СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цена Победы Классный час или итоговый урок по Великой Отечественной войне

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может бытьиспользована для проведения итоговых уроков или классных часов по теме"Великая Отечественная война". В дополнение я выкладываю Презентации,сделанные ученикамипод моим руководством из доступных источников.По ходу мероприятия можно менять какие-то детали,сценарные ходы.Дерзаем.

Просмотр содержимого документа
«Цена Победы Классный час или итоговый урок по Великой Отечественной войне»

План урока по истории в 11 классе


Пояснительная записка.

Этого урока, проведенного на семинаре учителей истории Темниковского района нет ни в одной учебной программе. Он был разработан в качестве дополнительного урока для учащихся 9,11 классов. Подобранный материал также быть использован для проведения классного часа или иного внеклассного мероприятии в 8-11 классах.



Тема урока: «ЦЕНА ПОБЕДЫ»


Цель проведения урока:

- содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, к государственным праздникам России.


Задачи урока:

- содействие формированию у школьников российской гражданской идентичности личности посредством изучения материалов Великой Отечественной войны 1941-1945 г,

- осознание себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире.

- развитие у школьников чувства гордости за Россию как многонациональную, страну, её многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;

- формирование активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;

- формирование понимание необходимости принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманного отношения с окружающими людьми, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности;

- мотививация обучающихся к осознанному поведению на основе принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.


Время: 45 минут


Форма проведения: урок-конференция (школьники под руководством готовили презентации и видеоклипы по заданным темам)


Оборудование: компьютер,проектор, компьютерные презентации по докладам учащихся, метроном, карта «Великая Отечественная война 1941-45 гг.»,фонограмма песни «Москвичи» в исполнении М.Бернеса, книги, вещи времен Великой Отечественной войны,медицинский халат, блюдце,пинцет, настенный календарь.


На столе - оформление небольшой выставки: литературы о войне, ксерокопий газетных статей времен войны,документов.


Ход урока.


1. Вступительное слово Учителя (на экране кадры празднования Дня Победы у памятника – обелиска)

- На этих кадрах – солнечное утро 9 мая 2011 года… Три с половиной года назад, традиционно, в нашем городке жители собрались для того, чтобы вспомнить тех, кто освободил мир от фашизма – идеологии уничтожения неполноценных народов и установления своего господства в Европе.

На этих снимках - старенькие мужчины и женщины с боевыми наградами на груди. Некоторых уже не стало за эти годы. Уходит поколение фронтовиков…

Когда – то, в далеком июне 1941 года эти старики были очень похожи на вас. Они были молоды, красивы и беззаботно счастливы. Одни учились, другие работали. Они влюблялись и веселились, танцевали в летних парках и трудились на колхозных полях, в заводских цехах. Но потом настал день, который перечеркнул их жизнь. Этот день стал черной датой в истории нашей многонациональной Родины и всего человечества. Этот день изменил всё…Началась самая кровопролитная война в истории человечества…


Звучит фонограмма песни «Священная война».(обрывается вместе с кадрами)


- Вот так как сейчас неожиданно оборвалась песня - обрывались жизни бойцов, вставших на защиту своей страны и жизни мирных граждан Советского Союза, ставших жертвами нападения немецко-фашистских захватчиков.


Учитель запускает метроном, который звучит на протяжении всего урока


- В блокадном Ленинграде, который был зажат в кольцо фашистами за время, войны погибло свыше 800 тысяч человек. Город подвергался многочисленным бомбежкам, но жители работали, принося пользу фронту. В городе было установлено более 1500 громкоговорителей, которые доносили звуки Метронома. Если удары выходили в эфир с частотой 50-55 тактов в минуту, значит, горожане могли спокойно работать, а если частота ударов доходила до 160-180 тактов, то это означало, что через несколько минут будет налёт вражеской авиации, поэтому надо бежать в бомбоубежище…

Пусть этот метроном будет напоминанием о тех далёких и тревожных годах.

