильно писать, нужно ПРАВИЛЬНО поставить к глаголу вопрос. Будет мягкий знак в вопросе - пиши его и в глаголе.
Перед тем как начать работать над орфограммой, обратимся к правильному её обозначению.
Орфограмма 23 (стр.41). Форзац учебника.Слайд
Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или
что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице
и в нём перед -ся- буква «Ь» НЕ ПИШЕТСЯ.
Если глагол отвечает на вопросы
что делать?, что сделать?,
то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «Ь» ПИШЕТСЯ.
Способны (что делать?) учиться (Неопр.ф.)
Брат (что делает?) учится (3-е л.)
Закрепление
1.ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА. СЛАЙД.
Ученик (что делает?) мчит..ся (3-е л.) в школу.
Он будет хорошо (что делать?)учит..ся. (неопр.ф.)
Из прилежного ученика получит..ся хороший человек (что сделает) (3-е л.)
Задание: На какие вопросы отвечают глаголы?
Запишем предложения и вставим пропущенную букву.
Сделаем вывод: От чего зависит написание –тся, - ться?( От того, есть ли в вопросе, поставленном глаголу мягкий знак)
- МОЛОДЦЫ! У вас все хорошо получается.
Физминутка
-
СЛАЙД А сейчас проведем творческую разминку.
Не путайте СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ на –ЦА- и глаголы на – ТСЯ,-ТЬСЯ.
СЛАЙД. А сейчас проведем распределительный диктант. Я вам продиктую словосочетания. Ваша задача записать слова в нужный столбик. В первый столбик записываем словосочетания, в которых слово, оканчивающееся на _-ца будет существительным, а во второй столбик будет глаголом.
-ЦА Глаголы
Болит переносица собрание переносится.
Чистая водица не стоит с ним водиться
Белая курица вулкан курИтся.
Острая спица ему не спится.
Вулканы — геологические образования на поверхности коры Земли или другой планеты, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы и пирокластические потоки). Слово «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.
(курится). Выделять дымок, туманную дымку. Вулкан курится.
В тетрадях делают следующую запись:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. ГЛАГОЛЫ.
Алгоритм правописания –тся и –ться.
ПЕРЕД ВАМИ АЛГОРИТМ. ПО НЕМУ ВЫ ЛЕГКО СПРАВИТЕСЬ С
ЗАДАЧЕЙ.
АЛГОРИТМ.
-От чего зависит написание –тся, -ться ?
( ОТВЕТ: От того, есть ли в вопросе, поставленном глаголу мягкий знак?)
ПОМНИТЕ: 1. ВОПРОС- ВАШ ПОМОШНИК,
2. ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО ПОСТАВИТЕ ВОПРОС,
ТО И ПРАВИЛЬНО НАПИШИТЕ ГЛАГОЛ,
ПЕРЕД ВАМИ АЛГОРИТМ. ПО НЕМУ ВЫ ЛЕГКО СПРАВИТЕСЬ С
ЗАДАЧЕЙ.
А теперь закрепим наши знания.
-
Упр.84 (самостоятельно): 1ряд: 1 предложение
2 ряд : 2 предложение
-
ряд: 3 предложение
-
Аукцион пословиц. Для выполнения следующего задания вам нужно объединиться в пары. Слайд
Задание: запишите пословицы, вставляя, если нужно Ь. После завершения работы обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания. (ВЗАИМОПРОВЕРКА). Проверка на экране
Друзья познают(?)ся в беде.
Трус своей тени боит(?)ся.
Всякий человек в деле познает(?)ся.
Не стыдно не знать, стыдно не учит(?)ся.
За все брат(?)ся - ничего не сделать.
-
Творческое задание: сочетание слов замените глаголами-синонимами, выделите окончания глаголов.
Проявить интерес - интересоваться
Чувствовать радость – радоваться
Испытывать надежду –надеяться
Участвовать в соревновании –соревноваться
Допускать ошибки – ошибаться
Выразить согласие – соглашаться
Принять решение – решиться
Проходить курс лечения - лечиться
Рефлексия
-Пришло время оценить свои знания и умения.
Подведем итоги:
-
Что нового узнали на уроке?
-
Как вы ответили на ?, поставленный в начале урока «Как правильно писать в глаголе: -ЦА, -ТСЯ, -ТЬСЯ?
2)Что понравилось?
3) Что запомнилось?
ВОПРОС – ТВОЙ ПОМОШНИК,
Надеюсь, вы и в дальнейшем не забудете правописание – тся – ться.
Сегодня вы работали очень активно, молодцы!
САМООЦЕНКА
«5» - я все понял и могу объяснить.
«4» - я понял, но не могу объяснить.
«3» - я не понял ничего.
Домашнее задание. П.17, упр.85
Завтра контрольное списывание Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, в глаголах на –тся и –ться выделите окончания
Дополнительно
Для выполнения следующего задания вам нужно объединиться в пары. После завершения работы обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания. (ВЗАИМОПРОВЕРКА).
Распределить слова в 2 столбика: -ТСЯ, -ТЬСЯ
Смеят…ся, улыбат…ся, влюблят…ся, возвысит…ся, веселит…ся, всколыхнут…ся, он хвалит…ся, они боят…ся, она нравит…ся, солдаты вернут…ся, команды соревнуют…ся, грет…ся.
5.Дополнительные задания
Распознавание написания –тся или –ться
-
Гаснет вечер, даль синеет, солнышко____
-
Сонный туман на лугах______________
-
Где песня_________, там счастливо________
-
С умным знаться, ума_____________
-
Кто любит______________, тому без дела __________
Проверка
-
Садится – з лицо ед. ч
-
Серебрится – з лицо ед. ч
-
Поется – з лицо ед. ч
-
Живется – з лицо ед. ч
-
Набраться – неопред. форма
-
Трудиться – неопред. форма
-
Не сидится– з лицо ед. ч
13