Тема: Природа. Ценность природы для людей
Цель: познакомить с разнообразием природы.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся договариваться и приходить к общему решению.
Оборудование: картинки с изображением объектов природы н предметов рукотворного мира.
Ход урока
I Организационный момент
II Знакомство с учебником
Перед вами новый учебник по курсу «Окружающий мир» . Рассмотрите его обложку.
Назовите автора учебника. {Андрей Анатольевич Плешаков.)
Откройте учебник на второй странице. Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять на уроках.
III. Самоопределение к деятельности
Прочитайте на с. 3 название первого раздела. («Как устроен мир».)
Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
— Прочитайте на с. 4 название темы урока.
— Что мы узнаем на уроке? (На какие царства ученые делят живую природу.)
— Чему научимся? (Классифицировать объекты природы.)
Итак, на уроке мы познакомимся с разнообразием природы, научимся классифицировать объекты природы, будем говорить о ценности природы для людей.
IV. Работа по теме урока
Беседа
Классификация объектов природы
— Отгадайте русские народные загадки.
• Не княжеской породы, а ходит с короной; не ратный ездок, а с ремнем на ноге; не сторожем стоит, а всех рано будит. (Петух.)
• Тонка, длинна, одноуха, остра, всему свету красна. (Игла.)
• Встаю я рано, бело да румяно, да как распущу золотые волосы, да выйду за город - и человек, и зверь возрадуются. (Солнце.)
- В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зеленом кафтане. Богач не велик, а орешками наделит. (Орешник.)
- По веткам скачет, да не птица, рыжая, да не лисица. (Белка.)
- Ходит скалка по дороге, грузная, огромная. И теперь у нас дорога, как линейка, ровная. (Дорожный каток).
- Этой бабке сто лет, горба у неё нет, высоконько торчит, далеконько глядит. придет смерть за старушкой, станет бабка избушкой (сосна)
- Черен, да не ворон, рогат, да не бык. (Жук)
- Шапка набекрень, спрятался за пень. Кто приходит близко, кланяется низко. (Гриб)
- Крупно, дробно зачастило и всю землю напоило (Дождь)
- На какие группы можно разделить природные объекты? (На живую и неживую природу.)
- Назовите объекты живой природы. (Петух, орешник, белка, жук, гриб, сосна.)
- Назовите объекты неживой природы. (Солнце, дождь.)
— Природу распределяют по группам на живую и неживую. Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.)
Живую природу изучает наука биология (от греческих слов «биос» — жизнь, «логос» — наука).
(Учитель на доске записывает термин и развешивает картинки.) Внимательно рассмотрите объекты живой природы на доске. На какие группы их можно разделить? (Животные, растения, грибы.)
Ученые-биологи такие группы животных называют царствами: царство животных, царство растений, царство грибов.
(Учитель записывает термин на доске.)
Есть еще одно царство, в котором живут крошечные организмы бактерии. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп — увеличительный прибор. Многие бактерии в тысячи |м I меньше песчинки. Бактерии — это царство живой природы. Назовите объекты царства животных.
- Назовите объекты царства растений.
- Назовите объекты царства грибов.
- Назовите объекты царства бактерий.
- Нарисуйте схему.
Связи в природе
Мы с вами определили, что все объекты природы можно разделить на живые и неживые.
- Связаны ли между собой эти группы?
- Приведите примеры связей, используя картинки с изображением предметов, развешенные на доске. (Белка питается орехами и грибами. Солнце и дождь помогают расти орешнику.)
Благодаря солнцу, дождю, воде, воздуху живут и растут растении. Растения служат животным пищей. Живая и неживая природа связаны между собой.
- Приведите еще примеры связей в природе.
Ценность природы для людей
- Откройте учебник на с. 6. Найдите и прочитайте предложении, которые говорят о том, что дает нам природа.
— Может ли человек обойтись без природы? Докажите.
— Прочитайте вывод в учебнике на с. 7.
V. Физкультминутка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимали ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто из нас вот так шагал —
Не споткнулся, не упал.
Вот мы в лес пришли,
Белый гриб нашли.
Вот грибок, другой грибок.
Положу их в кузовок.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 3).
— Объекты какой природы изображены на рисунке? (Живой природы.)
— О каком признаке живой природы говорит первый рисунок? (О дыхании.)
(Аналогично разбираются следующие рисунки.)
(Ответы: рис. 2 — питаются; рис. 3 — растут; рис. 4 — развиваются; рис. 5 — приносят потомство; рис. 6 — умирают.)
— Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.)
№ 2 (с. 3).
Заполните схему.
- К какому царству относится цветок? {К царству растений.)
- А заяц? (К царству животных.)
— А гриб? ( К царству грибов.)
— Что вы можете сказать о последнем рисунке? (Это царство бактерий.)
№ 3 (с. 4).
— Приведите примеры для каждого царства. Запишите. Прочитайте.
№ 6 (с. 5).
- Расшифруйте схему.
- Рассмотрите первый рисунок. Найдите предложение, соответствующее этому рисунку. (Природа охраняет наше здоровье.)
- Рассмотрите второй рисунок. Найдите предложение, соответствующее этому рисунку. (Природа восхищает нас своей красотой.)
- Продолжите работу самостоятельно.
(Учащиеся проводят самопроверку. Один ученик читает ответы, другие проверяют.)
(Ответы: рис. 3 — дает нам тепло, свет, воздух, воду и пищу; рис.. 4 - дает нам разные материалы для хозяйства; рис. 5 — дарит мим радость открытий; рис. 6 — учит нас доброте.)
- Как вы понимаете выражение «Природа дарит нам радость открытий»?
Природа вдохновляет нас на разработку новых технологий и современной техники. В 1957 г. обыкновенный репейник намекнул швейцарского инженера Жоржа де Местраля на мысль, в результате появились застежки-липучки. Однажды ученый обрати внимание на репейник, приклеившийся к его одежде. Растение Гнало покрыто крохотными крючочками, ими оно цеплялось за шерсть животных и одежду людей. Потратив на свое изобретение восемь лет, Жорж де Местраль создал так называемую липучку синтетический материал, сделанный из двух нейлоновых полосок. Одна полоска покрыта крошечными петельками, а вторая - мельчайшими крючочками. Когда их соединяют вместе, они крепко прилипают друг к другу, но легко могут снова разделиться.
VII. Рофлексия
Откройте учебник на с. 6.
(Учащиеся работают в парах, отвечают на вопросы учебника.) Какое задание вы придумали для ребят? Кто будет выполни п. ваше задание?
(Ученики выполняют придуманные для них задания, учитель)
VIII Подведение итогов урока
- Что такое природа?
- На какие группы делят природу?
- Назовите царства живой природы.
- Назовите значение природы для людей.
- Какое задание на уроке было для вас самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 4—6, ответить на вопросы на с. 7.
Рабочая тетрадь: № 4—5 (с. 4).