1418 дней и ночей шла эта кровопролитная война. Гитлер подминал под себя одну страну Европы за другой. Сопротивление подавлялось жестоко и беспощадно. Идея мирового господства стала популярной среди немцев, оказавшихся униженными после Первой мировой войны. И фашизм стал той идеей, которая сплотила германскую нацию…


- Мы знаем из курса истории, что наши отцы, деды, прадеды победили. Они остановили врага под Москвой и Сталинградом, Курском и Ленинградом, на Кавказе и в Заполярье. Советский Союз сражался с захватчиками не в одиночку. У нас были союзники, помогавшие нам бороться с главным злом 20 века. И мы победили.

Но в основе нашего урока – не конкретные даты сражений и проявления мужества и героизма, а результаты работы Чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, созданной Указом ВС СССР в ноябре 1942 года и проработавшей несколько лет.

Мне хотелось бы обратить внимание на то, какой ценой была завоевана ПОБЕДА!


2. Выступления учащихся с показом презентаций на экране.


А) Фронт. Людские потери. Доклад Ермаковой Марии.

В 1988—1993 гг. коллектив военных историков под руководством генерал-полковника Г. Ф. Кривошеева провёл комплексное статистическое исследование архивных документов и других материалов, содержащих сведения о людских потерях в армии и на флоте, пограничных и внутренних войсках НКВД. При этом были использованы результаты работы комиссии Генерального штаба по определению потерь, возглавляемой генералом армии С. М. Штеменко (1966—1968 гг.) и аналогичной комиссии Министерства обороны под руководством генерала армии М. А. Гареева (1988 г.). Коллектив также был допущен к рассекреченным в конце 1980-х гг. материалам Генерального штаба и главных штабов видов Вооружённых Сил, МВД, ФСБ, погранвойск и других архивных учреждений бывшего СССР.

Итоговое число людских потерь в Великой Отечественной войне была впервые обнародовано в округлённом виде («почти 27 млн чел.») на торжественном заседании Верховного Совета СССР 8 мая 1990, посвящённом 45-летию Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.[9] В 1993 результаты исследования были опубликованы в книге «Гриф секретности снят. Потери Вооружённых сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование»

Группа исследователей под руководством Г. Ф. Кривошеева оценивает общие людские потери СССР в Великой Отечественной войне, определённые методом демографического баланса, в 26,6 млн человек. Сюда входят все погибшие в результате военных и иных действий противника, умершие вследствие повышенного уровня смертности в период войны на оккупированной территории и в тылу, а также лица, эмигрировавшие из СССР в годы войны и не вернувшиеся после её окончания.

Военнослужащие

По данным Минобороны России безвозвратные потери в ходе боевых действий на советско-германском фронте с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. составили 8 860 400 советских военнослужащих[15]. Источником послужили рассекреченные в 1993 году данные [16] [17] [18] — 8 668 400 военнослужащих и данные, полученные в ходе поисковых работ Вахт Памяти и в исторических архивах. Из них (согласно данным 1993 года):

Убито, умерло от ран и болезней, небоевые потери — 6 885 100 чел., в том числе

Убиты — 5 226 800 чел.[19]

Погибли от нанесенных ранений — 1 102 800 чел.

Погибли от различных причин и несчастных случаев, расстреляны — 555 500 чел.


Начальник Управления МО РФ по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества генерал-майор А. Кирилин 5 мая 2010 г. сообщил РИА «Новости», что цифры военных потерь 8 млн 668 тыс. 400 будут доложены руководству страны, с тем, чтобы они были озвучены 9 мая, в день 65-й годовщины Победы.

