Обществознание 11, профильный уровень
Урок 94-95
Целостность и противоречивость современного мира
Д.З: § 39, ?? (с.428), задания (с.428-429),
источник (с.429-430)
© А.И. Колмаков
- формировать представления о сущности глобальных проблем, понимание причин их появления, пути решения данных проблем;
- развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
- воспитывать сознательное отношение к глобальным проблемам человечества, ответственность за будущее планеты Земля.
Универсальные учебные действия
- Знать понятия: глобальные проблемы.
- Развивать умение следования этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута)
- глобальные проблемы;
- экологический кризис;
- демографический кризис;
- взаимоотношения Север-Юг;
- демографический транзит;
- мальтузианство;
- неомальтузианство;
- устойчивое развитие;
- цветная революция
Изучение нового материала
- Глобальные проблемы современности.
- Взаимосвязь глобальных проблем
Вспомните. В каких случаях вы сталкивались с выражением «глобальные проблемы современности»? В чём, на ваш взгляд, заключается суть экологической проблемы? О каких ещё проблемах современного мира вы слышали или читали?
Глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы – это результат объективного процесса развития общества.
Глобальные (общепланетарные) проблемы современности – это проблемы, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизаций.
Признаки:
- угрожает всему человечеству;
- носит планетарный, общечеловеческий характер;
- нуждается в неотложных мерах по их устранению;
- решение возможно в рамках всего человечества .
Глобальные проблемы современности
В условиях роста контактов между людьми, взаимовлияния и взаимозависимости стран и регионов мира отдельные события, противоречия, конфликты неизбежно перерастают локальные рамки и приобретают действительно общемировой характер
Демографическая проблема
Теория английского экономиста Т. Мальтуса
Численность населения земли растет быстрее, чем возможности обеспечения его продовольствием
Влияние роста численности населения на окружающую среду
Увеличение численности населения
влечет за собой потребление большого
количества продуктов питания,
энергии и других ресурсов
Происходит рост экономической активности, что сказывается на загрязнении окружающей среды
Естественный прирост населения России
Прогнозы дальнейшего развития
демографических проблем
Подводим итог:
- Современный мир характеризуется многообразием экономического, социального и культурного развития
- Современно общество все больше превращается в общество самоорганизующихся сетевых структур (международный терроризм)
Глобальные проблемы требуют совместных усилий государств, международных организаций, общественности.
Контрольные вопросы
- Чем обусловлен планетарный по охвату характер глобальных проблем современности?
- Какова роль научно-технического прогресса в развитии современного мира?
- Чем вызвано возникновение глобального экологического кризиса?
- В чём состоит и как проявляется демографическая проблема?
- Каковы проявления проблемы взаимоотношений Север—Юг?
- В чём состоит взаимосвязь глобальных проблем современности?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
ЗАДАНИЕ: №1.
К настоящему времени в арсеналах ядерных держав накоплено 50 тыс. ядерных боеприпасов общей мощностью 13 тыс. мегатонн. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, при глобальном ядерном конфликте погибнет 2 млрд. человек. 20-25% оставшихся в живых скончаются от эпидемий, радиации, массовых генетических болезней. Остаткам человечества выжить, по всей видимости, не удастся. «Ядерная зима», разрушение озонового слоя и другие экологические изменения сделают невозможным существование высших форм жизни на Земле. Перспективы применения химического и бактериологического оружия дополняют эту картину. Достаточно сказать, что в мире имеется около 150 тонн боевых отравляющих веществ. Этого вполне достаточно, чтобы несколько раз уничтожить человечество.
- Насколько реальна угроза этой чудовищной войны? Ответ аргументируйте!
ЗАДАНИЕ № 2
Воздействие человека на биосферу постоянно растет. Ежегодно из недр планеты извлекается более 100 млрд. тонн различных веществ, из которых 98,5% превращаются в отходы. В атмосферу выбрасывается ежегодно 20 млрд. тонн окиси углерода, двуокиси серы, 250 млн. тонн пыли и др. В воды Мирового океана ежегодно выбрасывается 6-10 млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов, 17,4 млн. тонн твердых веществ. Картину усугубляют кислотные дожди, вызванные высоким содержанием серы и азота в атмосфере.
В 102 городах СНГ с населением 50 млн. человек концентрация вредных для здоровья веществ превышает допустимые медицинские нормы в 10 и более раз.
Перспективы глобальной экологической катастрофы перестают быть абстракцией. Уже сегодня 70% человеческих болезней связано с загрязнением природной среды. По этой причине 20% флоры и фауны Земли находятся в стадии вымирания. «Парниковый эффект» в ближайшее десятилетие повысит температуру нижних слоев атмосферы на 5-6 градусов, что приведет к неблагоприятному изменению климата на Земле.
Исследователь экологических проблем Б.Коммонер вывел следующие законы экологии:
- все связано со всем;
- все должно куда-то деваться;
- природа «знает» лучше;
- ничто не дается даром.
- Попытайтесь разъяснить и конкретизировать эти положения.
ЗАДАНИЕ № 3.
На рубеже «до н.э. – н.э.» население Земли составляло около 234 млн человек. К 1800 г. – 1 млрд. человек, к 1990 г.- 5,5 млрд. человек.
Ежеминутно рождается около 200 человек, а умирает -100-120 человек. Предельно возможное количество людей для Земли -14 млрд. человек.
Другая сторона этой проблемы: средняя продолжительность жизни – самая высокая в Японии (мужчины -89 лет, женщины – 91 год), самая низкая – в Африке (мужчины – 30 лет, женщины – 35 лет). Россия занимает 78 место по продолжительности жизни (мужчины – 56 лет, женщины – 72 года).
- Какие экономические проблемы влекут за собой социальные?
ЗАДАНИЕ № 4.
По международным опросам, обеспокоены негативным влиянием ухудшающейся экологической ситуации на здоровье людей 89% россиян, 67% граждан США, 51% канадцев, 27% норвежцев, 21% финнов, 14% датчан.
- Проанализируйте эти данные. Чем, по вашему мнению, объясняется столь значительный разброс мнений? Значит ли это, что бремя решения этих проблем должно быть возложено в первую очередь на те страны, где число граждан, обеспокоенных состоянием экологии, особенно велико?
ЗАДАНИЕ № 5.
Выступая на научной конференции, ученый-эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти себя. Мы обречены».
- Согласны ли вы с этим мнением? Ответ поясните.
Источники
1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .— 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 432 с. – (Академический школьный учебник) ISBN 978-5-09-032479-3
2. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008
3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012
4. Авторская программа «Обществознание», 10 – 11 классы (Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова), Издательство «Просвещение», 2011
5. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: ВАКО,2013
6. Ворохобова Н.Е., учитель обществознания, ГОУ СОШ № 612, г. Санкт-Петербург
7. Зайкова Т.М., учитель истории и обществознания, http :// www.eduprezent.ru /