На Красной площади эти цифры не прозвучали. По мнению двух авторов работы «Когда мы узнаем реальную цену разгрома гитлеровской Германии?» Льва Лопуховского и Бориса Кавалерчика, политическое руководство России не удовлетворило просьбу руководителей Генштаба насчет придания их данным о потерях Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне официального статуса, так как решило не вмешиваться в споры историков[20]. Кое-что объясняет известное высказывание бывшего в то время президентом России Дмитрия Медведева, что как минимум о 6 миллионах сгинувших в войну мы вообще ничего не знаем.[21]

Согласно данным Г. Ф. Кривошеева[19]: во время Великой Отечественной войны всего пропали без вести и попали в плен 3 396 400 военнослужащих (ещё около 1 162 600 были отнесены к неучтённым боевым потерям первых месяцев войны, когда боевые части не предоставили по этим потерям никаких донесений); вернулись из плена 1 836 000 военнослужащих, не вернулись (погибли, эмигрировали) — 1 783 300, 939 700 — были призваны вторично с освобождённых территорий.

Гражданское население

Группа исследователей под руководством Г. Ф. Кривошеева оценила потери гражданского населения СССР в Великой Отечественной войне приблизительно в 13,7 млн человек.

Итоговое число 13 684 692 чел. складывается из следующих составляющих:

было преднамеренно истреблено на оккупированной территории и погибло в результате боевых действий (от бомбардировок, артобстрелов и т. п.) — 7 420 379 чел.

умерло вследствие гуманитарной катастрофы (голод, инфекционные болезни, отсутствие медицинской помощи и т. п.) — 4 100 000 чел.

погибло на принудительных работах в Германии — 2 164 313 чел.

(ещё 451 100 чел. по разным причинам не возвратились и стали эмигрантами)[24].


Б) Фронт. Потери военной техники. Доклад Заводова Андрея

На советско-германском фронте была уничтожена основная часть военной техники вермахта: до 75% танков и штурмовых орудий, более 75% авиации, 74% артиллерийских орудий.

Ежедневно противник терял здесь в среднем 55 самолетов, 118 артиллерийских систем, 34 танка и штурмовых орудия.

В среднем в советских войсках ежесуточно выбывало из строя 11 тысяч единиц стрелкового оружия, 68 танков, 224 орудия и миномета, 30 самолетов.

Об ожесточенности боевых действий на советско-германском фронте говорит и тот факт, что только сухопутные войска и ВВС Красной Армии израсходовали свыше 10 миллионов тонн боеприпасов, 13,4 миллионов тонн горючего, около 40 миллионов тонн продовольствия и фуража. Эти огромнейшие объемы материальных средств более чем красноречиво свидетельствуют о непрерывном напряжении, которое испытал в годы нацистского нашествия тыл страны, о великом подвиге советских людей, совершенном ими еще на одном фронте – трудовом.

За годы войны потери Красной Армии составили: танков и САУ - 96,5 тысячи, орудий и минометов - 317,5 тысячи, боевых самолетов - 43,1 тысячи единиц.

Потери аналогичной военной техники противника на советско-германском фронте составили 75 процентов от общих потерь Германии в годы Второй мировой войны, которые были: танков и самоходных орудий - 50 878, орудий и минометов - 493 439, боевых самолетов - 101 671. Эти потери означали, что вермахт как боевая сила перестал существовать.

За годы войны противник уничтожил 1014 кораблей и катеров различных классов, из них 314 надводных кораблей и подводных лодок, 139 торпедных катеров, 128 морских охотников за подводными лодками, 77 бронекатеров, 168 катеров-тральщиков, 188 сторожевых и других типов катеров


В) Тыл. Материальный ущерб. Сообщение Какнаева Владислава.

Уже в первые дни войны в стране был создан Совет по эвакуации. Поскольку индустриально-развитая часть территории страны была захвачена врагом, то необходимо было не теряя времени вывозить на Восток промышленное оборудование, скот. Уже к концу 1941 года в тыловые районы было вывезено свыше 2500 предприятий и около 12 млн.человек.

На предприятиях и в колхозах вводились повышенные нормы выработки, вводилась карточная система распределения продуктов. Лица, занятые на производстве считались мобилизованными на трудовой фронт. На трудовую вахту вступили женщины,подростки и старики, заменившие мужчин, ушедших на фронт. Лозунг «Всё для фронта, всё для победы» сплотил всех от мала до велика для выполнения главной задачи – разгромить врага! Очень строгой и жесткой была дисциплина на производстве.

Только к концу 1942 года предприятия начали работать на полную мощность.

А враг день за днем захватывал города и села нашей Родины. История не знала таких невиданных разрушений, такого варварства и бесчеловечности, каким был отмечен кровавый путь нацистов по советской земле. Ущерб от прямого уничтожения и разрушения материальных ценностей на территории СССР составил почти 41% потерь всех государств, участвовавших в войне. В итоге страна лишилась около 30% своего национального богатства.

Ярким проявлением советского патриотизма являлась добровольная финансовая помощь трудящихся государству, позволяющая дополнительно направить на фронт 2565 самолетов, несколько тысяч танков и много другой военной техники. Поступление денежных средств от населения в Фонд обороны, в Фонд Красной Армии и др., по займам и лотереям составили свыше 100 миллиардов рублей.

Вряд ли медикам удалось бы спасти жизнь многим военнослужащим, если бы в тылу для этой благородной цели люди не сдавали свою кровь. Советский патриотизм проявился и в донорском движении, в котором участвовали 5.5 миллионов человек. За время войны они дали фронту около 1,7 миллионов литров крови, что в большей степени способствовало возвращению в строй воинов после ранений.

Общая стоимость материальных потерь, понесенных СССР, равна 679 миллиардов рублей в государственных ценах 1941 года. Весь же ущерб нанесенный народному хозяйству вместе с военными расходами и временной потерей доходов от промышленности и сельского хозяйства в районах, подвергшихся оккупации, составил 2 триллиона 569 миллиардов рублей.

Г) Тыл. Уничтожение культурных ценностей. Выступление Козабарановой Алёны.

В годы войны гитлеровцы планомерно уничтожали культуру "неполноценных славян".

Беспрецедентному варварскому опустошению подверглись центры и объекты культуры, национальные святыни. Среди них 427 разграбленных музеев, 1670 уничтоженных и поврежденных церквей, соборов, храмов, монастырей, синагог, сотни библиотек и архивов, 180 млн. украденных книг, 564 тыс. похищенных картин, скульптур и многое другое.

Всего было уничтожено свыше 82 тысяч школ, около 2 тысяч высших и средних специальных учебных заведений, более 60 научно-исследовательских институтов, 44 тысячи Дворцов культуры и библиотек,.

Были осквернены и разграблены дома-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, П.И. Чайковского в Клину.

В результате боевых действий и бомбардировок пострадали древние русские города Новгород, Псков, Смоленск, Ржев, Вязьма, Киев. Громадный ущерб был нанесен Ленинграду. В Сталинграде было разрушено 85% жилого фонда. Более 80% жилых, общественных и производственных зданий было уничтожено гитлеровцами в Минске. Больших средств потребовало проведение эвакуации и реэвакуации культурных ценностей. Многие культурные потери восполнить было невозможно. Безвозвратно утраченными для отечественной культуры оказались фрески 12 века в Софийском соборе в Новгороде, уничтоженные фашистами, рукописи П.И. Чайковского, погибли в Сталинграде картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского.

Гитлеровцы проводили целенаправленную политику по уничтожению населения. Все это сказалось на развитии культуры после войны.

В Германию было вывезено имущество не успевших эвакуироваться музеев, что породило неразрешённую до сих пор проблему реституции (возвращения) культурных ценностей, перемещённых в годы Второй мировой войны.

В годы войны для музеев России в глубоком тылу было создано 9 крупных специализированных фондохранилищ, куда были доставлены экспонаты 66 музеев из 15 областей, 2 краев и 2-х автономных республик.

Война резко ухудшила условия хранения фондов практически всех музеев страны. С июня 1941г. по январь 1943 г. число музеев России с 592 сократилось до 390. Было законсервировано 29 крупных областных музеев, перестала функционировать значительная часть районных. Около 200 музеев оказались на территории, оккупированной врагом.

Д) Плен. Положение советских военнопленных. Выступление Волковой Насти и Каниной Елены.

Основной причиной жестокого отношения к советским военнопленным в плену являлась нацистская теория о расовой неполноценности славян, в частности русских, которые воспринимались нацистами как «масса расово-неполноценных, тупых людей»

Расовая ненависть гитлеровцев усугублялась идеологическим неприятием коммунизма.

Фюрер на совещании высшего командного состава вермахта 30 марта 1941 года заявил: «Коммунист никогда не был и никогда не станет нашим товарищем. Речь идет о борьбе на уничтожение. Если мы не будем так смотреть, то, хотя мы и разобьем врага, через 30 лет снова возникнет коммунистическая опасность. Комиссары и лица, принадлежащие к ГПУ, являются преступниками, и с ними следует поступать как с преступниками[19].

Политические комиссары являются основой большевизма в Красной Армии, носителями идеологии, враждебной национал-социализму, и не могут быть признаны солдатами. Поэтому, после пленения, их надо расстреливать»


Условия содержания в концлагерях.

Советские военнопленные, попавшие в плен, сначала содержались либо в прифронтовой зоне, либо в «дулагах», расположенных в оперативном тылу немецких войск. Оттуда их перемещали в стационарные лагеря для военнопленных — «шталаги», а командный состав — в офицерские лагеря — «офлаги».

Фронтовые лагеря и «дулаги» размещались в сельскохозяйственных постройках, складских помещениях, но чаще всего — на открытом пространстве — в оврагах, карьерах, низинах. Для строительства лагерей для советских военнопленных применялся чрезвычайно простой метод: открытое пространство площадью в несколько гектаров огораживали колючей проволокой и ставили вокруг сторожевые вышки.[35] И лишь высокая смертность пленных впоследствии вынудила нацистов заселять советских солдат и офицеров в бараки или конюшни, где, однако, условия содержания были ненамного лучше.


Следует отметить, что в первые месяцы войны против Советского Союза советских военнопленных не отправляли на территорию рейха, опасаясь распространения коммунизма среди немцев. И только тогда, когда в лагерях для военнопленных вспыхнули массовые эпидемии, а экономика Германии ощутила недостаток рабочих рук, Гитлер разрешил отправлять пленных в Германию.

Попавшие в плен советские военнослужащие перегонялись пешим порядком или железнодорожными эшелонами из мест пленения (в основном, Белоруссия, Украина и западная Россия) в немецкие лагеря, располагавшиеся на территории Польши, Германии и других стран.


Начиная с 1943 года немецкое командование стало формировать «рабочие батальоны», рабочие команды. Эксплуатация бывших советских военнослужащих и угнанных на работу в Германию «восточных рабочих» (остарбайтеров) была безгранична: немецкие власти широко использовали рабочие команды на погрузочно-разгрузочных работах в портах и на железнодорожных станциях, на восстановительных работах, на различных тяжёлых работах на предприятиях угольной и горно-рудной промышленности, в чёрной и цветной металлургии. Законы, регулирующие труд в рабочие и воскресные дни, праздники, ночное время и т. д. на них не распространялись. В одном из распоряжений директора концерна «ИГ Фарбениндустри» настойчиво напоминалось, что «повышения производительности труда военнопленных можно добиться сокращением нормы выдачи продовольствия, а также наказаниями, осуществляемыми армейскими инстанциями. Если кто-либо из восточных рабочих начнёт снижать производительность труда, то к нему будет применена сила и даже оружие».[36]


Помимо ежедневного изматывающего физического труда, тяжёлое положение военнопленных осложнялось и крайней скудностью питания.

Для восстановления работоспособности каждый военнопленный получал на 6 недель: до 100 грамм искусственного мёда в неделю, до 50 г трески в неделю, до 3,5 кг картофеля в неделю. При этом добавочное питание можно было получать только 6 недель. Во время маршей военнопленные гибли сотнями как из-за голода и физического истощения, так и в результате расстрелов при неповиновении или попытках бегства.

Советские военнопленные массово умирали в немецких лагерях военнопленных, особенно в сборных лагерях, в которых они содержались в первое время после пленения, от истощения в результате скудного питания; кроме того, нередко их целенаправленно уничтожали. Стремясь к массовому уничтожению советских военнопленных, власти нацистской Германии обрекали солдат Красной Армии на вымирание от голода и инфекционных заболеваний, не оказывая им никакой медицинской помощи. Так, например, только на территории Польши, по данным польских органов власти, захоронено 883 тыс. 485 чел. советских военнопленных, погибших в многочисленных нацистских лагерях[38]

Установлено, что первым массовым уничтожением в концентрационном лагере с применением отравляющих веществ было истребление именно советских военнопленных; только затем этот метод был применён для уничтожения евреев.


3. Просмотр документальной хроники


Учитель.

– Когда война будет окончена и Германия подпишет акт о безоговорочной капитуляции странами-победителями будет принято решение провести в октябре 1946 года в Нюрнберге Международный трибунал над военными преступниками нацистской Германии. На одном из судебных заседаний были предъявлены кадры преступлений, совершенными фашистскими извергами …

Эти документальные свидетельства кровавой трагедии я оставлю без комментариев….

Кадры из фильма «НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС» (видео)


Учитель отрывает листки календаря, висевшего на школьной доске.

- 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

27 миллионов жертв – наших соотечественников.

Из 18 летних – погиб каждый третий.

В среднем ежедневно уходило 15 тысяч человек….

Если бы мы решили почтить каждого минутой молчания…потребовалось бы 38 лет.


Учитель берет в руки командирский планшет, в котором заранее заготовлены «фронтовые треугольники» и раздает условные «письма с фронта» в аудиторию.


- Я предлагаю вам стать жителем тыловой части страны, которые ждут писем с фронта.

От своих близких. Самых близких и дорогих людей… Вы получите весточку с фронта. На этих треугольниках нет обратного адреса. Но это – письмо вам. Я НЕ НАСТАИВАЮ, МОЖЕТЕ НЕ ОТКРЫВАТЬ… Не каждый же хочет знать КАК ВЫГЛЯДИТ похоронка…


4. Заключительная часть урока.


На экране видеоряд фотографий с фронта на фоне песни «Москвичи» в исполнении Марка Бернеса.(Учитель останавливает метроном).


-Среди тех, кто ушел на фронт были жители горных аулов и сибирской тайги, мордовской глубинки и столичных городов. Они все внесли свой вклад в победу. И звезды на обелисках – это наша НАГРАДА за то, что они подарили нам ЖИЗНЬ, жертвуя жизнью своей….

Учитель накидывает на себя медицинский халат, выступая в роли врача. В руках – пинцет с зажатой в нём пулей.

- Мы говорили о цене Победы. А какова была цена человеческой жизни?

Чем можно было пожертвовать раненому бойцу, лежащему без сознания на койке прифронтового госпиталя?

- Что могли отдать за счастливый миг возвращения к жизни своего брата, сына… или отца родные, ждавшие их возвращения с фронта?...

- И чем было можно измерить цену той минуты, когда врачи возвращают тебя к жизни, оставляя на память несколько граммов металла, извлеченного из искореженного тела.

После чего ты начинаешь снова слышать БИЕНИЕ СВОЕГО СЕРДЦА…


Учитель бросает «извлеченную» пулю на тарелку и запускает Метроном…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!